Проблемно-ориентированный анализ ситуации в сфере малого бизнеса и его результаты в Федеральных программах поддержки МП — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проблемно-ориентированный анализ ситуации в сфере малого бизнеса и его результаты в Федеральных программах поддержки МП

2018-01-29 196
Проблемно-ориентированный анализ ситуации в сфере малого бизнеса и его результаты в Федеральных программах поддержки МП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная задача проблемно-ориентированного анализа состоит в том, чтобы выделить те условия среды малого бизнеса, которые наиболее негатив­но влияют на процессы создания, функционирова­ния и развития малых предприятий. Решение этой задачи осуществляется в следующей логической после-довательности: анализ результативности ма­лого бизнеса; анализ его структуры и потенциала; анализ внешней среды малого бизнеса.

Для выполнения анализа предлагается базо­вый перечень параметров, характеризующих ре­зультативность, структуру, потенциал и среду ма­лого бизнеса, а также даются методики определения желаемых и фактических значений этих парамет­ров. Предлагаемая технология анализа позволяет обоснованно и с необходимой степенью конкрет­ности ответить на вопрос: "Что требуется изме­нить в структуре и потенциале малого бизнеса, а также в условиях его деятельности, чтобы улуч­шить его результативность?".

Чтобы результаты проблемно-ориентированного анализа позволяли разработать обоснованные стратегию и цели программы, они должны удовлетворять ряду требований:

первое требование состоит в том, чтобы все проблемы были определены операционально. Определить проблему операционально - значит задать количественную или качественную шкалу, позволяющую оценить степень несоответствия того, что есть и того, что должно быть.

второе требование к анализу состоит в том, что он должен обеспечивать полноту выявления существенных ограничений, не позволяющих достигать более высоких результатов работы сектора МП. Если такие ограничения будут выявлены лишь частично, то это снизит возможности создания эффективной программы. Устранив одни ограничения и оставив другие, можно достичь лишь частичных улучшений в результатах, либо не достичь их вовсе.

третье требование к анализу: он должен обеспечивать обоснованную оценку значимости проблем. Проблемы должны быть ранжированы по значимости и выделены наиболее приоритетные из них. Оценка значимости ограничений должна даваться исходя из того, насколько существенно они влияют на состояние и результаты работы сектора МП.

четвертое требование к анализу: он должен быть прогностичным. Это означает, что требования к структуре, потенциалу и результатам МП должны предъявляться не только исходя из сегодняшней социально-экономической ситуации, но и ее прогнозируемого изменения в будущем.

Для решения своих задач проблемно-ориентированный анализ должен выполняться в три этапа по схеме "от конца к началу" (см. рис. 4.7), т. е. от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы сектора МП, к недостаткам в его структуре и потенциале, порождающим недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях деятельности МП.

 

 

Рис 4.7. Схема проблемно-ориентированного анализа работы сектора малого предпринимательства

 

4.2.3. Стратегическое планирование поддержки малого бизнеса

 

При разработке Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, после того, как выявлены его основные проблемы осуществляется стра-тегическое планирование. Этот этап имеет важнейшее значение, так как в ходе его выполнения должен быть сформулирован комплекс идей, образующих общий замысел программы и создающих основу для формирования рациональной структуры мер поддержки развития МП.

Программа поддержки МП ориентирована на то, чтобы изменить условия (внешнюю среду) малого бизнеса и за счет этого инициировать процессы изменений в его структуре, потенциале и в конечном итоге - результативности. Поэтому представляется очевидным, что она должна быть направлена на устранение выявленных несоответствий между фактическими и желаемыми значениями параметров результативности, структуры и потенциала МП, выявленных на этапе проблемно-ориентированного анализа состояния МП. Однако далеко не всегда желаемое совпадает с возможным. Поэтому, чтобы сформировать рациональную структуру мер поддержки МП, реализация которых позволит получить максимально возможный в существующих условиях полезный эффект, необходимо знать не только что требуется изменить, но и в какой степени это можно изменить.

В результате осуществления этапа стратегического планирования должны быть определены целевые ориентиры программы, приоритетные (основные) направления поддержки, принципиальные способы осуществления поддержки по этим направлениям, правила распределения ресурсов и усилий между направлениями поддержки.

Целевые ориентиры - это желаемые и возможные изменения в результативности, структуре и потенциале малого предпринимательства, которые в данной программе рассматриваются как приоритетные и на достижение которых будут направляться основные усилия и ресурсы. Целевые ориентиры можно рассматривать как начальный вариант целей программы. Но окончательно цели программы могут быть определены только после детальной проработки плана реализации мер поддержки, и их ресурсного обеспечения.

