Возникновение парламента и складывание сословной монархии в Англии (XIII–XV вв.). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Возникновение парламента и складывание сословной монархии в Англии (XIII–XV вв.).

2018-01-29 425
Возникновение парламента и складывание сословной монархии в Англии (XIII–XV вв.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возникновение парламента. В правление Генриха III формальный суверенитет папы над Англией ощущался с максимальной силой: лучшие епископские кафедры и богатейшие бенефиции были заняты папскими ставленниками, к многочисленным регулярным отчислениям в пользу Рима постоянно добавлялись экстраординарные налоги поборы. Засилье итальянцев среди духовенства сопровождалось господством при дворе французских и провансальских родственников короля и королевы. Все это вызывало недовольство английской элиты. Все попытки баронов высказать королю и папе коллективный протест против бесконечных вымогательств были безуспешны вплоть до 1258 г. Незадолго до этого Иннокентий IV попытался побудить Генриха III к завоеванию для младшего сына короля принца Эдмунда сицилийской короны. Итальянская авантюра требовала гигантских затрат, для покрытия которых король попытался от имени папы собрать треть движимого и недвижимого имущества своих подданных.

Июнь 1258 г. – английские бароны и прелаты во главе вооруженных отрядов (собранных под предлогом войны в Уэльсе) съехались в Оксфорд для участия в Великом Совете, где предъявили королю петицию с требованиями проведения реформ. Подчинившись силе,
Генрих III согласился подписать выработанные собранием магнатов так называемые «Оксфордские провизии». В этот период, состоявший из баронов и прелатов Великий Совет, как правило, именовался парламентом. Провизии «бешеного», как его прозвали, сторонники короля, Оксфордского парламента утверждали существование постоянного совета из 15 баронов, бе согласия которых король не мог принимать никаких решений и под контролем которых находились все должностные лица королевства. Бароны также избрали 12 человек от рыцарей и городов, которые вместе с Советом 15-ти составляли парламент, собиравшийся трижды в год для обсуждения гос. дел.

В феврале 1259 г. среди собравшихся в Вестминстере парламентариев начались разногласия. По настоянию графа Лестерского Симона де Монфора парламент принял новые провизии, защищавшие интересы средних и мелких держателей. В числе прочих мер предполагалось установление в графствах контроля со стороны местной знати за назначением шерифов и их деятельностью.

Гражданская война 1263–1267 гг. В 1262 г., воспользовавшись разногласиями в стране баронов, Генрих III заручился у папы освобождением от принесенной им год назад клятвы и отказался соблюдать «Оксфордские провизии». В след. году оппозиция начала военные действия против короля. Свое выступление мятежники оправдывали правом подданных оберегать короля от нарушения закона. «Избранники от всей общины» должны стать советниками короля, ограждая его от злоупотреблений властью. Если король нарушает закон, он превращается в тирана и подданные имеют право на вооруженное сопротивление.

Последней попыткой мирного урегулирования конфликта стало обращение к третейскому судье – Людовику IX Святому. Францусзкйи король вынес решение в пользу Генриха III, объявив провизии унижающими честь и права короля, а также источником смут и бедствий для всего королевства. Оппозиционеры, во главе которых стоял Симон де Монфор, не признали приговор и возобновили войну. В битве при Льюисе (1264) королевская армия была разбита, Генрих III и его старший сын Эдуард попали в плен. Симон де Монфор стал фактическим правителем Англии.

Желая придать законность своим постановлениям, Симон де Монфор от имени короля значительно расширил представительство выборных членов парламента, представляющих «общину» королевства. Начиная с 1265 г. в парламент помимо приглашаемых личными письмами короля магнатов и иерархов церкви вызывались по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 гражданина от крупнейших городов. Рыцари и городские представители избирались на местных собраниях. Именно 1265 г. принято считать датой возникновения парламента как сословно-представительного органа.

Одерживая победы, Симон де Монфор и его сторонники захватывали в свою пользу земли противников, объявляя приверженцев короля «лишенными наследства». Дележ добычи нередко приводил к ссорам союзников. В итоге, опасаясь начавшихся массовых выступлений, а также возвышения графа Лестерского, многие бароны перешли на сторону короля. В августе 1265 г.
в битве при Ившеме сторонники Симона де Монфора потерпели поражение, а сам он был убит. В 1267 г. власть Генриха III была окончательно восстановлена. Король пообещал соблюдать права и вольности баронов, рыцарей и горожан. Итог – превращение парламента из совета баронов
в орган сословного представительства.

