Л.С. Картавкина, Е.В. Резникова — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Л.С. Картавкина, Е.В. Резникова

2018-01-29 170
Л.С. Картавкина, Е.В. Резникова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности эмпатий детей младшего школьного

Возраста с нарушением интеллекта

Дети с нарушением интеллекта были во все времена. История изучения отношения общества к таким детям очень богата, разнообразна и преодолела длинный, тяжелый путь от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов, а так же признание за ребенком права на жизнь. Дети данной категории – особенные дети. Им присущ ряд особенностей. Помимо недоразвития высших психических функций страдает эмоционально-волевая сфера, на основе которой развивается способность к эмпатии, являющейся важной основой социализации личности.

Крайне важно уделять время развитию эмпатии детей, так как именно в этом случае дети научаются идентифицировать эмоцию другого и давать обратную связь в виде суждения или действия. Идентификация представляет собой механизм постановки субъектом себя на место другого, перенесение индивидом себя в пространство другого человека. Актуальность данной проблематики определила цель исследования: изучить и проанализировать особенности эмпатий детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Понятие «эмпатия» характеризуется многообразием подходов, как в советской, так и в зарубежной литературе. Первый отечественный исследователь данной проблематики Т.П. Гаврилова выделяет эмпатию как «специфическую способность личности воспринимать и понимать другого, эмоционально откликаясь на переживания, а так же умение подстраиваться под них» [1]. При анализе психолого-педагогической литературы и изучении эмпатии детей младшего школьного возраста было выделено три компонента поведенческий, когнитивный, эмоциональный [3]. Поведенческий компонент включает в себя особенности графического и вербального обозначения эмоциональных состояний. Когнитивный компонент раскрывается в особенностях восприятия, опознания и понимания эмоциональных состояний. Безусловно, все компоненты эмпатии взаимосвязаны.

Особенности эмпатий детей с интеллектуальными нарушениями заключаются в том, что у таких детей проявляются трудности при дифференциации эмоций [3]. Детям младшего школьного возраста наиболее понятны эмоциональные состояния, проявляющиеся в реальных жизненных ситуациях. Часто неадекватно и упрощенно они оценивают эмоции персонажей, изображенных на сюжетной картинке, при этом лучше идентифицируют эмоции «радость», «гнев» и др., нежели эмоции «вина», «презрение» др.

Еще одна особенность заключается в том, что дети с интеллектуальной недостаточностью опираются на собственный опыт в подобных ситуациях, но при этом выражают эмоции по типу подражания, без предъявления названия. Детям тяжело перестроиться от более низких форм (сопереживания) к более высоким (сочувствие).

Таким образом, необходимо способствовать эмпатийному взаимодействию детей друг с другом и с окружающими, т.е способствовать социализации детей. Формирование эмпатий у младших школьников подчиняется общим законам психического развития личности в онтогенезе.

Важнейшим фактором формирования эмпатий выступают детско-родительские отношения в семье. Это, прежде всего, принятие или отвержение ребенка, оказание помощи и поддержки, характер общения с ребенком.

Коррекционная работа по развитию эмпатий – сложный, многоплановый процесс, включающий в себя: выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации к книге, фото); распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи – смех, плач, крик); обучение пантомимике, жесту, позе, выразительному движению (изображение и угадывание различных эмоционально выразительных движений); беседы по сказкам; творческие ролевые игры; совместная, коллективная деятельность.

От воспитательного воздействия, от того, какие качества будут развиты, сформированы, зависит будущее ребенка – будущее, как эмпатичной личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сочувствовать, помогать ему, так и неэмпатичной личности – эгоцентричной, склонной к конфликтам, не умеющей устанавливать доброжелательные отношения с людьми.

Список литературы

1. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1974. – №5. – C. 15-23.

2. Петрова В. Г., Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Academia, 2002. – 160с.

3. Кузьмина, В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Автореф. канд. псих. наук / В. П. Кузьмина. – Н. Новгород, 1999. – 23с.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.