А.Ю. Белозерский, Н.И. Гавриленко, В.П. Мешалкин — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

А.Ю. Белозерский, Н.И. Гавриленко, В.П. Мешалкин

2018-01-29 383
А.Ю. Белозерский, Н.И. Гавриленко, В.П. Мешалкин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.Ю. Белозерский, Н.И. Гавриленко, В.П. Мешалкин

Основы менеджмента и маркетинга

 

Утверждено Редакционным советом

университета в качестве учебного пособия

 

Москва


УДК 339.1.38

ББК 65.9 (2) 421

Б43

 

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Российского химико-технологического университета

им. Д.И. Менделеева

А.Е.Хачатуров-Тавризян

Доктор экономических наук, академик РАЕН, профессор КФ ФГОБУ ВПО «Государственный университет при Министерстве финансов РФ»

Г.В.Сахаров

 

Белозерский А.Ю.

Б43 Основы менеджмента и маркетинга: учеб. пособие / А.Ю. Белозерский, Н. И. Гавриленко, В.П. Мешалкин. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2015. –184 с.

ISBN978-5-7237-1293-5

Излагаются особенности менеджмента и маркетинга как деятельности по эффективному управлению организациями в различных отраслях промышленности и сфере услуг в рыночных условиях.

Дана краткая характеристика сущности и основных функций менеджмента, современных теорий мотивации персонала, стилей и методов эффективного управления предприятиями; раскрыта сущность маркетинговой деятельности фирмы, маркетинговых стратегий, планирования и контроля маркетинговой деятельности, формирования товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики фирмы.

Самостоятельное изучение рекомендованных учебников и учебных пособий по данному курсу, указанных в пособии, позволит студентам углубить знания в области основных проблем менеджмента и маркетинга, повысить уровень профессиональных знаний в области эффективного управления различными организациями в современных условиях.

Предназначено для студентов вузов, бакалавров технологии, обучающихся по направлению подготовки 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» и 18.03.01 «Химическая технология»,а также для бакалавров менеджмента 38.03.02– «Менеджмент».

Книга будет полезна преподавателям вузов, руководителям предприятий, менеджерам, предпринимателям, интересующимся изучением методов повышения эффективности управления организациями различных отраслей.

 

УДК 339.1.38

ББК 65.9 (2) 421

ISBN978-5-7237-1293-5© Российский химико-технологический

университет им. Д.И. Менделеева, 2015

© Белозерский А.Ю., Гавриленко Н. И., Мешалкин В.П., 2015


Введение

Управление организацией в условиях рыночной экономики и глобализации представ­ляет собой особый вид деятельности, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь лишь общими рекомендациями по улучшению дел в различных организациях, которыми являются предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, в том числе предприятия химического, нефтегазохимического и металлургического комплекса, а также предприятия сферы услуг. Современный руководитель должен понимать важность общих рекомендаций и осознавать значимость многочисленных вариантов принятия управленческих решений, в различных условиях внешней окружающей среды.

В дан­ном учебном пособии рассматриваются основные концепции и функции менеджмента, без знания которых нельзя успешно управлять персоналом любых организаций. В пособии много внимания уделено как теоретическим проблемам мотивации и стимулирования персонала, так и их практического применения на российских предприятиях. Менеджмент реализуется в практической деятельности руководителей современных хозяйствующих субъектов как система эффективного управления.

Менеджмент регулируется законами развития рыночной экономики и направлен на гибкое приспособление различных видов производственно-сбытовой деятельности к изменяющимся условиям рынка товаров и услуг.

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствуют наиболее эффективному достижению целей организации, повы­шению производительности труда и рентабельности производства, исходя из сло­жившихся условий во внутренней и внешней среде.

В связи с этим объективно обосновано появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления как в мелких и средних промышленных организациях, так и в крупных, вплоть до транснациональных корпораций и вертикально интегрированных компаний с учетом рыночной ситуации, т.е. возникает необходимость проведения маркетинговых исследований.

Основные понятия маркетинга излагаются при подготовке руководителей всех рангов–менеджеров и маркетологов, инженеров-технологов.

В данном учебном пособии рассмотрены основные особенности маркетинга как деятельности по управлению фирмой в рыночных условиях по анализу потребностей и поиску оптимальных путей их удовлетворения.