Основные направления поддержки - это совокупность условий среды МП, на изменении которых будут сконцентрированы усилия и ресурсы, а также отрасли и виды деятельности, территории, действующие и потенциальные субъекты МП, рассматриваемые в качестве приоритетных для поддержки.

Принципиальные способы поддержки - это совокупность идей, определяющих критерии выбора мер поддержки по каждому из выбранных направлений.

Комплекс логически связанных положений, определя-ющих: результаты, на достижение которых ориентирована программа (целевые ориентиры программы); основные направления поддержки МП и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается получить желаемые результаты; приоритеты распределения ресурсов и усилий по основным направлениям поддержки, — образуют стратегию программы. Иначе говоря, стратегия — это общий замысел программы, задающий правила выбора конкретных мер поддержки МП и их интеграции в единое целое.

В процессе решения общей задачи стратегического планирования требуется:

· оценить существующие возможности изменения условий среды, которые на этапе анализа были определены как наиболее неблагоприятные, и выделить те из них, которые могут быть существенно улучшены;

· оценить относительную значимость развития МП в различных отраслях и видах деятельности с точки зрения интересов региона (района, города);

· оценить объем необходимой поддержки для изменения ситуации в наиболее значимых отраслях и видах деятельности, возможности ее осуществления и выбрать состав отраслей и видов деятельности, по отношению к которым будут реализованы специальные меры поддержки в планируемый период;

· оценить относительную значимость развития МП в различных территориях с точки зрения интересов страны;

· оценить объем необходимой поддержки для изменения ситуации в наиболее значимых территориях, возможности ее осуществления и выбрать состав территорий, по отношению к которым будут реализованы специальные меры поддержки в планируемый период;

· оценить необходимость поддержки действующих и потенциальных субъектов МП;

· оценить объем необходимой поддержки;

· определить общую стратегию программы;

· оценить ожидаемые изменения в структуре, потенциале и результативности МП.

 

Планирование мер поддержки

 

Стадия планирования мер поддержки является центральной в процессе разработки программы. Все предыдущие стадии нужны для того, чтобы создать необходимую базу для ее качественного выполнения. Именно на этой стадии возникает наибольшее число дефектов программы, основные из которых:

· нечеткое определение ожидаемых конечных результатов (целей программы);

· неполнота состава действий, необходимых для достижения желаемых результатов программы;

· неопределенность промежуточных результатов, на достижение которых ориентирована каждая мера поддержки;

· необоснованность оценок сроков реализации мер поддержки и программы в целом; не-скоординированность мер поддержки по срокам;

· нереалистичность программы, из-за не про-работанности вопросов ее ресурсного обеспечения.

Операциональный план действий - это конкретизированная модель процесса, осуществление которого обеспечит перевод малого предпринимательства из существующего состояния в желаемое. Он призван служить руководителям программы средством направления и интеграции усилий ее участников на достижение желаемых результатов. Вместе с этим он служит средством своевременного выявления ситуаций, когда реальные процессы отклоняются от запланированных и возникает необходимость принятия решений.

Хорошо разработанный операциональный план действий обеспечивает:

· конкретность (контролируемость) целей программы; полноту мер поддержки, необходимых для достижения желаемых результатов;

· логическую связанность и скоординированность мер поддержки; конкретность ожидаемых результатов осу-ществления мер поддержки;

· реалистичность запланированных мер поддержки с точки зрения их ресурсного обеспечения;

· контролируемость хода реализации.

· В процессе разработки плана действий по поддержке МП должны быть даны обоснованные ответы на следующие вопросы:

· какие общие меры поддержки нужно реализовать, для желаемого изменения среды МП в выбранных на этапе стратегического планирования направлениях;

· какие меры нужно реализовать для целевой поддержки развития МП в приоритетных отраслях (видах дея-тельности), территориях (для региональных программ), а также целевой поддержки каких-то групп действующих и потенциальных субъектов малого бизнеса;

· какие результаты должны быть получены по завершению каждого мероприятия включенного в план;

· когда должно быть начато и закончено выполнение каждого мероприятия;

· кто несет ответственность за выполнение каждого мероприятия и самостоятельных подпрограмм;

· какие ресурсы (прежде всего финансовые) потребуются на реализацию программы и откуда они будут взяты?

