Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка

2018-01-29 167
Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Елена Филипповна Архипова

Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Поэтому все пособия, выпущенные ранее к «Программе воспитания и обучения в детском саду», рекомендуются авторами к использованию при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» при условии, что педагоги будут использовать выпущенные ранее методические пособия и конспекты занятий, учитывая основные требования ФГТ. А именно: педагогам следует полностью исключить из своей работы занятия урочного типа и использовать формы организованной образовательной деятельности, соответствующие дошкольному возрасту, указанные в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова.

 

Введение

 

Проблема ранней помощи сегодня является очень актуальной, так как в последнее время большое количество новорожденных имеют перинатальное поражение центральной нервной системы и нуждаются в стимулирующем и коррекционном психолого-педагогическом воздействии. В связи с этим Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своими приказами узаконил новые структурные подразделения государственных образовательных учреждений Службы ранней помощи.

Так Приказ № 497 от 10.08.2006 г. утверждает положение об организации деятельности лекотеки как структурного подразделения государственного образовательного учреждения (ГОУ). Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития.

Приказ № 817 от 15.12.2006 г. утверждает положение об организации деятельности Службы ранней помощи как структурного подразделения ГОУ. Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих ГОУ. Целью деятельности этого структурного подразделения является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или с риском нарушения, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии.

Приказ № 202 от 12.04.2006 г. утверждает положение о консультативном пункте для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. Консультативный пункт является самостоятельным структурным подразделением ГОУ, реализующего программу дошкольного образования. Консультативный пункт создается для родителей и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательное учреждение. Целью деятельности консультативного пункта при ГОУ является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Оно призвано помочь специалистам Служб ранней помощи детям и родителям в работе с детьми первого года жизни, имеющими перинатальные поражения центральной нервной системы.

В книге описываются особенности психомоторного развития детей первого года жизни; представлены нормативы их развития, даны упражнения, направленные на стимуляцию моторной, зрительной, слуховой, эмоционально-коммуникативной и других функций, развитие доречевой активности, формирование предпосылок понимания речи. Кроме того, в пособии описаны способы обследования детей первого года жизни, даны приемы коррекционного развития детей, имеющих отклонения в психомоторном развитии.

 

Содержание работы с детьми первого года жизни

 

При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного развития.

 

Первый этап работы (от рождения до 3 месяцев) [1]

 

Цель. Стимуляция голосовой реакции, гуканья и гуления.

Задачи. Формирование потребности в эмоциональной коммуникации, эмоциональном познании окружающего мира.

Содержание коррекционной работы

 

Определение содержания коррекционной работы основано на выявлении структуры нарушения психомоторного развития и включает в себя формирование всех нарушенных функций и развитие предпосылок их становления.

Дыхательная гимнастика

Учитывая то, что у детей с ППП ЦНС с первых дней жизни отмечается нарушение дыхания, с ними проводят дыхательную гимнастику. Целью дыхательных упражнений, проводимых с детьми I уровня доречевого развития, является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. После легкого поглаживания тела и конечностей ребенка логопед берет его кисти и, потряхивая ими, разводит руки в стороны и поднимает их вверх, слегка приподнимая при этом грудную клетку – вдох (рис. 31). Затем, прижимая руки к туловищу, он легко надавливает на грудную клетку – выдох (рис. 32). Упражнение проводится в течение 1–1,5 минуты, по 2^3 раза в день.

 

 

Рис. 31. Поднимание рук вверх – вдох

 

 

Рис. 32. Возвращение рук в исходное положение – выдох

Дыхательные упражнения с детьми II уровня доречевого развития также направлены на увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией. В этот период проводят пассивную дыхательную гимнастику с целью тренировки глубины и ритмичности дыхания. С ребенком старше пяти месяцев проводят следующие дыхательные упражнения. 1. Поместив ребенка в положение «рефлексо-запрещающей позиции», с ним проводят упражнение описанное выше для ребенка I уровня доречевого развития (рис. 31, 32).

2. Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох) (рис. 33). Слегка потряхивая руку и голову ребенка, взрослый возвращает их в исходное положение (выдох) (рис. 34). Эти движения способствуют выработке ритмичности движения и дыхания.