Английский парламент в XII–XIV вв. Сословная монархия. Структура и сфера дея-ти апрламента окончательно сложились в правление Эдуарда I. При нем английское гос-во приобретает форму сословной монархии. Установлению полномочий парламента и определению его роли в системе управления Англией в немалой степени способствовала ситуация, сложившаяся в 1297 г. Интенсивность ведения военных кампаний королем, который облагал подданных экстраординарными поборами, в очереднйо раз вызвала недовольство во всех слоях английского общ-ва. Во избежание новой гражданской войны Эдуард I был вынужден издать «Подтверждение хартии», официально утвердившее право парламента вотировать налоги. Закрепление за парламентом этой важнейшей функции привело к тому, что подданные хоят бы формально получили право контролировать существенную часть расходов гос. бюджета.

Местом созыва парламента был Лондон, но король мог созвать подданных на собрание в любом удобном для него месте. С нач. XIV в. парламент стал делиться на 2 палаты: верхнюю – палату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнюю – палату общин, в которую входили рыцари и представители городов. Вотирование налогов и утверждение доп. субсидий было одной из важнейших, но далеко не единственной функцией парламента. Парламент был высшей судебной инстанцией, в нем также обсуждались проблемы внешней политики. В XIV в. парламент приобрел право участвовать в издании статутов (законов), которые обычно принимались королем и палатой лордов по петиции палаты общин. Немалую роль в полит. успехах парламента сыграла Столетняя война: нуждаясь в финансировании военных кампаний, короли были вынуждены идти на уступки сословиям, при посредстве парламента обозначавшим и расширявшим степень своего присутствия во власти.

Парламент представлял дял королевской власти эффективный противовес могуществу крупных феодалов. Опираясь на рыцарство и городскую верхушку, короли могли проводить через парламент законы, ограничвающие привилегии светских и духовных магнатов. В целом создание парламента способствовало полит. централизации Англии. Немаловажным для полит. развития английского королевства было и идеологическое обоснование необходимости существования парламента как гаранта соблюдения законности и интересов всех подданных.

Особенности социально-политического развития Англии в конце XIV–XV в. К сер. 90-х гг. XIV в. во всех слоях английского общ-ва назрело недовольство правлением Ричарда II. Под разными предлогами король отменял городские хартии вольностей, заставляя горожан снова выкупать привилегии. Решительно расправлялся с проявлениями неповиновения нередко путем казни или изгнания. Недовольство вызывала и внешняя политика, направленная на установление мира с Францией. Ради этой цели Ричард II был готов пойти на множество уступок: отказаться от ряда завоеваний земель и титула французского короля, принести оммаж за континентальные владения. Угрожая баронам, король открыто заявлял о своей готовности обратиться к французскому королю за военной помощью в случае мятежа в Англии.

В 1399 г. умер дядя короля, герцог Ланкастерский Джон Гонт. Ричард объявил о конфискации наследства герцога у его сына Генриха Болингброка, который за год до этого был отправлен в изгнание за выступление против короля. В мае 1399 г., воспользовавшись отплытием Ричарда с армией в Ирландию для усмирения ее непокорных лордов, Генрих Болингброк вместе со своими сторонниками высадился в Англии. Здесь он почти не встретил сопротивления. А августе Ричард, вернувшийся в Англии, оказался в плену у двоюродного брата, после чего отказался от престола.

Низложение Ричарда II было проведено через парламент, признавший короля не способным управлять гос-вом. Ричард не был первым официально низложенным парламентом королем: в 1327 г. парламент осудил правление Эдуарда II и вынудил короля отказаться от короны в пользу своего сына Эдуарда III. В 1399 г. парламент Генриха Ланкастера королем для «реформирования королества».

Особая роль парламента в событиях 1399 г. стала очередным этапом на пути формирвоания английской конституционной монархи. Начиная с Великой Хартии 1215 г. в английском праве утверждается идея подчинения короля закону и фиксируется право подданных осуществлять контроль над королевскими решениями. В XIV–XV вв. за парламентом окончательно закрепляются законодательные полномочия вплоть до права низложения не способного к управлению государством или обвиненного в тирании короля. Укрепившийся в Англии институт полит. представительства, позволявший соучаствовать в управлении королевством сравнительно широким слоям населения, соответствовал правовым и судебным традициям страны. В сер. XV в. канцлер Генриха IV юрист Джон Фортескью написал ряд трактатов, в которых доказывал преимущество английских законов и гос. устройства перед всеми другими. По его мнению, в Англии королевская власть издревле носила смешанный х-тер, благодаря идеальному сочетанию монархических и республиканских элементов. Окончательно идея ограниченной монархии была сформулирована и получила широкое распространение
в XVII в.

