С ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

С ограниченными возможностями здоровья

2018-01-29 305
С ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сборник научных статей

по итогам научно-исследовательской работы
преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ
за 2014-2015 учебный год

 

 

Челябинск

Цицеро



УДК 371.9(06)

ББК 74.5я43

Т 33

Научные редакторы:

Л.А. Дружинина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

Л.Б. Осипова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

 

Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2014-2015 учебный год / составитель Л. Б. Осипова; под науч. ред. Л. Б. Осиповой, Л. А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2015. – 186 с.

 

ISBN 978-5-91283-652-7

 

в сборнике представлены научные статьи преподавателей, магистрантов, студентов бакалавриата факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета, отражающие основные направления научно-исследовательской работы. Рассмотрены современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, особенности коррекционной работы с данной категорией детей.

Материалы опубликованы в авторском изложении, редакционная коллегия осуществила правку, не изменяющую смысла и содержания статей.

 

Рецензенты:

Н.Г. Сошникова, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета коррекционной педагогики ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

Г.В. Яковлева, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования РФ

 

ISBN 978-5-91283-652-7

Ó Авторы, 2015


 

СОДЕРЖАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Королева О.Ю., Осипова Л.Б. Волонтерская деятельность как средство формирования профессиональных компетенций у будущих дефектологов................................ 7

Короткова В.Ф., Васильева В.С. Использование икт на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса...................... 10

 

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аксенова М.В., Бородина В.А. Формирование нравственных ценностей у младших школьников с нарушением интеллекта................................................................ 151

Бородина В.А., Загуменнова И.Л. Ф ормирование жизненных планов у школьников с нарушением интеллекта........................................................................................ 154

Васильева В.С., Боровик И.С. Современные технологии в развитии связной речи младших школьников с нарушениями интеллекта...................................................... 156

Дронова Е.В., Резникова Е.В. Об актуальности развития словарного запаса младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня......................................... 159

Нургалеева В.С., Сошникова Н.Г. Проблема развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения.......................................................................... 165

Сигай Т.Ю., Дружинина Л.А. Творческий подход в развитии словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития............. 167

Студеницкая Е.А., Лысова А.А. Особенности формирования социального опыта у младших школьников с нарушениями зрения..................................................... 171

Таланова А.С., Васильева В.С. Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях с детьми с ограниченными возможнастями здоровья. 173

Хасанянова З.Р., Резникова Е.В. Особенности звукопроизношения у младших школьников с ФФНР........................................................................................................... 177

 

Сведения об авторах.......................................................................................... 181


 

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

О. Ю. Королева, Л. Б. Осипова

 

Список литературы

1. Осипова, Л. Б. Практические занятия в библиотеке для слепых как активная форма работы с будущими тифлопедагогами / Л. Б. Осипова, Н. В. Антропова // Педагогическое образование: современное состояние и основные направления непрерывного педагогического образования: материалы Международного конгресса, Челябинск, 5-6 октября 2011 г. / под ред. З.М. Большаковой, Н.Н. Тулькибаевой. – Челябинск: Цицеро, 2012. – С. 210-214.

 

В. Ф. Короткова, В. С. Васильева

 

Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / Под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982. – 325 с.

2. Борисова, Е. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] / Е. Ю. Борисова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2008.

3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.

4. Габдрахманова, Р. М. Использование компьютерных презентаций в коррекционно-логопедической работе ДОУ [Текст] / Р. М. Габдрахманова, С. А. Ширшова. – САМАРА, 2009. – 69 с.

5. Гаркуша, Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина // Логопед. – 2004. – № 2.

6. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М: Педагогика, 1984. – 256 с.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь особому ребенку [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – С-Пб., 2000. – 96 с.

8. Клоков, Е. В. Технология проектного обучения [Текст] / Е. В. Клоков, А. В. Денисов // Школа. – 2006. – №2. – С. 29-36.

9. Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы [Текст] / О. И. Кукушкина. // Дефектология. – 1994. – № 5.

