Замечания и предотказные состояния учитываются при расчете на основе соответствующих утвержденных классификаторов уровней тревожности. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Замечания и предотказные состояния учитываются при расчете на основе соответствующих утвержденных классификаторов уровней тревожности.

2018-01-29 338
Замечания и предотказные состояния учитываются при расчете на основе соответствующих утвержденных классификаторов уровней тревожности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Расчет фактических значений показателей надежности осуществляется двумя способами:

– без учета тенденции в изменении фактического значения интенсивности отказов;

– с учетом тенденции в изменении фактического значения интенсивности отказов для случая, если капитальный ремонт объекта не выполняется и на основе прореживания отказов – для случая его проведения.

Первый расчет является основой оценки текущего уровня рисков, а второй – является основой прогнозирования рисков.

Расчет фактических и допустимых значений показателей надежности и безопасности функционирования систем ЖАТ содержит несколько последовательно реализуемых этапов:

1. Подготовка исходных данных.

2. Вычисление фактических значений показателей надёжности и безопасности систем ЖАТ.

3. Вычисление прогнозных значений показателей надежности.

4. Вычисление допустимых значений показателей надёжности и безопасности систем ЖАТ.

Перечень показателей надежности и безопасности и их значений, получаемых в результате расчетов, представлен в таблице 4.2.

 

Таблица 4.2 Рассчитываемые показатели надежности и безопасности системы ЖАТ

Обозначение показателя Наименование показателя Размерность
допустимое значение интенсивности отказов системы ЖАТ 1/ч
фактическое значение интенсивности отказов системы ЖАТ 1/ч
допустимое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ 1/ч
фактическое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ 1/ч
фактическое значение среднего времени до восстановления системы ЖАТ ч
Прогнозное значение интенсивности отказов системы ЖАТ 1/ч

 

Значения всех перечисленных в таблице 4.2 показателей являются точечными оценками соответствующих случайных величин. Они используются в качестве исходных данных для оценки рисков функционирования систем ЖАТ, выполняемых с помощью Методики оценки рисков, связанных с функционированием систем железнодорожной автоматики и телемеханики ОАО «РЖД».

Для оценки рисков, связанных с функционированием систем ЖАТ, помимо исходных данных о надежности и безопасности требуются исходные данные о характере поездной работы, удельные величины ущерба и ряд иных показателей. Перечень дополнительных исходных данных при оценке рисков приведен в таблице 4.3.

 

 

Таблица 4.3 Исходные данные для оценки величины риска функционирования системы ЖАТ

Обозначение показателя Наименование показателя Размерность
     
Размер движения грузовых поездов пар поездов в сутки
Размер движения пассажирских поездов пар поездов в сутки
Наибольшая фактическая техническая скорость грузовых поездов км/ч
Наибольшая фактическая техническая скорость пассажирских поездов км/ч
Наибольшая фактическая техническая скорость пригородных поездов км/ч
Максимальная длина блок-участка на перегоне км
Прием поездов поезд
Отправление поездов поезд
Формирование поездов вагон
Расформирование поездов вагон
Время занятия стрелочной горловины приемом поезда ч
Время занятия стрелочной горловины отправлением поезда ч
Расчетный период месяц (год)
Прямой экономический ущерб от всех нарушений безопасности движения, происшедших по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года тыс. руб
Количество браков по хозяйству автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года шт
Число погибших людей после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года шт

 

 

Продолжение таблицы 4.3

     
Число людей, получивших тяжкие телесные повреждения после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года шт
Число крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года шт

 

В рамках методологии УРРАН понятие риска включает два элемента:

- вероятность возникновения события или сочетание событий, ведущих к опасности или частота возникновения таких событий;

- последствия события.

Величина риска определяется сочетанием указанных элементов.

Порядок оценки рисков, связанных с функционированием систем ЖАТ, соответствует ГОСТ Р 54505 и включает этапы, представленные на рисунке 4.1 и базируется на следующих допущениях:

– отказы системы ЖАТ – события независимые и случайные;

– текущее состояние системы ЖАТ не зависит от предыдущего состояния;

– интервалы времени между случайными событиями распределены по экспоненциальному закону.

