Методология, классификация, этапы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методология, классификация, этапы

2018-01-29 732
Методология, классификация, этапы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Планирование: сущность, цели, преимущества и недостатки

Планирование – процессопределения целей, путей и средств их достижения, расписанных по ресурсам,исполнителям, времени и последовательности.

Необходимо помнить, что план не самоцель, а средство достижения цели.

Арсенал средств достижения цели: экономические, психологические, ком­мерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия.

Достижение поставленной целиопределяет удов­летворение личных или коллективных интересов работников объекта хозяйствования.

Основная цель плана – реализованное со­бытие.

Основная задача планирования – выбор во­левых ответственных целенаправленных действий в условиях имеющихся ре­сурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Следовательно, планирование:

· волевое и активное воздействие на будущее;

· отражение субъективного представления о будущем;

· разновидность управленческой деятель­ности;

· раскрытие целевых установок;

· предполагает ответственность за его реализацию;

· отражает учет условий внешней среды хозяйствования и конъюнктуру рынка;

· учитывает возможности внутренней среды и имеющиеся ресурсы;

· должно быть реальным (выполнимым);

· определяет порядок действий исполнителей;

· мотивированная схема действий персонала организации на будущее;

· первопричина мотивации персонала и оценки его деятельности;

· должно предусматривать резервы для непредвиденных и форс – мажорных обстоятельств;

· предусматривает меры ответственности для исполнителей всех уровней;

· должно отражать (в идеале) интересы всех структурных подразделений;

· оформляется документально в письменной форме;

· является важнейшим внутренним документом организации;

· используется для установления контактов с партнерами и инвесторами;

· утверждается руководством;

· должно иметь возможности корректировок и адапта­ции деятельности организации к новым условиям, сложившимся на рынке.

Следовательно, планирование–это процесс экономического обосно­вания рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей.

План нередко сравнивают с путешествием человека на ав­томобиле в некий город. Цель дея­тельности– это достижение конечного пункта путеше­ствия. План–это та выбранная дорога, по которой поедет автомобиль. Она выбирается из множества других и должна быть самой короткой, безопасной и удобной. Официальные законы, нор­мы и инструкции, регламентирующие предприниматель­ство,это знаки и правила дорожного движения. Умение вести машину по выбранному пути, не нарушая правил дорожного движения (действующего законодательства) целиком зависит от путешественника (руководителя).

Преимущества планирования:

· стремление решить поставленную задачу рационально и с мень­шими затратами;

· улучшение интеграции и координации действий многих исполнителей;

· повышение эффективности совместных действий заинтересованных лиц;

· рациональное использование ограниченных ре­сурсов;

· возможность контроля и корректировки деятельности.

Недостатки планирования:

• невозможность отразить все многообразие внешних и внутренних условий;

• стабильность (неизменность) принятого решения;

• необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

Причины искажения роли планирования:

• авторитарность руководства организации;

• субъективизм взглядов отдельных исполнителей;

• неточная и неполная информация;

• форс-мажорные обстоятельства;

• отсутствие финансового обеспечения действий ис­полнителей;

• ошибки в экономических расчетах и т.п.

План может быть выражен в письмен­ной форме, мысленной и устной как контур будущего, но письменный план в дальнейшем легче проконтролировать руководителям всех уровней.

Следовательно,план– не цель, а эффективное средство достижения цели, помогающее улучшить будущее организации.

5.2. Методология планирования

Методология планирования –учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер и действий, необходимых для выполнения плана, его мониторинга. Методология планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой.

Элементы методологии планирования:

Принципы планирования:

1.Принцип единства –разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели, что требует координации и интеграции дей­ствий служб и подразделений, отражаемых в плановых показателях.

2. Принцип непрерывности определяет процесс плани­рования как непрерывный, когда на смену одному выпол­ненному плану приходит другой новый план, а на смену второму– третий и т. д. Такое понимание включает и связь планирования с прогно­зированием, когда план есть производная от прогноза.

3. Принцип гибкости – способность плана ме­нять свою направленность при изменившихся условиях де­ятельности, должен иметь резервы и механизм возможной корректировки показателей для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.