 

 

Франция в XI–XIII вв.

 

Особенности оформления феодальных отношений. «Страна классического феодализма» – характерно для сев. и центр. частей страны. Там же наиболее благоприятные условия для земледелия. Бассейн рек Сены и Луары, районы Парижа и Орлеана – плодородные земли, реки, дороги, высокая плотность населения. Конец XI в. – слой феодалов численно вырос и распался на несколько групп. Количественно преобладали мелкие феодалы, выходцы из слуг и вассалов короля и светских магнатов, а также выходцы и сельской общины, ставшие воинами-профессионалами. Тогда же слой феодалов отделился от других слоев и превратился в привилегированную группу. Феодалы монополизировали почти всю собственность на землю. Аллоды общинников составляли исключение даже на юге, где их было больше, чем на севере. Оформились баналитетные права сеньоров: монополия на печь, виноградный пресс и мельницу, которые раньше были коллективной собственностью общины. Складывается четкая многоступенчатая иерархия.

Реализовав монополию на землю, феодалы приобрели значительную политическую власть. Благодаря практике субинфеодации (передачи сеньорами части земли вассалам) политические прерогативы распределились в среде феодалов преимущественно в зависимости от размеров и статуса земельных владений. Главная политической прерогативой являлось право судопроизводства. Крупные феодалы обладали правом высшей юстиции. Процесс оформления господствующего слоя во Франции прошел быстрее, чем во многих других странах ЗЕ, и отличался большей законченностью.

Формирование феодально зависимого крестьянства завершилось тогда же. Основная категория в XI в. – сервы, находившиеся в поземельной и личной зависимости.

Изменения в аграрном строе в XI–XIII в. Внутренняя колонизация и положение крестьянства. Прогресс в развитии производительных сил – повышение продуктивности сельского хоз-ва. На сев. страны – трехполье. На юге – двухполье, а еще виноградники, технические культуры и плодовые деревья. Массовые расчистки под пашню земель и лесов (особенно во вт. пол. XII в.). Результат – реже голод из-за неурожая, засухи или наводнений. Внутренняя колонизация во Франции окончилась раньше, чем в других странах ЗЕ. Госпиты (крестьяне-пришельцы) имели более льготные по сравнению с сервами условия пользования землей. Хорошие последствия всего этого привели к тому, что крестьянин смог производить прибавочный продукт. Так как на своем участке крестьянин трудился гораздо усерднее, чем на барщине, сеньорам стало выгоднее реализовывать ренту в виде части урожая, собранного крестьянами в их хоз-ве. XII–XIII вв. – постепенная ликвидация барской запашки и раздача крестьянам в наследственное держание земель, входивших до того в домен. Барщинные повинности заменяются продуктовой рентой. На церковных землях эти перемены происходили медленнее и не в таких масштабах.

Города в XI–XIII вв. Особенность Южной Франции – ранний расцвет городов, чему способствовали их торговые связи со средиземноморским регионом, а также участие в Крестовых походах. Активная внешняя торговля – благоприятное развитие ремесла, особенно суконного (Ним, Монпелье). Широкие возможности сбыта товаров – почти полное отсутствие цехов до конца XIV в. Контроль за кач-вом товаров осущ. органы городского управления. Южн. города рано приобрели полит. самостоятельность (отчасти и из-за традиций позднеантичного муниципального устройства. В XII в. почти во всех городах установлен консулат (правление консулов – выборных лиц от проживающего в городах дворянства и духовенства, а также от ремесленной верхушки). Управление принадлежало Большим советам, которые состояли из полноправных горожан. Процесс шел без участия королевской власти. Подъем городов питал сепаратистские тенденции в развитии южных провинций.

На Севере эконом. подъем только к XII в. (Аррас, Бовэ, Амьен, Лан, Реймс), связан с производством сукна. Неоднократные восстания, особенно жестокие против духовных сеньоров. Организованная сила церкви использовала против восставших интердикт. Горожане заключали тайный союз, члены которого были связаны присягой. Борьба сопровождалась изгнанием сеньора и его рыцарей из города или убийством. В случае успеха феодалы были вынуждены предоставлять городу самостоятельность, но расценивали ее нередко как временную меру.