 

 

Рис. 33. Отведение руки в сторону одновременно с поворотом головы – вдох

 

 

Рис. 34. Возвращение руки и головы в исходное положение – выдох

3. Логопед укладывает ребенка на спину в «рефлексо-запрещаюшую позицию». Осторожно потряхивая ноги ребенка, взрослый вытягивает и разгибает их, при этом происходит вдох (рис. 35), а сгибание ног в коленях и приведение их к животу усиливает выдох (рис. 36). Если ребенок не сопротивляется и может поднять руки вверх, то это упражнение проводится при заведении рук под голову, так как фиксация рук под головой во время сгибания и разгибания ног активизирует работу диафрагмы.

 

Рис. 35. Разгибание ног с подтягиванием – вдох

 

 

Рис. 36. Сгибание ног в коленях и приведение их к животу – выдох

4. Логопед кладет ребенка на живот, руки малыша опираются о стол. Взрослый приподнимает его голову и плечи, что способствует осуществлению вдоха (рис. 37), а опуская голову и плечи, усиливает выдох.

 

Рис. 37. Приподнимание головы и плеч ребенка

Описанные упражнения тренируют глубину дыхания и ритмичность. Все упражнения проводятся по 3–4 раза ежедневно. Дыхательные упражнения, проводимые с детьми III уровня доречевого развития, направлены на выработку ритмичности дыхания и пассивноактивных движений ребенка.

Важным фактором, а в ряде случаев и решающим фактором для развития произвольной вокализации является правильно поставленное дыхание. С этой целью с детьми III уровня доречевого развития проводят более сложные по сравнению с упражнениями предыдущих уровней дыхательные упражнения, которые направлены на становление ритмичности движений и дыхания.

После расслабления рук ребенка логопед добивается правильного захвата игрушки (для этого подбираются игрушки, которые легко держать в руке). Затем проводит непосредственно дыхательные упражнения. Руку ребенка с вложенной в нее игрушкой логопед пассивно отводит вправо или влево, в ту же сторону он поворачивает голову малыша так, чтобы он все время видел игрушку (рис. 38). Погремев погремушкой в этом положении с целью стимулирования работы органов слуха, логопед медленно возвращает голову и руку ребенка в исходное положение (рис. 39). Затем логопед поворачивает голову ребенка в другую сторону (3–4 раза). Во время выполнения упражнения логопед подносит игрушку к глазам или к губам ребенка. Упражнение проводится ежедневно.

 

 

Рис. 38. Отведение руки в сторону с одновременным с поворотом головы

 

 

Рис. 39. Возвращение руки и головы в исходное положение

При наиболее тяжелых формах ППП ЦНС, когда значительно поражен артикуляционный аппарат, часто наблюдается врожденный стридор (шумное, хриплое дыхание), связанный с искривлением дыхательных путей. Снятию или хотя бы уменьшению стридорного дыхания способствуют индивидуальные позы тела ребенка – эмбриональная поза, положение тела с запрокинутой назад головой, положение на боку и другие. Дети с ППП ЦНС охотно выполняют дыхательные упражнения, во время которых часто издают звуки гуления, улыбаются и даже смеются.

Дыхательные упражнения с детьми IV уровня доречевого развития направлены на увеличение силы и длительности выдоха. Кроме пассивных дыхательных упражнений, описанных выше, с ними проводят упражнения, вызывающие активные дыхательные движения с включением элемента подражательности. Так, например, ребенка учат дуть на ватные шарики, в дудочку, на разноцветных бумажных бабочек и т. д. (рис. 40). Также детей учат игре на губах. При выдохе логопед вызывает у ребенка вибрацию губ. Возникающий при этом звук б-б-б или ф-ф-ф радует ребенка, и он неоднократно пытается повторить его и удлинить. Упражнение выполняется через день в течение трех минут.

 

 

Рис. 40. Ребенок дует на бумажный цветок

Логопедический массаж Упражнения для логопедического массажа подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает пяти минут.

С детьми I и II уровня доречевого развития логопедический массаж проводят с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, делают дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенный тонус в артикуляционных мышцах, он нарастает лишь к концу первого месяца, в связи с чем проводят следующие приемы расслабления.

• Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

1) в направлении от висков к середине лба;

2) от бровей к волосистой части головы;

3) от линии лба вниз через все лицо к шее;

4) от мочек уха по щекам к крыльям носа;

5) по верхней губе от угла рта к середине;

6) по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, медленными. Каждое движение повторяется 5–7 раз. Весь массаж не должен превышать трех минут. Проводить его следует ежедневно.

• Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция его патологической формы проводится после общего расслабления в положении ребенка в позе «рефлексо-запрещающей позиции». Для расслабления языка и его корня используются следующие виды массажа:

1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 секунд вибрирующим движением указательного пальца под нижней челюстью (рис. 41);

 

 

Рис. 41. Точечный массаж

 

 

Рис. 42. Вибрация языка шпателем

2) вибрация двумя указательными пальцами под углами челюсти (в течение 15 секунд); 3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация языка в течение 15 секунд деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка (рис. 42).

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно.

Дифференцированный массаж, проводимый с детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, в одних случаях направлен на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других – на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.

• Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием и поглаживанием мышц лба, шеи, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6–8 раз по нескольку раз в день.

• Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:

1) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

2) поглаживание верхней и нижней губы к центру;

3) постукивание губ;

4) точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется 3–8 раз по нескольку раз в день.

• Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений лицевой и губной мускулатуры проводят пассивные движения головы. Для этого логопед помещает правую руку под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает ее то в одну, то в другую сторону и затем наклоняет вперед (3–5 раз) (рис. 43, 44). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

 

 

Рис. 43. Расслабление мышц шеи: поворачивание головы в сторону

 

 

Рис. 44. Расслабление мышц шеи: наклон головы вперед

При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания от средней линии к ушам.

• Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений:

1) поглаживание лба от середины к вискам;

2) поглаживание щек от носа к ушам (рис. 45) и от подбородка к ушам;

 

 

Рис. 45. Поглаживание щек от носа к ушам

3) разминание скуловой и щечной мышц. Поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части виска, логопед производит спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам по направлению к подбородку (рис. 46, 47).

 

Рис. 46. Разминание скуловой мышцы

 

 

Рис. 47. Разминание щечной мышцы

После 4–5 легких движений их сила нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают у ребенка отрицательных реакций. Движения повторяют по 8—10 раз 2–3 раза в день. • Укрепление губной мускулатуры. С этой целью производят поглаживание, растирание и разминание губ:

1) от середины верхней губы к углам;

2) от середины нижней губы к углам;

3) поглаживание носогубных складок по направлению к крыльям носа (рис. 48);

4) пощипывание губ.

Движения повторяют по 8—10 раз 2–3 раза в день.

 

 

Рис. 48. Поглаживание носогубных складок

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которая производится ручным методом или при помощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость. Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к виброприбору. Для массажа используют насадки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется 2–3 раза в течение 1–2 минут, через день. • Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:

1) продольные мышцы языка массируют путем его поглаживания от средней части к кончику;

2) вертикальные мышцы укрепляют с помощью ритмичного надавливания на язык;

3) на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону.

Все движения повторяют 4–6 раз.

Легкие вибрирующие движения языка, вызываемые шпателем (в течение 5—10 секунд), способствуют активизации мышц языка.

В некоторых случаях у детей с ППП ЦНС отмечается довольно раннее появление гиперкинезов в мимической мускулатуре и особенно в языке. Подавление гиперкинезов производится, когда ребенок находится в одной из «рефлексо-запрещающих позиций».

Перед массажем проводят упражнения, предложенные К. А. Семеновой: потряхивая руку и ногу ребенка, логопед сближает их в области колена и локтя (правый локоть с левым коленом и левый локоть с правым коленом). Несколько подобных движений (2–3 раза) способствуют ослаблению гиперкинезов. В основе логопедического массажа, направленного на уменьшение гиперкинезов, лежит перекрестный точечный массаж, разработанный К. А. Семеновой.

• При гиперкинезах языка выполняют следующие приемы точечного массажа.