Оценка риска производится в целом для системы ЖАТ, обеспечивающей безопасность движения на заданном перегоне или станции и осуществляется на этапе технической эксплуатации системы ЖАТ. Оценку рисков разделяют на две области:

- риски, связанных с нарушением надежности функционирования систем ЖАТ;

- риски, связанные с нарушением безопасности функционирования систем ЖАТ.

 

Рисунок 4.1 – Функциональная схема процесса управления рисками, связанными с функционированием системы ЖАТ

 

Риски, связанные с функционированием систем ЖАТ определяют, как сочетание вероятности возникновения отказов систем ЖАТ и последствий, обусловленных влиянием отказов на процесс движения поездов на заданном объекте. Такие риски возникают при одновременном наличии отказа системы ЖАТ и использовании системы ЖАТ для реализации функций по регулированию процесса движения поезда.

Защитный отказ системы ЖАТ переводит систему ЖАТ в защитное состояние. Находясь в этом состоянии, система ЖАТ может вызывать задержки в движении поездов на перегоне или станции. Количество и длительность задержек различаются для каждого отказа.

Опасный отказ системы ЖАТ соответствует одному или нескольким критериям опасного отказа и переводит систему ЖАТ в опасное состояние. Находясь в опасном состоянии, система ЖАТ может привести к возникновению поражающих факторов, связанных с движением поездов на перегоне или станции, что приводит к гибели и телесным повреждениям людей и прямому экономическому ущербу. Величина ущерба различается для каждого опасного отказа.

Согласно Методике оценки рисков, связанных с функционированием систем железнодорожной автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» рассчитываются показатели, представленные в таблице 4.4. Эти показатели будут использоваться непосредственно для определения уровня риска функционирования систем ЖАТ.

 

Таблица 4.4 Рассчитываемые показатели для оценки рисков функционирования систем ЖАТ

Обозначение показателя Наименование показателя Размерность
вероятность задержки поезда из-за отказа системы ЖАТ безразмерная
количество задержек поездов на перегоне или станции из-за отказов системы ЖАТ за расчетный период поезд
среднее время задержки поезда из-за отказа системы ЖАТ ч
частота возникновения риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ 1/ч
удельная оценка количества погибших чел
удельная оценка количества пострадавших чел
удельная оценка прямого экономического ущерба тыс. руб.

 

Оценивание риска заключается в сравнении уровней риска, полученных в результате анализа риска, с установленными критериями риска, по которым риск делят на четыре уровня, представленных в таблице 4.5.

 

Таблица 4.5 Уровни рисков

Уровень риска Решения Цвет заливки ячейки
Недопустимый Риск должен исключаться. Обработка риска необходима. Красный
Нежелательный   Риск должен быть снижен. Обработка риска необходима. Оранжевый
Риск может быть принят при согласии руководства ОАО «РЖД», в случае, когда снижение риска невыполнимо или нецелесообразно. Обработка риска сводится к устранению последствий.
Допустимый Риск принимается при соответствующем мониторинге и контроле и при согласии руководства ОАО «РЖД». Обработка риска не требуется или сводится к устранению последствий. Желтый
Не принимаемый в расчет Риск принимается без согласия руководства ОАО «РЖД». Обработка риска не требуется. Зеленый

 

Оценивание риска производится с помощью матриц рисков. Для оценки рисков, связанных с надежностью и безопасностью функционирования системы ЖАТ используют различные матрицы.

Вне зависимости от того, для оценки какого из перечисленных рисков используются матрицы, они строятся единообразно.

По вертикальной оси матрицы отсчитываются уровни вероятности или частоты рискового события на железнодорожной линии или станции, связанной с функционированием системы ЖАТ.

По горизонтальной оси матрицы отсчитывают уровни ущерба на железнодорожной линии или станции из-за рискового события, связанного с функционированием системы ЖАТ. Отсчеты матриц рисков по горизонтальной оси – оси последствий возникновения отказов системы ЖАТ формируются на основе критического уровня последствий, а также относительного шага . Оценка критического уровня рисков по надежности и безопасности может осуществляться с учетом интенсивности движения поездов на участке.