Восстания получили название «коммунальное движение» и начались в Камбре. После попыток в 9X7, 1024, 1077 он получил коммунальную хартию на самоуправление. В XII в. – восстания в городах Сен–Кантен, Бовэ, Нуайон, Лан, Амьен, Суассон, Корби, Реймс и др. Некоторые города получили права коммуны, некоторые добились лишь некоторых привилегий экономического или полит. х-тера. Города вступали с сеньорами в договорные отношения, условия которых были зафиксированы в хартиях городских вольностей. Данные сеньорами, они утверждались королем. Борьба могла осложняться внутренними противоречиями в городе – между ремесленниками и патрициатом или в ремесленной среде.

Коммунальное движение положило начало полит. союзу городов с королевской властью, так как монархия желала ослабления крупных феодалов. Города всегда находились в положении подчиненного и неполноправного партнера, который платил налоги, покупал хартии привилегий, предоставлял гос-ву займы (безвозвратные ссуды). Король получал от городов военную, денежную и полит. помощь в борьбе с внешним врагом и во внутренней политике, направленной на ослабление полит. могущества крупных феодалов. На территории своего домена французские короли избегали давать городам права коммуны (Париж, Орлеан, Бурж). Итак, результативность борьбы определялась во многом принадлежностью города королю или иному сеньору. Поддержка короля не всегда носила последовательный х-тер.

Политическая самостоятельность городов – быстрый рост экономического могущества, в основе которого развитие ремесла, приводящее к возникновению новых специальностей и цехов. В Сев. Франции развивалась хоз. специализация областей. Области становились зависимыми друг от друга в торговом отношении. Именно поэтому северофранцузские города сыграли решающую роль в централизации страны.

XIII в. – расцвет шампанских ярмарок. Присоединение Шампани в 1284 г. закрепило ее эконом. связи с Парижем. В это же время Париж определяется как крупнейший эконом. центр Сев. Франции и полит. столица гос-ва.

В городах начинается процесс имущественной дифференциации, который не могли предотвратить и цеховые ограничения. Из среды горожан выделяется зажиточная купеческая и ремесленная верхушка, владевшая движимой и недвижимой собственностью и захватившая городское управление. Ей противостояла основная масса ремесленников и торговцев, ущемленных в полит. правах. В Париже «Генза речных купцов» захватила городское управление, ее торговый дом стал административным центром столицы – его ратушей.

XIII в. – волна выступлений ремесленников против патрициата, осложненных внутрицеховыми и межцеховыми противоречиями. Волнения стали поводом для вмешательства королевской власти в дела городского управления и политики постепенной ликвидации коммунальных вольностей.

Влияние товарно-денежных отношений на французскую деревню. Основным поставщиком сельскохозяйственных товаров на рынок стал крестьянин. Связь деревни с городским рынком через крестьянское хоз-во составила одну из важнейших особенностей французской экономики.

Следствие этих изменений – начало в XII в. выкупа крестьян на волю. Земля при этом оставалась собственностью феодала, за пользование которой крестьянин платил денежную ренту – ценз (крестьяне – цензитарии, их участок – цензива). Рента была фиксированной. При отчуждении участка сеньор получал дополнительную плату. Сохранялась судебная зависимость крестьян от феодала, но в кач-ве вилланов крестьяне могли обращаться в королевский суд, апеллируя на решения сеньориального суда. Выкуп мог быть индивидуаьным или коллективным, его сумма определялась договором.

Распространение продуктовой и денежной форм ренты, участие крестьян в торговле повышали самостоятельность крестьянского хоз-ва и диктовали необходимость предоставления личной свободы, хотя и не были единственной причиной этого процесса. Борьбу крестьян в этот период отличает их стремление улучшить и свой социальный статус. Этот процесс шел параллельно коммунальному движению в городах и мог иметь своим результатом образование сельской коммуны, где у жителей был бы статус личной свободы, право выборного управления, право низшей юстиции по конфликтам между ее членами. Права сельской общины закреплялись письменной хартией. Все это укрепляло крестьянскую общность, обеспечивая ее противостояние феодалам, которые в условиях развития товарно-денежных отношенйи пытались увеличить размеры денежной ренты.

Рост рентных платежей затруднял крестьянам реализацию продукции на рынке. Особенно тяжелыми были условия выкупа свободы у церковных феодалов. К тому же, именно в XIII в. гос-во стало посягать на доходы крестьянского хоз-ва.