В пособии достаточно полно раскрыты основные понятия и категории маркетинга, основные виды и направления маркетинговой деятельности предприятия (фирмы) в современных условиях.

Цель данного учебного пособия – кратко изложить сущность основных понятий «менеджмента» и «маркетинга», а также особенности современного развития этих видов организационно-управленческой деятельности.

 


Школа социальных систем

Школа социальных систем –Д. Марч, Г. Саймон, А. Этциони. Центром шко­лы является Институт Карнеги.

Работник в орга­низации рассматривается как социально ориентированное и направ­ляемое существо, потребности которого влияют на внутреннюю среду органи­зации, которая оказывает обратное влияние на работ­ника.

Школа социальных систем рассматривает человека в социаль­ной группе как один из множества взаимозависимых и взаимодей­ствующих факторов в сложном комплексе социальных отношений организации. Считается, что потребности человека и потребности организации не совпадают (эмерджентность). Вводится понятие иерархии потребностей человека. До­стигнув одного уровня потребностей, работник стремится к удовлетворению следующего уровня, выражая свою индивидуальность в усло­виях полной свободы.

Но так как по своей природе организация ста­вит преграды на пути достижения потребностей индивида, они всту­пают в конфликтную ситуацию. В этом подходе заключается главноеразличие между школой социальных системи рассмотренными ра­нее теориями управления.

Новая школа управления

Новая школа управления –Р. Люс, Д. Форстер, А. Голдберг. Она характеризуется развитием современных количествен­ных методов обоснования решений внедрением в науку управ­ления аппарата точных наук и компьютеров.

Вначале исследование опера­ций было направлено на разработку методов количественного ана­лиза конкретной ситуации и задачи. Со временем исследование операций выде­лилось в самостоятельную отрасль науки, которая начала развивать­ся в двух главных направлениях:

· построение математических моде­лей развития явлений – управление за­пасами, распределение ресурсов, массовое обслуживание, замена устаревшего оборудования, выбор стратегий поведения в условиях неопределенности и др.;

· изучение систем.

Теория управленческих решений (60-е г.) занимается:

- методами математического моделирования процессов выработки управленческих решений;

- разработкой алгоритмов получения оптимальных решений с применением теории статистики, теории игр и др.;

- созданием количественных прикладных и абстрактных математических моделей экономических явлений (моделей воспроизводства в масштабе общест­ва и отдельных фирм, моделей баланса затрат и выпуска продукции, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития).

Был сделан фундаментальный для системы управления вывод – глав­ный потенциал для прогрессивных изменений заложен в самом чело­веке, в его сознании и культуре. Было доказано, что культурные сте­реотипы поведения человека в организации оказывают прямое воз­действие на конечные результаты производственной деятельности.

Особенности менеджмента конца ХХ и начало ХХI столетия. Управленче­ская мысль развивалась в трех основных направлениях:

- увеличение«технократизма» –повышение уровня материально-технической базы совре­менного производства и оказание услуг на новой более высокой технической базе.

- рост вни­мания к организационной культуре и к различным фор­мам демократизации управления, участие в доходах предприятия рядовых работников, в осуществлении ими управленческих функции, участие в собственности (партисипативность).

- усиление международного характера управления, котрое привело к появлению меж­дународного менеджмента. Внимание управленческой мысли сейчас приковано к определению об­щих особенностей и выделению специфических, универсальных форм и методов управления, возможностям наиболее эффективно выполнять функции управления в условиях разных стран, приспособление к на­циональной местной среде и ряд других.

 

 

Внешняя среда организации

Организации существуют в среде, состоящей из множества элементов:

· рынок, с его предложениями и запросами,

· акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности,

· правительство с его налоговыми и законодательными требованиями,

· партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства,

· меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников,

· деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов и т.п.

Среда влияет на деятельность организации, а руководитель должен учитывать это в постоянно меняющихся условиях. Поэтому, можно выделить среду, параметры которой изменяются медленно, и такую, которая меняется резко и непредсказуемо.

