Сд. 01 стратегический менеджмент — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сд. 01 стратегический менеджмент

2018-01-13 292
Сд. 01 стратегический менеджмент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Рабочая программа для подготовки бакалавров по направлению 080500.62 «Менеджмент» 4 курс……………………………………………………...3

2. Ситуации и кейсы……………………………………………………………..62

3. Контрольные задания по дисциплине…………………………………….75

3.1. Варианты вопросов для проведения контрольных работ по модулям…………………………………………………………………………………….75

3.2.Тестовые задания по дисциплине……………………………………….79

4. Перечень ключевых слов……………………………………………………..99

5. Глоссарий……………………………………………………………………..101

 

 

1. по основной образовательной программе подготовки бакалавра по направлению 080500.62 «Менеджмент» 4 курс

Выписка из профессиональной образовательной программы

Содержание программы курса «Стратегический менеджмент»

Модуль I - «Сущность и становление стратегического менеджмента»

В первом модуле раскрывают особенности, предпосылки, условия и факторы возникновения и развития стратегического менеджмента, определяется сущность, структура и содержание стратегического менеджмента, функции стратегического менеджмента, устанавливаются особенности стратегического управления в условиях конкуренции, определяются технологии стратегического управления в условиях современной российской экономики.

Тематика лекций

Тема 1. Введение в стратегический менеджмент: сущность стратегического менеджмента. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.

Сравнение оперативного и стратегического управления по ключевым характеристикам управления организацией (миссия, учет фактора времени, основа построения системы управления, подход к управлению персоналом, критерий эффективности управления).

Определение «стратегического управления» как стиля, который опирается на человеческий потенциал организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает организации возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Стратегический менеджмент как фактор успешного выживания в рыночных условиях.

Стратегическое управление – взгляд из будущего в настоящее.

Стратегия как генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.

Стратегический менеджмент – теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации.

Стратегические тенденции развития экономики.

 

Тема 2. Особенности стратегического управления организацией. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.

Возможности стратегического управления организацией.

Недостатки стратегического менеджмента (отсутствие возможности создания точной картины будущего состояния организации, отсутствие описательной теории, значительные финансовые и временные затраты, усиление негативных последствий вследствие ошибок стратегического предвидения, сложность реализации стратегических планов).

Приоритеты при осуществлении стратегического управления. Организационная культура и реализация стратегического управления. Стратегические ресурсы производственной системы.

Тема 3. Содержание и структура стратегического управления. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.

Функции и принципы стратегического менеджмента как инструмента повышения эффективности и конкурентоспособности объектов. Перспективное планирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический маркетинг, стратегическое управление, стратегический менеджмент. Понятие стратегических нормативов.

Стратегический маркетинг - управление персоналом по разработке стратегии - разработка стратегического плана. Стратегический менеджмент как часть реформирования предприятия. Специфические принципы стратегического менеджмента (ответственность за уровень организационных работ по СМ, ориентация деятельности организации на стратегические инновационные проекты, стратегия обеспечения конкурентоспособности организации должна базироваться на использовании эксклюзивных ценностей).

Стратегическое управление как совокупность пяти управленческих процессов (анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии).

Структура стратегического менеджмента (по Р.А.Фатхутдинову). Главная цель стратегического менеджмента. Увеличение затрат на стратегический менеджмент – повышение качества всех компонентов системы – снижение эксплуатационных затрат (цепочка достижения стратегических целей). Роль целевой подсистемы (стратегия повышения качества).

Повышение роли методического, информационного обеспечения системы в стратегическом менеджменте. Введение функций стратегического маркетинга, разработке стратегии фирмы.

Два компонента управляющей подсистемы: разработка стратегического управленческого решения и управление персоналом по реализации стратегических планов. Компоненты «внешней среды» системы стратегического менеджмента. Компоненты входа системы стратегического менеджмента. Компоненты обратной связи системы стратегического менеджмента.

Тема 4. Стратегическое управление и конкурентоспособность предприятия. Концепция стратегических групп. - 2 часа лекция, 4 часа практические занятия.

Сущность понятия «конкурентные преимущества». Создание и поддержание конкурентных преимуществ. Анализ субъектов рыночной среды.

Виды конкурентных преимуществ. Ценовая характеристика. Дифференциация. Положение на рынке.