10. Кукушкина, О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании [Текст] / О. И. Кукушкина. // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.

11. Репина, 3. А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения [Текст] / 3. А. Репина, Л. Р. Лизунова. // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5.

12. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.

13. Фатихова, Л. Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей [Текст] / Л. Ф. Фатихова. // Логопед. – 2014. – №2. – С. 20-25.

 

 


Е. В. Балина, Л. Б. Осипова

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Одним из важных аспектов развития дошкольника является его общее моторное развитие. Вместе с тем, именно дошкольный возраст является сенситивным для развития всех моторных качеств и умений. Из этого следует, что проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию моторики детей 5–7 лет не теряет своей актуальности. Не менее актуальной является проблема моторного развития детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.

Изучением особенностей моторного развития детей дошкольного возраста занимались многие психологи и педагоги. Широкое распространение получили работы А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.А. Любиной, А.М. Матюшина, Г.А. Мишиной, Е.А. Стребелевой и др. Авторы утверждают, что движение способствует познанию мира и полноценному развитию ребенка.

По данным российской педагогической энциклопедии моторика (лат. мotus – движение) – двигательная активность организма или отдельных органов [2].

В психолого-педагогической литературе моторикой принято называть разнообразные движения тела, рук и ног [1].

Общее моторное развитие ребенка включает полноценное физическое развитие, развитие всех моторных качеств и умений, развитие мелкой моторики рук.

Всю двигательную деятельность А.С. Большаков, Л.В. Филиппова условно разделили на две группы: крупную, или общую моторику, и мелкую, или тонкую моторику. К крупной моторике, по их мнению, относиться двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Под тонкой (мелкой) моторикой авторы понимают высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой.

Анализ исследований психологов и педагогов, занимающихся проблемой моторного развития детей, позволил установить, что мелкая моторика рассматривается и как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Е.С. Рапацевич к области мелкой моторики относит большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Необходимость развития активных движений ребенка дошкольного возраста получила широкое научное обоснование в работах Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной, Л.С Сековец и др. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции движения (В.И. Бельтюков, М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев, А.Р Лурия, Л.А. Новиков и др.).

Известно, что дети с нарушениями зрения имеют определенную специфику развития, в том числе и моторного. Отставания в моторном развитии проявляются у них уже с первых месяцев жизни [3].

Изучив исследования М.И. Земцовой, Л.Б. Осиповой, Л.С Сековец, Л.И. Солнцевой, и др., мы можем утверждать, что нарушения зрения сопровождаются нарушением моторного развития на всех этапах постнатального развития ребенка. Имеющиеся литературные данные о исследовании особенностей физического (моторного) развития детей с нарушениями зрения указывают на то, что у них наблюдаются существенные отклонения в физическом (моторном) развитии.

Так, Б.В. Сермеевым при обследовании детей дошкольного возраста с нарушениями зрения выявлено, что антропометрические показатели детей с нарушениями зрения несколько ниже, чем у, нормально видящих [4].

Как известно из публикаций М.И. Земцовой, Л.А. Семенова, Л.И. Солнцевой, и др., тяжелый зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность. Дети с нарушениями зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, движение рук и ног не согласованно, темп не равномерный, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе, при этом теряется равновесие [4].

Оценка уровня моторного развития ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения – одна из актуальных задач современной дефектологии. В настоящее время выделяют пять двигательных качеств (гибкость, быстрота, выносливость, сила и ловкость), для каждого из которых разработаны методы их оценки. Также известны методики измерения общего моторного развития и развития мелкой моторики. Изучением данной задачи занимался большой круг педагогов и психологов.