1) Перекрестный точечный массаж в области губ: логопед помещает указательный палец левой руки слева посередине носогубной складки, а указательный палец правой руки в углу губ справа (рис. 49) и производит вращательные движения в указанных точках. Затем указательный палец правой руки помешается на носогубную складку справа, а указательный палец левой руки опускается в угол губ слева, и выполняются те же движения.

 

 

Рис. 49. Точечный массаж при гиперкинезах языка

2) Логопед располагает указательный палец левой руки слева посередине носогубной складки, а указательный палец правой руки помещает под угол нижней челюсти справа и производит вращательные движения в этих точках. Затем эти же движения проводятся на точках с противоположной стороны (рис. 50, 51).

 

Рис. 50. Точечный массаж при гиперкинезах языка

 

 

Рис. 51. Точечный массаж при гиперкинезах языка

3) Логопед располагает указательный палец левой руки в тех же точках, что и в описанных выше упражнениях, или же в точке под углом слева, а указательный палец правой руки фиксирует под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, взрослый проводит глубокий точечный массаж. Затем это же упражнение проводится с противоположной стороны (рис. 52).

 

Рис. 52. Точечный массаж при гиперкинезах языка

4) Палец левой руки логопед фиксирует в зоне носогубной складки или под углом губ слева, палец правой руки располагает под внутренним углом лопатки справа и осуществляет вращательные движения в данных точках. Затем эти движения повторяется на точках с противоположной стороны. Это упражнение выполняют при резко выраженных гиперкинезах. 5) При стойких гиперкинезах используют точку, находящуюся в углублении (в центре) под коленной чашечкой, и точку в области одной из носогубных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж.

Каждое движение повторяется 3–4 раза. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка боль, неудобство, дискомфорт. Упражнения подбираются строго индивидуально и проводятся очень осторожно, так как неправильное выполнение может еще больше усилить гиперкинез. Точечный массаж проводится ежедневно.

С детьми, находящимися на III и IV уровнях доречевого развития, логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, проводят с целью развития афферентации (чувствительности) оральной мускулатуры (речевой кинестезии). При асимметрии, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводят с гиперкоррекцией соответствующей стороны, то есть на пораженной стороне выполняют больше движений (10–12). Кроме приемов ручного массажа, используют вибромассажер (насадки применяют в соответствии с инструкцией).

Таким образом, логопедический массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения. Кроме того, для активизации мышц речевого аппарата применяют артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста с ППП ЦНС проводится как в пассивной, так и в активной форме.

Пассивная гимнастика. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования тех мышц, которые до этого бездействовали. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, проводится пассивная гимнастика для губ. Ее цель – стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:

1) собирание губ в «трубочку» (рис. 53);

2) растягивание губ в улыбку с помощью указательных пальцев обеих рук, которые логопед помещает в углах губ (рис. 54);

 

 

Рис. 53. Собирание губ в «трубочку»

 

 

Рис. 54. Растягивание губ в улыбку

3) поднимание верхней губы – движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа (при этом обнажаются верхние десны); 4) опускание нижней губы. Поставив пальцы в углы губ, логопед опускает нижнюю губу, обнажая десны (рис. 55).

 

 

Рис. 55. Опускание нижней губы

Все движения выполняют 3–4 раза, неоднократно повторяя их в течение дня. Иногда у детей с ППП ЦНС отмечается гиперчувствительность лицевой или артикуляционной области, и стимуляция этих зон вызывает у них неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса. В этих случаях массаж особо чувствительных зон не проводится.

С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, пассивная гимнастика усложняется.

Логопед выполняет пассивные движения утрированно с большей траекторией движения, в медленном темпе, ритмично. При этом он следит за состоянием ребенка, его эмоциональным тонусом и отношением к этому виду воздействия, а также за изменениями тонуса в артикуляционной области, при нарастании которого движения прекращаются.

С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, проводят следующие упражнения.

