Милославский Г.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. – М.: Либроком, 2010. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Милославский Г.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. – М.: Либроком, 2010.

2018-01-29 694
Милославский Г.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. – М.: Либроком, 2010. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Милославский Г.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. – М.: Либроком, 2010.

5. Проблемы функциональной грамматики: Категоризация семантики / Ред. А.В.Бондарко, С.А.Шубик. – М.: Наука, 2008.

6. Шелякин М.А. Очерки по прагматике русского языка. М.: Русский язык-Медиа, Дрофа, 2010.

7. Шелякин М.А. Категория аспектуальности русского глагола. – М.: ЛКИ, 2008.

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

ЗНАЧЕНИЯ ПАДЕЖЕЙ

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ

1. Субъекта действия, состояния, существования: Вася читает. Коля спит. Это дом. В лесу есть грибы.

2. Объекта действия, отношения, обладания: Дом строится рабочими. Мне нравится этот фильм. У меня есть деньги.

3. Адресата речи: Вася, иди сюда.

4. Определительное: Москва – столица России. Его зовут Андрей. Студент- заочник. Город- герой.

5. Императивное: Тишина! Внимание!

6. Темы: Москва! Как много в этом слове для….

РОДИТЕЛЬНЫЙ

1. Объектадействия (при отрицании): не сказать правды.

2. Объекта действия (родительный части, неполноты охвата объекта): выпить чаю, поесть каши, глоток свободы, кусок хлеба.

3. Объекта лишения, удаления, боязни: лишиться покоя, уйти от мужа, бояться темноты.

4. Объекта желания, достижения: хочу молока, желаю славы.

5. Определительное (принадлежности): дом отца.

6. Определительное (качественной характеристики): слезы радости, человек чести.

7. Сравнения: слаще меда, белее снега.

8. Исчисляемого предмета: десяток арбузов.

ДАТЕЛЬНЫЙ

1. Объектное (адресата): писать брату, письмо брату.

2. Субъекта состояния: Саше нездоровится; студенту грусттно.

3. Обстоятельственное (пространственное): гулять по лесу.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ

1. Объекта действия (физического, интеллектуального): рубить дрова, читать книгу.

2. Объекта речи, мысли: рассказывать сказку, говорить ерунду, думать про Машу.

3. Обстоятельственное (пространственное): приехать в Москву; пробежать километр.

4. Обстоятельственное (количественно-временное): лето целое всё пела; ждали час.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ

1. Объектное (орудия или средства действия): писать карандашом; удар ногой.

2. Обстоятельственное (временное): это случилось летним вечером.

3. Обстоятельственное (пространственное): дорога вела лесом; шли берегом реки.

4. Обстоятельственное образа и способа действия: петь басом, пение басом, нестись вихрем.

5. Субъекта действия: Дом строится рабочими; охрана склада сторожем.

6. Определительное (предикативное): он стал химиком, он был инженером.

ПРЕДЛОЖНЫЙ

1. Объектное (предмет речи, мысли): думать о работе, говорить об отдыхе.

2. Обстоятельственное (пространственное): на юге России, лежать на спине, учиться в институте.

3. Определительное (состояния, внешнего вида: яблони в цвету.

 

КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА

Основные значения ЕД.Ч.

1/ единичности (в противостав. множественности): студент пришел к декану и говорит:..

2/ обобщенное значение (без указания на единичность): студент должен знать правила внутреннего распорядка (любой); сумма углов треугольника (вид геометрич. фигуры); рыба дышит жабрами (вид позвоночных)

Частные значения ед. ч.

  • вещественное: дом из кирпича
  • собирательное: изведал враг в тот день немало
  • дистрибутивное (распределительно): откройте учебник на стр. 5.

 

Основные значения МН.Ч.

1/ раздельное множество предметов: на столе лежали тетради, книги

2/ абстрактное множество: книги – источник знаний

Частные значения мн.ч.

  • множественное «гиперболическое»: не случает старших, учителей; у нас появились новые студенты (хотя всего 1 новый студент)

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Полные прилагательные (значение): постоянный, вневременной признак: больной человек (слабый здоровьем)

Краткие прилагательные (значение): непостоянный признак, актуальный для определенного случая, ситуации, отрезка времени: он болен (в настоящий момент)

 

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (ЗНАЧЕНИЯ)

Сравнительная степень:

  • большая/ меньшая степень проявления качества у предмета по сравнению с другим:
  • большая/ меньшая степень проявления качества у одного предмета в разное время
  • усиление, рост качества (с частицей всё)

Превосходная степень:

  • элятивное (предельная, абсолютная степень качества: величайший артист
  • суперлативное (высшая степень качества по сравнению с другими: величайший из артистов нашего времени
  • значение сравнительной степени (компаративное): при ближайшем рассмотрении (более близком).