Стратегия создания конкурентных преимуществ. Стратегия лидерства в цене. Стратегия дифференциации. Стратегия концентрации внимания на интересах конкретных потребителей.

Чистая конкуренция, совершенная конкуренция и эффективная конкуренция.

Модель пяти сил конкуренции. Соперничество со стороны продавцов. Конкуренция со стороны товаров. Угроза появления новых конкурентов. Экономические возможности поставщиков. Экономические возможности покупателей.

Концепция стратегических групп. Понятие стратегических групп. Характеристики стратегических групп (по Портеру). Составление карты стратегических групп. Анализ стратегических групп.

Факторы, влияющие на стратегию конкурентной борьбы. Стадии зарождения, роста, зрелости и отмирания сектора отрасли. Позиция компании в отрасли (доминирующая, второстепенная и критическая).

Понятие конкурентного статуса фирмы. Расчет КСФ по И.Ансофф. Расчет КСФ по Портеру. Уровень конкурентных преимуществ фирмы и КСФ. Проблема достаточности развития стратегического потенциала фирмы и условий внешней среды для создания конкурентных преимуществ.

Тема 5. Эволюция стратегического менеджмента. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.

Стратегическое управление как результат развития управления в целом. Основные достижения в развитии менеджмента до 1990 года.

Предшественники теории и практики стратегического управления. Учения Сунь-Цзы, Карла фон Клаузевица по вопросам стратегического управления.

Основоположники современной теории стратегического управления. Учения: Ф. Абрамс, И. Ансофф, С.Арджирис, П. Друкер, Дж. Куин, Г. Минцберг, Т.Птерс, М. Портер, К. Прахалад, Г. Саймон, П. Сенге, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Хофер, Э.Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс.

Тема 6. Технология стратегического менеджмента. - 4 часа лекция, 4 часа практические занятия.

Организация работ по внутрифирменному стратегическому планированию и контролю. Единая система функциональных планов и заложенные в ней принципы планирования.

Целеполагание как процесс разработки стратегии и тактики организации. Схема взаимодействия элементов системы стратегического планирования и контроля в процессе их осуществления. Функции корпоративной службы стратегического планирования. Модель разработки корпоративного стратегического плана.

Контрольная работа Модуль I

Планы семинарских занятий и домашних заданий

 

Семинарское занятие №1

Тема 1: Введение в стратегический менеджмент: сущность стратегического менеджмента.

1. Позиция стратегического управления в общей системе менеджмента.

2. Факторы, определяющие необходимость стратегического управления. Раскройте роль и влияние каждого фактора.

3. Специфические особенности стратегического управления по сравнению с тактическим и оперативным.

4. Взаимосвязь понятий реформирование и стратегическое управление.

5. Основные понятия составляющие «язык» стратегического управления. Раскройте их содержание.

6. Объект и предмет стратегического управления. Приведите примеры.

7. Отличительные особенности стратегических решений.

Домашнее задание.

1. Стратегические тенденции в экономике.

2.Отличительные особенности стратегического управления в государственной службе, отличающее его от стратегического управления в коммерческих организациях.

Список рекомендуемой литературы:

1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999.

2. Боулин, К. Основы стратегического менеджмента. - М., 1997

3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Гардарики, 1995.

4. Гаппоненко, А.Л. Особенности управления в государственной службе // государственная служба. 1997. №0. – с. 28-35.

5. Гаппоненко, А.Л., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега – Л, 2004.

6. Карлоф, Б. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 1991.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002.

8. Овчинников, О.В. Самодов, А.Т. Основы стратегического менеджмента: учебное пособие. - Архангельск: СГМУ, 2004.

 

Семинарское занятие №2

Тема 2:Особенности стратегического управления организацией

1. Возможности стратегического управления организацией.

2. Недостатки стратегического менеджмента

3. Приоритеты при осуществлении стратегического управления.

4. Приоритеты при осуществлении стратегического управления.

5. Стратегические ресурсы производственной системы.

Домашнее задание:

1. Опишите научные подходы, которые следует применять при стратегическом управлении организацией.

2. Какие экономические законы функционирования рынка следует анализировать при разработке стратегических решений?

3. Какие законы организации следует анализировать при разработке стратегических решений?

Список рекомендуемой литературы:

1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999.

