Внебюджетные доходы: классификация, способы распределения и эффективность внебюджетной деятельности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Внебюджетные доходы: классификация, способы распределения и эффективность внебюджетной деятельности

2018-01-29 1101
Внебюджетные доходы: классификация, способы распределения и эффективность внебюджетной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:

• направлений внебюджетной активности учебных заведений. Анализ активности позволяет оценивать «вектор» развития, коммерциализации и т.п. как отдельного образовательного учреждения, так и всей системы образования. Можно отметить, что в настоящее время, и на это начали обращать внимание, внебюджетные поступления в высшие учебные заведения стали вполне сопоставимы с бюджетным финансированием (по некоторым данным — уже превысили или вот-вот превысят объем бюджета) и активно растут. Отрадно, что растут они в первую очередь за счет образовательнойдеятельности;

• организации учета и отчетности по внебюджетнойдеятельности;

• налоговых последствий ведения образовательными учреждениями тех или иных видов приносящей доходыдеятельности.

Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно разными способами. Остановимся на некоторых.

Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

1. Основнаядеятельность:

• реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся(воспитанников);

• проведение научно-исследовательскихработ;

• деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основнойдеятельности.

1. Доходы от основнойдеятельности

1.1. Образовательныеуслуги:


• обучение российских и иностранныхстудентов;

• подготовка аспирантов идокторантов;

• обучение по второй (и последующим)специальностям;

• обучение на подготовительныхкурсах;

• тестирование школьников иабитуриентов;

• консультирование по учебнымдисциплинам;

• репетиторство;

• обучение на курсах по отдельнымдисциплинам;

• переподготовка и повышениеквалификации;

• углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;

• дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы, идр.;

• обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

• прочие образовательныеуслуги.

1.2. Научная (научно-техническая)деятельность:

• создание и передача научной (научно-технической) продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе наэкспорт;

• оказание услуг научного характера — консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование идр.;

• выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включаягранты.

1.3. Деятельность учебного заведения по обеспечению образовательного и научно-исследовательскогопроцесса:

• учебно-производственная деятельность (т.е. производственная практика), реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями, агростанциями, хозяйствами, магазинами, типографиями, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию бытовых услуг идр.;

• работы по обслуживанию и ремонту, в том числе приборов, оборудования, вычислительной техники, помещений, мебели, коммуникаций и др. в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;

• деятельность по обеспечению студентов и учащихся (воспитанников) питанием, проживанием, медицинским и культурнымобслуживанием;

• деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;

• предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники,оргтехники;

• предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основнойдеятельности;

• другие услуги по обеспечению образовательного и научно- исследовательскогопроцесса.

2. Доходы от прочей деятельности и иныепоступления


2.1. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещений, оборудования идр.):

• создание автомобильных стоянок и гаражей;

• изготовление товаров народногопотребления;

• ремонт бытовой и инойтехники;

• оказание бытовых услуг;

• оказание посреднических услуг;

• проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и организациявыставок.

2.2. Внереализационныедоходы:

• долевое участие в деятельности других учреждений иорганизаций;

• приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов ипр.);

• вложение денежных средств на депозитныесчета;

• предоставление ресурсов образовательного учреждения — помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса — в аренду(субаренду);

• получение финансовых санкций — штрафов, пени, неустоек, возмещение ущерба по судебным решениям идр.

2.3. Иныепоступления:

• взносы юридических и физических лиц (в том числе — иностранных), в том числе пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские идр.;

• реализация основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая утилизацию и сдачу драгоценных металлов.

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности — учебной, научной, обеспечивающей и иной. Развертывая ту или иную деятельность, вернее сказать — задумывая, следует по возможности оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. Особенно важно это сделать, если имеются несколько вариантов использования имеющихся ресурсов. Разумеется, можно указать на ограниченность возможностей, например общеобразовательной школы. Тем не менее, даже ограниченные возможности следует использовать эффективно. Что же говорить о высшем учебном заведении, у которого потенциал гораздовыше.

В качестве достаточно простого метода оценки (самооценки) потенциала учебного заведения для развития внебюджетной деятельности можно предложить следующий.