ВИД ГЛАГОЛА

Справочные материалы

 

 

ОБЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ СВ и НСВ

СВ: завершенность, результативность, предельность

НСВ: незавершенность, нерезультативность, непредельность

 

ЧАСТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СВ и НСВ

СВ:

  • Конкретно-фактическое значение (обозначается конкретный, единичный факт): Он надел пальто и вышел.
  • Наглядно-примерное (обозначается повторяющееся действие: выделяется 1 его акт, который дает представление о других подобных): Вот так всегда: придёт, увидит и захочет такое же.
  • Потенциальное (обозначается факт, который может осуществиться в любой момент): Они такие: всегда кого-то на смех поднимут.
  • Суммарное (обозначение 1 конкретного факта + лексические показатели суммарности): Дважды каждый из нас спел свою песню.

НСВ:

  • Конкретно-процессное (конкретное действие, происходит 1 раз в определенный отрезок времени как развивающийся, длящийся процесс): Что вы читаете?
  • Наглядно-примерное (повторяющееся действие на примере 1 из актов повторения): Каждый вечер я прохожу по этой улице, вижу эти окна, вспоминаю ту историю.
  • Потенциальное (действие, которое может осуществляться в любой момент или способность к действию): Он отлично танцевал, фехтовал, играл в гольф.
  • Обобщенно-фактическое (общее указание на факт действия без конкретизации его характера – сколько раз, как долго и т.п.): Мы ему писали, и вот результат.
  • Постоянно-непрерывное (глаголы состояния, отношения, эволютивные): Река вытекала из пруда и впадала в другой. Она год от года мелела.
  • Неограниченно-кратное (действие представлено как неограниченный ряд повторений): Так говаривал дед Матвей. По временам они собирались вместе и пели старые песни.
  • Ограниченно-кратное (повторяемость действия ограничена): Уже два раза он увольнялся с работы.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

  • Определите вид всех глагольных форм, установите значение вида. Какое лексическое значение выражается в структуре глаголов совершенного вида с помощью приставок? Имеют ли глаголы совершенного вида, употребленные в приведенных текстах, парные глаголы несовершенного вида?

1) —Да, хорошо!—так же тихо отвечала она, не смотря на меня.— Если б мы с вами были птицы — как бы мы взвились, как бы полетели... (И. Тургенев.) 2) Сердце Григория Иваныча остановилось и вдруг с такой силой заработало, что на висках напряглись жилы. (В. Шишков.) 3) Маленькая бирюзовая ящеричка, выскочившая из бурьяна погреть на солнце бисерную спину, висела, схватившись лапкой за камень. (В. Катаев.) 4) Мы поговорили с ним полчаса, он приветливо проводил меня до дверей, и там мы расстались. (А. Герцен.) 5) Афанасий Иванович съедал еще несколько груш и отправлялся погулять по саду вместе с Пульхерией Ивановной. (Н. Гоголь.) 6) Если б была хорошая погода, я бы прогулял там всю ночь. (Ф. Достоевский.) 7) Зима была малоснежная, шел февраль, а снег едва припорошил землю. (В. Кожевников.) 8) Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше пи о ком. (С. Есенин.) 9) Щеки Софьи побледнели, но она не обернулась ко мне, доиграла ноктюрн до конца, встала и закрыла крышку рояля. (И. Тургенев.) 10) Владек осторожно приоткрыл дверь погреба — никого. (Н. Островский.) 11) Деревенские гуси потолкли у нас на огороде капусту. (А. Чехов.) 12) Удивляюсь, чего это полиция смотрит?.. Пускают в сад больных детей... Какое безобразие! Еще других перезаразят. (А. Куприн.) 13) За полтора года гражданской войны семеновцы и казаки перекололи на мясо весь скот. (К.Седых.) 14) Мы накупили вина, фруктов, всяческих закусок. (Г. Паустовский.) 15) Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. (И. Тургенев.)

 

  • Определите вид глаголов. Проанализируйте различия в сочетаемостных свойствах между глаголами совершенного и несовершенного вида. Какого вида обстоятельства, обозначающие длительность и повторяемость действий, обычно употребляются при глаголах-сказуемых? Найдите эти обстоятельства в тексте. Могут ли некоторые из них употребляться при глаголах другого вида? Если могут, то какие это обстоятельства (со значением длительности или повторяемости) и при каких глаголах-сказуемых? При глаголах какого вида употребляются слова со значением внезапности действия? Инфинитивы какого вида сочетаются с фазисными глаголами? Укажите фазисные глаголы в тексте.