2. Боулин, К. Основы стратегического менеджмента. - М., 1997

3. Баринов, В.А., Харченко, В.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Виханский, О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардемарина, 1999.

5. Гаппоненко, А.Л., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега – Л, 2004.

6. Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации: учебное пособие. – М.: ЗАО. Бизнес-школа «Интел – синтез», 2003.

7. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. – М.: Аспект – Пресс, 2004.

8. Кэмбел, Д. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2003.

Семинарское занятие №3

Тема 3: Содержание и структура стратегического управления

1. Функции и принципы стратегического менеджмента. Специфические принципы стратегического менеджмента.

2. Типы стратегического планирования.

3. Стратегические нормативы.

4. Стратегический менеджмент как часть реформирования предприятия.

5. Пять управленческих процесса стратегического управления организацией. Их содержание и значение.

6. Структура стратегического менеджмента.

7. Компоненты управляющей подсистемы.

8. Компоненты входа системы стратегического менеджмента.

9. Компоненты обратной связи системы стратегического менеджмента.

10. Почему целевая подсистема системы менеджмента находится на выходе системы?

11. Какова связь между входом и выходом системы стратегического менеджмента?

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999.

2. Боулин, К. Основы стратегического менеджмента. - М., 1997

3. Баринов, В.А., Харченко, В.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Виханский, О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардемарина, 1999.

5. Гаппоненко, А.Л., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега – Л, 2004.

6. Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации: учебное пособие. – М.: ЗАО. Бизнес-школа «Интел – синтез», 2003.

7. Кэмбел, Д. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2003.

8. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М., 1997.

 

Семинарское занятие №4

Тема 4: Стратегическое управление и конкурентоспособность предприятия. Концепция стратегических групп.

1. Что Вы понимаете под конкуренцией и конкурентоспособностью?

2. Чистая конкуренция, совершенная конкуренция и эффективная конкуренция.

3. Модель пяти сил конкуренции.

4. Сущность понятия «конкурентные преимущества». Создание и поддержание конкурентных преимуществ.

5. По каким признакам классифицируются конкурентные преимущества организации?

6. Перечислите основные факторы конкурентного преимущества организации.

7. Конкурентные стратегии.

8. Концепция стратегических групп.

9. Понятие конкурентного статуса фирмы.

Домашнее задание:

1. Перечислите основные факторы конкурентного преимущества вашей организации.

2. Какие конкурентные стратегии получили наибольшее распространение в современной России.

Список рекомендованной литературы:

1.Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

2. Азоев, Г.Л., Челенов, А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Типография «Новости», 2000.

3. Виханский, О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардемарина, 1999.

4. Портер, М. Конкуренция: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

5. Портер, М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.

6. Томпсон, А.А., Стрикланд, А. Дж. Стратегический менеджмент. – Банки и биржи; Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

7. Фатхудинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. Экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: «Маркетинг», 2002.

8. Хамел, Г., Прахалад, К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М.: «Олимп – Бизнес», 2002.

 

Семинарское занятие №5

Тема 5: Эволюция стратегического менеджмента

1. Стратегическое управление как результат развития управления в целом. Основные достижения в развитии менеджмента до 1990 года.

2. Предшественники теории и практики стратегического управления. Основоположники современной теории стратегического управления.

3. Место и роль стратегического управления в общей эволюции управленческой мысли.

 

Список рекомендованной литературы:

1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2006.

2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2007.

3.Гончаров В.И. Менеджмент – Мн. Мисанта, 2003.

4.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000.

5. Дункан, Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников управления и управленческой практики. – М.: Дело, 1996.

6.Радугин А.А. Основы менеджмента. М.: Центр, 2005.

7. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проспект, 2002.

8.Семенова И.И. История менеджмента. М.: ЮНИТИ,1999.

9.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.

10. Минцберг, Г., Альстрэнд, Б., Лэмпел, Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000.

11. Тридцать шесть стратагем: Китайские секреты успеха / пер. с кит. В.В. Малявина. – М.: Белые альвы, 2000.

 

Семинарское занятие № 6

Тема 6: Технология стратегического менеджмента

1. Организация работ по внутрифирменному стратегическому планированию и контролю.

2. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования (ВФП).

3. Перспективное ВФП.

4. Среднесрочное и бюджетное планирование.

5. Организационные формы ВФП.