На первом этапе составляется перечень факторов, определяющих потенциал учебного заведения, его возможности по осуществлению


приносящей доходы деятельности. На втором этапе эти факторы оцениваются для условий конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы перечень был достаточно, но не чрезмерно большим, а оценку факторов проводили люди, действительно глубоко понимающие потенциальные возможности конкретного учебногозаведения.

К таким факторам можно отнести следующие:

1. Научныйпотенциал.

2. Внутренняя нормативнаябаза

3. Общая политика по отношению к внебюджетнойдеятельности

4. Наличиелицензиииеепараметры,аккредитации,сертификациии


т.д.


 

5. Регионрасположения

6. Оборудование

7. Производственныемощности

8. Информационныересурсы

9. Библиотечныйфонд

10. Помещения

11. Кадры

12. Земля

13. Методическаябаза

14. Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения Степеньвлиянияуказанныхфакторовнавыборнаправлений(оценку


потенциальных возможностей) внебюджетной деятельности может быть оценена экспертно. Несколько экспертов оценивают каждый фактор внебюджетной деятельности по степени его «разработанности, реализованности» в конкретном учебном заведении. В качестве экспертов можно привлечь, например, своих же преподавателей, родителей, даже учащихся.

Внебюджетная деятельность образовательного учреждения направлена на получение дохода, выручка от реализации образовательным учреждением товаров, работ и услуг должна, как минимум, покрывать издержки по их производству и реализации. Иначе говоря, эта деятельность должна быть выгодна. В противном случае ею заниматься не следует. Для финансового планирования также очень важно определить размеры и сроки поступления средств в учебное заведение, спланировать их расходование таким образом, чтобы увязать это с системой налогообложения.

 


 

 

цену.


3. Ценообразование во внебюджетнойдеятельности

Следовательно, необходимо правильно определить (спланировать)

 

При определении цен на предоставляемые услуги (работы) необходимо


предпринять следующие шаги:

1. Разработать и утвердить советом или ученым советом методики (или методические материалы, положения и т.п. документы) расчета цен на предоставляемые учебным заведением услуги, включающие всебя:


• определение базы для расчета цен (по плановым или фактическим расходам, т.е. от какого уровня цены нужноначинать);

• порядок определения размеров прямых и накладных расходов, исходя из содержания оказываемыхуслуг;

• механизм учета уровня инфляции в зависимости от срока предоставляемой услуги, особенно если это услуги длительного срока предоставления, что характерно для системыобразования;

• особенности формирования цены на различные виды услуг с учетом действующей системыналогообложения;

• механизм учета рыночнойконъюнктуры;

• существующие законодательные ограничения (если таковые есть) на установление цен на различные товары иуслуги;

• механизм установления льгот, дифференциации и измененияцены.

2. Выяснить конъюнктуру цен на аналогичные или заменяющие услуги в данномрегионе.

3. Учесть уровень инфляции при формировании цены, в особенности при оказании долгосрочных услуг.

4. Провести расчет в соответствии с утвержденными документами и утвердить цены советом или ученымсоветом.

Цена на платные услуги учебного заведения представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее оказания материальных, трудовых и других затрат. Цена на услуги включает:

1. Затраты по оказанию услуги, которые в зависимости от способов включения в цену для целей ценообразования подразделяются на прямые и накладные (косвенные)расходы.

Под прямыми понимаются затраты, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ): затраты на материалы, оборудование; на оплату труда преподавателей и других работников, непосредственно участвующих в процессе оказания услуги; затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями, и другие виды затрат, целиком и полностью относящихся к данной конкретной услуге. К накладным (косвенным) относятся затраты, связанные с деятельностью организации, в которой оказывается данная конкретная услуга. К ним относятся расходы, связанные с управлением и организацией оказания услуги (расходы на содержание аппарата управления, общетехнических и общехозяйственных служб и др.), а также другие расходы, которые прямо отнести к конкретной услуге не представляется возможным.

2. Налоги (на конкретный вид деятельности).

3. Плановые накопления (прибыль). Отметим еще раз, что некоммерческая организация «нацеливается» на получениеприбыли.

К прямым затратам учебного заведения на оказание конкретной услуги (работы) должны быть отнесены:

• оплата труда (с включением единого социального налога) непосредственных исполнителей, оказывающих даннуюуслугу;

• материальные затраты, необходимые для оказания даннойуслуги.