Рисковые события, связанные с надежностью функционирования системы ЖАТ, определяются задержками в движении поездов вследствие отказов технических средств системы. Характеристика уровней частот событий, связанных с задержками в движении поездов представлена в виде таблицы 4.6. Характеристика видов последствий из-за отказов системы ЖАТ приведена в таблице 4.7.

 

Таблица 4.6 Уровни вероятности задержек поездов (возникновения опасной ситуации) на железнодорожной линии или станции из-за отказов системы ЖАТ

Уровень частоты Описание
Частое Отказы системы ЖАТ постоянно будут приводить к задержкам поездов.
Вероятное Ожидается частое возникновение задержек поездов.
Случайное Ожидается неоднократное возникновение задержек поездов.
Редкое Обоснованное ожидание возникновения задержек поездов.
Крайне редкое Можно предположить, что задержка поезда может возникнуть в исключительном случае.
Маловероятное Можно предположить, что задержка поезда не возникнет.

 

Таблица 4.7 Уровни последствий, связанных с отказами системы ЖАТ (объединены в поездо-часы задержки)

Уровень тяжести последствий Виды последствий
Количество задержек поездов Среднее время задержки поезда
Критический
Существенный
Значительный
Незначительный
Примечание. Значения заданы для расчетного периода

 

Рисковые события, связанные с безопасностью функционирования системы ЖАТ, представляют собой события, когда система ЖАТ используется для регулирования движения поездов и при этом оказывается в опасном состоянии, то есть в активном опасном состоянии. Характеристика уровней частот событий, связанных с переходами системы ЖАТ в активное опасное состояние, приведена в таблице 4.8. Характеристика видов последствий из-за отказов системы ЖАТ приведена в таблице 4.9.

 

Таблица 4.8 Уровни частот перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние

Уровень частоты Описание
Частое Вероятность частого возникновения. Постоянно будет присутствовать опасная ситуация.
Вероятное Неоднократное возникновение. Ожидается частое возникновение опасной ситуации.
Случайное Вероятность неоднократного возникновения. Ожидается неоднократное возникновение опасной ситуации.
Редкое Вероятность того, что событие будет иногда возникать на протяжении жизненного цикла системы. Обоснованное ожидание возникновения опасной ситуации.
Крайне редкое Вероятность возникновения маловероятна, но возможна. Можно предположить, что опасная ситуация может возникнуть в исключительном случае.
Маловероятное Вероятность возникновения крайне мала. Можно предположить, что опасность не возникнет.

 

 

Таблица 4.9 Уровни последствий перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние

Уровень тяжести последствий Виды последствий
Количество погибших и пострадавших Прямой экономический ущерб, тыс. руб.
Катастрофический или
Критический или
Серьезный
Незначительный

 

Матрицы рисков, связанных с уровнями надежности и безопасности функционирования систем ЖАТ, приведены в таблицах 4.10 – 4.13.

 

Таблица 4.10 Матрица рисков №1, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни последствий возникновения отказов системы ЖАТ (количество задержек поездов)
незначительный значительный существен-ный критический
       
Частое Ч        
Вероят-ное В        
Случай-ное С        
Редкое Р        
Крайне редкое К        
Мало-вероят-ное М        

 

Таблица 4.11 Матрица рисков №2, связанных с надежностью функционирования системы ЖАТ

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни последствий возникновения отказов системы ЖАТ (среднее время задержки поезда)
незначительный значительный существен-ный критический
       
Частое Ч        
Вероят-ное В        
Случай-ное С        
Редкое Р        
Крайне редкое К        
Мало-вероят-ное М        

 

 

Таблица 4.12 Матрица рисков №1, связанных с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни тяжести последствий (величина ущерба)
или или
незначительный серьезный критический катастрофи-ческий
       
10-3 ≤ PАО Частое Ч        
10-4 ≤ PАО < 10-3 Вероятное В        
10-5 ≤ PАО < 10-4 Случайное С        
10-6 ≤ PАО < 10-5 Редкое Р        
10-7 ≤ PАО < 10-6 Крайне редкое К        
PАО < 10-7 Мало-вероятное М        

 

Таблица 4.13 Матрица рисков №2, связанных с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни тяжести последствий (величина ущерба)
тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб.
Незначительный серьезный критический катастрофи-ческий
       
10-3 ≤ PАО Частое Ч        
10-4 ≤ PАО < 10-3 Вероятное В        
10-5 ≤ PАО < 10-4 Случайное С        
10-6 ≤ PАО < 10-5 Редкое Р        
10-7 ≤ PАО < 10-6 Крайне редкое К        
PАО < 10-7 Мало-вероятное М        

 

Окончательно за расчетный уровень риска принимается худшее значение из полученных в соответствии с рассмотренными матрицами рисков, связанных с надежностью и безопасностью функционирования системы ЖАТ.