• Пассивные движения губ. Кроме упражнений, описанных выше, проводятся также следующие упражнения:

1) собирание верхней губы в «хоботок». Для этого логопед помещает указательные пальцы обеих рук в углы губ ребенка и собирает верхнюю губу, производя движения к средней линии (рис. 56). Таким же образом собирают нижнюю губу (рис. 57);

 

 

Рис. 56. Собирание верхней губы в «хоботок»

 

 

Рис. 57. Собирание нижней губы в «хоботок»

2) опускание верхней губы с нажатием на точки в углах губ; 3) попеременное перетягивание углов рта вправо и влево, для чего логопед помещает пальцы в углы губ ребенка;

4) смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

5) пассивное открывание рта. Для этого логопед помещает указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу и производит раздвигающее движение.

Каждое движение повторяют 4–6 раз по нескольку раз в день.

• Пассивные движения языка:

1) прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости;

2) пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому небу или к верхней губе. Движение производят 4–6 раз по нескольку раз в день;

3) подтягивание языка вперед. Логопед захватывает язык с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивает его вперед на нижнюю губу (рис. 58) и отводит в стороны. Движение выполняют 2–3 раза.

 

 

Рис. 58. Подтягивание языка вперед

Пассивная гимнастика, проводимая с детьми III уровня доречевого развития, должна способствовать повышению активности губ и языка. Она направлена на то, чтобы вызвать сопротивление мышц ребенка. Кроме упражнений, проводимых с детьми, находящимися на I и II уровнях доречевого развития, добавляют следующие:

1) сближение губ вместе и растягивание их в стороны, пока не возникнет сопротивление. Упражнение повторяют 3–5 раз в день;

2) собирание губ в «трубочку», пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Упражнение повторяют 3–5 раз в день;

3) побуждение ребенка губами тянуться к соске, пище, к шпателю с вареньем. Упражнение повторяют 3–5 раз в день;

4) отклонение языка шпателем в стороны от средней линии. Это упражнение проводят очень осторожно, так, чтобы не вызывать отрицательных реакций у ребенка. Движение повторяют 5–6 раз в день;

5) если у ребенка отмечается отклонение языка от средней линии, то сначала язык продвигают в сторону отклонения, а затем уже в противоположную. Это движение выполняют очень осторожно, постепенно добиваясь все большего объема пассивных движений с пораженной стороны. Движения повторяют 5–6 раз в день;

6) выработка схемы жевания. При кормлении ребенка с ложки логопед располагает пальцы под его подбородком и ритмично подталкивает нижнюю челюсть вверх-вниз при попытках малыша жевать самостоятельно. Движения повторяют 2–3 раза в процессе кормления (в дальнейшем это упражнение выполняет мать ребенка).

С детьми IV уровня доречевого развития проводятся все вышеперечисленные упражнения пассивной гимнастики. С целью стимулирования речевых кинестезий (восприятие движений органов речи, система движений голосовых связок, языка, губ) в логопедические занятия включают упражнения по созданию определенных поз губ и языка.

Активная гимнастика. С детьми II и III уровней доречевого развития проводят упражнения, направленные на развитие подвижности языка и губ.

Активные движения языка вызывают пищевым подкреплением:

1) при раздражении середины губы сиропом шиповника стимулируют выдвижение языка вперед (рис. 59), вверх (рис. 60), слизывание (рис. 61);

2) при раздражении сиропом шиповника углов губ стимулируют боковые движения языка (рис. 62).

Эти упражнения выполняют 2–3 раза в день перед кормлением.

 

 

Рис. 59. Стимулирование движения языка вперед

 

 

Рис. 60. Стимулирование движения языка вверх

 

 

Рис. 61. Стимулирование слизывания языком сиропа шиповника

 

 

Рис. 62. Стимулирование движения языка в сторону

Проводя активную гимнастику с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, особое внимание уделяют активным движениям языка и губ, которые необходимы для формирования четких артикуляционных кинестезий. Детей обучают жеванию и кусанию. Для этого предварительно проводят массаж жевательной мускулатуры, учат пассивно-активному открыванию рта и пассивно-активно вызывают жевательные движения. «Схему жевания» сначала отрабатывают пассивно. Для этого ребенку в рот кладут хлеб и двигают его челюсти вверх-вниз в соответствии с ритмом его собственных жевательных движений. Кроме того, детей обучают таким произвольным движениям, как «поцелуй», «подуй», «плюнь», «покашляй», «закрой глаза», «покажи язык», «улыбнись», «покажи зубы», «пощелкай языком», «закрой или открой рот». Детей также учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, уголки рта, для чего используют сироп шиповника, варенье. Эти упражнения проводят ежедневно в течение 3 минут.

