Ориентация на нормы и ценности клиента — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ориентация на нормы и ценности клиента

2018-01-29 312
Ориентация на нормы и ценности клиента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе консультирования психологу важно определиться, что значит то или иное событие не для него (консультанта), а для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, действовать не может. Мастерство консультанта в этом случае - подарить человеку возможность говорить о себе правду.

Запрет давать советы

Это широко известный и пропагандируемый принцип. Все это так, но все же во-первых, человек часто приходит именно за советом, он готов «сдать» свою свободу в обмен на четкую инструкцию правильных действий; во-вторых, весьма распространенной является ситуация, когда психоло г (например, школьный, детский практический психолог) даётсоветы иногда называя их рекомендациями, и т. п.

[♦TUmml’re советы, если вы их знаете. Нередко психолог и рад

бы дать совет; да он его не знает.

Человек вправе выслушать совет и поступить по-своему.

некоторые жизненные понятия (любовь, внимание, счастье и др.) в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования. Поэтому, даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял».

Совет должен быть востребованным, своевременным (что толку после драки махать кулаками или давать совет «под руку») и уместным.

Мастерство и искусство психолога-консультанта состоит в том, чтобы дать правильным образом верный совет нужному лицу и в нужное время.

4 Уважение к личности, анонимность и

конфиденциальность

Человек имеет право на анонимность обращения и не раз­глашение его сокровенных мыслей. Уважение к личности человека следует соблюдать беспрекословно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профессии и пр.

5, Активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее

ЧйТОё^бращается в консультацию в ситуациях жизненного неблагополучия. Но это его жизнь, и компетентным в ней может быть только он сам. В процессе консультирования нужна обоюдная активность и ответственность — клиента и консультанта - для достижения позитивного результата.

& Не навреди

Принцип широко известный, популярный, но не конкретный. Вряд ли кто-то организует свою профессиональную деятельность, стремясь кому-то вредить. Этот принцип, конечно же, должен доводиться до каждого психолога с целью напоминания об ответственности, но в практике и особенно в супервизии, стоит дополнять его четкими комментариями, что можно делать в консультировании, а чего делать нельзя никогда

 

5 Модель эффективного консультанта. Требования к его личности.

Качества личности необходимые консультанту:

проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.

чувствительность к установкам и поведению других | людей;

эмоциональная стабильность и объективность;

способность вызывать доверие других людей;

уважение прав других людей.

доверие к людям;

уважение ценностей другой личности;

проницательность;

отсутствие предубеждений;

самопонимание;

сознание профессионального долга.

Аутентичность.

полное осознание настоящего момента;

выбор способа жизни в данный момент;

принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами. Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Эффективный консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот— [опустить ниже планку притязаний. Эффективный консультант (должен понимать ограниченность своих возможностей.

Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант Iнезависимо от профессиональной подготовки не всемогущ. В [действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу I "хорошо", но не идеально. Тот, кто не в состоянии признать шраниченность своих возможностей, живет илюзиями что способен полностью познать и понять другого человека. Правильная оценка собственных возможностей позволяет 1 ставить перед собой достижимые цели.

J Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.

1 Выделяется три важные постулата квалифицированного I психологического консультирования:

Личная зрелость консультанта. Подразумевается, (что консультант успешно решает свои жизненные проблемы,

I откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

Социальная зрелость консультанта.

j Подразумевается, что консультант способен помочь другим t людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим j и искренен по отношению к клиентам.

Зрелость консультантаэто процесс, а не

состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

 

6.Этические принципы в психологическом консультировании Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов.

1. Общие нормы

Принцип компетентности

(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности.

Описание и/или объяснение результатов психологической работы

(а) В работе с клиентами психологи используют понятные дл них термины и объяснения.

Уважение права других оставаться другими

Недискриминация

Посягательства на честь и достоинство клиентов

Отношение к личным проблемам

Ненанесение вреда

Неправильное использование психологов-консультантов результатов их работы

Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.

Денежное вознаграждение

Вопросы денежного вознаграждения решают на самых ранних стадиях взаимодействия.

Публичные выступления н публикации Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи итд

Избегание ложных или неверных утверждений

Свидетельства и подтверждения

Тестирование, оценка и вмешательство

Оценка и диагноз

(а) Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.

(в) Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария.

Интерпретация данных

При интерпретации данных, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого.

Объяснение полученных результатов

Обеспечение безопасности психологическогоинструментария

Процедурные нормы 4.1. Информирование клиента 4.2. Осознанное согласие клиента

Взаимоотношения с парой и с семьей

Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами

Консультации и взаимодействие с коллегами Психологи-консультангы организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

Прерывание помощи

(а) Психологи-консультангы планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерейработоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.

1 внепрофессиональные отношения с клиентамии

Сексуальные отношения

5.3 Консультирование бывших сексуальных партнеров

конфиденциальность

Обсуждение ограничений конфиденциальности Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы работы

Сохранение конфиденциальности

Минимизация вюрж'снмя но ин\ фенинй мир

Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации

Разглашение информации 11снхологн-консультшы раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиент голько в случаях, предусмотренных законом,

Конфиденциальная информация базе данных

(а) 11ри нведеннн конфиденциальной информации в базу данных психопогн«консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

Защита записей и данных

Решение зги чески х воиросон

Знание Этического Кодекса

Возникновение этических вопросов

В тех случаях, когда психолог-консул ыпнт самое юя голыш не может разрешить этические вопросы, он обращается за помощью к другим психологам, а гакже к психологическим общественным объединениям или государственным организациям.

Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями

Психолог-консулъганг должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.

Необоснованные претензии

Пснхологн-консуль ганты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны, преследуют цель дискредитации другого психолога.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.