Жизнь в Мекке после принятия ислама — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Жизнь в Мекке после принятия ислама

2018-01-29 315
Жизнь в Мекке после принятия ислама 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Умар был решительным и целеустремлённым человеком. Мусульмане Мекки испытывали сопротивление язычников и не могли открыто выражать свою веру, но Умар сразу после принятия ислама отправился к самому жестокому врагу мусульман, Абу Джахлю, и сообщил ему о принятии ислама. После этого Умар сообщил по секрету, о своем принятии ислама самому болтливому человеку в Мекке и новость о поступке Умара тотчас же разлетелась по городу. Благодаря Умару мусульмане впервые совершили коллективный намаз возле Каабы. Средневековый историк Ибн Хишам в биографии пророка Мухаммада приводит слова Ибн Масуда:

«У нас не было возможности совершать молитву возле Каабы до тех пор, пока Умар не принял Ислам. А приняв Ислам, он противостоял курайшитам, чтобы можно было молиться возле Каабы, и мы совершали молитву вместе с ним»[5].

Принятие ислама Умаром благоприятно сказалось на настроениях мусульман. Находясь в Мекке, он неотлучно следовал за пророком Мухаммедом и обеспечивал его защиту[8].

Умар отличался своим бесстрашием и смелостью. Во время переселения мусульман из Мекки в Медину многие мусульмане уезжали из города втайне, опасаясь провокаций со стороны язычников, однако Умар отказался скрываться и совершил переезд публично, не боясь никого из своих врагов[8].

Жизнь в Медине

После переселения в Медину Умар ибн аль-Хаттаб стал одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда и выдал за него свою дочь[9]. Он активно участвовал во всех важных делах молодого мусульманского государства[8].

Сражения

Умар ибн аль-Хаттаб принимал участие во всех походах мусульман, самостоятельно возглавив один рейд отряда в 30 человек[9]. Он участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре и других сражениях. В сражениях против многобожников он показал невиданные образцы самоотверженности и героизма, заслуженно став одним из лидеров мусульманского государства[8].

Избрание Абу Бакра

В 632 году, после смерти Мухаммада встал вопрос о том, кто возглавит мусульманскую умму. На место главы общины верующих претендовали Абу Бакр ас-Сиддик и Саад ибн Убад. По инициативе Умара должность халифа была дана Абу Бакру. Во время правления Абу Бакра Умар был его советчиком, удачно дополняя его своей энергией и решимостью. В конце августа 634 года умирающий Абу Бакр рекомендовал Умара ибн аль-Хаттаба в качестве своего преемника. Мусульманская община единодушно присягнула новому халифу[9].

Халифат

 

 

Завоевания

Во время правления Умара мусульманские владения за пределами Аравии стали быстро расширяться. Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р. Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощённая войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636—637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана ещё не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерд III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошёл до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать её, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда и является неправдой.

Надо отметить, что Умар отозвал из армии и завоеванных провинций наиболее популярных мусульманских лидеров: Халида ибн Валида и Саада ибн Абу Ваккаса. Дошедшие до нас причины этих отставок выглядят довольно неубедительно и заставляют предположить политические мотивы.

Неоднократно Умар конфисковывал в общественную пользу от половины до двух третей огромных состояний, составленных наместниками провинций. Нам известно о таких санкциях в отношении Халида ибн Валида, Саада ибн Абу Ваккаса, Амра ибн аль-Аса, наместников Бахрейна, Йемена, Мекки и других.

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли. Наместников завоёванных земель халиф Умар назначал сам.

На завоёванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле. После завоевания Египта, Сирии, Ирака и Персии халифат превратился из мононационального государства в многонациональное с преобладающим иноверческим населением[9].

Отношения с соратниками

Умар ибн аль-Хаттаб пользовался у асхабов непререкаемым авторитетом. За всё время его правления не зафиксировано ни одного случая неповиновения наместников. Он предоставлял своим соратникам большую свободу действий, а в некоторых случаях даже покрывал их проступки[9].

Реформы

Государственное управление

Сложившаяся ситуация потребовала от Умара принятия ряда мер по организации административно-фискального аппарата и принципов распределения огромных доходов. Важнейшей из них была выплата жалованья (ата) и продуктового пайка (ризк) всем асхабам вместо раздела завоеванных земель. Окончательно оформить эту систему удалось только в 640 году. Одновременно с этим были установлены размеры хараджа и джизьи. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную. После завоевания Египта в Мекку и Медину стала поступать оттуда пшеница[9]. Это сыграло особенно важную роль во время голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак.