К накладным (косвенным) расходам, необходимым для оказания данной услуги,относятся:

• оплата труда (с учетом единого социального налога) административно-управленческого и обслуживающего персонала учебного заведения, причем для каждой услуги необходимо определить, каким именно образом, в какой части эти расходы к данной услуге относятся: затраты на содержание административно-управленческого и обслуживающего персонала; коммунальные платежи и услуги связи; текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений; расходы на приобретение оборудования; транспортные расходы; командировки административно- управленческого и обслуживающего персонала; повышение квалификации; другие общехозяйственныерасходы.

Налоги (на конкретный вид деятельности) определяются видом оказываемых услуг и выполняемых работ. Плановые накопления (прибыль) формируются для осуществления организацией затрат, которые не могут быть произведены за счет других источников. Можно отметить некоторые особенности ценообразования на отдельные видыуслуг.

Платные образовательные услуги

В расчет цены образовательных услуг (основных и дополнительных) могут включаться:

• все затраты (текущие икапитальные);

• текущие затраты и часть элементов капитальныхзатрат;

• только текущие затраты, относящиеся к учебному процессу, обслуживанию учебного процесса, административно-хозяйственные и эксплуатационныерасходы.

Выбор того или иного способа расчета (калькулирования) затрат определяется следующими факторами:

• длительностью оказываемойуслуги;

• степенью использования материальной базы в процессе оказания услуги (в зависимости от содержания услуги — например обучение работе на уникальномоборудовании);

• конъюнктурой рынка. Услуги, не пользующиеся активным спросом, могут не включать в себя элементы капитальных затрат. Следует добавить, что цена на такие услуги должна приближаться к уровню затрат на их осуществление;

• другие факторы, существенные для конкретного образовательного учреждения при формированиицены.

Детальный перечень элементов затрат должен базироваться на экономической классификации расходов бюджета (по соответствующим статьям) и может включать следующие элементы:

• заработная платаперсонала;

• начисления на заработнуюплату;

• приобретение предметов снабжения и расходныхматериалов;

• оплата коммунальныхуслуг;

• оплата транспортных услуг;


• оплата услуг связи и телекоммуникационных услуг;

• командировки и служебныеразъезды;

• учебные и научныерасходы;

• текущий ремонт инвентаря иоборудования;

• текущий ремонт зданий исооружений;

• стипендия и питаниеучащихся;

• культурно-массовая работа со студентами и оздоровительные мероприятия;

• содержаниеобщежитий;

• оплата услугпроживания;

• приобретение оборудования и предметов длительногопользования;

• капитальный ремонт учебныхкорпусов;

• прочиерасходы.

При ценообразовании на платные образовательные услуги в том случае, если речь не идет об индивидуальных занятиях, расчет цены производится на группу обучаемых (курс, поток). Цена обучения одного учащегося является расчетной и используется при заключении договора на обучение.

 

4. Бизнес-план образовательногоучреждения

Финансово-экономическая деятельность образовательного учреждения (далее – ОУ) должна планироваться в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг.

Для этого важно составить бизнес-план, который позволяет:

• определить конкретные направления предпринимательской деятельности (оказание платных образовательных и посреднических услуг, создание ремонтных мастерских, подготовка гувернеров, организация аудио и видеосалонов, компьютерное обучение и т.д.);

• оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагатьОУ;

• составить перечень мероприятий по изучению рынка услуг, рекламы, ценообразования, каналовреализации;

• предусмотреть возможные риски(проблемы);

• выявить пути сотрудничества, кооперации с другими образовательными, банковскими и инымиучреждениями.

Содержание бизнес-плана ОУ в разных регионах РФ будет зависеть от многих условий: экономических (уровня реальных доходов населения, темпов инфляции, цен, наличия потенциальных благотворителей), социальных, национально-культурных, климатических, а также от взаимоотношений с органами местной власти и управленияобразованием.

Перед тем как организовать платные образовательные услуги, необходимо оценить их востребованность, возможную цену, кадровый потенциал и многие другие аспекты будущей деятельности. С этого и начинается бизнес-планирование. Предлагаемая ниже структура бизнес- плана позволяет упорядочить и систематизировать эту работу.