Риски, связанные с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, могут оцениваться на текущий момент времени, а также на прогнозный – в будущем. При необходимости прогнозирования уровня риска проводят расчет прогнозного значения интенсивности отказов системы ЖАТ с учетом тенденции в ее изменении во времени в соответствии с Методикой расчета показателей надежности и безопасности функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики. Прогнозирование уровня рисков выполняют аналогично оцениванию текущего уровня рисков, но с заменой фактического значения интенсивности отказов на прогнозное значение.

Вывод о сохранении или изменении состояния системы ЖАТ в течение времени прогноза осуществляют на основе сравнения текущего и прогнозного уровней риска.

При получении положительного результата оценки уровня риска функционирования системы ЖАТ производится оценка качества ее технического обслуживания. Данная операция выполняется с помощью Методики комплексной оценки деятельности структурных подразделений хозяйства автоматики и телемеханики по показателям надежности и безопасности функционирования, качества технического обслуживания и ремонта систем и устройств.

Целью оценки деятельности работы структурных подразделений хозяйства автоматики и телемеханики является обеспечение объективного анализа работы всех структурных подразделений хозяйства автоматики и телемеханики на сети железных дорог России и выработка конкретных предложений по повышению качества перераспределения ресурсов.

В качестве объекта оценки принимаются результаты деятельности отдельного структурного подразделения хозяйства автоматики и телемеханики за определенный период.

В основу оценки деятельности работы структурных подразделений хозяйства автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» положена многоуровневая система критериев, характеризующая основные аспекты деятельности дистанций централизации и блокировки. Это позволяет получить интегральную оценку деятельности, характеризующую деятельность структурных подразделений хозяйства автоматики и телемеханики, в виде интегрального показателя, который получают на основе совокупности глобальных показателей, оценивающих деятельность структурного подразделения хозяйства автоматики и телемеханики по отдельным направлениям. Те, в свою очередь, оцениваются на основе локальных (первичных) показателей и базируются на использовании методов балльной и ранговой оценок.

Перечень глобальных показателей, используемых для получения интегральной оценки деятельности структурного подразделения хозяйства автоматики и телемеханики, включает в себя:

· показатель безопасности движения поездов;

· показатель интенсивности отказов;

· показатель интенсивности восстановлений.

Для расчёта показателей используется аддитивная функция свёртки критериев, объединённых в группу.

Оценка деятельности должна осуществляться за определённый период времени – период оценки. Для структурных подразделений ОАО «РЖД» – это, как правило, за календарный год, но он может меняться. Вместе с тем, точность оценки показателей деятельности структурного подразделения ОАО «РЖД» существенно зависит от интервала времени, за который осуществляется оценка: она тем выше, чем длиннее интервал. Для устранения влияния на точность оценки длительности периода оценки, вычисление указанных показателей следует осуществлять за увеличенный интервал времени, называемый расчетным периодом, который составляет не менее трех последних лет. Расчетный период каждый календарный год смещается на один год для того, чтобы можно было сопоставить результаты расчета показателей деятельности структурного подразделения ОАО «РЖД» с периодом оценки. Таким образом, расчет показателей осуществляется за расчетный интервал времени, в который включен период оценки.

Результат расчета значения интегрального показателя работы приводят к четырем категориям качества работы структурного подразделения хозяйства автоматики и телемеханики: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

На основе интегрального показателя также проводят сравнительную оценку деятельности различных структурных подразделений хозяйства автоматики и телемеханики, а также динамику изменения качества деятельности рассматриваемого подразделения в течение нескольких смежных периодов оценки. Для этого используют метод рейтинговой оценки деятельности.

 


 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.