Особенности обучения грамоте детей младшего школьного возраста с умеренной — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности обучения грамоте детей младшего школьного возраста с умеренной

2018-01-29 259
Особенности обучения грамоте детей младшего школьного возраста с умеренной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Умственной отсталостью

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению педагогических подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии.

Умственная отсталость подразумевает группу чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной степени и по разным причинам состояний нарушающих соответствующую возрасту жизнедеятельность человека в обществе вследствие дефекта познавательных способностей.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др.

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них затруднено формирование всех языковых обобщений. Замедленно и качественно иначе по сравнению с нормально развивающимися сверстниками они усваивают закономерности языка.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей.

Обучение грамоте умственно отсталых детей имеет много особенностей, связанных с развитием познавательных процессов данной категории детей. Обучению грамоте (чтению и письму) принадлежит важная роль в коррекционно-развивающем процессе. Вопрос подготовки детей к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. Психологи и педагоги придают особую значимость обучению детей письменной речи и называют ее операциональные компоненты (письмо и чтение) ведущими в любой сознательной деятельности человека. Ввиду психологических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, с целью усиления практической направленности обучения необходимо использовать на практике следующие принципы коррекционной работы:

1. воспитывающий характер обучения;

2. доступности обучения;

3. индивидуального и дифференцированного подхода;

4. принцип практической направленности обучения;

5. расширения социальных связей;

6. интегрированного обучения умеренно умственно отсталых детей.

Обучая таких детей грамоте мы сделали некоторые выводы:

- уровень развития готовности к обучению грамоте у умственно отсталых детей повысится, если своевременно определить насколько дети готовы к обучению грамоте и с учетом этого планировать обучение;

- при проведении целенаправленной коррекционной работы по подготовке умственно отсталых детей к обучению грамоте мы учитывали онтогенетические закономерности и специфические особенности развития детей изучаемой категории.

Подробно изучив теоретические основы и особенности усвоения программного материала по обучению грамоте детей, клиническую, психологическую, педагогическую литературу, а также подробно познакомившись с характеристиками детей с умеренной степенью умственной отсталости младшего школьного возраста, мы старались учитывать все особенности этого процесса при планировании и разработке собственной программы по обучению грамоте детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Процесс обучения грамоте может быть эффективным лишь в том случае, если он построен с учетом специфики самого языка, его письменности. При обучении грамоте задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия, которые способствовали бы лучшему восприятию, запоминанию и воспроизведению грамматического материала, выработке умений применять полученные знания. В своей работе по обучению грамоте нами использовались специально разработанные к урокам схемы звуко-буквенного анализа слов, специальные алгоритмы по обучению написанию букв, отбирали задания по штриховке, обводке различных знакомых детям предметов, продумывали дозированность работы каждого ребенка на уроке, особым образом перерабатывали программный материал и делали его доступным для учеников.

Таким образом, коррекционная работа проводилась комплексно, охватывая все физиологические и социальные стороны развития ребенка, что в целом сказалось на овладении грамотой учениками с умеренной умственной отсталостью.

Список литературы

1. Баряева, Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева. – СПб.: Союз, 2004.

2. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2001.

3. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / В. Г. Каше. – М.: Просвещение, 1985.

 

 

Л. Мурзина, Л.А. Дружинина


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.