Примерная структура бизнес-плана образовательного учреждения

1. Резюме. (В разделе кратко излагают основные идеи, цели и потенциальную эффективностьплана.)

2. План маркетинга

2.1. Анализ результатов маркетинговых исследований по формированию перечня возможныхуслуг.

2.2. Комплексная оценка преимуществ предлагаемых услуг для потребителя.

2.3. Прогнозирование численности групп потенциальных потребителей услуг, их социально-экономическаястратификация.

2.4. Прогнозирование возможного диапазона цен на предлагаемые услуги.

2.5. Анализ информации об услугах конкурентов (еслицелесообразно).

2.6. Планирование мероприятий по продвижению предлагаемой услуги (услуг.

2.7. Выбор предлагаемой услуги (услуг) и ее (их) краткая характеристика.

3. Организационныйплан

3.1. Анализ возможностей собственной материально-технической базы для оказания услуги (услуг).

3.2. Анализ кадровых возможностей предоставленияуслуги.

3.3. Оценка перспектив кооперации с другими учреждениями (организациями) при недостатке собственныхресурсов.

4. Оценкарисков

4.1. Степень вмешательства местных органов исполнительной (представительной) власти в процессы внебюджетной деятельности учрежденийобразования.

4.2. Вероятность и масштабы недополучения средств из-за несвоевременной оплаты предоставляемыхуслуг.

4.3. Масштабы потребностей в дополнительных финансовых средствах для выполнения взятых на себя исполнителем специальных обязательств в рамках заключенного договора с заказчиком.

4.4. Проблемы, связанные с привлечением исполнителем квалифицированных специалистов для оказания услуги (услуг) идр.

5. Финансово-экономическийплан

5.1. Планирование направлений расходования средств от платной образовательной услуги (услуг).

5.2. Расчет цены услуги с учетом:

• платежеспособностизаказчика;

• объема социальных выплат персоналу;

• масштабов финансирования программы развития материально- технической базыучреждения;

• наличия конкурентов;

• условий ценообразования, определяемых ст. 40 Налоговогокодекса

РФ.


5.3. Разработка сметы на оказание платной услуги(услуг).

5.4. Обоснование условий оплаты услуги при составлении договора между исполнителем изаказчиком.

5.5. Разработка плана минимизации налогообложения результатов финансовой деятельности учреждения в ходе предоставленияуслуги.

В большинстве случаев название раздела (подраздела) бизнес-плана предопределяет его содержание. В связи с этим прокомментируем некоторые составляющие документа.

На первом этапе необходимо провести маркетинг предлагаемых услуг, т. е. проанализировать: потребности учащихся, их родителей и населения микрорайона, а также предложения и условия оказания аналогичных услуг другими, например, ближайшими учебными заведениями. Интересы и предпочтения учащихся и их родителей можно выявить, например: на родительских собраниях классов, по результатам опросов учащихся, в беседах с членами родительских комитетов и попечительских советов (там, где они есть), через социологические опросы и другими методами, которые доступны администрации школы. Пакет предложений может поступить также от педагогов. На этом же этапе из собранных заявок (социальных заказов) отбираются наиболее интересные и выполнимые, учитывая возможности педагогического коллектива или школьного менеджмента. Здесь важна способность администрации находить и привлекать к работе необходимых специалистов (в т. ч. со стороны), умение кооперироваться с другими учреждениями и организациями, привлекатьблаготворителей.

Весьма редко в процессе планирования платных образовательных услуг рассматриваются так называемые экономические риски. Вместе с тем этот фактор может оказать существенное влияние при принятии решения о целесообразности рассматриваемой деятельности в целом.

 

Запомни:

внебюджетная деятельность, классификация доходов и расходов, ценообразование образовательных услуг, бизнес-план образовательного учреждения, инвестиции в образование

 

Контрольные вопросы

1. Что из себя представляет внебюджетнаядеятельность?

2. Из чего формируется цена образовательнойуслуги?

3. Какова структура доходов и расходов образовательногоучреждения?

4. Из каких разделов состоитбизнес-план?

 

Лекция 6. Налогообложение в сфере образования.

Вопросы:

1. Налогообложение образовательныхуслуг

2. Налоговые льготы для образовательныхучреждений

3. Налоговая проверка образовательныхучреждений

 

1. Налогообложение образовательныхуслуг.

