Авангард под командованием Н.К.Попеля получает приказ прикрывать отход корпуса, попадает в окружение и героически выходит из него, потеряв, правда, всю матчасть. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Авангард под командованием Н.К.Попеля получает приказ прикрывать отход корпуса, попадает в окружение и героически выходит из него, потеряв, правда, всю матчасть.

2018-01-13 255
Авангард под командованием Н.К.Попеля получает приказ прикрывать отход корпуса, попадает в окружение и героически выходит из него, потеряв, правда, всю матчасть. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ.

В последнее время особенно, стало "модно" показывать начало Великой Отечественной войны как сплошную череду поражений и подвигов, сдачи в плен, отступлений. Непонятно почему, но НАШИМ Отцам и Дедам приписывают все мнимые и реальные грехи в этот период, главный из которых - неумение или нежелание сражаться. Мемуары Н.К.Попеля, бригадного комиссара 8-го мехкорпуса, наглядно показывают боевое искусство советских танкистов, мотострелков, артиллеристов, перед которым преклонялся враг. (В ходе повествования цитируется Военный дневник Ф.Гальдера.) Если бы не продуманные приказы Верховного военного командования РККА, под угрозой окружения оказались бы одна пехотная и две танковые дивизии 1-й танковой группы Э.фон Клейста. Показаны ярчайшие примеры боевого братства советских людей, их сравнение с врагами; случаи беспримерного героизма и боевого мастерства, а также трусости и подлости, которые автор мемуаров не испугался включить в содержание. Кроме этого, автор сценария пытается найти причины и проводят расследование потери управления (выдвижение частей мехкорпуса без тылов; слухи об измене его командующего) на примере действий полковника Нестерова, которые Н.К. Попель считает по меньшей мере странными. Хотя бы потому, что Нестерова подверг допросу с пристрастием сам Рябышев, но репрессирован он не был и после войны прохаживался по Крещатнику.

Параллельно авторы показывают «мозг» вермахта – генерала-полковника Фридриха Паулюса. Его аналитические способности сформировали план агрессии, но в СССР этот механизм дает сбой. Отражается это и на личности самого Паулюса. В отличие от Попеля и Рябывшева он пытается забыться воспоминаниями о жене и пока не желает решать серьезные вопросы.

СИНОПСИС.

Июня 1941 года застает бригадного комиссара Попеля в Тернополе, где расквартированы части 8-го мехкорпуса. За день, без оглядки на командование общевойсковой армии и уверения, что войны не будет, комбриг Д.Рябыщев приказал вывести войска из казарм. В результате германские бомбы пришлись по пустым зданиям.

Части корпуса несмотря на странные действия полковника Нестерова, что приказал отделить тыловые части полков и дивизий и собрать их в единое целое, движутся в направлении Львова, входят в город, очищают его от диверсантов и украинских националистов. По пути им встречаются разрозненные советские части и откровенные дезертиры, которых угрозой оружия приходится возвращать в строй.

Командование общевойсквой армии, ссылаясь на высокие военные инстанции, дает противоречивые приказы. В результате части мехкорпуса изменяют направление удара и начинают бои в направлении Броды-Дубно, образуя с параллельно наступающим 9-м мехкорпусом К.К.Рокоссовского так называемый Луцкий треугольник, в который могут угодить 11-я, 16-я танковые дивизии. Советские танки громят 11-ю танковую дивизию 1-й танковой группы Вермахта и занимает частью Дубно. Однако снова приказ "свыше": прикрывать Теропольское направление, а значит отдать врагу все свои успехи, омытые потом и кровью...

В руках советских танкистов оказываются не только трофейные танки и пушки, но и пленные. Они поражены духом и мастерством советских войнов, хотя и пытаются склонить их с помощью нацистской идеологией в свои ряды. Один из пленных, полковник вермахта, начинает откровенно помогать Попелю, уводя авангард мехкорпуса, которым тот командует, от германских ударов...

Поначалу Рябышев медлит с исполнением приказа, пытаясь подтянуть и организовать свои разрозненные силы. Однако это едва не заканчивается трагически: Член военного Совета корпусной комиссар Вашугин пытается его расстрелять. Он почему-то не знает об очередном приказе или делает вид, что не знает, и обвиняет комбрига в нежелании развивать успех. Вмешательство Попеля спасает жизнь Рябышева. В памяти бригадного комиссара всплывает эпизод из 1938-го года, когда Вашугин вызвал его к себе и пытался настроить в отношении Рябышева, оперируя откровенно непроверенными данными...

Авангард под командованием Н.К.Попеля получает приказ прикрывать отход корпуса, попадает в окружение и героически выходит из него, потеряв, правда, всю матчасть.

ИЮНЯ, ДЕНЬ.

 


КАМЕРА ПАНОРАМА над танкодромом не рассеивается пыль. Шлейфы пыли стелятся за танками.


СМЕНА КАДРА.


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Танки БТ, Т-26, Т-35 отрабатывают гусеничные и башенные маневры. Стреляют по неподвижным и движущимся щитам, которые имеют силуэты танков.


