Элементы психотерапии в работе преподавателя. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Элементы психотерапии в работе преподавателя.

2018-01-29 457
Элементы психотерапии в работе преподавателя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в психотерапевтической практике, а затем вышли за ее пределы и стали применяться для оказания психологического воздействия на поведение практически здоровых людей с целью их лучшей адаптации к жизненным ситуациям и условиям, для снятия повседневных внешних и внутренних конфликтов, с которыми сталкивается человек, для избавления его от вредных склонностей и привычек.

Педагогическая практика оказалась одной из последних областей, на которую было распространены психокоррекционные методы. Здесь они стали применяться с несколькими целями: 1.Подготовка педагогов к профессиональному педагогическому общению. 2. Подготовка родителей к обучению и воспитанию детей. 3.Подготовка детей к условиям жизни, с которыми они столкнутся за пределами школы и семьи.

Из множества разработанных и нашедших практическое применение психокоррекционных методов распространение в педагогической практике получили такие, которые связаны с так называемой личностно ориентированной психотерапией. Она включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия, направленные на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним вокруг, научить его терпению и пониманию, выработать и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него. Если говорить конкретно, то психокоррекция в педагогической практике преследует следующие цели: 1.Эмоциональное раскрепощение человека. 2. Формирование у него потребности в общении с людьми и чувства общности с ними. 3. Самораскрытие человека, его самоактуализация как личности. 4.Выработка и закрепление у человека эффективных форм адаптивного межличностного поведения. 5.Более активное включение человека в общественную жизнь и побуждение его к принятию на себя ответственности.

Психокоррекция применительно к деятельности педагога означает раскрытие его индивидуальности, формирование нового стиля общения с детьми, выработку и закрепление более совершенных педагогических умений и навыков, принятие на себя большей ответственности за судьбу детей, за результаты их обучения и воспитания.

Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые — одновременную работу психотерапевта сразу с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: Т-группы (группы социально-психологического тренинга), группы встреч, гештальтгруппы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Между участниками всех типов психокоррекционных групп в соответствии с их целями устанавливаются определенные отношения и распределяются роли, а взаимодействие строится по определенным правилам.

 

Структура конфликта.

 

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и разные социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность конфликта, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта представлены на схеме 1.

 

Схема 1. Структура конфликта

Для того чтобы раскрыть структуру конфликта, необходимо четко определить его составляющие. Итак, вначале разберемся в сущности некоторых понятий таких, как конфликт, инцидент, конфликтная ситуация и др.

Конфликтогены — слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта.

Инцидент — действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Другими словами, инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников, т.е. — это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников. Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, советуем запомнить следующую «формулу»:

Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт.

Участник — спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации — это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации.

Противник — это субъект (лицо, группа, организация, государство), который придерживается противоположной точки зрения по отношению к основной, исходной или непосредственно вашей.

Оппонент — это участник дискуссии, спора, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.

Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

Усиление конфликта — это процесс обострения противоречия и борьбы его участников.

Затухание конфликта — это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.

Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.

Конфликт в отличие от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренное противоречие. Поскольку в дальнейшем нас в большей степени будут интересовать межличностные конфликты, то следует обратить внимание на противоречия, их порождающие.

Коллективное решение той или иной проблемы показывает, что мы, прежде всего, имеем разные мотивы и интересы.

Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть «рассогласование»:

знаний, умений, личностных качеств;

функций управления;

эмоциональных, психических и других состояний;

технологических, экономических и других процессов;

целей, средств, методов деятельности;

мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

взглядов, убеждений;

в понимании, интерпретации информации;

ожиданий, позиций;

оценок и самооценок.

Однако важно знать не только те противоречия, которые порождают конфликты, но и различать типы и виды конфликтов.

Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов. Выбор той или иной классификации определяется тем, что интересует конфликтолога в данном конкретном случае. Дело в том, что всякая логически корректная классификация разбивает все множество конфликтов на классы по какому-то определенному признаку — основанию классификации. Таким основанием могут быть: состав участников конфликта, его содержание, длительность, причины, степень его интенсивности, остроты или силы, формы его протекания, способы решения и пр. В зависимости от того, какое из этих оснований важно учитывать в конкретных обстоятельствах, конфликтолог обращается к той или иной классификации.

По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.

По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и другие.

По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены: межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты.

По результату конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным.

Многие исследователи проблем конфликтов, не задумываясь особо, по инерции, а, скорее всего, в силу уже сложившихся и укрепившихся в сознании установок, рассматривают типы конфликтов, различающиеся по составу их участников. По этому основанию ими выделяются следующие типы конфликтов: внутриличностные; межличностные; групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности); конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений одной организации); межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).

Вместе с тем на проходившей в октябре 2000 г. на базе Удмуртского государственного университета Международной научно-методической конференции «Конфликт и личность в изменяющемся мире», в которой приняли участие практически все ведущие российские конфликтологи, был специально поднят вопрос о том, что реально конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими. И третьего не дано. Нельзя не видеть или игнорировать то, что различные типы конфликтов очень тесно взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные — в межличностные, а межличностные — во внутриличностные). Поэтому более корректно все же различать два основных вида (или типа) конфликтов — внутриличностные и межличностные. Межличностные же, в свою очередь, можно подразделять на конфликты между людьми, между личностью и группой, между группами людей и т.д.

Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Но это уже отдельный вопрос, относящийся к динамике развития конфликта.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.