Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

2018-01-29 1003
Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема творчества возникает в романе буквально с первых же его страниц — редактор толстого журнала, председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный об­суждают написанную Иваном антирелигиозную поэму. Далее автор приводит нас на заседание членов правления МАССОЛИТа, в ресторан «Грибоедов», где собирается писательское общество. Но можно ли этих людей назвать творцами? Можно ли писать подлинно художест­венные произведения по заказу? Современные Булгакову «инженеры человеческих душ» не творят, а состоят на службе у государства, ут­верждая его идеологию. За это им полагаются квартиры, дачи, оплачи­ваемые творческие отпуска в замечательных условиях, льготы и приви­легии. И ссора, возникшая в правлении при разговоре о дачном поселке Перелыгино, показывает, что в среде этих писателей царят интриги, за­висть и склоки. Какое уж тут творчество! Недаром Мастер возражает когда Бездомный называет его писателем: «я Мастер»! Он идет совсем по другому пути: получив материальную возможность оставить службу (выигрыш в лотерею), он пишет, уединившись, роман о том, что под­линно его волнует. Обретя свою Музу — Маргариту, он обретает вдох­новение и подлинно счастлив в обстановке скромного быта и любимого творчества. Но «жизнь кончилась», когда роман надо было печатать. Впервые столкнувшись с редакционным миром, Мастер чувствует ужас: сотрудников издательства интересуют только конъюнктурные вопросы, откуда Мастер взялся и кто надоумил его написать роман на такую «странную» тему. Им непонятна внутренняя свобода Мастера, его нравственные критерии творчества, они давно утратили пушкин­ское представление о художнике-пророке. И результатом этого стала кампания травли, убийственной критики, гонений, политических ярлы­ков: «пилатчина», «воинствующий старообрядец», «враг под крылом редактора». Последующий арест по доносу Алоизия Могарыча довер­шил душевное потрясение героя, и покой он обретает только в клинике профессора Стравинского. Таков парадокс эпохи: свободным можно быть только в сумасшедшем доме, где запертые двери не мешают чело­веку иметь мировоззрение, отличное от общепринятого. Воланд дарует Мастеру «покой» — «он не заслужил света». Сам Мастер говорит, что его «сломали», он больше ничего не хочет, а роман стал ему ненавис­тен. Так трагически складывается судьба художника в тоталитарном государстве, и тем самым раскрывается позиция автора: подлинное творчество невозможно без свободы писателя.

 

 

Материалы презентаций.

«Белая гвардия».

Авторская позиция в романе

Замысел писателя - «стать бесстрастно над красными и белыми». Значит, события революции и гражданской войны оцениваются Булгаковым с общечеловеческих, христианских позиций. Автор утверждает ценность человеческой жизни, идеалы добра и гуманизма. Он скорбит о потерянном мире. Булгаков открыто заявляет, что он на стороне проигравших, и в этом есть великий смысл: выигравших в этой войне быть не могло. «Все мы в крови повинны, но ты не карай», - говорит Елена, героиня романа. Война нарушает естественный ход жизни, убивает цвет нации, разрушает красоту. Эта идея выражена Булгаковым через символический образ Города, в котором разворачивается общечеловеческая драма.

Герои романа

Герои романа – семья Турбиных, офицеры белой гвардии. Они присягали царю и Отечеству, и лучшие из них не собираются менять убеждений и ценой предательства сохранять свои жизни. Их дом сотрясает «дикий, чёрный ветер». И они готовы защищать Город, Дом, дворянские понятия о чести и долге. Защищая Дом, они отстаивают тот уклад жизни, который был завещан им родителями, те идеи гуманизма, на которых они были воспитаны русской классической литературой. Они приговорены историей именно потому, что берегут честь.

В сознании Булгакова и его героев Россия делилась не на «белых» и «красных», а на сынов Отечества. Служить нужно не власти, а истине. Всё уходяще и преходяще (в том числе и власть), навсегда остаются лишь Родина и Дом.

Тема Дома.

За окнами дома Турбиных - холод, мрак, хаос, а в квартире старинные часы, играющие гавот, “лампа под зелёным абажуром”, уютные “кремовые шторы”, фамильный синий сервиз, кафельная печка, на которой члены семьи пишут друг другу шутливые послания. Всё это создаёт ощущение тепла и надёжности. Дом - Уголок покоя, уюта, символ, утверждающий красоту жизни.

«Бронзовая лампа под абажуром» символизирует частную жизнь и домашний уют Образ лампы проходит весь роман. В борьбе мирного света домашней лампы с наступающей тьмой отражена борьба живой жизни с внезапной смертельной вьюгой, «бураном». Необходимую принадлежность дома и личностного бытия составляют часы. Как часы «участвуют» в жизни семьи, реагируют на события? В романе постоянно отмечаются разнообразные часы, их тиканье, бой, показания стрелок. Часы участвуют в жизни людей, реагируют на события: как бы в ответ на звонок Тальберга, трусливо бежавшего из Города, из семьи, «чёрные часы забили, затикали, пошли ходуном», «давились презрительно часы». Книжные шкафы хранят духовное наследие прошлого для нынешних и будущих людей. Здесь «лучшие на свете книги с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Названы те книги, в которых «чувства добрые торжествуют над злом и хаосом. Пушкин и Толстой символизируют в романе высшие духовные ценности «старого мира», они противопоставлены смуте, которая должна их отменить и уничтожить. Исторический роман Пушкина посвящён, как и роман Булгакова, русской смуте, а «Война и мир» - отражению натиска французской революции, преемницей которой стала революция, застигшая Булгакова. Русская литература в романе присутствует как полноправная героиня, она живая, одушевлённая: “со всех четырёх стен глядели книги”.

«Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а «Капитанскую дочку» сожгут в печи»…

Так звучит мотив гибели, физического уничтожения не только людей, но и всей духовной и материальной культуры, даже самих вещей.

Многое пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918-1919 года. Но в финале романа в их доме за общей трапезой вновь собираются все. «И всё было по-прежнему, кроме одного - не стояли на столе мрачные, знойные розы…Не было и погон ни на одном из сидевших за столом, и погоны уплыли куда-то и растворились в метели за окнами.» В тёплом доме слышится смех и музыка. Пианино играет марш. «Содружество людей и вещей выстояло, и это главное. Булгаков и его герои уверены: “Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся…” Дом и звёзды как вечные нравственные ценности, как первооснова жизни — вот что спасёт мир.

Именно в гостеприимный дом Турбиных собираются, чтобы отогреться и телом, и сердцем близкие им люди: Мышлаевский, Шервинский, Карась. Приезжает “кузен из Житомира” Лариосик в поисках утраченного после развода с женой душевного равновесия. Здесь, “несмотря на пушки”, белоснежная крахмальная скатерть, “полы лоснятся”, “на столе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни”. Больше всего Турбины боятся того, что мир уюта и покоя, мир капитанской дочки и Наташи Ростовой (а русская литература в романе присутствует как полноправная героиня, она живая, одушевлённая: “со всех четырёх стен глядели книги”), мир невыразимо прекрасного старого быта и детских воспоминаний будет разрушен. Но за этой боязнью не трусость и малодушие, не беспомощность — за ней представления о нормальной человеческой жизни, вера в то, что добрые человеческие чувства нельзя уничтожить. Боязнь разрушения их семейного мира — это страх перед разрушением культуры, перед тем, что «Капитанскую дочку» сожгут в печи. Автор искренне симпатизирует Турбиным, не случайно с такой страстностью он ворвётся в текст: “Никогда не сдёргивайте абажур с лампы… У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга. Ждите, пока к вам придут”.

В противовес этим истинным русским интеллигентам Булгаков показывает семью “инженера и труса”, домовладельца Василия Лисовича, которого “верхние жильцы” насмешливо зовут Василиса. И если наверху, у Турбиных, запах цветов в вазе, тепло, свет, музыка, то у Лисовичей за закрытыми ставнями свет тусклый, еда спрятана в тайниках, а в доме пахнет квашеной капустой, «мышами и плесенью». В отличие от Елены, Николки, Алексея, Ванда и Василий Лисовичи ждут не гостей, а врагов, страшатся не смерти близких, а возможного ограбления. Как видим, истоки боязни двух семей разные: Турбины боятся разрушения семьи, дома, культуры, а Лисовичи — всего лишь потери материальных ценностей.

По-разному, для разного живут люди, и понятие Дома у них тоже разное…

«Мастер и Маргарита».

Образ Антидома в романе
Проблема взаимоотношений человека и власти.

У Булгакова символичный образ антидома (олицетворение государственной системы) представлен через ряд конкретных или безымянных учреждений – своеобразных институтов власти, призванных управлять обезличенной массой людей. У Булгакова бездомье - это предательство своего дома, сужение духовного понятия до материальных стен, квадратных метров, материального благополучия, даруемого властью за преданность ей в обмен на предательство, доносительство, гонения на инакомыслящих. У Булгакова антидому противостоит Дом, оберегающий традиционные родственные связи, духовные, дом - очаг - место любви и творчества. И шире: дом вне материальных стен, Вечный Дом, открытый космосу, добру, истории.

Не является Домом и особняк Маргариты - она не чувствует себя счастливой, хотя ни в чем не нуждается. Ее любит муж, но для полного счастья необходимо любить самой, а ее любовь не растрачена.

Самые дорогие вещи в особняке для Маргариты - это "старый альбом коричневой кожи,

в котором была Фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы..,

лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист... с обгоревшим нижним краем".

Булгаков доказывает нам, что роскошь, власть, богатство не способны сделать

человека счастливым и спасти его от правосудия.

Истинный же Дом, земной, показан как маленькая квартирка в подвальчике. Это Дом Мастера и Маргариты. Здесь есть и покой ("совершенно отдельная квартирка"), и тепло, и свет (в печке "вечно пылал огонь"). Для того, чтобы показать, как незначительны вещи, предметы и прочие материальные блага, Мастер, описывая свое прис­танище, использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "оконца", "малюсенькая комната", "маленький письменный столик". Лишь вещи, которые всегда имели ценность, были особо почитаемы Мастером: "книги, книги" от пола до потолка, печь и "прекрасная ночная лампа". С приходом Маргариты в Доме зазвучал смех, и "появились долгожданные и обоими любимые розы".