6. Планирование деятельности производственных подразделений.

7. Единая система функциональных планов и заложенные в ней принципы планирования.

8. Целеполагание как процесс разработки стратегии и тактики организации.

9. Схема взаимодействия элементов системы стратегического планирования и контроля в процессе их осуществления.

10. Функции корпоративной службы стратегического планирования.

11. Модель разработки корпоративного стратегического плана.

Домашнее задание:

Опишите особенности ВФП в зарубежных фирмах.

Список рекомендованной литературы:

1. Ансофф, И. Стратегическое управление. – М., 1998.

2. Боулин, К. Основы стратегического менеджмента. - М., 1997

3. Баринов, В.А., Харченко, В.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Виханский, О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардемарина, 1999.

5. Гаппоненко, А.Л., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега – Л, 2004.

6. Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации: учебное пособие. – М.: ЗАО. Бизнес-школа «Интел – синтез», 2003.

7. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. – М.: Аспект – Пресс, 2004.

8. Кэмбел, Д. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2003.

9. Минцберг, Г., Куин, Дж. Б., Гошал, С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2000.

10. Томпсон, А.А., Стрикланд, А. Дж. Стратегический менеджмент. – Банки и биржи; Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

 

Семинарское занятие № 7

Тема 7: Стратегический анализ среды. Сущность и составляющие

1. Охарактеризуйте сущность и задачи стратегического анализа.

2. Структура внешней среды и ее основные факторы.

3. Расскажите о содержании социально-политической компоненты анализа внешней среды.

4. Какое влияние могут оказывать демографические факторы на деятельность организации?

5. Дайте характеристику влияния экологических факторов.

6. Какие факторы входят в состав экономической компоненты? Охарактеризуйте влияние каждого из этих факторов.

7. Расскажите о существующих подходах к изучению компонент внешней среды.

8. Методы наблюдений при создании системы отслеживания внешней среды.

9. Назовите цели и задачи проведения анализа непосредственного окружения.

10. Как проводится анализ покупателей, поставщиков и конкурентов организации?

11. Сущность анализа рынка рабочей силы.

12. Охарактеризуйте содержание срезов внутренней среды и их связь с организационной культурой.

13. Какие приемы анализа среды применяются в стратегическом менеджменте?

14. Какие тенденции российского рынка можно рассматривать как возможности, а какие – как угрозы? Обоснуйте свой ответ.

15. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед российскими предприятиями различных отраслей.

16. Какие изменения макросреды могут влиять на компанию через заинтересованные группы в микросреде? Приведите примеры.

17. Для чего используется метод составления профиля среды? В чем он состоит?

18. В чем заключается сценарное планирование?

19. Как оценить эффективность сценарного планирования?

Домашнее задание 1. Проведите STEP – анализ среды предприятия (на конкретном примере).

Домашнее задание 2. Проведите SWOT- анализ среды предприятия (на конкретном примере).

Домашнее задание 3. Известно, что экономические возможности покупателе определяются способностью навязывать продавцам условия сделки.

Перечислите четыре основные ситуации, когда влияние покупателей имеет высокую степень.

Домашнее задание 4. Вампоручено провести маркетинговый аудит предприятия, выпускающего товары промышленного назначения. Составьте перечень вопросов для руководителя и специалистов предприятия, ответы на которые позволят вам установить положение дел на предприятии и выработать рекомендации по развитию стратегического маркетинга.

Список рекомендуемой литературы:

1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999.

2. Баринов, В.А., Харченко, В.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Виханский, О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардемарина, 1999.

4. Гаппоненко, А.Л., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега – Л, 2004.

5. Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации: учебное пособие. – М.: ЗАО. Бизнес-школа «Интел – синтез», 2003.

6. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. – М.: Аспект – Пресс, 2004.

7. Кэмбел, Д. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2003.

8. Минцберг, Г., Куин, Дж. Б., Гошал, С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2000.

9. Томпсон, А.А., Стрикланд, А. Дж. Стратегический менеджмент. – Банки и биржи; Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

 

Семинарское занятие № 8

Тема 8: Формирование миссии и целей организации

1. От каких факторов зависит миссия организации?

2. Сформулируйте миссию организации, в которой вы учитесь (работаете).

3. Как соотносятся миссия и цели организации, в чем они различаются?

4. Расскажите о видах целей в организации.

