Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-29 | 141 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Преподаватель, ведущий семинарское занятие по педагогике, предлагает слушателям такое задание: прочтите раздел 2.4. «Педагог и педагогическая наука» из книги В.В. Краевского и Е.В. Бережновой «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»1. Представьте свой вариант его трансформации в эвристическую беседу.
Приведем один из возможных вариантов выполнения такого задания обучающимся слушателем.
Преподаватель: Педагог — непосредственный творец образовательного процесса, создатель неисчислимого множества учебных и воспитательных ситуаций, через которые проходит студент в вузе. Именно порождаемый педагогом учебно-воспитательный процесс становится объектом изучения педагогической науки. В свою очередь педагог-практик опирается на плоды усилий многих людей — авторов учебных материалов, пособий, рекомендаций, руководств и т.п. Самостоятельно мыслящий педагог не оставляет без внимания и широкий круг теоретических педагогических знаний, пользуясь в своей работе теми средствами, которые создаются и совершенствуются наукой. Поэтому вопрос об отношении деятельности педагога к педагогической науке неразрывно связан с другим важным вопросом — об источниках педагогического творчества и области его осуществления.
Попытка сформулировать проблему
Уже говорилось, что одна из функций педагогики — помогать педагогу, обосновывая и создавая «сценарий» его работы; рекомендации, методические разработки, пособия и т.п.
Но где предел такой помощи? Если преподаватель стремится подходить к своему делу самостоятельно, творчески? Может быть, все это лишь сдерживает его творческую инициативу, не дает возможности переступить порог педагогических норм?
|
Постановка проблемы
Слушатель факультета дополнительного образования: Да, в указанных сценариях воплощены разум и опыт многих педа-
1 См.: Краевский В.В., Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М., 2005. С. 18—20.
160 6. Методология творчества как ориентир для разработки
гогов — теоретиков и практиков, в них отражаются результаты фактически всех отраслей науки. Их наличие избавляет современного педагога от необходимости заниматься заведомо безнадежным делом — самому повторять весь опыт педагогической и познавательной деятельности человечества. Однако в результатах педагогической науки показан лишь общий, усредненный путь к цели. Преподаватель не может быть только исполнителем, его дело — по мере необходимости использовать эти результаты в работе с живыми, а не абстрактными учениками.
Многолетний опыт показывает, что как бы основательно ни были составлены материалы для педагога, они останутся мертвым грузом в его сознании и в самом образовательном процессе, если сам он не воспринимает цели образования как личностно значимые, не способен проникнуть во внутренний мир студента. Невозможно успешно работать по самым лучшим пособиям и руководствам без надлежащей подготовки по общей дидактике и методике, педагогической психологии. Знание теории помогает преподавателю выстраивать логику и последовательность своих педагогических действий, предвидеть их результаты, приводить их в систему.
«Контуры» решения проблемы
Преподаватель: В чем, по-вашему, состоит роль педагогического научного знания как источника педагогического творчества?
Переформулировка проблемы
Слушатель: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представить себе Общую картину деятельности учителя.
В педагогическом процессе перекрещиваются и взаимодействуют многие факторы. Наряду с типовыми все время возникают неповторимые ситуации, которые невозможно предусмотреть. Поэтому преподаватель в каждой новой ситуации должен действовать самостоятельно, решать каждый раз новые практические задачи.
Таким образом, педагогический процесс как бы воссоздается дважды — сначала в проекте, затем в самой действительности учителем. Действительность же всегда богаче нашего сколь угодно полного представления о ней. Даже в повсед-
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!