В результате равномерного перехода внешней среды из «спокойного» состояния в изменчивое произошли глобальные изменения основных экономических показателей среды:

· резкое сокращение жизненных циклов и усложнение товаров;

· уменьшение сроков разработки товаров;

· невыгодность содержания складов;

· изменение требований к технической подсистеме организации;

· изменение отношений заказчик–изготовитель (уверенность в компетентности);

· нереальность содержания собственных экспертных наукоемких служб;

· потребитель диктует требования поставщику;

· ужесточение конкурентной борьбы;

· цены не самое главное условие успеха.

Турбулентная внешняя среда предъявляет свои требования. Если менеджеры не «уловят» изменений в окружающей среде и вовремя не изменят свою организацию, то через некоторое время прежние позиции будут проиграны более успешным конкурентам. Поэтому необходимы:

· уменьшение размеров организации,

· реорганизация,

· постоянное отслеживание ситуации во внешней среде,

· немедленная реакция на изменения внешней среды,

· введение системы производства «intime», «дзидока», «камбан» и т.п.

При «intime» производстве части изделия изготавливаются «точно вовремя», так, что дефекты обнаруживаются сразу, а их причины устраняются немедленно по ходу перемещения заготовки от позиции к позиции, а, в идеале, вообще без попадания на склад. «Дзидока» –система автономного контроля качества продукции, когда бракованное изделие нельзя произвести из-за остановки оборудования. «Камбан» – система карточек, каждое изделие в определенной последовательности попадает на место сборки и монтажа вовремя и в определенной последовательности.

Менеджмент управляет процессом трансформации, манипулирует входами и подстраивает выходы в соответствии с существующими запросами рынка (внешней среды).

 

 

Миссия организации

В основе эффективного планирования деятельности любой организации лежит целеполагание, так называемая установка целевых ориентиров ее развития.

Существует три типа целевых установок в организации: миссия, видение и цель.

Потребность в определении миссии организации появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, когда руководителям необходимо было кратко охарактеризовать свою организацию, указав на ее основные отличия от других подобных организаций, когда нужно было найти исходную точку для формирования эффективной стратегии развития организации.

Введение понятия «миссия организации» в широкий научный оборот обусловлено следующими основными причинами:

- повысилась роль общественного и государственного контроля над деятельностью организаций;

- владельцы многих преуспевающих организаций осознали, что только их личные цели или только прибыль уже не могут быть основной целью существования организации;

- в условиях насыщенного рынка от каждой организации потребовалось определение ее конкретного «индивидуального имиджа»;

- появилась настоятельная необходимость интеграции усилий многих подразделений и организаций на макроуровне (в регионе, стране, мировом сообществе в целом) и на микроуровне (персонала организации, поставщиков, потребителей, партнеров, инвесторов и т.п.).

В научной среде существует широкое и узкое понимание миссии организации. В первом случае под миссией организации понимают определение и формулирование философии и предназначения (смысла существования организации).

Философия организации декларирует основные ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

Предназначение организации аккумулирует те действия, которые ее руководители намереваются осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается стать.

Как правило, философия организации меняется достаточно редко. Что же касается второй части миссии, то она может периодически меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Целенаправленность деятельности любой организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Основными группами людей, чьи интересы и цели оказывают влияние на деятельность организации, и, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие ее для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные личные проблемы, повышать уровень и качество жизни своих семей;

сотрудники организации, своим трудом непосредственно осуществляющие деятельность организации, создающие и реализующие созданный продукт, получающие от организации за свой труд денежную компенсацию и решающие с ее помощью свои жизненные проблемы;

покупатели продукта организации, отдающие ей свои деньги в обмен на продукт организации и удовлетворяющие с его помощью свои желания и потребности;

деловые партнёры организации, находящиеся с ней в формальных и деловых неформальных отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном, в первую очередь, с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

общество в целом, в первую очередь, в лице государственных институтов власти, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из шести субъектов принципиально зависит от размеров организации, рода и характера ее бизнеса, места расположения и т.п.

Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что она собой представляет, оказывают интересы собственников и сотрудников организации, покупателей ее продукции и услуг. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.