Благодаря Умару были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи — кади, которые на основе Корана (шариата) разрешали конфликты и споры.

В апреле 637 года халиф Умар ввёл новую систему летоисчисления[9]. Новая эра начиналась с года переселения (хиджра) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть — 38-46 см), а второстепенных — 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путём обмана покупателя».

Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже I—II вв. н. э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

Религия

При халифе Умаре был окончательно признан ритуал хаджа. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был собран уже после смерти Умара.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса — на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

Оценка деятельности

Незаурядные личные качества Умара, его талант и умелое управление государством привели к великим успехам арабского халифата. Победы в битвах при Ярмуке, Кадисии, Нехавенде позволили разгромить таких грозных соперников, как Византия и Персия.

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у сахабов (первоначально — сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммеда воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий. Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил. Он был жёстким правителем, но справедливым.

Умар сыграл исключительную роль в деле распространения ислама. Благодаря его завоеваниям население обширных территорий от Персии до Северной Африки ознакомилось с исламом и мусульманами. Спустя некоторое время многие из этих народов примут ислам[8].

Умар также был толкователем Корана, знатоком хадисов и мусульманского права (фикха)[8].

Суннитская историческая традиция высоко оценивает деятельность Умара, представляя его идеальным правителем. Сунниты представляют его благочестивым аскетом, справедливым к мусульманам и беспощадным к врагам[9].

Шиитская традиция представляет Умара, как и трёх других праведных халифов, узурпатором[9]. Согласно шиитским источникам, пророк Мухаммед хотел видеть халифом своего двоюродного брата Али ибн Абу Талиба, но в ходе переворота власть сначала досталась Абу Бакру, а затем Умару и Усману.

Смерть

 

 

В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, по прозвищу Абу Лула, нанес Умару шесть тяжелых ножевых ранений. Причиной убийства стал отказ Умара как-то реагировать на жалобы Абу Лула на его хозяина. По другой версии, причиной была решительная политика Умара в отношении Персии, которая была полностью разгромлена армиями арабского халифата. Когда Умару сказали, что ранения нанёс огнепоклонник Абу Лула, Умар сказал: «Хвала Аллаху, который сделал мою смерть не от рук человека, исповедующего ислам!». После этого Абдуррахман ибн Ауф быстро закончил утреннюю молитву, а истекающего кровью Умара перенесли в его дом[1]. Умар скончался через три дня, 7 ноября 644 года. Умирая, он назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года[9]. На совете (шура) из шести старейших сподвижников Мухаммада, в составе: Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба, Тальхи ибн Убайдуллы, аз-Зубайра ибн аль-Аввама, Абдуррахмана ибн Ауфа и Саада ибн Абу Ваккаса третьим праведным халифом был избран Усман ибн Аффан[8].

Поездка в Иерусалим

При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. После битвы у реки Ярмук в военном лагере Аль-Джабия на Голанских высотах византийцы уступили арабам Иерусалим. Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб вошёл в город один, при этом одетый в простой плащ. Местное население было изумлено такому виду их завоевателя — оно было приучено к пышным и роскошным нарядам византийских и персидских правителей. Умар лично получил ключи от города из рук греческого православного патриарха Софрония и сказал: «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены». Софроний, по просьбе халифа, показал ему местонахождения храма Гроба Господня, где благочестивый мусульманский правитель помолился за пророка. Затем мудрый Умар спросил Софрония о том, где находится та самая гора, откуда Мухаммад вознесся (мирадж) на небо к Аллаху. Софроний не хотел сразу показывать то место, на котором раньше стояли величественные Иерусалимские храмы (первый и второй), а ныне находилась мусорная свалка. После долгого упорства патриарх привел Умара на эту гору и рассказал о её истории. Халиф упал на колени, расчистив груды мусора, и вновь помолился. И тут спросил он Софрония о том, где находился тот самый храм. Патриарх решил обмануть Умара и сказал, что в северной части горы. Но рассудительный халиф не поверил словам Софрония, и приказал поставить мечеть в южной части горы, где она по сей день и находится.