В Налоговом кодексе и принятых в соответствии с ним федеральных законах, законодательных актах субъектов РФ и муниципальных образований о налогах и сборах присутствуют положения, определяющие особенности налогообложения у учрежденийобразования.

Операции, признаваемые объектом обложения НДС, перечислены в ст. 146 НК РФ. В учреждениях образования объектом налогообложения может быть не только оказание платных дополнительных услуг, но и реализация продукции, неиспользуемого имущества, в том числе основных средств, материалов и так далее. Однако в ст. 149 НК РФ перечислены операции, не облагаемые НДС, по которым образовательные учреждения могут не платить данный налог по нескольким основаниям. Так, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:

- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НКРФ).

Следует обратить внимание, что налоговая льгота, предусмотренная пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, предоставляется только при проведении занятий с несовершеннолетними детьми, то есть с детьми в возрасте до 17 лет включительно (ст. 21 ГК РФ). Плата за занятия с лицами, достигшими 18- летнего возраста, не подлежит льготированию поНДС.


- продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ). Положение данного подпункта применяется в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинскогострахования.

Поэтому можно сделать вывод о том, что облагаются НДС только операции по реализации покупных товаров, не проходящих дополнительную обработку, в частности по реализации шоколада, соков в упаковке, кондитерских изделий промышленного производства и прочих;

- услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Таким образом, реализация образовательными учреждениями товаров (работ, услуг), как собственного производства, так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется доход от этой реализации в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательногопроцесса.

В соответствии со ст. 145 НК РФ образовательное учреждение имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превышает 2 млн. руб. В эту сумму (и, соответственно, в 8 млн руб. в год) не входят средства бюджетного финансирования, а объемы оказываемых платных услуг в большинстве общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также размеры родительской платы в дошкольных учреждениях не столь велики, чтобы превысить данное ограничение. Получение освобождения от уплаты НДС по этому основанию наиболее выгодно для учреждения ввиду того, что оно влечет освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, следовательно, обязанностей становиться на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС, а также регулярно представлять в налоговые органы налоговые декларации (пусть даже и нулевые) и других обязанностей, непосредственно связанных со статусом плательщика НДС.

Главой 25 НК РФ для учреждений образования по налогу на прибыль не предусмотрено каких-либо специальных льгот. Как и все организации, они исчисляютегопутемумноженияна20%суммыполученнойприбыли,


которая, в свою очередь, определяется как доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ и связанных с полученными доходами.

В образовательных учреждениях могут иметь место доходы, как учитываемые, так и не учитываемые при исчислении налоговой базы.

Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы. Доходы образовательного учреждения для целей налогообложения подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационныедоходы.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (ст. 249 НК РФ). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме.

В ст. 250 НК РФ приведен перечень внереализационных доходов налогоплательщика. В частности, к ним относятся доходы, которые наиболее часто возникают у образовательных учреждений: в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации; в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ; в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не связаны с основным видом деятельности учреждения и не осуществляютсясистематически.

В этом перечне внереализационных доходов, которые могут возникнуть у образовательных учреждений, рассмотрим подробнее несколько видовдоходов.

Любое образовательное учреждение может выявить при инвентаризации излишки товарно-материальных ценностей (ТМЦ), причем в рамках как основной, финансируемой бюджетом, так и предпринимательской деятельности. В отличие от бюджетного учета, налоговый учет выявленных излишков ведется одинаково - они включаются в состав внереализационных доходов, и с их сумм платится налог на прибыль. При отсутствии внебюджетной деятельности придется в смету доходов и расходов включать расходы на уплату налога на прибыль. Учитывая то, как все это происходит на практике, и нерациональные финансовые затраты для учреждения вследствие уплаты налога на прибыль, можно лишьпорекомендовать


стараться не доводить ситуацию до официального выявления излишков ТМЦ.

Целевые средства, израсходованные не по назначению, для целей налогообложения подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения). При этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные доходы и расходы бюджетными образовательными учреждениями не включаются доходы и расходы, связанные с содержанием и ведением уставной деятельности.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, но не ниже остаточной стоимости по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Цены должны подтверждаться документально или путем независимой оценки. При этом ряд безвозмездных поступлений не подлежит обложению налогом на прибыль.