Методики разработанные рядом авторов (Е.В. Андрющенко, О.В. Домнина, О.В. Кабанова, Л.В. Мясникова, Л.Б. Осипова, Л.А. Ремезова, Л.Н. Ростомашвили, Л.С. Сековец, Е.А. Стребелевой и др.) позволяют выявить особенности двигательной сферы, нарушения всех типов движений, недоразвитость всех моторных качеств и навыков, нарушенное развитие мелкой моторики пальцев рук, обнаружить недостатки, усугубляющие вторичные отклонения, установить неблагоприятное влияние на формирование основных и жизненно необходимых движений и т.д.

Большое значение после проведения диагностики имеет грамотная коррекционная работа, которая будет способствовать всестороннему моторному развитию ребенка [3].

Как указывают Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова, Л.С. Сековец и др., большое внимание в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями зрения необходимо уделять развитию таких моторных качеств как быстрота, сила, ловкость, выносливость, координация.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что коррекционная работа по моторному развитию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения может осуществляться по разнообразным направлениям (Л.С. Сековец, Б.В. Сермеевым, Л.Н. Ростомашвили). Это может быть гимнастика, ЛФК, ритмика, занятия на тренажёрах, массаж, подвижные игры, прогулки и т.п.

Большое значение в коррекционной работе имеет преемственность в работе воспитателя и медицинских работников, так как врачебно-педагогический контроль играет важную роль в проведении коррекционных занятий по моторному развитию.

Ведущие специалисты в области физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения подчеркивают значимость физкультурного оборудования для успешного решения задач моторного развития.

Эффективны в преодолении нарушений моторного развития прогулки, подвижные игры для детей с нарушениями зрения, которые имеют огромное значение не только как средство развития сохранных функций, но и навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, лазать и т.д.

Л.С. Сековец говорит о необходимости использования физкультминутки на занятиях с детьми с нарушениями зрения для усиления эффективности физического развития детей [3].

Подводя итог, мы можем утверждать о том, что моторика является неотъемлемой частью развития каждого ребенка, а особенно дошкольника с нарушениями зрения. Поэтому большое значение имеет правильное моторное развитие с раннего возраста. Для этого рядом ученых, педагогов и психологов были созданы разнообразные методики и приемы развития обшей и мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Список литературы

1. Никандров, В.В. Психомоторика: Учеб. пособие [Текст] / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2004. – 86с.

2. Рапацевич, Е.С. Психолого-педагогический словарь: Т. 1 [Текст] / Е.С. Рапацевич. – М.:.Современное слово, 2006. – 928с.

3. Сековец, Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л.С. Сековец. – Нижний Новгород: Ю.А. Николаева, 2001. – 168с.

4. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 320 с.

 

Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей [Текст] / Научн, ред. К. С.Лебединская. – М., 2002.

2. Карабанова, О. А. Игра и коррекция психического развития ребенка [Текст] / О. А. Карабанова. – М.: Рос. Пед. Агентство, 2007.

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

4. Власова, Т.А. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М., 2003.

5. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М., 2004.

Список литературы

1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144 с.

2. Выготский Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 420 с.

3. Жукова Н. С. Преодоление ОНР у детей [Текст] / Н. С. Жукова. – М.: Союз, 2008. – 142 с.

4. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: КАРО, 2004. – 160 с.

5. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.

Список литературы

1. Баландина, Л. Л. Межличностные отношения и личность детей дошкольного возраста с нарушением и нормальным [Текст] / Л. Л. Баландина. // Фундаментальные исследования. – 2014. – Выпуск № 5-2.

2. Волкова, И. П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения [Текст] / И. П. Волкова. // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 39-47.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.5. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. ТА. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

4. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т. Д. Марцинкоская. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.

5. Григорьева, Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Г. В. Григорьева. // Дефектология. – 1996. – №4.

6. Григорьева, Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Г. В. Григорьева. // Дефектология. – 2001. – №2.

7. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В. С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.

8. Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция [Текст] / О. Е. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.

9. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 250 с.

10. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В. А. Феоктистова; под ред. Л. И. Шипицыной. – СПб., 2005.

Список литературы

1. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М., 1998.

2. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

3. Коррекция нарушений речи у дошкольников [Текст] / Составители: Л. С. Сековец, Л. И. Разумова, Н. Я. Дюнина, Г. П. Ситникова. – Нижний Новгород, 1999.

4. Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2008.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 


Список литературы

1. Бот, О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития [Текст] / О. С. Бот. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1982.

2. Власова, Т. А. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973.

3. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред.Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А.Цыпиной. – М.: Просвещение, 1984.

4. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2004.

 

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В последние годы проблема эмоционального и психического здоровья детей привлекает все больше внимания педагогов, психологов и врачей.

Исследования показывают, что наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И.Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Он складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. И.П.Павлов считает, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока.

Согласно определению Е.К. Степановой, страхи – это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». По мнению А.И. Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства.

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.

При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия.

По мнению Г. Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать.

В дошкольном возрасте имеют место следующие страхи: в 3-5 лет для детей характерны страх одиночества, страх темноты, страх замкнутого пространства и детские страхи сказочных персонажей. От 5-7 лет ведущим становится детский страх смерти. Боязнь умереть – это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Ее точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом – смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на формирование категории времени и пространства.

Начало посещения школы подводит своеобразную черту под концепцией жизни и смерти. Новая социальная позиция школьника способствует переключению внимания на более конструктивные цели. Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов.

При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

 

Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.

2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В. К. Воробьева. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158[2] с. (Высшая школа)

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – http://www.psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm.

Список литературы

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: Метод. пособие для воспитателя / А. Г. Арушанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,2005. – 128 с.

2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Спб.: СОЮЗ, 1999. – 224 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – М .: Логос, 2004. – 384 с.

4. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

5. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ,1989. – С. 84

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: Учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 418 с.

7. Рябцева, О. М. Сущность понятия «коммуникативная компетенция» [Текст] / О. М. Рябцева. // Известия Таганрогского государственного радиотехнического ун-та. Специальный выпуск. – 2006. – № 9-2. – С. 136-138.

 

 

Список литературы

1. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. – М.: Государственное социально-экономическое издательство Ленинград – 215 с.

2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М.:АСТ Астель, 2008. –222 с.

3. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / М. Р. Боскис. – М.: Издательствово «Советский спорт», 2004.

4. Лурия. А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М.: Вопросы Философии, 2003.

5. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] /Л. Д. Столяренко. – М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672 с.

 

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Мышление – это высший познавательный психический процесс; порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности [4].

В современной психологии выделяют три основных вида мышления наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; при этом последнее является высшим уровнем развития мыслительных процессов, т.к. при словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий [2].

Сегодня проблема развития мышления особенно остро стоит в специальной педагогике, в отношении детей с нарушением интеллекта, т.к. для данного контингента обучающихся достаточный уровень развития мышления – это обязательное условие не только освоения общеобразовательной программы, это еще и способ эффективной социализации [2; 3].

Для изучения особенностей мышления школьников с нарушением интеллекта было проведено собственное практическое исследование, организованное на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида с. Уйское Челябинской области. В исследовании приняли участие учащиеся 7 класса в количестве 7 человек. Все обследованные имеют диагноз F70. Было продиагностировано состояние всех основных операций мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Для этого были использованы классические рекомендованные для изучения особенностей психического развития школьников с нарушением интеллекта методики Л.А. Венгера « Лабиринт»; С.Д. Забрамной «Исключение лишнего» [4].

Анализ исследования показал, что все операции мышления имеют особенности в развитии. Исходя из этого, были выявлены следующие особенности наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта: у них затруднен процесс сравнения, не сформирован приём классификации наглядно представленных объектов, затруднен приём сериации по количеству изображённых предметов.

Полученные данные можно интерпретировать с помощью данных научной литературы [2; 3; 4] как низкое развитие аналитико-синтетической деятельности, преобладание анализа над синтезом, успешность мысленного анализа зрительно воспринимаемых предметов у испытуемых данной группы зависела от их сложности и последовательности предъявления.

