Тема 5.1 Малые группы в социальной психологии. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 5.1 Малые группы в социальной психологии.

2018-01-29 501
Тема 5.1 Малые группы в социальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: ознакомление с предметом социальной психологии малой группы, основными понятиями и подходами, сложившимися в области изучения малых групп. Анализ основных феноменов формирования, функционирования и динамики малой группы. Расширение представлений об особенностях поведения и взаимодействия личности в группе. Анализ статусно-ролевой позиции человека и феномен лидерства. Расширение представлений о коллективе как разновидности малой группы. Анализ феномена семья как малой группы (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).

 

 

Перечень изучаемых элементов содержания

 

Основные виды и характеристики малой группы. Социально-психологическая феноменология малой группы. Группа и личность. Лидерство и руководство. Коллектив как разновидность малой группы. Семья как малая группа.

 

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Малые группы: понятие, критерии, классификации, характеристики, структура, факторы возникновения, динамические процессы и механизмы группового развития. История и традиции развития исследований, основные теоретические подходы к исследованию малых групп в зарубежной и отечественной психологии.

2. Феномены сложившейся группы (групповые нормы и ожидания - регуляторы поведения личности в группе; феномен внутригруппового давления и групповой сплоченности; феномен группового принятия решения; факторы, влияющие на принятие группового решения).

3. Социально-психологические факторы, детерминирующие взаимодействие в малых группах. Позиции, статусы, роли членов группы. Социальное пространство как «поле» межличностных отношений и взаимодействий в малой группе. Формы и способы взаимовлияний в системе «личность – группа». Регуляторы поведения личности в группе: групповые нормы и ценности, групповые ожидания.

4. Лидерство и руководство: сущность, критерии, сравнительная характеристика. Основные направления теоретических и прикладных исследований лидерства и руководства в отечественной и зарубежной психологии. Особенности организации взаимодействия и взаимоотношений руководителей с лидерами.

5. Коллектив как разновидность малой группы. Виды коллективов: по виду основной деятельности, условиям труда, характеру социально-психологических связей, политической ориентации, степени устойчивости, уровням развития и т.п. Признаки и критерии коллектива. Стадии и уровни развития коллектива. Особенности групповых процессов в коллективе. Социально-психологические аспекты исследования коллектива. Постановка проблемы коллектива в отечественной социальной психо­логии (работы А.С. Макаренко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского и др.).

6. Семья как малая группа. Основные типы семьи: патриархальная, детоцентрическая и супружеская. Мотивация заключения брака и отношение к семье. Система семейных ценностей. Психологический климат семьи. Стадии и уровни развития взаимоотношений в семье. Основные кризисы взаимоотношений супругов. Проблема гармонизации межличностных отношений в семье.

Тема 5.2 Социально-психологические характеристики организаций.

Цель: познакомить с социально-психологическими характеристиками организаций и особенностями организационно-психологического сопровождения деятельности организации (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).

 

Перечень изучаемых элементов содержания

 

Социаьно-психологические характеристики организаций. Формальные, неформальные, сложные организации. Организационные цели. Особенности коммуникации. Социально-психологические проблемы производства (социально-психологический климат, эффективность управления, оценка персонала, организационное поведение и профессиональная карьера, социально-психологические характеристики производственного коллекти, организационная культура, социально-психологическое сопровождение кадровой работы в организации).

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Организация, как социально-психологический феномен (социально-психологические проблемы управления в организации; личность как объект и субъект управления; группа, как объект и субъект управления; психологические условия эффективного взаимодействия в системе «руководитель – подчиненный»; позиционные отношения;

2. Особенности коммуникации в организации (информационный обмен и взаимодействие как уровни управления в организации; социально-психологический климат организации и факторы его формирования; организационная культура и организационная социализация).

3. Рабочая группа (команда) как ключевой элемент организации; современные проблемы рекрутмента;

4. Социально-психологическое сопровождение кадровой работы в организации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 5

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся

Тема эссе:

1. Малые группы в социальной психологии

2. Лидерский потенциал и особенности его проявления во взаимоотношениях лидеров и членов малых групп.

3. Гендерный аспект лидерства.

4. Проблема развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.

5. Социально-психологический климат группы и пути его оптимизации.

6. Формальное и неформальное лидерство.

7. Сущность социально-психологического климата.

8. Групповые эффекты.

9. Особенности руководства малой группой.

10. Особенности принятия группового решения.

11. Феномен групповой сплоченности.

12. Конфликты в малых группах

13. Малая группа-понятие и классификация

14. Функции малой группы

15. Значимые характеристики малой группы

16. Референтная группа и ее функции.

17. Формальные и неформальные группы.

18. Групповые нормы.

19. Семья как малая группа.

20. Понятие малой группы и коллектива - базовые характеристики.

Эссе – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента в виде сочинения по рассматриваемой теме (проблеме). Рекомендуемый объем 1-3 страницы печатного текста (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный). Содержание подготовлено на базе не менее 3 научных источников, с оформлением цитирования в рамках принятых филологических норм русского языка. Оригинальность текста не менее 75%.

*(Выполняется как практическое задание в электронной образовательной среде)

 

 

Основными критериями оценки эссе являются:

Ø степень отражения изученного материала (эссе имеет четкую структуру, отраженную в тезисах);

Ø оригинальность подхода к проблеме;

Ø аргументация (привлекаются литературные и научные источники);

Ø способность обоснованно отстаивать свою точку зрения (эссе содержит критические идеи и комментарии автора).


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.