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН в щитах образуются отверстия. У одного щита отламывается край, во все стороны летят щепы.


КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/ПАНОРАМА к щитам летят болванки с тянущимися за ними зеленоватыми трассерами.


СМЕНА КАДРА.


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН окоп с лейтенантом и бойцом роты связи с полевым телефоном. Другие два бойца приводят в движение механизм лебедки, передвигающий щиты.


СМЕНА КАДРА.


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель смотрит в стереотрубу, мимолетом осматривает подворотничок.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН подворотничок черен от пыли.


ГОЛОС ПОПЕЛЯ

подшитый утром подворотничок к

обеду становится черным.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА на поле строятся и перестраиваются в боевые порядки новенькие, со свежей краской и бортовыми фрикционами 10 танков Т-34/76.


КАМЕРА ЗАДНИЙ ПЛАН легкие танки выдвигаются и строятся.
СТОЛБАМИ ВИСИТ ПЫЛЬ.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА Попель стоит на фоне происходящего с группой командиров.


ВНЕЗАПНО ВСЕ ОБОРАЧИВАЮТСЯ, ОТДАЮТ ЧЕСТЬ.


СМЕНА КАДРА.
К ним подходит командир мехкорпуса РЯБЫШЕВ.
Всем пожимает руки.
К Попелю подходит ближе.


РЯБЫШЕВ

надо владеть техникой, милый мой... Не казачье это дело. Вони да грохоту больше, чем толку. В 39-м году, между прочим, танки ваши отстали от моих лошадок
(с дружеской усмешкой)


ХЛОПАЕТ ЕГО ПО ПЛЕЧУ, УХОДИТ.

18.. ИНТ. - ГАРНИЗОННЫЙ ДОМ КРАСНОЙ АРМИИ - ВЕЧЕР, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.

КАМЕРА-ПАНОРАМА/В ДВИЖЕНИИ Попель, запыхавшийся, входит в переполненный зал гарнизонного Дома Красной Армии

НА СЦЕНЕ заканчиваются пляски красноармейцев. Под бурные овации они кланяются и уходят.

 

Попель торопливо со всеми здоровается, находит свободное есто, усаживается.

 

СМЕНА КАДРА.

КАМЕРА ПАНОРАМА/КРУПНЫЙ ПЛАН хор красноармейцев поет.


ХОР

Броня крепка, и танки наши быстры,
И наши люди мужества полны...

(ТЕКСТ ПЕСНИ)

 

СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель слушает песню, оглядывает зал.

 

СМЕНА КАДРА.

КАМЕРА ПАНОРАМА/КРУПНЫЙ ПЛАН слушающие, гордые лица в зале.

ГОЛОС ПОПЕЛЯ

эти дни мне пришлось провести в одной из дивизий корпуса. Лишь неделю назад ее танковый парк, состоявший из устаревших машин Т-26, БТ, Т-28, Т-35, пополнился новыми - шестью КВ и десятью Т-34. Со дня на день должно было произойти полное обновление материальной части.

 

 


Хор заканчивает песню.

Буря аплодисментов.

ОБЩИЙ/ КРУПНЫЙ ПЛАН: Все встают, аплодируют.

КАМЕРА ЫФХВАТЫВАЕТ ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЦА.


3. ИНТ. - КВАРТИРА ПОПЕЛЯ - 1941 ГОД, 21 ИЮНЯ, УТРО.
ИНТЕРЬЕР ванная комната.
ПОПЕЛЬ встает под душ. С наслаждением подставляет голову и плечи под струи воды.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН хмурится, смотрит в даль.
ВОДА ОБИЛЬНО ТЕЧЕТ ПО ЛИЦУ.

 

ГОЛОС ПОПЕЛЯ

голова работала ясно, и мысли все время возвращались

 

 

ГОЛОС ПОПЕЛЯ

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

к одному: что сейчас происходит на том берегу Сана? Нет, то не было предчувствием. Сколько раз позже я слыхал об этой рубежной ночи: "сердце подсказывало", "душа чуяла". У меня ни сердце, ни душа ничего не подсказывали. Просто я, как и многие старшие начальники приграничных соединений, знал фактов больше, чем мог объяснить.


ВОСПОМИНАНИЯ 1 НАЧИНАЮТСЯ.


???4. ЭКС. - ДОРОГА НА ЛЬВОВ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
Едет на "ГАЗ-30", показывает дорогу шоферу.


ОДНОВРЕМЕННО- ГОЛОС ПОППЕЛЯ ЗА КАДРОМ

поэтому-то днем, возвращаясь из дивизии Васильева, сделал небольшой крюк и заехал во Львов. Там стоял штаб соседней общевойсковой армии, которой командовал мой друг еще со времен Финляндии генерал-лейтенант Иван Николаевич Музыченко. Повод для визита был - предстояло уточнить некоторые детали, связанные с недавними учениями. Но и я, и Иван Николаевич понимали, что приезд мой вызван не этим.

