Реставрация Мейдзи исин 1867г. в Японии. Реформы 1868-1888г. конституция 1889г. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Реставрация Мейдзи исин 1867г. в Японии. Реформы 1868-1888г. конституция 1889г.

2018-01-29 2158
Реставрация Мейдзи исин 1867г. в Японии. Реформы 1868-1888г. конституция 1889г. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Мэйдзи ("просвещенное правление") – это время правления японского императора Муцухито (1868—1912 гг.) в форме абсолютной монархии. Реставрация власти императора и установление абсолютизма стало возможным в результате активизации национального феодализма как противостояния проникновению западного капитала, т.к. В 1865 году Англия и затем США, сделали попытки превратить Японию в колониальное государство, используя вооруженные силы с целью введения неравноправных торговых договоров (т.н. «политика канонерок»).

Следствием данной политики стало: угроза потери независимости - активизировала национальное движение, прежде всего дворянства, видевшего выход в "возрождении единства страны", создании сильного централизованного государства. Это было возможно только при условии проведения буржуазных реформ. Основная борьба разгорелась не между сторонниками и противниками реформ, а между группировками, стремящимися к лидерству в данном движении; возникновение идеи восстановления «божественной» императорской власти, которая становится объединяющей. Причем, идеологической основой борьбы за восстановление власти императора становится возвращение к японской этнической религии синто и ее противопоставление континентальной религии – буддизму, получившему распространение в период сёгуната; философско-религиозное и идеологическое обоснование национальной идеи восстановления власти и обожествления императора. Оно получила завершение в религиозном учении – тенонизм (от слов «Сын Неба»), т.е т.н. «императорский путь»;дворцовый переворот прошел относительно мирным путем. Сёгун Кейки отрекся от престола в пользу власти императора (не считая незначительного столкновения самурайских армий);национальная религиозно-политическая идея возрождения единовластия императора, получившая развитие как протест против колонизации, тем не менее, не привела к изгнанию даже миссий европейцев, т.к. проведение реформ требовало расширения политических и экономических контактов.

Аграрная реформа 1872—1873 гг. сводилась к следующему: Ликвидации монополии феодального права на землю. Земля находящаяся в собственности - облагалась единым поземельным налогом в пользу государственной казны. При закладе земли собственником признавался заимодавец. В пользу государства была изъята общинная земля (луга, леса, пустоши).Последствия аграрной реформы: сохранялась кабальная зависимость крестьян-арендаторов; привела к обезземеливанию крестьян; расширились землевладения т.н. «новых помещиков", скупивших не только частную крестьянскую землю, но и часть общинной земли из числа государственной, императорской собственности; государственная казна получила средства, необходимые для централизованной поддержки развития промышленности и укрепления армии; князьям сначала получили пенсию (10% условного валового годового земельного дохода), потом пенсия была заменена на денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций. Обладая значительной долей банковского капитала князья заняли ведущее положение в торгово-финансовой и промышленной сфере;

Административная реформа 1871 г. Удельные княжества были реорганизованы в префектуры, подчиненные центральной власти. 50 префектур управлялись префектами, назначенными и подотчетными правительству.

Военная реформа 1871-1878 г. Ликвидировался сословный принцип формирования армии (ранее право военной службы принадлежало только самураям), но офицерские должности по-прежнему могли занимать только самураи. В 1878 году был введен закон о всеобщей воинской повинности. Армия создавалась по европейскому образцу, но на идеологической основе культа императора — "живого бога«(тенонизм).Освобождались от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики.

Реформы в сфере образования и религии. Проводится реформирование школы и традиционной системы образования на основе идеи "японского духа и европейских знаний" т.е. воспитания в духе синто-изма, почитания "живого бога" императора (тенонизма) и изучения достижений европейской науки - заимствования знаний во всем мире (математики, химии, и пр. т.е. дисциплин, имеющих практическое значение).В 1872 г. был принят Закон о всеобщем образовании и провозглашен лозунг "ни одного неграмотного«, что привело к росту грамотности населения в короткий срок. В результате религиозной реформы 1873 г.: запрещено христианство; буддизм – ставился в зависимое положение терпимой религии; отдается приоритет государственной религии - синтоизму.

