Крупотерапия в современной логопедической практике — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Крупотерапия в современной логопедической практике

2018-01-29 454
Крупотерапия в современной логопедической практике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Инновационные приемы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Учитель-логопед должен обладать умениями использовать новые возможности инновационных методик и приемов, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Терапевтические возможности инновационных приемов содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день инновационных приемов достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воскотерапия и др.). Но нам хочется остановиться на том, который, на наш взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным – крупотерапия.

Крупотерапия – одна из разновидностей игровой терапии, традиционные игры с крупой. Крупотерапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Ребенок копает, лепит, рисует на крупе, создает на ней отпечатки, что-то говорит… Личность каждого ребенка уникальна. «Крупотерапия» – это техника, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Технология крупотерапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать ряд задач: 1) диагностические, 2) коррекционные, 3) развивающие.

Кроме того, использование данной техники позволяет развивать самооценку ребенка, умение работать в коллективе, способствует его самовыражению, самосознанию.

Игра с крупой, с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Игра с крупой выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры с использованием крупотерапии можно условно разделить на три вида.

1. Обучающие игры. Направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, что способствует развитию его речи, обогащению словарного запаса, восприятию различного темпа речи.

2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

При использовании крупотерапии в логопедической практике необходимо руководствоваться рядом принципов.

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.

На логопедических занятиях можно использовать различные виды крупотерапии: игры с фасолью, рисом, пшеном, манкой, макаронами, песком, гравием, ракушками и др.

Для занятий крупотерапией целесообразно использовать пластиковую, деревянную чашку, коробку, на половину или на три четверти заполненную сыпучими материалами – рисом, горохом, гречневой крупой, фасолью, семенами подсолнечника, ракушками, макаронами. Также в контейнер можно разместить небольшое количество различных мелких предметов: игрушки от киндер-сюрприза, монеты, пуговицы, крупные бусины и т.д.

Работая над этой темой уже насколько лет, мы разработали задания, которые позволяют проводить массаж пальцев рук в форме игры и попутно развивать речь детей.

Крупотерапию используем периодически в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагаем чаще, так как отмечено успокаивающее действие сухого бассейна. Ввиду расположения на кончиках пальцев большого количества нервных окончаний, использование данной техники стимулирует речевые центры.

При перебирании пальчиками сыпучего материала у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.

Из опыта работы отмечено, что детям никогда не надоедает играть в сухом бассейне с крупой. Они сами становятся инициаторами новых игр.

Библиографический список

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – М.: Сфера Речь, 2001. – С. 279–299.

2. Инновации – в логопедическую практику [Текст]: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

3. Смирнова, Л.Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами [Текст] / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – АСТ, Астрель.

4. Набойкина, Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком [Текст] / Е.Л. Набойкина. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

5. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.

Н.А. Нуштаева

Е.В. Резникова

ПОНЯТИЕ «СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА»
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

В психолого-педагогической литературе существует множество подходов и определений понятия «слоговая структура слова». Особенности воспроизведения ребенком слоговой структуры слова изучали И.А.Сикорский, А.Н.Гвоздев, Н.С.Державин, М.Л. Итигина, Г.М. Лямина, А.К.Маркова, Б.И.Осипов, Т.А.Титова и многие другие [2].

Слоговая структура слова – подчеркивала С.Е. Большакова, – это взаиморасположение и связь слогов в слове, которая характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога [1].

Слоговая структура – отмечала Е.И. Радина, – характеристика слога с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов.

В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку в слоге и по количеству гласного. По конечному звуку различают слоги: открытые, которые заканчиваются непосредственно слогообразующим звуком и не имеют задней периферии; закрытые, которые заканчиваются неслогообразующим звуком и, соответственно, располагают задней периферией.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Говоря о факторах, вызывающих нарушение слоговой структуры слова, ряд авторов отмечают, что процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических (сенсорных) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка [3].

С.С. Ляпидевский установил, что восприятие речи осуществляется при участии речедвигательного анализатора. В центральной нервной системе образована тесная связь между слоговым и двигательным образами слова.

И.А. Сикорский выделил направления, определяющие два отдельных типа речи. Одни дети останавливаются на тщательном изучении звуков слова, эти немногие, но действительные слоги служат для них представителем целого, иногда длинного слова. Другие дети, наоборот, главным образом схватывают слоговой состав слова. Эту же особенность вслед за И.А. Сикорским описывают Е.Н. Винарская, А.А. Леонтьев, Т.А. Титова, С.Н. Цейтлин и др.

Е.Н. Винарской и Г.М. Богомазова отмечают, что у одних детей раньше формируется ритмическая структура слова, а у других, сначала появляются слоги (слова-корни). Причину этого авторы видят в разной степени созревания кинестетической или слуховой чувствительности у дошкольников.

В.М. Акименко говорила, что нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1) нарушения количества слогов: элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток); итерации – увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава);

2) нарушения последовательности слогов в слове: перестановка слогов в слове («деворе» – дерево); перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот);

3) искажения структуры отдельного слога: сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул); вставка согласных в слог («лимонт» – лимон);

4) антиципации, то есть уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед);

5) персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей);

6) контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова распространены у детей с нарушениями речи [4].

Искажения слова зависит не только от уровня речевого недоразвития, но и от его характера. В одних случаях недоразвитие влияет на недостатки овладения слоговым составом слова, через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого трудности в различении слоговых контуров. В других же случаях, ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении слоговых контуров, в слиянии разных слогов в ряду слова.

Таким образом, понятие «слоговая структура слова» является сложным, многоаспектным и комплексным, поэтому в психолого-педагогической литературе существует множество подходов и определений к данному понятию. Слоговая структура слова необходима для овладения правильной речью детьми дошкольного возраста, а в дальнейшем является важным составляющим звеном для успешного обучения в школе.

Библиографический список

1. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М., 1948.

2. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – Чебоксары: Академия, 2000. – 216 с.

3. Радина, Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Радина. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.

4. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.


В.В. Перцева

Научный руководитель: В.С. Васильева,
канд. пед. наук, доцент


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.