 

===

72. ЭКС. - ПОЛЕ БОЯ, ПЕРЕД ЛЕСОМ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ПАНОРАМА германские танки прекращают огонь.

СЛЕДУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.
Делятся на группы, разворачиваются и движутся на замаскированные во ржи Т-34.

 


73. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.


ГОЛОС ШЕВЧЕНКО

товарищ бригадный комиссар, что там? Ничего не видать...

ГОЛОС ГОЛОВКИНА

как... они далеко?


Коровкин вопрошающе смотрит на Попеля, хватает за руку.


ЗВУК треск и шипение в радиоэфире.


РАДИОГОЛОС КОМБАТА 1

разрешите огонь!

РАДИОГОЛОС КОМБАТА 2

чего ждем?

РАДИОГОЛОС ВОЛКОВА

без приказа не стрелять!


Попель грозит рукой Коровкину. Тот успокаивается.


РАДИОГОЛОС МИШАНИНА

Волков! Почему застряли? Доложите обстановку.
(недовольно-начальствующе)


ЗВУК нарастающий лязг гусениц.


КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ (ВИД В ПРИЦЕЛ ИЛИ ПЕРИСКОП) увеличиваются черно-белые кресты и мелькающие траки движущихся гусениц.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель поворачивает перископ, крутит механизм.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ (ВИД В ПРИЦЕЛ ИЛИ ПЕРИСКОП) в перекрестье передний Рz.III.


РАДИОГОЛОС ВОЛКОВА огонь!


ОДНОВРЕМЕННО - выстрел башенного орудия.
ОДНОВРЕМЕННО - вспышка выстрела.


СМЕНА КАДРА.
Коровкин, не ожидая приказа, загоняет новый снаряд.Стреляет.


74. ЭКС. - ПОЛЕ БОЯ, ПЕРЕД РОЖЬЮ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.


КАМЕРА ПАНОРАМА германские танки останавливаются.


СМЕНА КАДРА.
Танки Т-34 ведут огонь сквозь колосья.


75. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН (ВИД В ПРИЦЕЛ ИЛИ ПЕРИСКОП) советский снаряд чиркает по лобовому щиту Рz.III, высекает искру и отскакивает.


76. ЭКС. - ПОЛЕ БОЯ, ПЕРЕД РОЖЬЮ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН советский снаряд чиркает по лобовому щиту другого Рz.III, высекает искру и отскакивает наверх.


77. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.


Попель

(в микрофон)

бить по бортам, двигателю, корме!

РАДИОГОЛОС ВОЛКОВА

бить по бортам, двигателю, корме!


78. ЭКС. - ПОЛЕ БОЯ, ПЕРЕД РОЖЬЮ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ПАНОРАМА/ВСЕ ПЛАНЫ башни советских танков (НА ПРАВОМ ФЛАНГЕ) начинают разворачиваться в направлении кормовой брони Рz.III. Начинают стрелять.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА/ВСЕ ПЛАНЫ в раскаленном безветренном воздухе отвесно поднимаются столбы дыма и обесцвеченного солнцем пламени. Видны подбитые германские танки.


СМЕНА КАДРА.
Советский снаряд пробивает борт Рz.III. Образуется отверстие с раскаленными краями, летят обломки. Танк останавливается, бессильно разворачивает башню, движет пушкой, замирает.


79.ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 -БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН (ВИД В ПЕРИСКОП) перекрестье прицела перемещается по бортам германских танков.


СМЕНА КАДРА.


Попель

давай, Павел!
(кричит)


Подает Коровкину бронебойные снаряды.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН (ВИД В ПЕРИСКОП) виднеется с десяток горящих и подбитых Рz.III. Остальные перестраиваются, подставляют лобовую броню.


80. ЭКС. - ПОЛЕ БОЯ, ПОЗИЦИИ ГЕРМАНСКОЙ 122- ММ БАТАРЕИ ЗА ЛЕСОМ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ПАНОРАМА офицер в каске возле телефониста, отдает телефонную трубку, машет рукой.


ОФИЦЕР

фояр!


Германская батарея начинает беглый огонь.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ (СПОРОВОЖДЕНИЕ) полет германских снарядов к цели.


81. ЭКС. - ПОЗИЦИИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
На позициях начинают рваться вражеские снаряды.
ВО ВСЕ СТОРОНЫ ЛЕТЯТ КОЛОСЬЯ.


ГОЛОС ПОПЕЛЯ

меняем позицию!


Танки Т-34 выходят из ржи, заходят во фланг германским танкам, продолжают стрелять.
КАМЕРА ВСЕ ПЛАНЫ от их брони рикошетят вражеские снаряды.


СМЕНА КАДРА.
ЗВУК оглушительный грохот.
ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ лицо Попеля освещает вспышка.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН (ВИД ИЗ ТРИПЛЕКСА) ближайший Т-34 в облаке дыма и пламени поднимается и плавно опускается на землю.


