Бихевиоральная теория и гельштат-психология. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Бихевиоральная теория и гельштат-психология.

2018-01-29 210
Бихевиоральная теория и гельштат-психология. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Исследования выдающегося американского ученого – психолога, профессора Гарвардского университета Беррреса Скиннера в области поведения человека положили основу научающе - бихевиорального направления в теории личности, которое затем во всем мире стали применять и в целях практической мотивации трудового поведения. Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиоральное (от англ. behaviour – поведение) направление занимается доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорального направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми внутри человека, они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формируют трудовое поведение работника. Поведение работника в процессе его трудовой деятельности в высшей степени детерминировано и предсказуемо.
Основой бихевиоральной теории является изучение оперантного (от лат. оperatio – действие) поведения, вызываемого оперантным научением. Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, то есть они подкрепляются, то поведение, порождающее такие последствия, усиливается. В свою очередь негативные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливает поведение, устраняющее эти последствия.
Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера. Оперантное научение состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления – правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию.
Возможны различные режимы подкрепления, но с точки зрения мотивации труда наиболее интересны два основных режима подкрепления:
• режим пропорционального подкрепления. В этом режиме организм подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций. Этот режим является всеобщим в повседневной жизни и ему принадлежит значительная роль в контроле над поведением. Система сдельной оплаты труда основана на режиме пропорционального подкрепления.
• режим временного подкрепления. В этом режиме организм подкрепляется по истечению твердо установленного временного интервала с момента предыдущего подкрепления. Режим временного подкрепления используется при повременной системе оплаты труда.
Кроме режимов подкрепления различают два типа подкрепления – первичное и вторичное. Первичное подкрепление – это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами. Первичными подкрепляющими стимулами для людей являются, например, пища или физический комфорт. Их ценностное значение для организма не зависит от научения. Вторичное, или условное подкрепление, с другой стороны, - это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма. Примерами общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей являются деньги, внимание или привязанности.
Характерным для условного подкрепления является то, что оно генерализуется (т.е. усиливается и распространяет свое влияние на другие реакции), если объединяется с более чем одним первичным подкреплением. Деньги – особенно показательный пример. Очевидно, что деньги не могут удовлетворить какое-либо из наших первичных влечений. Но благодаря системе обмена деньги являются мощным фактором для получения множества удовольствий. Например, деньги позволяют нам иметь модную одежду, престижные машины, медицинскую помощь или образование. Иные виды генерализованных условных подкрепляющих стимулов – это лесть, похвала, привязанности, подчинение себе других, социальное одобрение. Это так называемые социальные подкрепляющие стимулы. Действуют они очень сложно и едва уловимо, но они очень существенны для мотивации человека.
С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля – это наказание и негативное подкрепление.

 

2) Гештальтпсихология — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности.

Понятие гештальтпсихологии

Гештальтпсихология появилась как попытка психологов построить психологию по аналогии с физикой. Был период так называемого открытого кризиса в психологии, когда классическая психология сознания, которая пыталась объяснить наш субъективный опыт, деля его на отдельные элементы-ощущения и ассоциативно связанные с ними следы прежних ощущений в прошлом опыте, себя исчерпала. Стали накапливаться такие данные, что стало ясно: в нашем сознании целое к сумме своих частей несводимо. Целостный образ восприятия нельзя собрать из отдельных ощущений, связанных с цветом, формой, качеством поверхности и так далее. И гештальтпсихология решила, что она попробует дать на это объяснение, используя в качестве опоры понятие феноменального субъективного поля, существующего в нашем сознании, которое можно сравнить с внешним электромагнитным полем — в нем тоже действуют силы. И из действия и противодействия этих сил и складывается итоговый образ, который нельзя сложить из его отдельных элементов.

Что-то было понятно еще до того, как гештальтпсихология оформилась как отдельное психологическое направление. Например, в XIX веке австрийский исследователь по имени Христиан фон Эренфельс ввел принцип транспозиции. Мы можем взять одну и ту же мелодию и сыграть ее на тон выше или на тон ниже. Каждая нотка изменится, а мелодию мы все равно узнаем. Это и есть идея того, что целостный образ («гештальт») несводим к сумме отдельных элементов.

История гештальтпсихологии

Появление гештальтпсихологии как таковой возводят к 1912 году, когда один из ее основателей, Макс Вертхаймер (или Вертгеймер — в русских переводах его называют по-разному), опубликовал описание одного из наиболее ярких феноменов несводимости восприятия к сумме отдельных ощущений, который он назвал фи-феноменом. Гештальтпсихологи, поскольку они пытались работать по образцу физики, очень любили все феномены обозначать греческими буквами.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.