Что нарушает мир и покой этого дома? Власть, чиновники от литературы. На что обрекает? На странничество, одиночество, добровольное затворничество в доме скорби. Бездомье порождает отступничество, отказ от имени, творчества, любви.

Дом Мастера и Маргариты дает право на реализацию личности, на творчество. В этом прослеживаются пушкинские традиции, его стремление в "обитель дальнюю трудов и чистых нег".

Их Дом не связан с материальным достатком, здесь ценности иные - духовныеЗдесь все приглашает к творчеству: письменный столик, лампа и т д. Дом, его душа живы, пока в нем творят и любят.

Здесь создается роман об Иешуа, утверждавшем, что "все люди добрые", и мечтавшем о том времени, когда "не нужна будет никакая власть", о свободе духа.

Здесь в последнюю ночь на земле Маргарита перечитывает роман Мастера и ощущает приближающуюся очистительную грозу. И комната уже имеет "странный вид".

Из дома материального, уже себя изжившего, герои выходят на новый уровень, уходят в дом духовный. "Разве для того, чтобы считать себя живыми, нужно непременно сидеть в подвале?" - устами Азазелло делится с нами Булгаков своей философией дома, свободы духа.

При этом герои не утрачивают чувства дома, но понимают его по-другому, и уходят они из привычного состояния дома на новый уровень через страдание, очищение. И очищение происходит огнем, огнем, "с которого все началось и которым мы все заканчиваем". Они не просто покидают землю, они идут в свой приют.

"... Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду... «Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знал, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь,... кто тебя не потревожит,.. ты будешь засыпать с улыбкой на губах", - напутствует Воланд, и "трижды романтический Мастер" получает долгожданный покой и уют.

Слово "покой" в последних главах романа до сих пор вызывает споры, побуждает к тысяче догадок. Есть точка зрения, что Мастер не заслужил "света" (славы, признания), потому что душевно сдался, не окончил романа.

Дом - это традиция, норма жизни«Покой» тоже не так уж мало. Булгаков завершает тем, чем когда-то начинал: воспоминанием, грезой в мирном доме. Булгаков пытается предостеречь людей от потери истинных ценностей, но он не только показывает неспособность Антидома сделать людей счастливыми, обеспечить им полноценную жизнь, но и создает образ истинного Дома, чтобы люди понимали, от чего отказываются, отрицая право человека на свободу. У Булгакова тема приюта рассматривается как необходимый дар для уставшего человека, как место для восстановления сил и обретения, если не новых путей - выходов в жизнь, то покоя, освобождения от страданий.

Мастер.

С образом мастера связаны в романе проблемы выбора, отступничества, любви, тема судьбы художника в тоталитарном государстве, проблема взаимоотношений человека и власти, тема бессмертия искусства («рукописи не горят»). Фигура мастера совмещает в себе две линии: Иешуа (творить добро) и Пилата – отступать от него. Он многое сделал, рассказав об Иешуа, Но, сломленный властью, пошёл на компромисс со злом – отказался от своего романа («Он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из-за него»), поэтому он награждён покоем, но ему отказано в «свете».

Мастер и Иешуа.

Мастер и Иешуа имеют много общего. Каждый из них является носителем неофициальной идеи, веры. Оба непоняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения, убивают. Иешуа распят на кресте, мастер морально сломлен. Обоих предали ради ничтожной выгоды.

Мастер и Маргарита.

Мастер и Маргарита – это два человека двадцатого века, которые находятся в кошмаре тоталитаризма и, несмотря на весь ужас, находят путь личного спасения. У неё есть дар любви, у него – дар творчества. Они находят спасение вопреки миру. Обществу не нужна бескорыстная любовь Маргариты и не нужен роман мастера об Иешуа. Они спасают себя творчеством и любовью, но это спасение связано с уходом из этого мира. Это в буквальном смысле уход. Булгаков оказывается жёстким реалистом: лучшие уходят. Что же остаётся? Дьявольская пустота. Зло торжествует в мире.

Маргарита характеризуется автором через поступки, которые показывают её решительность, смелость, преданность, умение бороться и оставаться великодушной, даже заключив сделку с дьяволом. Ведущие её черты – любовь и гордость. Её способность к самоотречению покоряет Воланда, и он возвращает ей её возлюбленного.

С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.

Она говорит: «Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет мессию, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло».

Но этим не ограничивается милосердие Маргариты. Даже будучи ведьмой, она не теряет самых светлых человеческих качеств. Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром. Маргарита своей вечной любовью помогает Мастеру обрести то, что он заслужил. И в царстве покоя, в последнем приюте на границе двух миров – света и тьмы,- Маргарита становится поводырем и хранителем своего возлюбленного: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память, стала потухать». Эти строки Е.С. Булгакова записывала под диктовку смертельно больного автора «Мастера и Маргариты».

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.