Стимуляция эмоционального, голосового и доречевого общения С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, проводят мероприятия, направленные на формирование «комплекса оживления»

и включение в него голосового компонента. С этой целью взрослый наклоняется к ребенку, ласково, певуче разговаривает с ним, поглаживает его, показывает яркие игрушки.

Важной составной частью «комплекса оживления» является улыбка. Возникновение улыбки свидетельствует о зарождении у ребенка потребности в общении с взрослым.

У детей II уровня доречевого развития продолжают формировать «комплекс оживления». В то же время особое внимание обращают на необходимость развития у них положительного отношения к игрушке. С этой целью взрослый ласковым разговором привлекает внимание ребенка к своему лицу, вызывают ответную улыбку и только после этого переводит его взгляд на игрушку. Ребенок охотнее и дольше смотрит на игрушку после того, как его взгляд был сосредоточен на лице взрослого. Постепенно при виде игрушки или лица взрослого у ребенка появляются звуки гуления, смех, оживление, движения рук и ног.

Стимуляция эмоциональных реакций у детей III и IV уровней доречевого развития предполагает формирование у них положительно эмоционального отношения к занятиям и активизацию голосовой лепетной активности. Решающую роль на этом этапе играет эмоциональное состояние ребенка во время занятия – только положительный эмоциональный фон способствует актуализации гуления, лепета и лепетных слов.

С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, стимуляция голосовых реакций начинается с вокализации выдоха.

На фоне эмоционально положительного общения ребенка с взрослым проводят легкую вибрацию грудной клетки и гортани малыша с тем, чтобы вызвать у него голосовые реакции. Для этого логопед кладет ребенка на спину, под шею подкладывает валик, чтобы несколько откинуть голову назад, ноги сгибает в коленях, руки – в локтях и приводит их к груди. Взрослый располагает кисти рук в верхней части грудной клетки ребенка и легко и ритмично надавливает на нее. Затем кончиками пальцев взрослый совершает легкие вибрирующие движения гортани. В дальнейшем голосовые реакции у детей начинают появляться при контакте с взрослым без дополнительной стимуляции как составная часть начавшего развиваться «комплекса оживления».

Голосовые реакции ребенка также можно вызвать и во время проведения легкой дыхательной гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани. Умение вокализировать выдох закрепляется в процессе многократного повторения этого упражнения в течение дня в периоды бодрствования.

Одновременно со стимуляцией голосовых реакций ребенка логопед начинает формировать у него навыки различения интонации голоса. Для этого взрослый, обращаясь к ребенку, меняет громкость, высоту и тембр голоса. При этом он стремится к тому, чтобы ребенок сосредоточил внимание на его лице. Упражнение выполняется 3–5 раз в день в течение 1–1,5 минуты.

Стимуляцию гуления начинают проводить с детьми, находящимися на II уровне доречевого развития. При этом используются два основных приема.

1. Гуление у ребенка вызывают ласковым голосом или пением. Сначала ребенку дают возможность прислушаться к нерезким, приятным звукам голоса взрослого. Затем взрослый побуждает ребенка произносить по подражанию звуки гуления.

Логопед укладывает ребенка в адекватную для него позу, в которой не проявляются патологические тонические рефлексы, то есть в позу «рефлексо-запрещающей позиции». При этом ребенок должен смотреть на лицо взрослого. Затем логопед начинает медленно произносить звуки и звукосочетания: «а», «агы», «гу» и др., широко открывая рот, для того чтобы ребенок мог видеть его артикуляцию. Если ребенок не повторяет эти движения за взрослым, то подражательную реакцию вырабатывают пассивно. Легко поглаживая губы ребенка, взрослый в момент произнесения звука в определенном ритме открывает рот малыша.

Этот прием повторяют в течение дня 4–6 раз.