82. ЭКС. - ПОЛЕ БОЯ, ПОЗИЦИИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
Из корпуса этого Т-34 вылетает пламя, обломки. Башня взлетает на воздух.
ОСТАЕТСЯ дымящийся корпус.


83. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель закрывает глаза.


84. ЭКС. - ПОЛЕ БОЯ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН батарея советских 152-мм гаубиц ведет беглый огонь.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ (СОПРОВОЖДЕНИЕ) полет 152-мм снарядов в порядки германских танков.
ОГЛУЩИТЕЛЬНЫЕ ВЗРЫВЫ.


СМЕНА КАДРА.
ОТ БЛИЗКОГО ВЗРЫВА Рz.III переворачивается.


85. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА КРУПНЙ ПЛАН Попель смотрит в перископ (НАПРЯЖЕННО, С РАДОСТЬЮ), шевелит губами.


Попель

один, два, три... восемь... тьфу ты...


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ (ОБЪЕКТИВ ПЕРИСКОПА/ПРИЦЕЛА) разрывы 152-мм снарядов впереди вражеских танков все заволакивают огнем, дымом, пылью.
Виднеются подбитые и горящие Рz.III.
Уцелевшие начинают обходить.


ГОЛОС ВОЛКОВА В РАЦИИ

Никитин! Жердева - вперед!


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА/ВСЕ ПЛАНЫ Pz.III под прикрытием взвода Рz.IV стремительно отходят (БЕЗ ВЫСТРЕЛОВ).


СМЕНА КАДРА.
Танки КВ, маневрируя, обходят подбитые Pz.III, идут вперед.


86. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН радостное лицо Попеля.


Попель

вперед, преследовать!


СМОТРИТ ВНИЗ.


СМЕНА КАДРА.
Механик-водитель дергает рычаги передач.
ЗВУК ревет двигатель.


ГОЛОС ВОЛКОВА

отставить! Преследует только Жердев. Остальным на Лешнев. Жердеву не зарываться, в лес не идти.


87. ЭКС. - СНАРУЖИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.

КАМЕРА ПАНОРАМА облачка пыли и вспышки выстрелов на фоне парка и забора.


СМЕНА КАДРА.
Т-34 поворачивается прямо на них.
ЗВУК 1 осколки, пулеметные очереди барабанят по броне.
ЗВУК 2 начинает стрелять курсовой пулемет Т-34 Попеля.


СМЕНА КАДРА.
ВИЗУАЛ.ЭФФЕКТЫ искры от брони, окалина.


88. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 -БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН/ДЕТАЛИ орудийная башня. Коровкин ведет огонь из пушки. Попель наблюдает через перископ и подает осколочно-фугасные снаряды (ПОВОРАЧИВАЕТ КЛЮЧОМ ВЗРЫВАТЕЛЬ).


ВИЗУАЛ.ЭФФЕКТЫ вспышки выстрелов.

СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН в полотняный чехол сваливаются дымящиеся гильзы из затвора.


ЗВУК грохот выстрелов; звон затвора; звон сталкивающихся гильз т.д.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ (ОБЪЕКТИВ ПЕРИСКОПА) вдоль линии деревьев и ограды взлетают облачка пыли, мелькают вспышки выстрелов. К ним (ПОСЛЕ ВСПЫШЕК) устремляются зеленоватые трассеры снарядов Т-34.
ВЗМЕТАЮТСЯ РАЗРЫВЫ НАШИХ СНАРЯДОВ.


89.ЭКС. - СНАРУЖИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
Т-34 быстро приближается к парку, ведет на ходу огонь. Мимо него проносятся красноватые трассы германских снарядов.


75. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ (ОБЪЕКТИВ ПЕРИСКОПА) в одном месте забор выломан. Виднеется щит орудия 37-мм (3,7-см) и орудийный расчет. Рядом лежат зарядные ящики и стрелянные гильзы.
Делают выстрел.


Трассер вражеского снаряда проносится почти в танк.
ВИЗУЛ. ЭФФЕКТ слышится звон.
Расчет орудия бежит в рассыпную.


ВИДНО КАК СТВОЛ ОРУДИЯ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ.


90. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Коровкии строчит из спаренного с пушкой пулемета.
ЗВУК слышатся очереди из курсового пулемета.


Шевченко бьет снизу.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ (ОБЪЕКТИВ ПЕРИСКОПА) пулеметные трассеры тянутся к убегающим солдатам вермахта. Взлетают фонтанчики земли. Они падают.


91.ЭКС. - СНАРУЖИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Танк задевает за забор возле орудия, валит его.
КАМЕРА ПАНОРАМА виднется опрокинутое разбитое орудие с россыпью гильз.


92. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
Попель смотрит в смотровое отверстие.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ (СМОТРОВОЕ ОТВЕРСТИЕ) ФЕЛЬДФЕБЕЛЬ у орудия, копошится за щитом; ВРАЩАЕТ ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ.


Попель

Коровкин, дави... справа!
(яростно)

ГОЛОС КОРОВКИНА

есть!
(в тон)


ЗВУК рев смены передач, лязг.