5. Укажите основные различия стратегических и тактических целей.

6. Назовите общие направления для выработки целей.

7. Охарактеризуйте фазы установления целей и их содержание.

Домашнее задание:

1.Какова миссия города, в котором вы живете?

2. Какие цели развития города можно поставить в рамках стратегии развития этого города?

Список рекомендованной литературы:

1. Виханский, О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардемарина, 1999.

2. Гаппоненко, А.Л., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега – Л, 2004.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.

4. Минцберг, Г., Куин, Дж. Б., Гошал, С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2000.

5. Томпсон, А.А., Стрикланд, А. Дж. Стратегический менеджмент. – Банки и биржи; Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

 

 

Семинарское занятие №9

Тема9: Выработка стратегии развития организации

1. Дайте характеристику основным стратегиям поведения организации на рынке.

2. Что такое базисные стратегии? От состояния каких элементов они зависят?

3. Расскажите о стратегии концентрированного роста и ее типах.

4. Какие условия необходимы для применения стратегии интеграции? Назовите виды стратегии интегрированного роста.

5. Какие факторы предопределяют выбор стратегии диверсификации?

6. Охарактеризуйте виды стратегии диверсифицированного роста.

7. Дайте характеристику этапов определения стратегии фирмы.

8. Что представляет собой анализ портфеля продукции? Какие этапы (шаги) он предусматривает?

9. Как производится анализ ключевых факторов внутренней и внешней среды?

10. Что включает в себя оценка новой стратегии?

Домашнее задание:

Приведите примеры стратегий и правил и проанализируйте, как они связаны между собой.

Список рекомендованной литературы:

1. Ансофф, И. Стратегическое управление. – М., 1998.

2. Боулин, К. Основы стратегического менеджмента. - М., 1997

3. Баринов, В.А., Харченко, В.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Виханский, О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардемарина, 1999.

5. Минцберг, Г., Куин, Дж. Б., Гошал, С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2000.

6. Томпсон, А.А., Стрикланд, А. Дж. Стратегический менеджмент. – Банки и биржи; Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

 

Семинарское занятие №10

Тема10: Реализация и контроль стратегии

1. Охарактеризуйте функции руководства при выполнении стратегии.

2. Расскажите о видах стратегических изменений в организации.

3. В чем сущность комплексного подхода к проведению организационных изменений?

4. Расскажите о сущности и задачах стратегического контроля.

5. Как оценить эффективность реализации стратегии в организации?

6. Почему организационная культура является объектом стратегических изменений?

Список рекомендованной литературы:

1. Ансофф, И. Стратегическое управление. – М., 1998.

2. Боулин, К. Основы стратегического менеджмента. - М., 1997

3. Баринов, В.А., Харченко, В.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Виханский, О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардемарина, 1999.

5. Кэмбел, Д. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2003.

6. Минцберг, Г., Куин, Дж. Б., Гошал, С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2000.

7. Томпсон, А.А., Стрикланд, А. Дж. Стратегический менеджмент. – Банки и биржи; Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

 

Семинарское занятие №11

Тема11: Концепция продукта в стратегическом менеджменте. Разработка стратегий отдельных бизнесов и их систем.

1. Дайте описание профиля продукта (по Вашему усмотрению) для производителя и потребителя.

2. Что является критерием для разграничения продуктов на вещи и услуги?

3. Как отдельные факторы влияют на имидж продукта?

4. Охарактеризуйте направления обновления продукта.

5. В какой мере матрица «рост – доля рынка» отражает жизненный цикл продукта?

6. Охарактеризуйте влияние отдельных подходов к конкуренции на решение фирмы в отношении продукта.

7. Какая точка зрения на фирму представлена в схемах Котлера, описывающих эволюцию маркетинга в организации?

8. Опишите взаимосвязь маркетинга и стратегического управления.

9. В чем заключается концепция стратегического маркетинга?

10. Перечислите функции стратегического маркетинга.

11. Из каких компонентов состоит дерево конкурентоспособности товара и фирмы?

Домашнее задание:

1. Проиллюстрируйте примером потребительские свойства марки как составляющей продукта.

2.Предложите возможные стратегии продукта, находящегося в фазе роста.

3. Приведите примеры новых продуктов, давших толчок глубоким изменениям на рынке.