На формирование миссии оказывают влияние следующие факторы:

· история формирования и развития организации, в процессе которого вырабатывалась ее философия, формировались ее профиль и стиль деятельности, ее место на рынке и т.п.;

· существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

· состояние среды функционирования организации;

· ресурсы, которыми она располагает для достижения своих целей;

· отличительные особенностиорганизации.

Таким образом, правильно сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и то, какой она стремится стать, а также показывает отличие организации от других ей подобных.

Для этого в расширенной трактовке миссии должны быть отражены следующие основные характеристики организации:

· целевые ориентиры организации, отражающие те существенные задачи и цели организации, на решение и достижение которых направлена ее деятельность в долгосрочной перспективе;

· сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт (услугу) организация предлагает потенциальным покупателям, и то, на каком рынке и каким способом организация осуществляет реализацию своего продукта (услуги);

· философия организации, выражающая основные ценности, принципы и верования, принятые в организации;

· возможности и способы осуществления деятельности организации, повышающие ее конкурентоспособность на рынке, отражающие силу организации, ее отличительные возможности для выживания и развития в долгосрочной перспективе. Перечисляются основные способы, применяемые технологии, ноу-хау и имеющаяся в организации современная передовая техника.

При формировании миссии организации важным является также отражение в ее содержании и форме изложения имиджа, которым она обладает. Как правило, миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формированию миссии можно добиться того, что в ней будет достаточно ясно отражен именно тот имидж, которым обладает данная организация.

Правильно сформулированная миссия организации будет способствовать более динамичному и эффективному ее развитию.

Во-первых, миссия дает хозяйствующим субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Следовательно, миссия способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении этих важных субъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия способствует формированию чувства единения и сопричастности внутри самой организации и созданию корпоративного духа персонала, что проявляется в следующем:

· миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;

· миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей личности с организацией. Для сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;

· миссия способствует установлению определенного морально-психологического климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления ее деятельности.

В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

· является базой для установления целей организации, обеспечивает их непротиворечивость и неконфликтность, помогает выработке эффективной стратегии развития организации, устанавливая целевую направленность и допустимые границы ее функционирования;

· формулирует стандарты и критерии распределения ресурсов организации, создает определенную базу для объективной оценки степени эффективности использования ресурсов в процессе функционирования организации;

· расширяет и разнообразит для работника смысл и содержание его деятельности, тем самым позволяет руководителям применять более широкий набор приемов мотивирования и стимулирования своих работников.

Вместе с тем, миссия организации не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать руководителям организации. Она задает основные направления развития организации, порядок адаптации организации к процессам и явлениям, протекающим как внутри, так и за ее пределами.

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно и была понятна всем хозяйствующим субъектам, взаимодействующим с организацией, и, в первую очередь, персоналу организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность различного ее толкования и в то же время оставляла определенный простор для творческого и гибкого развития организации в условиях меняющейся внешней и внутренней среды ее функционирования.

Теория и практика менеджмента и по сей день не выработала единого подхода к правилам и процедурам разработки миссии. Однако есть ряд рекомендаций, которые следуют из общих требований рыночной практики:

- миссия безвременна, так как формулируется вневременных рамок;

- миссия не должна полностью зависеть от текущего положения дел и состояния организации;

- в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли или ограничивать систему целей потребностями собственников и руководства организации;

- между миссией организации, ее целями и миссиями ее подразделений и служб не должно быть противоречий.

По возможности, миссия организации должна быть четкой, ясной, краткой, ориентироваться на потребности потребителя, учитывать специфику выпускаемой продукции и опираться на ее конкурентные преимущества.

В качестве удачных формулировок миссий известных организаций и компаний, можно привести следующие:

- Миссия сети ресторанов быстрого обслуживания «Мак Доналдс»: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов».

- Миссия косметической фирмы MARY KAY: «Украшать жизнь женщин во всем мире».

- Миссия Международной общественной организации Красного Креста и Полумесяца: «Защищать беззащитных».

- Миссия группы компаний «Формоза» (одни из первых российских производителей компьютеров): «Мы живем и работаем в России и для России. Мы любим нашу страну, нам интересно жить в этой стране, мы верим в будущее этой страны».

Следовательно, миссия организации – это совокупность ценностей, принципов, норм и идей, определяющих организационную культуру организации и формирующих ее репутацию. Миссия, это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, партнеров, потребителей и общества, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы, отражающая смысл существования организации и т.п.