В 1251 г. во Фландрии и Сев. Франции началось восстание «пастушков», особенностью которого был антицерковный х-тер. Громя монастыри и церкви, крестьяне двигались к Парижу и далее на юг к Туру и Орлеану. Восстание было подавлено.

Политическая раздробленность в XI–XII вв. Факторы процесса централизации.
До XII в. – положение короля затруднительно по ряду причин:

· Ограниченные материальные возможности правящей династии и компактность земельных владений крупных феодалов, создающая благоприятные условия для их полит. автономии.

· Специфика вассальной системы во Франции позволяла королю рассчитывать лишь на помощь прямых вассалов.

· Отсутствие дополнительного социального резерва в виде свободного крестьянства, который могла бы использовать монархия (как в Англии, Швеции, Кастилии).

· Своеобразие развития юга и севера страны, усиленное наличием двух народностей, – политическая раздробленность.

Процесс начинается именно на сев. Франции, т.к. там возникают города и товарно-денежные отношения, нарушившие хоз. замкнутость отдельных территорий. Это открыло перспективу достижения экономического единства – необходимого условия полит. объединения. Развитие городов породило новую соц. силу – сословие горожан, заинтересованных в усилении королевской власти, с которой они связывали надежду на ликвидацию феодальной анархии и создание благоприятных условий для торговли.

Возникает полит. союз городов и королевской власти. Он оформился в результате освободительного движения городов, хотя не сразу и с отмеченными выше особенностями. Людовик IX (1226–1270) в своем поучении сыну завещал хранить союз с городами, сила которых, по его словам, должна была служить гарантией безопасности монархии.

Процессу централизации содействовали и изменения в расстановке сил внутри слоя феодалов. Рост хоз. самостоятельности крестьян, улучшение их соц. статуса, возрастающий отпор крестьянства затрудняли реализацию по отношению к нему внеэкономического принуждения. Феодалы вынуждены были сплотиться вокруг королевской власти. В ней особенно нуждались средние и мелкие феодалы, не располагавшие ни достаточными материальными средствами, ни средствами внеэкономического принуждения. Крупные феодалы – наоборот. Королевская власть стремилась использовать внутрифеодальные противоречия.

Рост королевского домена. До конца XII в. французские короли решали проблему усиления собственной власти в пределах домена. На первых порах результатами развития городов, подобно королю в его домене, воспо льзовались крупные феодалы – герцоги и графы. Централизация разделилась на 2 этапа – централизация по провинциям и общегосударственное объединение. Этапы не всегда были четко разграничены по времени, что существенно сложняло утверждение контроля центральной администрации над местными органами управления.

Людовик VI (1108–1137) и его канцлер аббат Сугерий положили конец сопротивлению феодалов – сеньоров Монтлери, Пюизе и Томаса де Марль в королевском домене. Их замки были разрушены и заняты королевскими гарнизонами. Людовик VII (1137–1180) начал увеличивать королевский домен, присоединив города Бурж и Санс. Благодаря браку с Элеонорой Аквитанской он распространил свое влияние и на юг страны. Но затем последовал развод и новое замужество Элеоноры с Генрихом Плантагенетом, графом Анжуским, вассалом французского монарха. В 1154 г. Генрих стал английским королем, что существенно осложнило взаимоотношения Франции и Англии.

Значительное увеличение домена произошло в правление Филиппа II Августа (1180–1223). При Генрихе II Плантагенете резко увеличились континентальные владения Англии, куда входили Анжу, Мэн, Турень, Нормандия, Пуату и Аквитания. Его владения превышали домен французского короля. Филипп начал с ним борьбу. Наибольших успехов он достиг в борьбе
с английским королем Иоанном II Безземельным. Он завоевал в 1202–1204 гг. Нормандию. Война приобрела значение европейского конфликта, так как Иоанн привлек на свою сторону императора Оттона IV, графа Фландрского и некоторых других феодалов. В 1214 г. французы разгромили англичан в битвах при Ларош–о–Муане близ Анжера и при Бувине (во Фландрии). Большую помощь королю оказали города домена и крестьянство. Именно поэтому сохранилось много коммунальных хартий, дарованных Филиппом II.

Альбигойские войны. Экономическое процветание южнофранцузских городов, их полит. самостоятельность способствовали обострению социальных противоречий в этом регионе. Они проявились в идеологической борьбе, вызванной распространением еретических учений вальденсов и катаров в 40-е гг. XII в. Центр ереси на юге – г. Альби – дал ей название «альбигойской ереси», которая вскоре стала поводом для движения с антифеодальной и антицерковной направленностью.