 

СЛЕДУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.
Попель зажмуривается.
ВИЗУЛ. ЭФФЕКТ наклон корпуса.


93.ЭКС. - СНАРУЖИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
Танк наклоняется набок и снова выравнивается.
СОВЕРШАЕТ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Под гусеницами виднеется искореженное орудие, расплющенные гильзы; вытянутая рука, часть сапога.


94. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель открывает глаза. Сурово смотрит.

 


СЛЕДУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.
ЗВУК оглушительный звон.
ВИЗУЛ. ЭФФЕКТ 1 1) вспышка; 2) корпус танка вздрагивает, замирает на месте.


ОДНОВРЕМЕННО - лицо Попеля покрывается ссадинами.

 

СЛЕДУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.

Попель размазывает кровь по лицу.

 


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель бъется утолщением шлема в прицел.
Подается вперед (НА ЛИЦЕ ЯРОСТЬ).
Он вытирается, размазывает кровь.


Попель

какого черта затормозил?

ГОЛОС ШЕВЧЕНКО

гусеница перебита.


Попель хочет открыть люк башни.

 


ГОЛОС ВОЛКОВА В РАЦИИ

что случилось, целы ли?

 

Попель берет рукой шлемофон.


Попель

товарищ полковник, повреждена гусеница. Исправляем.


ГОЛОС ВОЛКОВА В РАЦИИ

исправляйте, коль удастся. С пушкой, которая по вас пальнула, я рассчитался. На окраине с фашистами вроде покончено. Однако будьте осторожны. Иду в центр, к большому костелу. Давайте о себе знать по рации.


95. ЭКС. - СНАРУЖИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель откидывает крышку люка башни, опирается о стенки башни и (В БЕССИЛИИ) опускает голову. Открытым ртом глотают воздух.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН помогая друг другу, с Коровкиным выбираются из танка. Спускаются к дороге. Ложатся возле него на обочину рядом с Шевченко и Головкиным.
НЕПОДВИЖНО ЛЕЖАТ.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН у всех окровавленные лица. Они смотрят по сторонам, едва шевелятся.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/МЕДЛЕННО круговой обзор домов, парка (сада), дороги.


СМЕНА КАДРА.
Пошатываясь, встают, осматривают гусеницу.
ШЕВЧЕНКО надо менять два трака.
Попель кивает, снимает с головы шлем.


СМЕНА КАДРА.
ЗВУК редкие пушечные выстрелы. Стреляют пулеметы, винтовки и автоматы.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН из сада выходит Т-34.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН у экипажа Попеля - настораженные лица.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель выходит на мостовую, несколько раз поднимает и опускает руку.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН гусеницы мелькают все медленнее.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН танк останавливается. В открытой башне появляется КОМАНДИР ВОВКА(лицо "братка" и обиженного, наглого ребенка).


командир ВОВКА

ну, что еще надо, зачем сигналили?
(грубо)


Попель

куда идете?


командир ВОВКА

куда надо, туда и идем.
(без изменений)


СМЕНА КАДРА.
Подбегает Коровкин.


Коровкин

Вовка, ты что, бригадного комиссара не узнаешь?


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель проводит рукавом комбинезона по лбу.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН на черной материи осталось кроваво-грязная полоса.


СМЕНА КАДРА.


командир ВОВКА

виноват. Разрешите доложить, у нас это... БК на исходе...
(виновато)


Коровкин

темнишь, Вовка.


СМЕНА КАДРА.
Поднимается на танк, исчезает в люке.


СМЕНА КАДРА.
командир ВОВКА стоит рядом с Попелем, мнет в руках шлем, молчит.


СМЕНА КАДРА.
Из башни вылезает Коровкин. Ни слова не говоря, спрыгивает на землю. Подходит к командиру остановленной машины.


Коровкин

гад ты последний... Не будь здесь комиссара, я бы.. У тебя еще полсотни снарядов...


СМЕНА КАДРА.
Попель с яростью поворачивается к командиру ВОВКЕ.


Попель

Коммунист?
(с негодованием)

Командир ВОВКА

Комсомолец.

Попель

Билет.


Дрожащими пальцами командир ВОВКА расстегивает комбинезон, лезет в карман и там на мгновение задерживает руку, прижав билет к груди.


командир ВОВКА

Билет.


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН командир ВОВКА подает Попелю маленькую, обернутую целлофаном книжечку.


Попель

останется билет у вас или нет, решат товарищи. Решат, надо полагать, в зависимости от того, как и в какую сторону будет наступать ваш танк...


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Т-34 разворачивается и уходит в центр, к большому костелу.


ОДНОВРЕМЕННО-ГОЛОС ПОПЕЛЯ

За сегодняшний проступок старшина Владимир Костин по законам военного времени подлежит суду трибунала и, скорее всего, расстрелу. Но мне верится, что он будет честно и смело воевать. Почему? Трудно объяснить. Инстинктивный жест руки - заранее согласен - слабый довод...
Начинается самое суровое и жесткое из испытаний, когда-либо выпадавших на долю наших людей. Необходимы огромные моральные ресурсы. В том числе - запас доверия. Поэтому я и послал Костина в бой, а не под суд.