4. Приведите примеры того, как неверные предположения привели к поражению в конкурентной борьбе.

Список рекомендованной литературы:

1. Ансофф, И. Стратегическое управление. – М., 1998.

2. Баринов, В.А., Харченко, В.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. – М.: АО «Интерэксперт», «Экономика», 1995.

4. Виханский, О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардемарина, 1999.

5. Дэй, Дж. Стратегический маркетинг. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Ефремов, В.С. Стратегия бизнеса. – М.: Финпресс, 1998.

7. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.:, 1998.

8. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: европейская перспектива. – СПб.: Наука, 1996.

9. Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учебник. М.: ИКФ «Омега-Л», 2002.

10. Минцберг, Г., Куин, Дж. Б., Гошал, С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2000.

11. Томпсон, А.А., Стрикланд, А. Дж. Стратегический менеджмент. – Банки и биржи; Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

Семинарское занятие №12

Тема12: Методы стратегического планирования, применяемые зарубежными фирмами.

1. Основания долгосрочного планирования в зарубежных фирмах.

2. Трансформация системы планирования.

3. Компоненты долгосрочного планирования.

4. Задания долгосрочного плана в фирмах США, Европы и Японии.

5. Формирование индивидуальной стратегии в японских корпорациях.

6. Планирование в условиях неопределенности.

7. Многофакторные аналитические модели.

Список рекомендованной литературы:

1. Ансофф, И. Стратегическое управление. – М., 1998.

2. Баринов, В.А., Харченко, В.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Доллан, Э. Рынок: микроэкономическая модель. - СПб., 1994.

4. Степанов, М.В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США. – М.: Наука, 1990.

5. Минцберг, Г., Куин, Дж. Б., Гошал, С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2000.

6. Райзбере, Б. Рыночная экономика. - М., 1995.

7. Томпсон, А.А., Стрикланд, А. Дж. Стратегический менеджмент. – Банки и биржи; Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

8. Хейне, П. Экономический образ мышления. - М., 1991.

 

Семинарское занятие №13

Тема 13: Принципы формирования экономической стратегии.

1. Понятие экономической стратегии. Основные составляющие.

2. Локальные цели экономической стратегии.

3. Товарная стратегия.

4. Стратегия ценообразования.

5. Стратегия взаимодействия с рынками производственных ресурсов.

6. Стратегия поведения на рынке ценных бумаг.

Список рекомендованной литературы:

1. Ансофф, И. Стратегическое управление. – М., 1998.

2. Баринов, В.А., Харченко, В.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Градов, А.П. Экономическая стратегия фирмы. - СПб., 1995.

4. Доллан, Э. Рынок: микроэкономическая модель. - СПб., 1994.

5. Коуз, Р. Фирма, рынок, право. - М., 1993.

6. Кульман, А. Экономический механизм - М., 1993.

7. Минцберг, Г., Куин, Дж. Б., Гошал, С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2000.

8. Райзбере, Б. Рыночная экономика. - М., 1995.

9. Томпсон, А.А., Стрикланд, А. Дж. Стратегический менеджмент. – Банки и биржи; Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

10. Хейне, П. Экономический образ мышления. - М., 1991.

 

Семинарское занятие №14

Тема 14: Стратегия предотвращения несостоятельности фирмы.

1. Понятие банкротства, признаки банкротства. Диагностика банкротства. Критические показатели.

2. Характеристики поведения управленческой команды, пришедших к банкротству.

3. Правовое регулирование несостоятельности.

4. Процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).

5. Реакция фирмы на кризисное состояние.

6. Антикризисное управление: возможности и техники его реализации.

7. Выбор стратегии предотвращения банкротства.

Список рекомендованной литературы:

1. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учеб. Пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

2. Ван Хорн Основы управления финансами: Пер. с англ./ Гл. ред. серии Я.В. Соколов. — М.: Финансы и статистика, 1997.

3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Градов А.П., Кузин Б.И., Федотов А.В. и др.: Под ред. А.П. Градова. — СПб.: Специальная литература, 1996.

4. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Г.З. Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др.; под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

5. Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного состояния в конкурентоспособное / Ириков В.А., Глушков Г.А., Ильдеменов С.В. и др.; Под ред. В.А. Ирикова. — М.: ТОО "Издательство "Аллегро-пресс". 1996.