1) Долго Авилов спутал эти страстные, отчаянные жалобы... и вдруг неожиданно, сразу заснул крепким здоровым сном. (А. Куприн.) 2) Девочка, которую звали Эвелиной, приходила ежедневно в усадьбу... (В. Короленко.) 3) Другой провожатый, молодой «подручный», спит сном здорового, но крепко утомленного человека. Временами он что-то непонятно бормочет. (В. Короленко.) 4) (Маша) села под окошко и до глубокой ночи сидела не раздеваясь. (А. Пушкин.) 5) Чтобы многомиллионный город-труженик мог жить, двигаться, работать,— днем и ночью, не умолкая, гудело пламя в топках, шли эшелоны с торфом, углем.. (Д. Гранин.) 6) Когда орех полежит несколько дней, молоко согревается и густеет. (И. Гончаров.) 7) Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с. неба Сокол с разбитой грудью. (М. Горький.) 8) Я получал от отца ежемесячно по короткому письму. (И. Тургенев.) 9) Я разбудил Дерсу, и мы оба принялись раздувать угли. (В. Арсеньев.) 10) Кузьмичов только что кончил считать деньги и клал их обратно в мешок. (А. Чехов.) 11) Анна не хотела оставаться ужинать, но хозяин стал просить ее. (Л. Толстой.) 12) Документ продолжал жить старой жизнью Ознобишина, тогда как он сам эту старую жизнь хотел бы считать несуществовавшей. (К. Федин.)

 

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ

Как и другие служебные ЧР – не имеет номинативной функции, его семантическая функция – выражение определенных логико-грамматических отношений:

· пространственных: у, вне, под, до, от, из, через и др.; - через лес

· временных: за, в через, с, до… до обеда

· образа действия: с, без – с увлечением

· причины: из-за, по, из, от … от смеха

· цели: для, к … - для смеха

· объектных отношений: а/ предмет речи – о про; б/ орудие – в бинокль, через очки в/материала -– из шерсти

СОЮЗ

Как и другие служебные ЧР – не имеет номинативной функции, его семантическая функция – выражение определенных логико-грамматических отношений:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ (отсюда и названия типов союзов):

· соединительные – и, да

· противительные – а, но, да, однако, зато, же

· сопоставительные – не только…, но и; как…, так и

· разделительные – или…или, либо… либо

· присоединительные – да и, также, тоже

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ союзы выражают подчинительные логико-грамматические отношения:

· времени – когда, пока, с тех пор… как, до тех пор… как

· причины – потому что, т.к., вследствие того, что

· цели – чтобы, для того, чтобы

· следствия – так что

· условия – если, коли, ежели

· уступки – хотя, пускай

· сравнительные – как, словно, будто

· изъяснительные (объектные) – что

 

ЧАСТИЦА

Типы частиц по функции

1/ Грамматические – образуют формы слов: бы – сослаг. накл., пусть, да – повел. накл. – т.е. частицы – элементы аналитических форм слов (не частицы, а аффиксальные морфемы: - ся, -то, -либо, -нибудь, кое -)

2/ Оттеночно-смысловые – доп. смысл. оттенки:

а/ без модальных и экспрессивных оттенков –

· указат. – вон, вот

· опред.-уточняющ. – именно, почти

· выделительно-ограничит. – только, хоть, единственно

б/ с модальным оттенком –

· модально-волевые – пусть, ну, пускай

· собственно модальные – пожалуй, авось

· утвердит. – да, так

· отриц. – не, ни, нет

· вопросит. – разве, неужели, ли

· сравнит. – как бы, будто, словно

в/ эмоционально-экспрессивные – что за, куда уж, ишь

МЕЖДОМЕТИЕ

Типы междометий по функции

а/ эмотивно-экспрессивные; выражают следующ. чувства, эмоции:

· радость, восторг, восхищ. (+) – Ах!, Ура! О!

· сожал., разочар. (-) – Увы!, Эх! Ах!

· протест, негодование (-) – Ни хрена! Черта с два!

· пренебр., ирония (-) – Фи! Тьфу!

· удивл., недоумение (+ -) – Ба! Ну и ну! Ни фига себе! Батюшки!

б/ побудительные:

· привлеч. внимания – Эй! ау! Алло!

· приказ – марш! Айда! Цыц!

в/ этикетные – Здравствуй! Привет! Пока! Спасибо!

