ТЕМА 13. Подростковыйвозраст — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

ТЕМА 13. Подростковыйвозраст

2018-01-29 161
ТЕМА 13. Подростковыйвозраст 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Количество часов аудиторной работы – 6 часов. Самостоятельная работа – 10 часов.

 

Отрочествокакэтапжизненногопути. Проблема подросткового кризиса. Психологическое содержание и симптомы предподросткового кризиса.

Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Изменение внешности и адаптация к нему подростков. Физическое Я подростка, отклонения в его развитии. Психосексуальное развитие подростка.

Социальная ситуация развития подростка. Психологические проблемы общения в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности подростков. Особенности общения со значимыми взрослыми и сверстниками.

Перестройка учебной деятельности в подростковом возрасте. Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация: особенности и динамика.

Когнитивное развитие подростков. Мышление на уровне формальных операций (Ж. Пиаже).Интеллектуализация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения.Когнитивное саморегулирование.

Развитие личности в подростковом возрасте. Личностная нестабильность. Проблема интересов, превращение влечений в интересы (Л.С.Выготский). Чувство взрослости, его особенности и направления в развитии. Развитие мотивационно-потребностной сферы. Нравственное саморегулирование.Особенности развития самосознания.

Основные новообразования подросткового возраста.

Психологические особенности и проблемы подростков «группы риска».

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа ВВсего часов Распределение самостоятельной работы
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию Выполнение индивидуальной домашней работы.Подготовка к контрольной работе
13. Подростковый возраст      
       
   
         
           

Литература:

Базовый учебник:

Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:

Изд.дом ВШЭ, 2012. С.267-293.

Основная:

1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. С. 558–640.

2. Кле М. Психология подростка // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 318–330.

3. Кон И.С. Самосознание и образ «Я» // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 335–339.

4. Личко А.Е. Формы проявления нарушений поведения у подростков // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 340–351.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 338–361.

Дополнительная:

1. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – Спб.: Питер, 2006. С. 404–409; 477–482; 707–715; 772–793.

2. Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. С. 6–40.

3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. С. 172–183; 307–318; 339–365; 424–444.

4. Davies, P. T., Coe, J. L., Martin, M. J., Sturge-Apple, M. L., Cummings, E. M. The developmental costs and benefits of children’s involvement in interparental conflict// Developmental Psychology. 2015.Advanceonlinepublication. (http://dx.doi.org/10.1037/dev0000024).

5. Defoe I.N., Dubas J.S., Figner B., van AkenM. A. G.//A Meta-analysis on age differences in risky decision making:Adolescents versus children and adults//Psychological Bulletin. 2015. Vol. 141. No. 1, 48–84.(http://dx.doi.org/10.1037/a0038088).

6. Spring T., Saltzstein H.D., Vidal B. A Moral developmental perspective on children’s eyewitness identification: Does intent matter?//Archives of Scientific Psychology.2015. 3, 1–7. (DOI: http://dx.doi.org/10.1037/arc0000011)

 

 

ТЕМА 14. Юношескийвозраст

Количество часов аудиторной работы – 4 часа. Самостоятельная работа – 8 часов.

Понятиеюностииеевозрастныеграницы. Кризисраннейюности.

Социальная ситуация развития в период ранней юности.Основные задачи развития в юности (Р. Хейвигхерст). Психологические проблемы общения со взрослыми. Стремление к поведенческой, эмоциональной и ценностной автономии. Психологическиефункции общества сверстников в юношеском возрасте. Дружба и любовь в период юности.

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в период юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Проблема профессионального самоопределения в юности: основные этапы и закономерности. Факторы, влияющие на выбор профессии в период юности.

Когнитивное развитие в юности.

Личностное развитие. Развитие самосознания и Я-концепции. Дилемма юности: достижение идентичности – диффузия идентичности (Э.Эриксон). Варианты формирования идентичности (Д.Марсиа).

Психологические проблемы формирования мировоззрения. Построение и переоценка ценностей. Проблемы смысла жизни в юности. Временная перспектива и становление жизненных планов. Переход к самодетерминации поведения.

Основные новообразованияпериода юности.

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа ВВсего часов Распределение самостоятельной работы
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию Выполнение групповой домашней работы. Подготовка к контрольной работе
14. Юношеский возраст      

Литература:

Базовый учебник:

Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:

Изд.дом ВШЭ, 2012. С.294-316.

Основная:

1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. С. 558– 640.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 338–361.

3. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология развития / Под ред. А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М., 2005. С. 313–317.

 

Дополнительная:

1. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – Спб.: Питер, 2006. С. 726–735; 775–792; 856–861.

2. Калитеевская Е. Р. Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 49–55.

3. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бородкина И.В. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 68–79.

4. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат. – 1984. С. 192–207.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. С. 176–183; 238–250. 394–404.

6. Benish-Weisman M. The interplay between values and aggression in adolescence:A Longitudinal Study//Developmental Psychology.2015. Vol. 51. No. 5, 677–687. (http://dx.doi.org/10.1037/dev0000015).

7. Guo, J., Parker, P. D., Marsh, H. W., Morin, A. J. S. Achievement, motivation, and educational choices: A longitudinal study of expectancy and value using amultiplicative perspective. Developmental Psychology. (2015, June 8). Advance online publication. (http://dx.doi.org/10.1037/a0039440).

8. Hill N.H., Wang M-T. From middle school to college: Developing aspirations, promoting

engagement, and indirect pathways from parenting to post high school enrollment//Developmental Psychology. 2015. Vol. 51. No. 2, 224–235. (http://dx.doi.org/10.1037/a0038367).

9. McLean K. C., Pratt M. W. Life’s little (and big) lessons: Identity statuses and meaning-making in the turning point narratives of emerging adults // Developmental Psychology. 2006, Vol. 42. No. 4, 714–722. (Doi: 10.1037/0012-1649.42.4.714).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.