Миссия организации обязательно конкретизируется в ее целях. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то они не смогут выбрать наилучшую альтернативу своего развития из имеющихся.

Таким образом, миссия детализирует статус организации,направляет и ориентирует на достижение целей и разработку стратегий на различных организационных уровнях. Поэтому выбор миссииорганизациивключает ответы на два основных вопроса: кто наши клиенты и какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?

Вариант основных этапов формирования и реализации миссии организации представлен на рис. 3.

Если миссия формулируется на неопределенное время, то видение организации разрабатывается на определенный, как правило, достаточно продолжительный срок.

Видение – это понимание руководством развития организации на ближайшие 10–20 лет, более или менее конкретное представление о будущем организации, к которому она будет стремиться.

Это видение может и должно быть не связано с сегодняшним состоянием организации. Для того чтобы правильно сформулировать видение, нужно задать себе следующие вопросы:

· Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем?

· Что представляет собой наш бизнес сейчас и каким он станет в будущем?

· Кто является потребителями нашей продукции (услуг) и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем?

· Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей?

Ответы на эти и другие вопросы должны быть тщательно продуманы, так как на них базируется последующая работа по установлению целей организации.

 

Планирование в менеджменте: сущность, цели,

Планирование: сущность, цели, преимущества и недостатки

Планирование – процессопределения целей, путей и средств их достижения, расписанных по ресурсам,исполнителям, времени и последовательности.

Необходимо помнить, что план не самоцель, а средство достижения цели.

Арсенал средств достижения цели: экономические, психологические, ком­мерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия.

Достижение поставленной целиопределяет удов­летворение личных или коллективных интересов работников объекта хозяйствования.

Основная цель плана – реализованное со­бытие.

Основная задача планирования – выбор во­левых ответственных целенаправленных действий в условиях имеющихся ре­сурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Следовательно, планирование:

· волевое и активное воздействие на будущее;

· отражение субъективного представления о будущем;

· разновидность управленческой деятель­ности;

· раскрытие целевых установок;

· предполагает ответственность за его реализацию;

· отражает учет условий внешней среды хозяйствования и конъюнктуру рынка;

· учитывает возможности внутренней среды и имеющиеся ресурсы;

· должно быть реальным (выполнимым);

· определяет порядок действий исполнителей;

· мотивированная схема действий персонала организации на будущее;

· первопричина мотивации персонала и оценки его деятельности;

· должно предусматривать резервы для непредвиденных и форс – мажорных обстоятельств;

· предусматривает меры ответственности для исполнителей всех уровней;

· должно отражать (в идеале) интересы всех структурных подразделений;

· оформляется документально в письменной форме;

· является важнейшим внутренним документом организации;

· используется для установления контактов с партнерами и инвесторами;

· утверждается руководством;

· должно иметь возможности корректировок и адапта­ции деятельности организации к новым условиям, сложившимся на рынке.

Следовательно, планирование–это процесс экономического обосно­вания рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей.

План нередко сравнивают с путешествием человека на ав­томобиле в некий город. Цель дея­тельности– это достижение конечного пункта путеше­ствия. План–это та выбранная дорога, по которой поедет автомобиль. Она выбирается из множества других и должна быть самой короткой, безопасной и удобной. Официальные законы, нор­мы и инструкции, регламентирующие предприниматель­ство,это знаки и правила дорожного движения. Умение вести машину по выбранному пути, не нарушая правил дорожного движения (действующего законодательства) целиком зависит от путешественника (руководителя).

Преимущества планирования:

· стремление решить поставленную задачу рационально и с мень­шими затратами;

· улучшение интеграции и координации действий многих исполнителей;

· повышение эффективности совместных действий заинтересованных лиц;

· рациональное использование ограниченных ре­сурсов;

· возможность контроля и корректировки деятельности.

Недостатки планирования:

• невозможность отразить все многообразие внешних и внутренних условий;

• стабильность (неизменность) принятого решения;

• необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

Причины искажения роли планирования:

• авторитарность руководства организации;

• субъективизм взглядов отдельных исполнителей;

• неточная и неполная информация;

• форс-мажорные обстоятельства;

• отсутствие финансового обеспечения действий ис­полнителей;

• ошибки в экономических расчетах и т.п.