СМЕНА КАДРА.
ШУМ БЛИЗКОГО БОЯ.
ЭКИПАЖ ПОПЕЛЯ возится с перебитой гусеницей.


СМЕНА КАДРА.
Попель поднимается на танк. Открывает люк.

 

 

===


211. ИНТ. - ШТАБНАЯ ИЗБА МАНШТЕЙНА, КОМАНДИРА 56-ГО МОТОРИЗОВАННОГО КОРПУСА ВЕРМАХТА, ГРУППА АРМИЙ "СЕВЕР" - 1941 ГОД, ОЗЕРО ИЛЬМЕНЬ, ДЕНЬ.

 

ОНИ РАССМАТРИВАЮТ УБРАНСТВО ИЗБЫ.

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН - НАРЕЗКА КАДРОВ русская печь, полати, лавки у стола, в углу лампадка и киот.

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН икона «Утоли моя печали».

ПАУЛЮС кладет букет на стол.

Кутченбах с улыбкой крестится и усаживается под киотом.

Манштейн сухо улыбается, ПОКАЗЫВАЕТ на ящик с тарой в углу горницы.

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН из тары торчат горлышки водочных четвертинок.

 

 

Манштейн

Чертовски удобную придумали они расфасовку! Этот ящик достался нам в качестве трофея из одной сельской лавки. Больше там ничего не было. Только учебники, какие-то книжки, паршивые «фотокоры» на треногах и пачки соли, пропахшей керосином.

(С УМИЛЕНИЕМ)

 

Кутченбах

приятно когда такие трофеи, из первых рук. А вам удалось захватить тяжелый танк КВ?

 

Манштейн

барон, к вашему сведению - русские танки КВ, истратив боезапас, идут прямо на таран и тогда (если не взрываются при ударе) оставляют от немецких роликов груды искореженного металла.

 

ПАУЛЮС

понимаю. С Т-34 не справляется даже противотанковая артиллерия – лучшая в мире. Шкуру этих зверей пробивает только швейцарская зенитка калибром «восемь-восемь». Если стрелять из противотанковой пушки 5 см ниже гусениц, по сварным швам - еще возможны пробития и трещины. Но не всегда гарантировано заброневое воздействие. Это даже немыслимо, если небесная артиллерия станет опускать стволы к самой земле, выступая в несвойственном ей амплуа. В остальном - с русскими танками может успешно бороться лишь тяжелая артиллерия, выведенная на прямую наводку. Впрочем, чуть не забыл - у Т-34 есть еще одно уязвимое место - слишком большой люк на лобовой броне. Его можно пробить даже из пушки 37 см...

 

 

Манштейн начинает перекладывать букет.

 

 

Манштейн

на этих «восемь-восемь» пока и держимся...

 

 

Оридинарец вносит и ставит на стол поднос с едой и термос с кофе.

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН хлеб с зельцем, копченая колбаса.

НАЧИНАЮТ ЕСТЬ.

 

СМЕНА КАДРА.

 

Манштейн

в недавнем бою пленен русский подполковник; я решил не передавать его в СД или СС. Потому что это старый, еще царский офицер. Я держу его при себе – под охраной в бане на огороде. Он предельно откровенен, и мы иногда с ним дискутируем.

 

ПАУЛЮС

любопытно. Пригласите его.

 

 

СМЕНА КАДРА.

 

ВВОДЯТ ПЛЕННОГО.

ПЛЕННЫЙ

ага! Вот этот тип и станет мордовать меня?

(по германски)

 

 

Кутченбах смеется.

 

 

Кутченбах

не бойтесь. Я не по этой части. Переводчик.

(по русски)

 

ПЛЕННЫЙ

значит, в эмиграции нашего языка не забыли?

 

Кутченбах

я не русский, а немец. Садитесь, пожалуйста.

 

 

Манштейн делает знак. Ординарец запускает руку в магазинную тару и вытягивает на стол четыре бутылочки – каждому по штуке.

 

 

Манштейн

никак не научусь открывать без штопора.

 

 

ПЛЕННЫЙ

Невелика мудрость.

 

 

КУТЧЕНБУХ ПЕРЕВОДИТ.

 

ПАУЛЮС показывает взглядом на медаль «XX лет в РККА.

 

 

ПАУЛЮС

не слишком-то щедро вас награждает Сталин.

 

 

ПЛЕННЫЙоглядывает ПАУЛЮСА с ног до головы.

 

ПЛЕННЫЙ

да, Гитлер щедрее... Но вы и воюете больше нашего. А у нас – что? Конфликт на КВЖД, конфликт на озере Хасан, конфликт на Халхин-Голе, конфликт на Карельском перешейке... Войн нет – одни конфликты: а с них, сами понимаете, воевать не научишься и орденов не нахватаешься.

