Формирование математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формирование математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста

2018-01-29 633
Формирование математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Способность чётко мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. И это является основой для овладения математическими представлениями школьниками.

Математика изучает воображаемые, идеальные объекты и соотношения между ними, используя формальный язык. По данным общей психологии, представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «математика» связано с понятием «представление». Ведь математика это орудие для размышления, воображения, обобщения и главное представления. И для того чтобы человек овладел математическими представлениями, у него должны быть сформированы высшие психические функции, а именно восприятие, память, мышление и речь.

Математика – это наука интересная, глубокая, но в тоже время очень сложная, и ни у каждого школьника могут быть хорошо сформированы математические представления. Исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других показали, что дети младшего школьного возраста при целенаправленно организованной работе могут усваивать абстрактные понятия, овладевать обобщёнными приёмами умственной деятельности. Учёные пришли к выводу о педагогической целесообразности обучения младших школьников логическим операциям, связанным с понятиями, суждениями и умозаключениями [1].

В связи с этим перед нами стояла задача разобраться, как происходит формирование математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста. В ходе исследования было выявлено, что трудности в обучении математике учащихся школы VIII вида обусловливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Проявление этих процессов мышления умственно отсталых при обучении математике многообразно. Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач, выполнения практических действий. С трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую, качественно иную. Учащиеся нередко записывают ответ первого примера в ответы всех последующих примеров, т.е. наблюдается явление персеверации. При записи примеров заменяют цифры, неправильно записывают числа.

Несовершенство анализа приводит к тому, что умственно отсталые школьники сравнение задач, геометрических фигур, примеров, математических выражений проводят поверхностно, не проникая во внутренние связи и отношения. Ученик руководствуется при решении задачи лишь внешними признаками – восприятием формы записи задачи, не проникая в математическую сущность задачи, не вскрывая отношений между числовыми данными [2].

Для изучения сформированности математических представлений было выделено 5 групп заданий:

1. сравнение предметов;

2. пространственно-временные представления;

3. геометрические фигуры и величины;

4. цифры и числа;

5. логические задачи и головоломки.

Задания были подобраны в соответствии с возрастом детей, с особенностями их психического развития и с учетом требований образовательной программы. В каждой группе представлено несколько заданий.

Таким образом, нами была проведена диагностика уровня сформированности математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Подводя итоги, мы выделяли 4 уровня развития математических представлений:

- высокий уровень (правильное выполнение всех заданий);

- средний уровень (имеются неправильные ответы, 1-2);

- низкий уровень (более 2 ошибок).

Делая выводы, мы выяснили, что уровень развития математических представлений в 67% случаев низкий, что подтверждает теоретические данные о несовершенстве развития математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Для выработки определенных математических умений и навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью необходимо развивать логическое мышление, важно сформировать умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка на ранних этапах решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость [3].

Опираясь на исследования Л.М. Шипициной, Л.А Боряевой, И.М Бгажноковой и др., мы считаем, что при использовании дидактических и развивающих игр на занятиях математикой у детей младшего школьного с умеренной умственной отсталостью возраста будут сформированы следующие умения:

- ориентироваться на листе бумаги в клетку;

- называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- продолжать заданную закономерность;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и предметных совокупностей;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;

- называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- составлять и решать простые задачи;

- измерять длину предметов;

- разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;

- узнавать, называть геометрические фигуры, находить их в окружающей обстановке.

Подводя итог нашего исследования, мы пришли к выводу, что с детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), формировать сопровождающую и фиксирующую функции речи.

Список литературы

1. Белошистая, А. В. Методика обучения математики в начальной школе [Текст] / А. В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 425 с.

2. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н. Ф. Талызина. – М., «Просвещение», 1988. – 174 с.

3. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов [Электронный ресурс] / М.Н. Перова. – 4-е изд., перераб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 408 с.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.