Формирование коммуникативных умений старших дошкольников с амблиопией и косоглазием — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников с амблиопией и косоглазием

2018-01-29 255
Формирование коммуникативных умений старших дошкольников с амблиопией и косоглазием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В стандартах образования в состав базовых предпосылок, необходимых для начала обучения ребенка в школе,выделены следующие компоненты: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, ориентация на партнера по общению и умение слушать собеседника. Поэтому цель исследования была направлена на изучение состояния коммуникативных умений старших дошкольников с косоглазием и амблиопией.

Следует отметить, что в науке проблеме формирования коммуникативных умений в процессе общения всегда уделялось достаточно внимания. Ведущие ученые (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский и др.) отмечают, что общение является важным видом деятельности наряду с познанием и трудом. М.И. Лисина подчеркивает, что именно в процессе общения ребенка и взрослого происходит психическое развитие ребенка, что «подтягивает» его деятельность на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития».В рамках нашего исследования под коммуникативными умениями мы понимаем осознанные коммуникативные действия детей, базирующихся на системе знаний и усвоенных элементарных умений, которые определяют способность ребенка правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [2].

О.М. Дьяченко, Я.Л. Коломинский отмечают, что к шести – шести с половиной годам дети должны уметь слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

Установлено, что дефект зрения вызывает особенности в формировании таких средств общения у детей с нарушениями зрения как экспрессивно-мимические, предметно-действенные (позы, жесты) и речевые. Г.В. Никулина отмечает, что в младшем школьном возрасте детям с нарушениями зрения свойственен диффузно-локальный тип восприятия, при котором ребенок не имеет возможности видеть детали, контуры предметов четко. Поэтому он затрудняется в различении мимики говорящего, его поз, мелких движений, что приводит к отставанию в развитии экспрессивно-мимических средств общения [3]. Отставания отмечаются и в предметно-действенных средствах общения.

В.А. Феоктистова подчеркивает, что дети с нарушениями зрения не могут правильно воспринимать позы и тем более воспроизводить их, не понимают значение различных поз, не определяют по той или иной позе смысл происходящего. Дети с нарушениями зрения зачастую не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Их высказывания часто остаются незамеченными, так как не были адресованы кому-то конкретно. Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед, диалогов, то есть средств речевого общения [4]. Все это подчеркивает необходимость осуществления коррекционной работы по формированию коммуникативных умений данной категории детей.

Для исследования состояния коммуникативных умений детей 6-7 лет c косоглазием и амблиопией мы использовали методику, разработанную О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой и др. В качестве параметров исследования были выбраны такие коммуникативные умения, как умение слушать и взаимодействовать в диалоге, умение понимать эмоциональное состояние другого человека и умение взаимодействовать в конфликте.

В 1 серии исследования использовалась методика «Интервью». Ребёнку предлагалось взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия, как они живут в своём городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада.Во 2 сериидетям индивидуально предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых были изображены дети и взрослые в различных ситуациях. Необходимо было определить их эмоциональное состояние.В 3 сериис помощью методики «Не поделили игрушку» определялось умение детей не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

В 1 серии было выявлено, что 70% детей испытывают определенные трудности в организации общения в режиме диалога. Детям было сложно сформулировать вопросы, они смогли это сделать только с помощью взрослых. Характер вопросов был больше личный, последовательность нарушена. Ответы детей были более конкретные, чем вопросы.

Во 2 сериитакже 70% детей затруднились определить эмоциональное состояние друг друга, сверстников, взрослых. Так, Ева определила, кто нарисован на картинке (девочка и папа), заметила осколки вазы на полу, но не смогла ответить, почему ваза на полу, какие эмоции отражены на лицах. Она предположила (не глядя на картинку), что сейчас девочку будет ругать ее папа. Дальнейшее развитие событий Ева также затруднилась назвать.

В 3 серии было выявлено, что 50% детей с косоглазием и амблиопией не провоцируют конфликт, но и разрешить самостоятельно его не могут. 30% детей вообще не способны разрешить конфликтную ситуацию, и только 20 % детей хотят и могут справиться с конфликтом. Так, Полина отобрала игрушку у Богдана и поделилась с подругой Аленой. Сама же просто наблюдала за подругой. Затем они вместе придумали считалочку: кому из ребят достанется новая игрушка. Однако игрушку отдавать не захотела.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы. Она была организована в виде тренинговых занятий психолога с использованием игр и упражнений по развитию неречевых средств общения.

Список литературы

1. Денискина, В. З. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения / В. З. Денискина, Т. Н. Машкова // Дефектология. – 2005. – С. 87-90.

2. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009.

3. Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения / Г. В. Никулина. – СПб.: Каро, 2006. – 391 с.

4. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В. А. Феоктистова. – СПб.: Речь, 2005.

 

М.В. Гаврилова


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.