Иван Леонидов. Концепция «пространственной культурорганизации» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Иван Леонидов. Концепция «пространственной культурорганизации»

2018-01-29 227
Иван Леонидов. Концепция «пространственной культурорганизации» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особое место в ряду концептуальных поисков занимают идеи И. Леонидова, который разработал новаторскую пространственную концепцию в «проекте клуба нового социального типа». Свои идеи автор выстраивал на основе градостроительного подхода. Их суть – в преобразовании пространства города, насыщении его новым смыслом – «пространственная культурорганизация». Таким образом, строительство обновленного культурного быта на основе технического прогресса и научного изучения природы послужило целью проекта на основе идеи глобального социо-культурного и научного просветительства. Клуб формировался как фрагмент города будущего.

Исходя из этих позиции, архитектор отрицал «пассивное» зрелище во всех традиционных формах, активно выступая против театра и игрового кино. В противовес им, он выдвигал документальное кино, живописным этюдам на природе – изучение природы с дирижабля, балету – физкультуру, слушанию музыки – следование лозунгу «слушать жизнь». В итоге автор мечтал создать обновленную структуру самой Жизни в неразрывной синтетической взаимосвязи культуры, науки и техники и природы. Провозглашая Зрелище самой Жизни, мастер добивался «охвата человеком бытовой обстановки в ее динамике». Следуя этой цели, в качестве основного материала он выбрал стекло. Синтетическая концепция автора предполагала взаимодействие света и звука, светоносность лаконичных геометрических объемов, визуальную взаимосвязь пространств.

Весьма показательно соответствие многих позиций проектов И. Леонидова концептуальной модели обновленного театра в видении театральных деятелей. Так, режиссируя пространство своего будущего театра, Вс. Мейерхольд видел его об­раз: «много света, радости, грандиозности и за­ражаемости, легкое творчество, вовлечение публики в действие и коллективный процесс со­здания спектакля – вот наша театральная про­грамма», «будущий театр сложится из элемен­тов физической культуры, радости, простоты, солнечности, отваги и порывов к всеобщему братскому всемирному единению».

Районный клуб представлялся Леонидову не отдельным зданием, а клубным комплексом, в котором основное значение отведено пространству праздника, коммуникации, разумного отдыха и обучения. Проект предусматривал организацию «культгородка», расположенного в парковом окружении. Общая планировочная идея отражала принципы ясной ориентации человека в пространстве, что достигалось взаимосвязью градостроительной логики и семантики знаковой объемной формы. Основными объемными элементами структуры служили универсальный зал для массовых действий и спортивный зал, пространственным ядром служило демонстрационное поле, клубные корпуса формировали ткань, среду. Взаимодействие элементов структуры можно представить в форме таблицы.

Таблица 2

Градостроительные аналогии Функциональная роль в комплексе Знаковая геометрия объемной формы
Главные здания Универсальный зал для массовых действий, спортзал Разновеликие параболические своды-оболочки
Главная площадь Демонстрационное поле Идеальный круг
«Жилая застройка» Корпуса для клубной работы Небольшие кубические объемы

 

Обновленной версией моделирования пространства «культгородка» стал конкурсный проект на Дворец культуры Пролетарского района Москвы, выполненный Леонидовым в 1930 году. Система ориентиров, выстроенная на основе квадратной сетки, состояла из пирамиды спортзала, куба на одном из участков Демонстрационного поля, полусферы Универсального зала и параллелепипеда научно-исторического сектора. Сформированная структура явно созвучна проекту соцрасселения Магнитогорска, разработанного мастером в это же время, что еще раз подчеркивает ее встроенность в авторскую концепцию градостроительного контекста будущего.

В проекте И. Леонидова отразились поиски образцового зала, универсально приспособленного для всех типов зрелищ: от традиционных спектаклей до «массовых действ» с участием публики. Это зал в форме сектора круга, основная функция которого – «дать четкую организо­ванность, способствующую проявлению ини­циативы и самодеятельности со стороны посе­щающих Дворец рабочих». Это демонстрацион­ный зал, нового типа, способствующий про­явлению организационной самодеятельности. Его особенность состоит в том, что он служит не для созерцания, а для совместного общественного действия, показа, демонстрации. Зал имеет в плане форму круга, зрительские места могут трансформироваться по кругу, убираться в пол, освобождая всю пло­щадь. «Серповидное фойе вписывается в единый круг здания, что облегчает его слияние с залом. Посередине зала расположен круглый трюм сцены, через который площадки поднимаются в зал. Каждая площад­ка может быть направлена в любое место зала. Они используются как трибуны и эстрады. Сра­зу в зале может быть несколько площадок. Раз­меры и формы произвольные... Зал делится на отдельные секторы по желанию режиссера, организатора действия», – так определял авторский замысел И. Милинис в журнале «Современная архитектура», 1929, № 3 [118, С. 66-69].

Закономерное развитие градостроительного подхода Леонидова нашло свое логическое продолжение в идее «города искусств», характерной для творчества многих мастеров современной архитектуры: Х. Портзампарка, П. Эйзенманна, К. Курокавы. Их работы продолжают изучение знаковой интерпретации объемной формы в соответствии с ее ролью в Центре искусств, городском пространстве и природном окружении.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.