План может быть выражен в письмен­ной форме, мысленной и устной как контур будущего, но письменный план в дальнейшем легче проконтролировать руководителям всех уровней.

Следовательно,план– не цель, а эффективное средство достижения цели, помогающее улучшить будущее организации.

5.2. Методология планирования

Методология планирования –учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер и действий, необходимых для выполнения плана, его мониторинга. Методология планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой.

Элементы методологии планирования:

Принципы планирования:

1.Принцип единства –разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели, что требует координации и интеграции дей­ствий служб и подразделений, отражаемых в плановых показателях.

2. Принцип непрерывности определяет процесс плани­рования как непрерывный, когда на смену одному выпол­ненному плану приходит другой новый план, а на смену второму– третий и т. д. Такое понимание включает и связь планирования с прогно­зированием, когда план есть производная от прогноза.

3. Принцип гибкости – способность плана ме­нять свою направленность при изменившихся условиях де­ятельности, должен иметь резервы и механизм возможной корректировки показателей для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.

4. Принцип точности требует обоснованности, детали­зации и конкретизации планового показателя, соответствия имеющимся ресурсам. Завышенный план не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а заниженный план создает условия для необоснованного поощрения персонала без их должных усилий.

5. Принцип участия – в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты организации, а при необходимости и специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей, что повышает степень их вовлеченности и формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ.

Методы планирования: балансовый; опытно-статистический; нормативный; экономико-математический.

Балансовый метод планирования предполагает использование вза­имно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой– направления их использования. В планировании приме­няются балансы: натуральный (материальный); стоимостной; трудовой; межотраслевой.

Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на достигнутые ранее результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя.

Нормативный метод планирования (тех­нико-экономических расчетов) использует нормативы и нор­мы.

Норматив – научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли (государства).

Норма – это обоснованная величина затрат, разработанная руководством конкретной организации.

Более обоснованными являются нор­мативы, применение которых повышает точность и объек­тивность планового показателя. Но они не всегда учитывают особенности региона или организации. В пла­нировании используются нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, тру­да, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспечен­ности населения больничными койками, количества зрительских мест на 1000 жителей и др.

Экономико-математические методы планирования характеризуются возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в прогнозировании.

Показатель плана –это выраженная числом харак­теристика свойства (явления, процесса, решения) экономи­ческого объекта.

Одна из наиболее распространенных классификаций основных показателей:

1. По роли в управлении:

• директивные, они обязательны для исполнения;

• расчетные, необязательные для исполнения, в т. ч. те, которыми обосновывают директивные по­казатели. Их количество значительно больше директив­ных показателей.

2. По экономическому содержанию:

• натуральные, выражаются в тоннах, метрах, литрах и др.;

• стоимостные, выражаются в денежной форме;

• трудовые, выражаются посредством учета затрат труда.

3. По отношению к деятельности:

• количественные (объемные), характеризуют объем деятельности (товарная продукция, грузооборот, торговая площадь);

• качественные, характеризуют качество работы (производительность труда, себестоимость, прибыль и рентабельность).

4. По отношению к соизмерителю:

• абсолютные, выражаются суммой или количеством;

• относительные, т. е. выраженные по отношению к другому показателю, в том числе к базисному. Относительные показатели зачастую играют более важную роль, чем абсолютные. Например, сумма прибыли 200 тыс. руб. малоо чем говорит, так как безотносительна к объему деятельности или капиталу. А вот рентабельность 24% капитала означает, что на каждые100 руб. основных и оборотных средств в организации приходится 24 руб. прибыли, что уже позволяет качественно оценить использование средств объектом хозяйствования.

5. По роли в экономической работе:

• прогнозные;

• плановые;

• ожидаемого выполнения;

• фактические.

6. По направленности:

• адресные или индивидуализированные для конкрет­ного исполнителя;

• обезличенные, касаются всех исполнителей, напри­мер, нормативы.

7. По критерию математических вычислений:

• объемные;

• средние;

• приростные;

• предельные (дифференцированные);

• индексные.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.