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

(иногда относят к междометиям - А.Н.Гвоздев).

Функция звукоподражаний: они воспроизводят -

а/ звуки природы – крики животных – гага, ку-ка-ре-ку; шумы природы – буль-буль

б/ звуки как результат деятельности людей – жах! тук-тук!

МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

Их семантическая функция, т.е. они выражают:

- реальность сообщения – верно, конечно, безусловно

- вероятность, возможность – м.б., вероятно, по-видимому, пожалуй (некоторая уверенность), едва ли, вряд ли (неувер.)

Особый тип – МС логического характера – итак, во-первых, следовательно, вообще (логические отношения между высказываниями, их порядок следования).

 

IV. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

(формирование ПКВ-1: способность строить процесс языкового образования и речевого развития учащихся-инофонов с учётом их возрастных и личностных особенностей, а также социокультурных условий обучения (российская общеобразовательная школа, зарубежная школа, другие образовательные учреждения).

 

· Разработайте функционально-грамматический практикум для бакалавров педагогического образования по теме «служебные части речи», используя материалы учебников: Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях: Морфология [Электронная библиотека ТиМГО]; И.Б.Игнатова, С.М.Андреева и др. Практическая грамматика русского языка [Электронная библиотека ТиМГО]; Аникина М.Н. Лестница. Книга-практикум. Начинаем изучать русский язык. – М., 2007; Изучаем виды глагола: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Л. В. Архипова, Т. В. Губанова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010; Овсиенко Ю.Г. Русский язык для начинающих. Учебник для говорящих на английском языке. – М.: РЯ. Курсы, 2008.

 

 

Милославский Г.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. – М.: Либроком, 2010.

5. Проблемы функциональной грамматики: Категоризация семантики / Ред. А.В.Бондарко, С.А.Шубик. – М.: Наука, 2008.

6. Шелякин М.А. Очерки по прагматике русского языка. М.: Русский язык-Медиа, Дрофа, 2010.

7. Шелякин М.А. Категория аспектуальности русского глагола. – М.: ЛКИ, 2008.

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

ЗНАЧЕНИЯ ПАДЕЖЕЙ

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ

1. Субъекта действия, состояния, существования: Вася читает. Коля спит. Это дом. В лесу есть грибы.

2. Объекта действия, отношения, обладания: Дом строится рабочими. Мне нравится этот фильм. У меня есть деньги.

3. Адресата речи: Вася, иди сюда.

4. Определительное: Москва – столица России. Его зовут Андрей. Студент- заочник. Город- герой.

5. Императивное: Тишина! Внимание!

6. Темы: Москва! Как много в этом слове для….

РОДИТЕЛЬНЫЙ

1. Объектадействия (при отрицании): не сказать правды.

2. Объекта действия (родительный части, неполноты охвата объекта): выпить чаю, поесть каши, глоток свободы, кусок хлеба.

3. Объекта лишения, удаления, боязни: лишиться покоя, уйти от мужа, бояться темноты.

4. Объекта желания, достижения: хочу молока, желаю славы.

5. Определительное (принадлежности): дом отца.

6. Определительное (качественной характеристики): слезы радости, человек чести.

7. Сравнения: слаще меда, белее снега.

8. Исчисляемого предмета: десяток арбузов.

ДАТЕЛЬНЫЙ

1. Объектное (адресата): писать брату, письмо брату.

2. Субъекта состояния: Саше нездоровится; студенту грусттно.

3. Обстоятельственное (пространственное): гулять по лесу.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ

1. Объекта действия (физического, интеллектуального): рубить дрова, читать книгу.

2. Объекта речи, мысли: рассказывать сказку, говорить ерунду, думать про Машу.

3. Обстоятельственное (пространственное): приехать в Москву; пробежать километр.

4. Обстоятельственное (количественно-временное): лето целое всё пела; ждали час.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ

1. Объектное (орудия или средства действия): писать карандашом; удар ногой.

2. Обстоятельственное (временное): это случилось летним вечером.

3. Обстоятельственное (пространственное): дорога вела лесом; шли берегом реки.

4. Обстоятельственное образа и способа действия: петь басом, пение басом, нестись вихрем.

5. Субъекта действия: Дом строится рабочими; охрана склада сторожем.

6. Определительное (предикативное): он стал химиком, он был инженером.

ПРЕДЛОЖНЫЙ

1. Объектное (предмет речи, мысли): думать о работе, говорить об отдыхе.

2. Обстоятельственное (пространственное): на юге России, лежать на спине, учиться в институте.

3. Определительное (состояния, внешнего вида: яблони в цвету.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.