«Когда Иерусалим был завоёван арабами, халиф Омар первым делом восстановил „Храм Господень“. С помощью своих главных военачальников предводитель правоверных совершил благочестивые деяния: он расчистил землю собственными руками и наметил основания величественной мечети, чей тёмный и высокий купол венчает вершину горы Мориа».

— из «История рыцарей-тамплиеров, церкви Темпла и Темпла», написанная Ч. Дж. Аддисоном, эксквайром из Внутреннего Темпла

Другой вариант легенды о том, как 'Умар ибн аль-Хаттаб нашёл храм и совершил намаз на его месте, содержится в сборнике хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля (нач. и середина 9ст.). «Убейд ибн Адам рассказывал, что слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил Ка‘ба аль-Ахбара: „Где мне лучше совершить намаз?“ Ка‘б ответил: „По-моему, тебе следует совершить намаз позади скалы, чтобы весь Кудс был перед тобой, как на ладони“. ‘Умар возразил: „Ты уподобляешься иудеям. Я не стану делать этого. Я совершу намаз там, где это сделал Посланник Аллаха“. Он обратился лицом к кибле, совершил намаз, а затем отошел в сторону, расстелил свой плащ и начал собирать в него сор, и люди стали делать то же самое»[10].

 

Усман ибн Аффан

Имя

Его полное имя — Усман ибн Аффан ибн Абуль-Ас ибн Умайя ибн Абд-Шамс ибн Абд-Манаф ибн Кусайй ибн Киляб аль-Умави аль-Кураши. В доисламские времена Усман носил кунью Абу Амр, а после того как его жена Рукайя бинт Мухаммад родила ему сына Абдаллаха, его стали называть Абу Абдаллах.

Усман ибн Аффан носил прозвище Зун-нурайн (обладатель двух светочей). По распространённой версии, это прозвище ему дано за то, что он был женат на двух дочерях пророка Мухаммеда, Рукайи и Умму Кульсум. По другой версии, его прозвали так за то, что он много читал Коран во время своих ночных молитв (Коран — свет, и ночная молитва — свет)[1].

Внешность

Усман был среднего роста, широкоплечий, с тонкой кожей и густыми волосами. Борода его была длинной и густой, он красил её в жёлтый цвет. По словамАз-Зухри:

«Усман был человеком среднего телосложения, с хорошими волосами и красивым лицом, с лысиной, с орлиным носом и мощными голенями, с длинными предплечьями, которые покрывали густые волосы. У него была красивая улыбка, а волосы его спускались ниже ушей. Согласно наиболее достоверной версии он был светлокожим. Хотя согласно некоторым версиям его кожа была смуглой»[1].

Семья

У Усмана и пророка Мухаммеда был общий предок по мужской линии, которого звали Абд-Манаф. Отец Усмана погиб ещё в доисламские времена, а мать приняла ислам и скончалась в эпоху его правления. У Усмана была родная сестра, которую звали Амина. В доисламские времена она вышла замуж за аль-Хакама ибн Кайсана, который был вольноотпущенника Хишама ибн аль-Мугиры. Во время войны между мусульманами и мекканскими многобожниками он был взят в плен, находясь в Медине принял ислам и остался с мусульманами. Погиб в 626 г. во время трагических событий у источника Мауна. Амина бинт Аффан оставалась язычницей до самого покорения Мекки. После завоевания Мекки пророком Мухаммедом она вместе с матерью и сестрами приняла ислам. У Усмана по матери было трое братьев и сестра. Их звали: аль-Валид, Умара, Халид и Умм Кульсум[1].

Всего у Усмана было восемь жён, на которых он женился уже после принятия ислама. Сначала Усман женился на дочери пророка Мухаммеда Рукайе, которая родила ему сына Абдуллаха. После смерти Рукайи он женился на её сестре Умм Кульсум[2]. Усман также женился на Фахите бинт Газван, которая родила ему Абдуллаха-младшего. После этого он женился на Умм Амр бинт Джундуб аль-Аздийя, которая родила ему пятерых детей: Амра, Халида, Абана, 'Умара и Марьям. Ещё одной женой Усмана стала Фатима бинт аль-Валид. Она родила ему аль-Валида, Саида и Умм Саад. После Фатимы он женился на Умм аль-Банин бинт Уяйна, и она родила ему Абдуллаха. Ещё одной женой Усмана была Рамля бинт Шейба, родившая ему Аишу, Умм Абан и Умм Амр. Усман также взял в жёны Наилю бинт аль-Фарафиса, которая была христианкой и приняла ислам перед началом их супружеской жизни[1].