 

 

Кутченбах долго изучает водочную этикетку.

 

 

Кутченбах

цена три марки и пятнадцать пфеннигов... Дорого!

 

ПЛЕННЫЙ

а вам-то, – не все ли равно, что дешево, что дорого? Вы же за нашу водку не платили.

 

Кутченбах

думаю, приди вы в Берлин, вы бы тоже не стали выбивать в кассе чеки за хальблиттер.

 

ПЛЕННЫЙ

До Берлина-то нам еще топать и топать...

 

Кутченбах переводит, и все дружно хохочут.

 

 

ПАУЛЮС

ваш чин в царской армии?

 

ПЛЕННЫЙ

Штабс-капитан. Честь имею.

 

ПАУЛЮС

Образование?

ПЛЕННЫЙ

Начал солдатом. В четырнадцатом. Три «георгия». Школа подпрапорщиков. Снова фронт. И стал штабс-капитаном. А Военную академию имени Фрунзе закончил лишь в тридцать четвертом году... уже при Сталине.

 

 

ПАУЛЮС ДЕЛАЕТ ПОМЕТКИ В БЛОКНОТ. ПЛЕННЫЙ УСМЕХАЕТСЯ.

 

Кутченбах

Я понимаю.

 

(кивает)

 

большевики после революции принудили вас к служению в своей армии.

 

ПЛЕННЫЙ

Я вступил добровольно. Потому что вы наседали на нас. А мне обидно. Как же? С четырнадцатого в окопах мурыжился, и вдруг... вы в Крыму! Вы в Пскове!

 

Манштейн

Кстати, как и сейчас.

(протягивает пленному кусок колбасы, наколотый на вилку)

 

ПАУЛЮС

скажите, пожалуйста, – – почему вы при царе хорошо воевали, а сейчас отступаете? Наверное, вы, русские, не любите этого азиата Сталина?

 

ПЛЕННЫЙ

на это я могу вам ответить,что вы неправы. Мы при царе в 15-м году вам уступили половину Польши. И дали себя разгромить в Восточной Пруссии годом раньше. Вы целую армию

 

ПЛЕННЫЙ

 

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

 

окружили и уничтожили на Мазурских озерах. И только потому, что два командующих, генерал от инфантерии Самсонов и генерал от кавалерии Ренненкампф не смогли договориться как кисейные барышни, согласовать свои действия. А Генеральный штаб этому потворствовал...

 

(ПАУЗА)

 

Да и немцы при кайзере воевали тоже намного лучше, нежели сейчас при Гитлере. Дело не в Сталине! У меня нет никаких симпатий к этому человеку, но в свою последнюю атаку я поднимал людей с его грозным именем... Будь там Сталин или не Сталин, наши цели в этой войне четко определились: выгнать всех вас... обратно! И чтоб вы, немцы, даже забыли, по какой дороге ехали сюда ваши танки.

 

ПАУЛЮС, Манштейн удивленно переглядываются. ПАУЛЮС прячет блокнот. Кутченбух довольно улыбается и понимающе кивает ПЛЕННОМУ.

 

Манштейн

а вы разве сами не видите, что уже разгромлены?

(скептически; возмущенно)

 

ПЛЕННЫЙ

не вижу! У нас Мамай был... триста лет на шее сидел, и то – спихнули. А с Гитлером мы скорее разберемся. Еще год, от силы два, и ваши ролики повернут обратно. Прозит.

 

Пленный поднялся,опрокидывает стакан водки.

УТИРАЕТСЯ, УДОВЛЕТВОРЕННО КРЯКАЕТ.

Кутченбах протягивает ему краюху хлеба. Пленный занюхивает сначала обшлагом гимнастерки, затем краюхой.

 

 

ПЛЕННЫЙ

премного благодарны...

 

Кутченбах

стоп, моторы! Ну-ка, снимайте правый сапог...

(чуть жестко)

 

ПЛЕННЫЙ

вас не обманешь. Прямо как чекист...

 

 

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН вытаскивает из сапога ордена Ленина и Красного Знамени.

Кутченбух раскладывает их на столе.

ПАУЛЮС шутя прикладывает их к своей груди.

 

ПАУЛЮС А это у вас за что? Тоже за... конфликты?

 

ПЛЕННЫЙ разом опустошает всю четвертинку водки.

 

ПЛЕННЫЙ

а ну вас всех... Чем с вами водку тут пить, так лучше отправьте меня за колючую проволоку, как всех. Там мне, знаю, будет хуже, чем в баньке. Но зато... лучше.

 

Манштейн

( Кутченбаху)

Барон, доставьте офицера в СД, и пусть ему устроят энергичный допрос...

(сухо)

 

 

СМЕНА КАДРА.

ПАУЛЮС и Кутченбух садятся в машину. ПАУЛЮС ВИДИТ КАК ПОДЪЕЗЖАЕТ "ХОРЬХ" И "КЮБЕЛЬ" СД.

