Воздействие музыкально-ритмической деятельности на процесс формирования чтения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Воздействие музыкально-ритмической деятельности на процесс формирования чтения

2018-01-29 285
Воздействие музыкально-ритмической деятельности на процесс формирования чтения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, наблюдаются низкие показатели рождаемости, но увеличивается число недоношенных детей, детей с перинатальной патологией. По данным ВОЗ, каждый двадцатый ребенок имеет те или иные нарушения развития, которые отрицательно сказываются на психоречевом развитии ребенка. В связи с этим увеличивается количество детей с нарушениями письменной речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.

Решение данной проблемы мы видим в активизации более ранних механизмов речи, которые способствовали бы снижению нарушений письменной речи у детей. Оптимальным средством развития данных механизмом может выступать музыкально-ритмическая деятельность.

Еще с древних времен было замечено положительное влияние музыки на мозг человека. Психологи, биологи, физиологи доказали. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX века в период становления отечественной дефектологии. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обусловливалось сочетанием ритма, музыки и движения.

В настоящее время большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкально-ритмической деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки; доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности [4].

Но, несмотря на широкий круг исследований, до сих пор приоритет в вопросах изучения возможностей и функций музыки принадлежал психологии, физиологии, биологии. В педагогической литературе нам удалось встретить лишь некоторое количество исследований с применением музыкальных средств. Как правило, во всех этих работах речь идет о восприятии музыки. Однако огромное значение для оптимизаций функций мозга и развития учебных навыков имеет не только процесс восприятия музыки, но и другие виды музыкально-ритмической деятельности.

Любая деятельность, в частности чтение, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.

Формирующиеся в процессе развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе его интеграции. По мере созревания мозга степень устойчивости его интеграции нарастает. Лишь при этом условии он способен к обучению и формированию высших психических функций [2].

Деятельность полушарий является взаимодополнительной, отражая неравномерность распределения функций между двумя различными системами мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т.е. кодирует «целостность», а левое – дискретными функциями, т.е. кодирует существенные признаки целого [4].

Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Музыкально-ритмическая деятельность вызывает усиление межцентралъного и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. Т.П. Хризман (1991) также было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных, (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений [5].

Определение самого понятия музыкально-ритмической деятельности в теоретических исследованиях не встречается. Поэтому, мы исходили из понятия деятельности, музыкальности и ритмичности, наиболее разработанных в искусствоведении. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность – целенаправленная музыкальная и ритмическая активность человека, способствующая гармонизации его двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, психологических процессов и имеющая большой коррекционный потенциал.

Стержнем музыкально-ритмической деятельности является ритм. Ритм в данном случае рассматривается не только как основной элемент музыкального языка, способствующий развитию специальных свойств и качеств человека, позволяющих ему осуществлять музыкальную деятельность, но и как первооснова человеческой сущности. [3] Это значит, что ритм, во-первых, упорядочивает связь между психологическими процессами и их внешними проявлениями, пробуждает внутреннюю активность в человеке; во-вторых, положительно сказывается на гармонизации биологических процессов, выступает в качестве одного из механизмов психоречевого развития ребенка.

Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя несколько видов (восприятие музыки, хоровое пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество младших школьников), каждый из которых положительно влияет на процесс формирования чтения.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах детства. Данный термин в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке. Другое, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями [3]. Во время слушания музыки у ребенка меняется электрическая активность клеток мозга, активируется созревание подкорковых структур и совершенствование регуляторных механизмов хронотропной деятельности сердца.

Хоровое пение способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, усиливает внимание, повышает тонус коры головного мозга.

В основе музыкально-ритмических движений лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала, влияющая на развитие двигательной и ручной моторики, чувства темпа и ритма. Во время движений под музыку регулируется деятельность многих систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной), активизируются память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы.

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра является хорошим «союзником» других видов музыкальной деятельности детей. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей, развивает музыкальный слух.

Творчество младших школьников проявляется в двигательных, речевых, музыкальных реакциях на звучащее музыкальное произведение, в ритмической, инструментальной, голосовой и драматургической импровизации.

Таким образом, использование музыкально-ритмической деятельности в педагогической практике оказывает положительное воздействие на зрительно-моторную координацию детей, ускоряет и усиливает нормализацию развития высших психических функций, влияя на процесс формирования чтения.

 

Список литературы

1. Добронравова, О. В Развитие художественно-творческой активности младших школьников аудиовизуальными средствами [Текст] / О. В. Добронравова. – М., 1998. – 177 с.

2. Кудрявцева, С. М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении: На основе Рериховской концепции эстетического воспитания [Текст] / С. М. Кудрявцева. – М., 2000. – 201 с.

3. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. пед. вузов [Текст] / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

4. Рылькова, В. А. Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике [Текст] / В. А. Рылькова. – М., 2004. – 196 c.

5. Хризман, Т. П. Развитие функций мозга ребенка [Текст] / Т. П. Хризман. – Д: «Наука», 1978. – 127 с.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.