Таким образом, у Усмана от пяти жён родилось девять сыновей и семь дочерей также от пяти жён. Старший сын Усмана и Рукайи родился за два года допереселения в Медину. Однако в первые дни их жизни в Медине петух клюнул мальчика в лицо около глаза. Рана воспалилась и в конце концов распространилась на всё лицо. Ребёнок умер в возрасте шести лет. Сын Усмана — Амр известен тем, что передавал немногочисленные хадисы от своего отца и Усамы ибн Зейда. Он женился на дочери Муавии ибн Абу Суфьяна и скончался в 80 году от хиджры. Сын Умм Амр бинт Джундуб — Абан носил кунью Абу Саид. Он был факихом и в эпоху правления Абдул-Малика ибн Марвана занимал должность правителя Медины. Сын Фатимы бинт аль-Валидпо имени Саид в эпоху Муавии ибн Абу Суфьяна был назначен правителем Хорасана[1].

Жизнь в Мекке

Рождение

Точное место рождения Усмана неизвестно. По наиболее распространённой версии, он родился в Мекке через шесть лет после «года слона», а по другой версии — в Таифе[1].

Доисламские времена

До начала пророческой миссии Мухаммеда Усман относился к числу наиболее уважаемых и влиятельных курайшитов. Он отличался от других стыдливостью. По словам самого Усмана, даже в доисламские времена он никогда не поклонялся идолам, не пил вино и не прелюбодействовал. Усман знал родословные арабов, их пословицы и их историю, много путешествовал и общался с представителями других народов. От своего отца он унаследовал торговлю и приумножал уже нажитое состояние[1].

Принятие ислама

В возрасте почти 34 лет Абу Бакр ас-Сиддик призвал его к исламу. Так Усман оказался в числе первых мусульман. Вероятнее всего Усман стал четвёртым мужчиной, принявшим ислам, после Абу Бакра, Али и Зейда[1].

Эмиграция в Эфиопию

В первые годы после начала пророческой миссии Мухаммеда мусульмане подвергались гонениям со стороны мекканских многобожников[2]. С каждым днём их положение осложнялось. Усман ибн Аффан также подвергся испытаниям от своего дяди аль-Хакама ибн Абуль-Аса, который однажды связал его и обещал развязать только после того, как Усман отречётся от своей религии. Усман остался непреклонен, и аль-Хакам оставил его в покое. После гибели Ясира и его жены Сумайи от рук язычников Мухаммед сказал своим сподвижникам, что им нужно переселиться в Эфиопию. В 615 году мусульмане тайно покинули Мекку, добравшись до берега Красного моря сели на два корабля и уплыли в Эфиопию. Среди участников первого и второго переселения в Эфиопию был и Усман со своей женой Рукайей бинт Мухаммад. В Мекке остались лишь те, кто имел поддержку со стороны своих родственников[1].

Халифат

 

В 644 г. Умар ибн аль-Хаттаб был смертельно ранен и незадолго до своей кончины назвал имена шестерых наиболее уважаемых мусульман, которые должны были выбрать из своей среды нового халифа. Самым старшим из числа этих выборщиков был Абдуррахман ибн Ауф. Он сразу отказался от претензий на престол и взял на себя ведение переговоров. Тальх иибн Убайдуллаха в то время не оказалось в Медине, и таким образом, в числе претендентов оказались Усман, Али ибн Абу Талиб, Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр ибн аль-Аввам. Абдуррахман ибн Ауф с глазу на глаз стал задавать каждому претенденту один и тот же вопрос: кого он выберет, если не выберут его? Али указал на Усмана, Усман — на Али, Саад и аз-Зубайр — на Усмана. После этого Абдуррахман ибн Ауф объявил, что из четырёх претендентов осталось двое: Али и Усман. Абдуррахман ибн Ауф взял за руку Али ибн Абу Талиба и спросил: «Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?» Али ответил: «О Аллах! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил». Когда Абдуррахман ибн Ауф задал тот же вопрос Усману, он ответил утвердительно, без всяких оговорок. После этого Абдуррахман ибн Ауф первым присягнулУсману, а за ним это сделали остальные выборщики и горожане. Таким образом Усман ибн Аффан стал третьим Праведным халифом[2].