Качественная проработка всех этих вопросов, конечно же, потребует значительных усилий о разработчиков программы, однако поспешность в ответах или игнорирование каких-то вопросов приведет к тому, что программа окажется лишь декларацией о намерениях и средства выделенные на ее реализацию будут потрачены неэффективно.

 

Планирование ресурсного обеспечения программы

 

Определение потребностей в ресурсах и источников их получения - одна из важнейших сторон разработки программы поддержки МП.

Необходимо выделять несколько этапов решения ресурсных проблем в процессе разработки и перехода к реализации программы:

· прикидки (экспертно или расчетно) требующихся ресурсов и возможностей их получения по мере установления отдельных приоритетов и параметров программы в целях предварительного подтверждения их реальности;

· определение всей совокупности ресурсов, требующихся для реализации программы и источников их покрытия. Этот самостоятельный этап должен подтвердить возможность выполнения программы или необходимость ее корректировки;

· распределение получаемых ресурсов по объектам и мерам поддержки при переходе к реализации программы. Такое распределение производится в соответствии с бизнес - планами, соответствующими проектами и другими обоснованиями после проведения конкурсов, определения сроков осуществления соответствующих мер и т.п.

Этап планирования ресурсного обеспечения программы поддержки МП включает совокупность взаимосвязанных действий по определению: общих потребностей в ресурсах; уже имеющихся ресурсов; потребностей в дополнительных ресурсах; источников и механизмов покрытия последних. Только после осуществления всех этих действий можно будет установить уровень реальности или, наоборот, нереальности предполагаемых параметров развития МП и, соответственно, обоснованность или необоснованность программы его поддержки.

Потребности в ресурсах и источники их покрытия необходимо определять:

во-первых, в соответствии с выбранными направлениями и мерами поддержки,

во-вторых, по видам ресурсов в следующей последовательности: материально-технические ресурсы в натуральном выражении; природные ресурсы; трудовые ресурсы; финансовые ресурсы.

Оба аспекта определения ресурсов неотделимы друг от друга. Определение ресурсов по направлениям поддержки предполагает расчет всех их видов. Последовательность определения потребностей и источников ресурсов по их видам необходима, во-первых, для определения уровня реальности параметров программы (уже на стадии расчетов ресурсов в натуральном выражении может выявиться невозможность их получения в необходимых количествах и, следовательно, надобность в корректировке программы); во-вторых, для выявления объемов финансовых ресурсов, которые необходимы для получения первых трех видов ресурсов и могут быть в полном объеме определены лишь на завершающей стадии.

Отступления от такой последовательности возможны, если некоторым видам материально-технических ресурсов (или мер поддержки) целесообразнее непосредственно давать стоимостную оценку.

При определении как потребностей, так и источников ресурсов в основном требуются разные методы и способы прямого расчета и лишь в качестве дополнительного или ориентировочного может использоваться метод экспертных оценок.

Способы и методы расчета ресурсов следует определять исходя из выбранных направлений и мер поддержки МП, особенностей приоритетных отраслей и видов деятельности, особенностей закладываемых в программу параметров или показателей (например, увеличение объемов продукции или количество вновь создаваемых предприятий).

Могут использоваться различные варианты расчетов требующихся ресурсов, в том числе:

· на основе затрат на единицу продукции (в натуре или по себестоимости) с поправочными коэффициентами с учетом технологических изменений и инфляционных процессов;

· на основе прямых расчетов потребностей в ресурсах по их видам (например, энергетические ресурсы, строительные материалы, оборудование, сырье и т.д.).

Каждый вид ресурсов необходимо определять:

· в разрезе отраслей и видов деятельности, выделенных в качестве приоритетов поддержки;

· в целом по совокупности отраслей;

· по территориям, приоритетным для развития МП.

 

Определение целей программы

 

Цели программы - это желаемые изменения в структуре, потенциале и результативности малого бизнеса, которые ожидается получить в результате осуществления запланированных мер его поддержки.

Основные требования, предъявляемые к целям программы состоят в следующем:

· они должны быть представлены в виде ожидаемых изменений тех параметров структуры, потенциала и результативности МП, которые на стадии стратегического планирования были выбраны в качестве целевых ориентиров;

· они должны быть контролируемыми, т.е. заданными так, чтобы можно было сравнить ожидаемые и реально полученные результаты;

· они должны быть реалистичными, т.е. соответствовать существующим возможностям.

Очевидно, что точно предсказать какими будут результаты невозможно. Ошибки неизбежны, но следует стремиться к тому, чтобы уменьшить их величину.



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.