4. Принцип точности требует обоснованности, детали­зации и конкретизации планового показателя, соответствия имеющимся ресурсам. Завышенный план не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а заниженный план создает условия для необоснованного поощрения персонала без их должных усилий.

5. Принцип участия – в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты организации, а при необходимости и специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей, что повышает степень их вовлеченности и формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ.

Методы планирования: балансовый; опытно-статистический; нормативный; экономико-математический.

Балансовый метод планирования предполагает использование вза­имно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой– направления их использования. В планировании приме­няются балансы: натуральный (материальный); стоимостной; трудовой; межотраслевой.

Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на достигнутые ранее результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя.

Нормативный метод планирования (тех­нико-экономических расчетов) использует нормативы и нор­мы.

Норматив – научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли (государства).

Норма – это обоснованная величина затрат, разработанная руководством конкретной организации.

Более обоснованными являются нор­мативы, применение которых повышает точность и объек­тивность планового показателя. Но они не всегда учитывают особенности региона или организации. В пла­нировании используются нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, тру­да, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспечен­ности населения больничными койками, количества зрительских мест на 1000 жителей и др.

Экономико-математические методы планирования характеризуются возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в прогнозировании.

Показатель плана –это выраженная числом харак­теристика свойства (явления, процесса, решения) экономи­ческого объекта.

Одна из наиболее распространенных классификаций основных показателей:

1. По роли в управлении:

• директивные, они обязательны для исполнения;

• расчетные, необязательные для исполнения, в т. ч. те, которыми обосновывают директивные по­казатели. Их количество значительно больше директив­ных показателей.

2. По экономическому содержанию:

• натуральные, выражаются в тоннах, метрах, литрах и др.;

• стоимостные, выражаются в денежной форме;

• трудовые, выражаются посредством учета затрат труда.

3. По отношению к деятельности:

• количественные (объемные), характеризуют объем деятельности (товарная продукция, грузооборот, торговая площадь);

• качественные, характеризуют качество работы (производительность труда, себестоимость, прибыль и рентабельность).

4. По отношению к соизмерителю:

• абсолютные, выражаются суммой или количеством;

• относительные, т. е. выраженные по отношению к другому показателю, в том числе к базисному. Относительные показатели зачастую играют более важную роль, чем абсолютные. Например, сумма прибыли 200 тыс. руб. малоо чем говорит, так как безотносительна к объему деятельности или капиталу. А вот рентабельность 24% капитала означает, что на каждые100 руб. основных и оборотных средств в организации приходится 24 руб. прибыли, что уже позволяет качественно оценить использование средств объектом хозяйствования.

5. По роли в экономической работе:

• прогнозные;

• плановые;

• ожидаемого выполнения;

• фактические.

6. По направленности:

• адресные или индивидуализированные для конкрет­ного исполнителя;

• обезличенные, касаются всех исполнителей, напри­мер, нормативы.

7. По критерию математических вычислений:

• объемные;

• средние;

• приростные;

• предельные (дифференцированные);

• индексные.

8. По форме отчетности:

• оперативные, основанные на текущем наблюдении за деятельностью;

• статистические, предусмотренные статистической отчетностью;

• бухгалтерские, предусмотренные бухгалтерской от­четностью.

Система мер (действий), необходимых для выполнения плана

План – реальный ориентир к действиям, которые требуют своего обоснования, без которого план никогда не будет реализован. Достижение целитребует продуманных, волевых, целенаправленных и ответственных действий.

Меры выполнения плана включают:

• развернутое описание необходимых действий;

• ресурсное обеспечение;

• перечень участвующих исполнителей и определение их дифференцированных задач;

• сроки выполнения расчетных показателей.

Меры достижения целей плана требуют обоснования организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных слагаемых. Эти слагаемые должны иметь экономическое содержание, необходимые ресурсы и ожидаемые результаты, выраженные в стоимостном эквиваленте.

Поэтому, меры достижения целей плана включают смету расходов, которая может разрабатываться для отдельных структурных подразделений; в целом по организации на блок заданий плана; для отдельного исполнителя плана; на отдельное задание плана и т.п.