Кодификация Корана

Завоевания

В годы правления Усмана продолжились крупномасштабные завоевания. В 648 г. наместник Египта Абдуллах ибн Саад на короткое время подчинил себе Карфаген, а правитель Сирии Муавийя ибн Абу Суфьян предпринял первую в истории Халифата морскую экспедицию — на 220 кораблях он попытался завоевать остров Крит. Весной 655 г. арабский флот стал хозяином восточной части Средиземного моря, одержав победу в сражении у Фойника[ком 1]. Несмотря на все старания, завоевать Малую Азию Муавийи не удалось. На севере продолжались регулярные походы в Армению. В 653 г. Халифатом были завоёваны Грузия и Кавказская Албания. Дойдя до Дербента, арабы предприняли большой поход на Хазарский каганат, но потерпели от хазар жестокое поражение[2].

После покорения в 645—646 гг. Рея и Исфахана в войне с персами в течение нескольких лет наступило относительное затишье. Назначенный в 649 г. наместником Басры молодой и энергичный Абдуллах ибн Амир овладел Истахром, завершив тем самым завоевание Фарса. Вторгшись в 650 г. в Северо-восточный Иран, арабы взяли Ширеджан и Зарендж, а через год убили последнего шаха из династии Сасанидов Йездигера III. После овладения Хорасаном арабы двинулись вверх по течению Мургаба, заняли Мерверруд. Завоеванием Балха было завершено завоевание земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам[2].

Административная ситема

Усман проводил политику централизации племенного союза, который представляли собой арабы при жизни Мухаммада. Руководящие посты в завоёванных землях он раздавал преданным членам своего клана, им же доставалась большая часть трофеев в завоевательных походах. Влияние родственников на Усмана вызывало недовольство военной верхушки. В 650 г. против Усмана восстали ряд провинций Ирака и Египта.

Осада дома Усмана

Столицей Усмана была Медина. В 655 г. египетские повстанцы достигли его дворца, но после переговоров вернулись восвояси. На следующий год, однако, Усман был осаждён в своих покоях группой мусульман, недовольных его политикой. Усман отказался от противостояния с ними, так как не желал кровопролития между мусульманами, но после нескольких дней был убит. С этого эпизода начинается первая в истории Халифата гражданская война —первая фитна.

 

Али ибн Абу Талиб

Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Курайши, более известный как Али ибн Абу Талиб (араб. علي بن أبي طالب‎‎ [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib]; 17 марта 599 — 24 января 661) — выдающийся политический и общественный деятель[1]; двоюродный брат, зять и сахаба пророка Мухаммада, четвёртый праведный халиф (656—661) и первый имам в учении шиитов. Во время своего правления, Али получил титул Амир аль-Муминин (глава правоверных)[1].Единственный человек, который родился в Каабе.

Али стал первым ребёнком и первым среди лиц мужского пола, принявшим ислам; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я — город наук, то Али — ключ к этому городу», — говорил Мухаммад. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифаУсмана. Различные события стали причиной Фитны — Гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура[2]. Мусульмане-сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Мусульмане-шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Муталлиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Он родился на 13-й день месяцараджаб около 600 года в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники, особенно шиитские, сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе[3]. Отец Али — Абу Талиб приходился родным братомАбдуллаху, отцу пророка Мухаммеда. После смерти родителей Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на богатейшей женщине Аравии, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.

Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Так Али стал первым ребёнком, принявшим ислам.

В сражениях

 

 

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Раби’а (англ.)русск., его братом Шайбой (англ.)русск. и сыном Валидом ибн Мугирой (англ.)русск. от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом (англ.)русск. от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его[1]. После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поле боя[4]. Битва при Бадрестала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха»[1]. При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммад взял себе меч Зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху бин Хаджжаджу. После смерти пророка меч перешёл к Али[5].

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман[6]. В этом сражении Али получил 16 ран[7]. Битва при Ухуде обернулась первым и единственным поражением мусульман.

Али и первые халифы

 

 

Пророк Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества, остановился в местечке Гадир Хум, находящемся между Меккой и Мединой. Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было-по разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али его наследник и брат и те, кто принял пророка как мавла (англ.)русск., должен принять Али как его мавла[3]. Мусульмане-шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Мусульмане-сунниты, наоборот, рассматривают это как выражение близости пророка к своему двоюродному брату, зятю и как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти[3].