2. При стимулировании гуления необходимо добиваться спонтанной, непроизвольной подачи голоса. С этой целью логопед производит вибрационный ручной массаж грудной клетки, гортани и в точке под нижней челюстью. Этот вид массажа стимулирует проприоцептивные ощущения (позволяют человеку воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время движений), отвлекая ребенка от акта фонации (произнесение звуков). Это способствует спонтанному вызыванию голоса, так как во время массажа логопед произносит напевные звуки гуления. Прием повторяется 1–2 раза в день.

При работе с детьми первого года жизни особенно сложной является задача создания положительной мотивации речевой деятельности. Они обычно привыкают к общению с взрослым с помощью мимики, жестов и не стремятся к чрезвычайно сложному для них речевому общению. В этих случаях особую значимость приобретает работа с ребенком в паре с другим ребенком, владеющим речевыми средствами общения. Подражательные действия и пассивные движения артикуляционных мышц становятся основными средствами развития самостоятельной артикуляции ребенка.

В работу с детьми, которым нужна постоянная стимуляция возникшего у них гуления, включают музыкально-двигательные игры. Музыкально – двигательные игры с детьми с ППП ЦНС приобретают особо важное значение в силу того, что они поднимают их эмоциональный тонус. Ни один ребенок не остается равнодушным к этим играм. Дети очень живо реагируют на музыку, улыбаются, начинают гулить, у них снижается мышечный тонус.

Музыкальные занятия направлены на создание у детей эмоционально положительного настроения, активизацию голосовых, звуковых проявлений, развитие интонационно-выразительных средств речи, общее мышечное расслабление, обучение ритмичным движениям, развитие умения прекращать движения с окончанием музыки.

Для этого используют записи детских музыкальных произведений минорного или мажорного характера. Под спокойную музыку проводят массаж оральной зоны. Под ритмичную музыку обучают манипулятивно – предметным действиям (постучать погремушкой, похлопать в ладоши). Игры под музыку проводятся 1–2 раза в неделю.

После появления у ребенка с ППП ЦНС смодулированных голосовых реакций и гуления приступают к их закреплению, обозначая действия, явления, различные чувства ребенка (у-у-у – гудит машина, а-а-а – плачет малыш, и-и-и – смеется ребенок и т. д.).

Стимуляция лепета проводится у детей, достигших III уровня доречевого развития. С этой целью у детей стараются вызвать «комплекс оживления». В процессе работы у детей появляется улыбка, они начинают фиксировать свое внимание на артикуляции логопеда, который низко наклоняется к малышам, разговаривает с ними, произносит певучие звуки.

Для стимуляции лепета с детьми проводят следующие упражнения.

1. Логопед произносит звуки а, у, слоги бу, ма в момент выдоха ребенка, а паузы делает во время вдоха. Ребенок часто подключается к «разговору» с взрослым, который поддерживает его активность: произносит звуки тише, с частыми паузами, позволяя малышу слушать собственное гуление. Это упражнение проводится на эмоционально положительном фоне 2 раза в день в течение 2–5 минут.

2. Для вызывания громкого смеха и радостных ответных возгласов ребенка взрослый то наклоняется к его лицу, то отдаляется от него, ласково, с улыбкой произносит его имя, звуки гуления, лепета. Произнося отчетливо через определенные интервалы времени один и тот же звукокомплекс (гу, гы, бу, ма), логопед побуждает ребенка к ответным реакциям.

3. Если удается вызвать у ребенка новый звук, то логопед повторяет его, с тем чтобы малыш прислушивался к звуку. В этих условиях у него легче возникают подражательные голосовые реакции. С детьми, овладевшими некоторыми звуками гуления и лепета, проводят игру-«перекличку». В этом случае логопед отчетливо произносит знакомый ребенку звук, дожидаясь ответной реакции. Если реакция задерживается, то он повторяет звук, тем самым побуждая ребенка к подражанию. Так эхолалично, вслед за взрослым ребенок поочередно произносит все знакомые ему звуки и звукосочетания. Автоматизируя гуление, взрослый стремится вызвать у ребенка более длительное и протяжное произнесение звуков. Это упражнение проводится 2–3 раза ежедневно.

4. Далее проводятся упражнения, направленные на пассивное произнесение слогов ма, ба, па. Для этого в моменты положитель<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.