Катары считали земнйо мир и католическую церковь созданием дьявола, отрицая ряд догматов христианства, они были преисполнены жаждой духовного очищения. Требовали ликвидации церковной иерархии, церковного землевладения и десятины. Вальденсы ратовали за возвращение евангелической простоты и равенства раннехристианских общин. «Никто не должен ничем владеть», – учил основатель ереси вальденсов Петр Вальдо из Лиона. Основная масса альбигойцев – горожане и крестьянство. Примкнули и рыцари и знать. Последнее диктовалось желанием присвоить земельные богатства церкви, а также полит. расчетами. Они сводились к стремлению сохранить полит. автономию юга, тогда как католическая церковь на этом этапе находилась в тесном полит. союзе с Капетингами. Движение давало удобный повод для вмешательства. В 1209 г. папа Иннокентий II организовал крестовый поход против альбигойцев с участием северофранцузским феодалов. Их предводителем являлся барон Симон де Монфор. В 1213 г. в битве при Мюрэ крестоносцы одержали решительную победу. После ожесточенного сопротивления были взяты Безье и Каркассон. Но были удержаны Тулуза, Ним, Бокер и Ажан. После гибели Симона де Монфора в борьбу вмешался Людовик VIII. После двух успешных походов в 1224 и 1226 гг. они присоединил к домену графство Тулузское и часть земель по Средиземноморскому побережью (1229). Последний оплот альбигойцев крепость Монтсегюр была взята после 10-месячной осады. Аквитания же осталась в руках Плантагенетов.

Война нанесла удар по экономике южн. городов, из-за которого они потеряли прежнюю независимость от королевской власти.

Государственное управление в XIII в. Расширение королевского домена было подкреплено созданием общегосударственного аппарата управления. Его основу составили центральные органы, выросшие из королевской феодальной курии: Королевский совет – верхний орган управления; Парижский парламент (верховный суд) и финансовое ведомство – Палата счетов. Основная линия развития гос. аппарата – постепенная замена службы по вассальным обязательствам службой, оплачиваемой гос-вом, которую несли обученные чиновники (легисты, знатоки законов, часто выходцы из неблагородных сословий). Королевский совет состоял из приближенных к нему крупных феодалов, принцев крови и легистов. Во главе отдельных административных округов, на которые был разделен домен, стояли бывшие управляющие королевскими поместьями – прево. Округа соединялись в более крупные единицы – бальяжи (север) и сенешальства (юг). Бальи и сенешали как чиновники короля соединяли в своих руках административную, судебную и военную власть. Король назначал их из числа крупных феодалов, стремясь обрести в них полит. союзников.

Королевская власть постепенно обретала публично-правовой х-тер. Существенное значение при этом имела тенденция к замене выборной власти нследственной. Гос-во не считается теперь личной собственностью короля, которая могла быть разделена между наследниками или подарена частным лицам. Утверждается принцип неотчуждаемости домена. Король перестает рассматриваться как частное лицо. Он становится законодателем. Укореняются понятия о священной природе королевской власти и о гос. измене.

Наиболее важные реформы внутреннего управления – при Людовике IX (1226–1270). Запрещены судебные поединки на территории королевского домена, появилась возможность перенести дело в королевский суд. На решение любого суда могла быть подана апелляция в королевский суд. Парижский парламент становился верховной судебной инстанцией королевства. Общественному порядку и ослаблению феодальных усобиц содействовал запрет вести частные войны на территории домена, а также установление правила «40 дней короля», в течение срока действия которого сеньоры, оказавшиеся перед угрозой военного конфликта, могли апеллировать к королю.

Была введена единая монетная система. Право чеканки собств. монеты имели ок. 40 сеньоров, постепенно королевская монета стала вытеснять местную. Это содействовало экономическому единству страны.

Людовик IX («Святой») пытался реализовать идеал «христианнейшего государя». Он выступил организатором VII и VIII крестовых походов против «неверных» и добился мира с соседями в Европе. Были заключены договоры с королем Арагона, который содействовал спокойствию на юге Франции, и в 1259 г. – с королем Англии. Генрих III сохранил Гиень, за которую давал клятву верности французскому королю.

И все равно много городских волнений, тогда же восстание «пастушков». Но несмотря на это последующее усиление налогового гнета, рост злоупотреблений со стороны центральной и местной властей и тяготы войн побудили современников этих явлений считать его время правления – «золотым веком» в истории страны.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.