5.3. Классификация планов и этапы планирования

Классификация планов (вариант):

1. По времени:

· долгосрочные (на 10—25 лет);

· среднесрочные (на 3—10 лет);

· краткосрочные (на 1—3 года);

· текущие (на 1 год, в том числе сезонные);

· оперативные (до 1 года).

2. По объектам хозяйствования:

· государственные, региональные, респуб­ликанские, областные и муниципальные;

· внутрифирменные.

3. По степени определения параметров:

· детерминированные (с четко определенными napаметрами);

· вероятностные (с нечеткими параметрами).

4. По назначению:

· директивные, обязательные для исполнения;

· индикативные, т. е. рекомендованные для выполнения.

На уровне организации принимаются директивные планы, на уровне государства– индикативные.

5. По масштабности целей:

· стратегические, предусматривающие достижение глобальных целей;

· оперативные, предусматривающие достижение ближайших целей;

· бизнес-планы, ориентированные на достижение отдельной сделки, операции, ориентированные на небольшой срок.

6. По функциям деятельности (функциональные планы):

• маркетинга, в том числе сбыта;

• прибыли и рентабельности;

• инвестиций, в том числе долговременных материаль­ных;

• издержек производства и обращения;

• персонала;

• доходов;

• финансов и др.

Любая классификация несет в себе элемент условности. В современной практике планирования используют различные планы. Наибольшую популярность приобрели индикативные, стратегические и бизнес-планы.

Порядок и пос­ледовательность разработки планаорганизации (этапы):

1) обоснование целей деятельности;

2) сбор информации;

3) проведение экономического анализа;

4) составление прогнозов;

5) составление планов;

6) утверждение и доведение планов до исполнителей;

7) выполнение плана исполнителями;

8) мониторинг плана.

Последовательность этапов планирования может быть и иной. Например, в стратегическом планировании она может быть следующей (рис. 4).

Процесс стратегического планирования включает:

· определение миссии и целей организации;

· анализ и оценку внешней среды;

· анализ внутренних возможностей организации (сильные и слабые стороны);

· изучение стратегических альтернатив, способствующих достижению поставленных целей и выбор стратегии;

· разработкуоргструктуры управления, основных прин­ципов мотивации и контроля;

· оперативное планирование и управление;

· реализацию стратегии;

· оценку стратегии (контроль за ходом реализации стратегии и вне­сение в нее при необходимости соответствующих корректив).

Процесс стратегического планирования
Миссия организации
Цели организации
Оценка стратегии
Реализация стратегии
Выбор стратегии
Оценка и анализ внешней среды
Управленческое обследованиесильных и слабых сторон
Анализ стратегических альтернатив

 


Рис. 4. Процесс стратегического планирования

Наличие сформулированной миссии как основы плана стратегического развития организации позволяет руководству правильно ориентироваться в ситуации, вселяет клиентам уверенность в надежности организации и ее персонала, обеспечивая дополнительные конкурентные преимущества.

Анализ и оценка внешней среды и внутренних возможностей организации – СВОТ – анализ (сильные м слабые стороны деятельности организации; риски и возможности, открывающиеся на рынке), который используется практи­чески постоянно, поскольку позволяет соизмерять планы развития бизнеса со своими ресурсами.

Разработка альтернативных стратегий развития организации дает ей воз­можность в случае реализации того или иного сценария раз­вития событий действовать по четко составленному плану. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии позволяют принять осознанное решение о том, какой бизнес организации приносит ей доход.

Стратегия – детальный всесторонний комплексный план мероприятий, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Группы основных стра­тегий: стратегии роста; стратегии ограниченного роста; стратегии сворачивания деятельности (ухода из бизнеса); комбинации из вышеперечисленных стратегий.

Важно и построение организационной струк­туры управления, адекватной ставящимся перед компанией задачам.

Выбор и оценка стратегии (контроль за ходом ее реализации и внесение корректив) – важнейшая составная часть процесса стратегического планирования. Этот этап как бы «закольцовывал» весь процесс стратегического планирования, превращая его в замкнутый цикл, в последовательный непрерывный процесс.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.