Пророк Мухаммед скончался в 632 году в своём доме в Медине. Тотчас после его смерти в квартале бану са’ида собралась группа ансаров, чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар, Абу Бакр, Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров[8]. Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон пророка[3]. Большинство присутствующих склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Саада ибн Убада, ноауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов полагала, что родственники Мухаммеда обладают большими правами на наследование его власти[8]. При избрании нового главы общины только три сахаба (Абу Зарр аль-Гифари, аль-Микдад ибн аль-Асвад и перс Сальман аль-Фариси) выступили сторонниками прав Али на власть, но их не стали слушать[9]. Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» — халифа расули-л-лахи, или просто халифа, стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана[3].

По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама (Али, Усман ибн Аффан, Саад ибн Абу Ваккас, аз-Зубайр, Талха и Абд ар-Рахман ибн Ауф) и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Талха в это время отсутствовал в Медине, а Абд ар-Рахман ибн Ауф отказался от претензий на власть и взял на себя инициативу организации переговоров. Таким образом претендентов осталось всего четверо: Али, Усман, Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр. Участники совета «шести» собрались в одном из домов около мечети, после чего начались трёхдневные переговоры[10].

· По версии аль-Мисвара ибн Махрама, племянника Абд ар-Рахмана ибн Ауфа, избрание проходило следующим образом. Ибн Ауф обратился к каждому из претендентов с вопросом, кого бы они выбрали, если не изберут их самих. Али, аз-Зубайр и Саад ибн Абу Ваккас указали на Усмана, а Усман — на Али. Необходимо теперь было прийти к общему мнению. Ибн Ауф, собрав всех претендентов, сказал: «Вы не сошлись на одном из этих двоих, Али и Усмане». Взяв руку Али, он спросил его: «Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?». Али сделал оговорку: «О боже! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил». Когда с этим же вопросом ибн Ауф обратился к Усману, то то ответил утвердительно без всяких оговорок. Затем Абд ар-Рахман возгласил: «О боже. Слушай и свидетельствуй. О боже, возлагаю то, что лежало на моей шее, на шею Усмана!» [10].

· Согласно сведениям, исходящих от Амра ибн Маймуна аль-Азди, переговоры проходили не столь успешно, как это было описано аль-Мисваром. Дядя пророка Мухаммеда и Али — Аббас в самом начале говорит Али, что Саад ибн Абу Ваккас не пойдёт против своего двоюродного брата Абд ар-Рахмана ибн Ауфа, а последний — свояк Усмана. Он предрекает, что либо Усман выберет Абд ар-Рахмана, либо наоборот, что сами выборщики подчиняться авторитету Ибн Ауфа[11].

· Иначе эти события изложены у Ибн Маймуна, пересказывающий со слов информатора-куфийца. По этой версии до Али и Усмана Абд ар-Рахман ибн Ауф призвал аз-Зубайра и Саада ибн Абу Ваккаса и обратился к ним с вопросом, кого из потомком Абдманафа (то есть Али или Усмана) они выбирают. Аз-Зубайр высказался за Али. Саад ибн Абу Ваккас сказал, что он был бы за Ибн Ауф, но если делать выбор между теми двоими, то он за Али. На следующий день Абд ар-Рахман ибн Ауф, собрав ансаров, мухаджиров и военачальников, обратился к ним за их мнением. Аммар ибн Ясир, один из самых известных сподвижников пророка Мухаммада, высказался в поддержку Али. За ним эту точку зрения подхватили аль-Микдад, Ибн Абу Сарх и Абдаллах ибн Абу Раби’а. После того, как Абд ар-Рахман ибн Ауф объявил халифом Усмана, то Али обвинил его в пристрастности. Между аль-Микдадом и Абд ар-Рахманом ибн Ауфом произошёл спор[11].

Несмотря на всё вышеперечисленное, новым халифом в итоге стал Усман ибн Аффан, принадлежащий к влиятельному роду Омейядов, который после его убийства начнёт войну против Али.

Халиф

 

 

Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги он выступил с речью в мечети, сказав:

Когда был взят посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует, — то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что — вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я — такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…[12]


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.