 

ПЛЕННОГО ВЫВОДЯТ.

 

Он бросает взгляд на ПАУЛЮСА.

КАМЕРА-КРУПНЫЙ ПЛАН лицо ПАУЛЮСА исполнено уважения.

 

212. ЭКС. - КИЕВ, КРЕЩАТИК – ДЕНЬ.

Июнь ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.

 

КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН пожилые Нестеров и Попель встречаются. Нестеров (В ФУРАЖКЕ, В ОТУТЮЖЕННОМ ВОЕННОМ КИТЕЛЕ С ГЕНЕРАЛЬСКИМИ ПОГОНАМИ И ОРДЕНСКИМИ ПЛАНКАМИ, В РУКАХ - НОВЫЙ ЖЕЛТЫЙ ПОРТФЕЛЬ) делает вид, что не узнает его. Проходит мимо.

 

У ПОПЕЛЯ НАГРАДЫ два ордена Ленина,

четыре ордена Красного Знамени,

орден Кутузова 1-й степени,

орден Суворова 2-й степени,

Орден Богдана Хмельницкого 2-й степени,

два ордена Отечественной войны 1-й степени, 1943)

орден Красной Звезды.

 

СМЕНА КАДРА.

Пожилой Попель провожает его взглядом.

 

СМЕНА КАДРА.

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН удаляющаяся в толпу спина Нестерова.

 

СМЕНА КАДРА.

Нестеров

распространение сплетен - не мое амплуа...

(как можно спокойнее)

 

ПОГЛАЖИВАЕТ ЩЕКУ.

 

ВОСПОМИНАНИЯ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ.

 

ГОЛОС ПОПЕЛЯ

лишь два года назад жарким июльским днем встретил его на Крещатике. Нестеров тоже увидел меня, но не пожелал узнать.

Между прочим, точно такая же встреча с Нестеровым произошла и у Дмитрия Ивановича. Его тоже не узнал спешивший генерал с портфелем...

 

ПОШЛИ ОСНОВНЫЕ ЗАГОЛОВКИ.

 

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ.

В последнее время особенно, стало "модно" показывать начало Великой Отечественной войны как сплошную череду поражений и подвигов, сдачи в плен, отступлений. Непонятно почему, но НАШИМ Отцам и Дедам приписывают все мнимые и реальные грехи в этот период, главный из которых - неумение или нежелание сражаться. Мемуары Н.К.Попеля, бригадного комиссара 8-го мехкорпуса, наглядно показывают боевое искусство советских танкистов, мотострелков, артиллеристов, перед которым преклонялся враг. (В ходе повествования цитируется Военный дневник Ф.Гальдера.) Если бы не продуманные приказы Верховного военного командования РККА, под угрозой окружения оказались бы одна пехотная и две танковые дивизии 1-й танковой группы Э.фон Клейста. Показаны ярчайшие примеры боевого братства советских людей, их сравнение с врагами; случаи беспримерного героизма и боевого мастерства, а также трусости и подлости, которые автор мемуаров не испугался включить в содержание. Кроме этого, автор сценария пытается найти причины и проводят расследование потери управления (выдвижение частей мехкорпуса без тылов; слухи об измене его командующего) на примере действий полковника Нестерова, которые Н.К. Попель считает по меньшей мере странными. Хотя бы потому, что Нестерова подверг допросу с пристрастием сам Рябышев, но репрессирован он не был и после войны прохаживался по Крещатнику.

Параллельно авторы показывают «мозг» вермахта – генерала-полковника Фридриха Паулюса. Его аналитические способности сформировали план агрессии, но в СССР этот механизм дает сбой. Отражается это и на личности самого Паулюса. В отличие от Попеля и Рябывшева он пытается забыться воспоминаниями о жене и пока не желает решать серьезные вопросы.

СИНОПСИС.

Июня 1941 года застает бригадного комиссара Попеля в Тернополе, где расквартированы части 8-го мехкорпуса. За день, без оглядки на командование общевойсковой армии и уверения, что войны не будет, комбриг Д.Рябыщев приказал вывести войска из казарм. В результате германские бомбы пришлись по пустым зданиям.

Части корпуса несмотря на странные действия полковника Нестерова, что приказал отделить тыловые части полков и дивизий и собрать их в единое целое, движутся в направлении Львова, входят в город, очищают его от диверсантов и украинских националистов. По пути им встречаются разрозненные советские части и откровенные дезертиры, которых угрозой оружия приходится возвращать в строй.

Командование общевойсквой армии, ссылаясь на высокие военные инстанции, дает противоречивые приказы. В результате части мехкорпуса изменяют направление удара и начинают бои в направлении Броды-Дубно, образуя с параллельно наступающим 9-м мехкорпусом К.К.Рокоссовского так называемый Луцкий треугольник, в который могут угодить 11-я, 16-я танковые дивизии. Советские танки громят 11-ю танковую дивизию 1-й танковой группы Вермахта и занимает частью Дубно. Однако снова приказ "свыше": прик


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.337 с.