Доходы, не учитываемые при исчислении налоговой базы. В налогооблагаемую базу не включаются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому относятся средства в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям на ведение уставной деятельности, и в виде грантов (пп. 14 п. 1 ст. 251 НКРФ).

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ). При этом образовательные учреждения - получатели таких целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Перечень целевых поступлений, приведенный в ст. 251 НК РФ, является исчерпывающим. Плата за оказываемые дополнительные платные образовательные услуги и услуги, предоставляемые дошкольным образовательным учреждением, в целях налогообложения не рассматривается в качестве целевыхсредств.

При исчислении налога на прибыль средства, которые не принадлежат учреждению и предоставлены ему для выполнения поручений и проведения мероприятий, не только не подлежат включению в состав целевых средств, но и вообще не должны рассматриваться как доходы. К ним следует отнести средства на выплату целевых стипендий (в том числе суммы стипендий, предоставляемых организациями студентам-контрактникам и выплачиваемых образовательными учреждениями), средства учащихся, вносимые в кассу образовательного учреждения и предназначенные для приобретения проездных билетов, средства для расчетов смолодыми


специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений.

По отношению к оплате родителями питания учащихся в общеобразовательных учреждениях такие выводы сделать нельзя, так как в данном случае речь идет об оказании учреждением платных услуг. В то же время, если деньги собираются учреждением и затем передаются в организацию общепита, можно говорить об отсутствии экономической выгоды (если, конечно, нет какого-либо возмездного договора, заключенного между учреждением и организацией общепита), но и в данном случае более целесообразным является поступление оплаты от родителей учащихся непосредственно в организацию общепита.

Особую актуальность для учреждений образования имеют пожертвования. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ они относятся к не облагаемым налогом на прибыль целевым поступлениям. Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвования могут делаться воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам и так далее. При этом пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием данного имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с его назначением. Если использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина- жертвователя или ликвидации юридического лица жертвователя - по решениюсуда.

В случае невыполнения поименованных условий придется уплатить налог на прибыль, так как передача имущества будет рассматриваться лишь как дарение. Кроме того, использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает последнему право требовать отменыпожертвования.

На практике безвозмездная передача имущества в большинстве случаев осуществляется без заключения соответствующего договора, а лишь на основании письма руководителя образовательного учреждения или чаще на основании устной просьбы.

В обеих ситуациях следует заключать письменные договоры. В то же время, так как физические лица при осуществлении пожертвования не обязаны составлять письменные договоры, приходные ордера установленной формы о приеме денежных средств в виде пожертвования (в том числе с указанием целевого назначения средств) представляют собой надлежащее оформление пожертвования. В случае же получения ТМЦ в виде пожертвования необходимо составить письменный договор.

Наиболее часто встречающейся ошибкой является наличие в документах формулировок "спонсорский взнос", "спонсорская помощь" и


других. Налоговая инспекция может классифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению, воспользовавшись нормами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Если договором об оказании спонсорской помощи предусмотрено, что образовательное учреждение должно распространить рекламу о спонсоре или его продукции, то такая помощь признается рекламными расходами спонсора, а для организации-получателя она является выручкой от реализации рекламных услуг. В результате образовательное учреждение должно исчислить налоги. В то же время, если договором не предусмотрено, что образовательное учреждение - получатель взноса - должно оказать спонсору рекламные услуги, взнос можно не рассматривать как плату за рекламу. В случае несогласия налоговой инспекции с такой позицией возможно отстаивание своей точки зрения в суде. Важным здесь может оказаться то, каким образом спонсор отразил перечисленные средства в налоговом учете. Он не вправе включить сумму взноса в себестоимость продукции (работ, услуг), а выплачивает ее из чистойприбыли.

На полученное учреждением имущество счет-фактура не выставляется, а жертвователь не должен выделять сумму НДС в платежных или иных документах.

Для исчисления налога на прибыль сумму доходов следует уменьшить на сумму произведенных расходов.

В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.

265 НК РФ, также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Причем в НК РФ отсутствует четкое определение термина "обоснованный расход", он определяется через другой термин - "оправданность затрат", определения которого данный законодательный акт также не содержит. При этом понятия "обоснованность расходов" и "экономическая оправданность" являются оценочными категориями, в связи с чем возможны различные их трактовки, что


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.