В проведения исследования детям с нарушением интеллекта требовалось гораздо больше помощи. Также у них были отмечены затруднения процесса восприятия и формирования целостного образа, выделение существенных признаков, затруднена ориентировка в пространстве, все это приводит к трудностям: при опознавании рисунков, замедленности обзора, неточности, пропуске деталей изображения, нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.

Общий анализ результатов исследования показал, что уровень развития всех обследованных операций мышления характеризуется общими особенностями, описанными [2; 3; 4] для детей данной категории - снижение уровня развития всех мыслительных операций, выражающееся:

- в снижении скорости включения ребенка в выполнение задания;

- в трудности понимания и принятия задания (возможность методической ошибки при дачи задания исключается, т.к. задание было дано опытными олигофренопедагогами);

- в большом количестве ошибок, допущенных при выполнении диагностических заданий;

- в том, что более сложные операции мышления (сравнение, классификация) имеют более выраженные показатели недоразвития.

Полученные результаты обследования состояния мыслительных операций у школьников с нарушением интеллекта станут основой для составления программы коррекционно-развивающей работы на уроках.

 

Список литературы

1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.

2. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

3. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) [Текст] / М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1959.

4. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство) [Текст] / С. Я. Рубинштейн. – М.: Медицина, 1970. – 215 с.

 


М. С. Минаева, Л.Б. Осипова

Список литературы

1. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в психокоррекции [Текст] / И. Г. Корнилова. – Москва: Издательство «Научная книга», 2000. – 168 с.

2. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация [Текст] / И. Г. Корнилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 160 с.

3. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 251 с. – (Школа развития).

4. Лубовский, В. И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

5. Плаксина, Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под редакцией Л. И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003. – 173 с.

6. Плаксина, Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец. – М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. – 112с.

7. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.

 

Список литературы

1. Казакова, Т.Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада» [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с., ил., 8 л. Ил.

2. Лебедева, Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие)» [Текст] / Е.Н. Лебедева. – М.: Классике Стиль, 2004. – 71 с: ил.

3. Плаксина, Л.И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования» [Текст] / Л.И. Плаксина. – М., 1991. – 44 с.

4. Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: дис. …кан. пед. наук: 13.00.03: защищена 09.06.10: утв. 17.12.10 / Осипова Лариса Борисовна. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010. – 210 с.

Список литературы

1. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной – М.: Академия, 2007. – 361 с.

2. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.

3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990.

 

О.В. Попова, Л.А. Дружинина

ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Современный уровень развития логопедической науки предъявляет достаточно высокие требования к уровню организации коррекционной практики и профессиональной компетентности логопеда: сегодня качественная логопедическая помощь может быть оказана только тем специалистом, который не только владеет конкретными приемами коррекции, но и имеющие глубокие знания в области механизмов возникновения различных нарушений речи и влияния их на общее развитие ребенка.

Одной из наиболее распространенных патологий речи у детей является дизартрия, которая характеризуется дефектом произносительной стороны, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата [4].

Анализ исследований особенностей психического развития детей с дизартрией свидетельствует о том, что нарушение звукопроизношения – одной из базовых сторон речи – влияет не только на качество других компонентов речи (грамматики, лексики, просодики), но имеет и другие вторичные последствия, а именно – оказывает отрицательное влияние на общее психосоматическое развитие ребёнка, затрудняя его социализацию [4; 5]. Таким образом, дизартрия может стать причиной нарушения индивидуального развития, что в итоге приводит к затруднению интеграции такого ребенка в общество и его социальной адаптации.

По данным Е.М. Мастюковой применяемые в традиционной логопедической практике методики коррекции дизартрии у детей не всегда бывают достаточно эффективны, т.к. не рассматриваются в контексте общего нарушения развития и используются для коррекции только локального нарушения звукопроизносительной стороны речи [3].

Анализ современной литературы (Л.В. Лопатина и др.) по данной проблеме указывает, что у дошкольников со стёртой формой дизартрии имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.