 

Варианты модульных контрольных работ

Тема: Реализации стратегии

1. В чем состоит этап реализации стратегии?

2. Какова структура процесса реализации стратегии?

3. Охарактеризуйте основные условия успешной реализации стратегии компании.

4. Какие организационные изменения осуществляются в системе стратегического управления?

5. Какие уровни стратегических изменений можно выделить при реализации стратегии?

6. Почему возникает сопротивление при реализации стратегии и как оно проявляется?

7. Каковы рекомендации для преодоления сопротивления персонала стратегическим изменениям?

8. Какие способы преодоления противодействия запланированным организационным изменениям вы можете назвать?

9. В чем заключается взаимосвязь между реализацией стратегии и организационной структурой компании?

10. Охарактеризуйте преимущества и недостатки различных типов организационных структур управления с точки зрения стратегического управления.

11. Какую роль в реализации стратегии играет организационная культура?

12. Обоснуйте различия показателей результативности эффективности. Приведите примеры конкретных показателей эффективности и результативности, которые используются в практике работы организаций:

а) коммерческих;

б) некоммерческих.

13. Какие методы контроля вы знаете? Приведите примеры каждого из них.

14. Что такое бенчмаркинг? Приведите примеры организаций и видов их деятельности, где сегодня применяется бенчмаркинг с наибольшим результатом.

15.Какая из корпоративной стратегии реализуется в вашей организации?

16. Что необходимо сделать для реализации данной стратегии вашей организации? В чем заключаются соответствующие стратегические изменения?

17. Какие изменения притерпит организационная структура вашей организации?

18. Как изменится корпоративная культура вашей организации?

19. Кто и как будет осуществлять стратегические изменения?

20.От кого следует ожидать сопротивления организационным изменениям?

Примерная тематика курсовых работ по курсу «Стратегический менеджмент»

1. Стратегическое планирование как процесс управления.

2. Стратегический менеджмент как процесс эффективного управления.

3. Современная организация и ее поведение на рынке.

4. Основы предпринимательского управления развитием организации.

5. Целеполагание как процесс разработки стратегии.

6. Основные области выработке стратегий поведения на рынке.

7. Программно-целевой метод планирования и управления.

8. Организация работ по внутреннему планированию.

9. Технология стратегического менеджмента.

10. Методы стратегического планирования.

11. Анализ внутренней и внешней среды для оценки стратегической ситуации организации.

12. Экономическая стратегия организации.

13. Управление реализацией стратегии.

14. Формирование индивидуальной стратегии предприятия.

15. Стратегия предотвращения несостоятельности фирм.

16. Конкурентоспособность фирм в системе стратегического менеджмента.

17. Оценка производственно-сбытовых возможностей фирмы и стратегическое управление.

18. Методы стимулирования сбыта в стратегическом управлении.

19. Структура стратегического менеджмента.

20. Виды стратегий поведения организаций на рынке.

основные требования к ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа выполняется только в черно-белом варианте (в том числе и иллюстративный материал).

Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Размер абзацного отступа – 1,25 мм.

Применяется шрифт Times New Roman Cyr 14-го кегля, межстрочный интервал – полуторный. Не допускается подчеркивание и выделение текста полужирным шрифтом или курсивом.

Не допускаются таблицы и рисунки, помещаемые на отдельных страницах внутри параграфов (либо до рисунка (таблицы) либо после должно быть хотя бы одно предложение основного текста параграфа), переносы текста, таблиц и рисунков с образованием белых полей (пропусков), превышающих установленный полуторный межстрочный интервал.

Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа и заканчивая последним листом приложений. Число, обозначающее порядковый номер страницы, располагается в середине верхнего поля страницы. Исключение составляет титульный лист, порядковый номер которого (первый) не проставляется.

Заголовки разделов и параграфов КР пишутся полужирным шрифтом, не содержат переносов в словах и точки в конце. Расстояние между заголовком и текстом, а также между заголовками составляет 2 междустрочных одинарных интервала. Расстояние между строками одного заголовка соответствует одинарному междустрочному интервалу. Заголовок не должен быть последней строкой на странице, непосредственно за ним должен следовать текст, а не таблица или рисунок. Заголовки разделов работы пишутся ПРОПИСНЫМИ буквами по центру страницы (без абзацного отступа). С новой страницы всегда начинаются только главы (


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.223 с.