В 1889 г. в Японии была принята Конституция. Она имела своим образцом Конституцию Пруссии 1850 г., одну из наиболее реакционных конституций в Европе. Данная конституция предоставляла императору полноту неограниченной власти, наделяла его законодательной, исполнительной, судебной властью. Особа императора объявлялась ≪священной и неприкосновенной≫, правящая династия - ≪непрерывной на вечные времена≫. Официальная теория причисляла императора к богам. Военный и морской министры принадлежали к высшему военному командованию. Они должны были состоять на действительной военной службе. Все наиболее важные вопросы, относящиеся к армии и флоту, докладывались императору начальниками соответствующих штабов, помимо кабинета и даже помимо военного и морского министров. Японский кабинет не был многочисленным. С одной стороны, он был зависим от императора и придворной камарильи, с другой стороны, он был почти полностью независим от парламента. Японский парламент состоял из двух палат. Установленные высокий имущественный и возрастной цензы отстраняли от участия в выборах подавляющую часть населения. У нижней палаты не было инициативы в деле изменения конституции: парламент мог рассматривать только те поправки к конституции, которые исходили от правительства. По Конституции Японии 1889 г. законодательная власть принадлежала парламенту. Император был номинальной фигурой. В промежутках между

сессиями парламента император подписывал указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их утверждения парламентом. Кроме того, незначительной была компетенция парламента и в вопросах бюджета: две трети бюджета не зависели от парламента.

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась

≪от имени императора и согласно законам≫. Компетенция общих судов была ограничена, они не могли

рассматривать жалобы на действия администрации. Конституция предусматривала создание особых административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право

амнистии принадлежало императору так же, как и замена наказания по суду.

79. Освободительная война 1810-1826г. и образование независимых гос-в Латинской Америки.

Несмотря на господство латифундизма и на многочисленные запреты и ограничения со стороны метрополий, в колониях постепенно зарождались ростки капиталистических отношений. Именно на этом фоне во второй половине XVIII в. в Латинской Америке пробудилось национальное самосознание - процесс, ускоренный революционной борьбой за независимость США. Освободительная война в колониях прошла два этапа (1810-1815 гг. и 1816-1826 гг.). К 1815 г. испанской короне после восстановления власти Фердинанда VII удалось вновь установить свою власть на всей территории Латинской Америки, исключая Ла-Плату. С этой целью он использовал метод уступок и распространил на колонии либерально-демократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании, но все-таки основной упор им был сделан на использование не испанской конституции, а на военные силы. Уже на первом этапе освободительной войны создавались правительственные хунты, которые не просто руководили движением патриотов, но и становились ядром новой зарождающейся государственности. В хунтах выдвинулись такие талантливые военные предводители и государственные деятели. В ходе борьбы с испанской армией патриоты вырабатывали конкретные формы организации политической и государственной власти, которыми заменяли старую колониальную администрацию.
К концу освободительной войны на месте бывших испанских и португальских колоний возникли 10 независимых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Американская федерация, Чили, Уругвай. Таким образом, все бывшие испанские колонии (за исключением островных владений - испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали политически самостоятельными государствами.
Война за независимость в Латинской Америке, выступившая в виде антиколониального движения, дала мощный толчок этнической интеграции и формированию в последующем самих наций (мексиканской, аргентинской, венесуэльской и т. д.) и соответствующей им национальной государственности. Образование самостоятельных государств и падение колониального режима вызвали и социальные последствия, в частности ослабление позиций феодальных сил, национальную интеграцию и создание более благоприятных условий для развития капиталистических отношений.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.