Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-29 | 235 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Существуют несколько основных областей применения интеллект-карт:
- личная жизнь человека (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника с помощью интеллект-карт);
- семейная жизнь (учёба и сочинительство в кругу семьи, анализ взаимоотношений, планирование бюджета, планирование отдыха и т. д.);
- образование (развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам, повторение, организация коллективной деятельности);
- бизнес и профессиональная жизнь (мозговой штурм, деловые встречи, презентации, менеджмент).
Применение интеллект-карт в образовании
Основные направления применения интеллект-карт в образовании изображены на следующем рисунке, выполненном в стиле интеллект-карты.
Навыки самопрезентации
В деятельности специалиста любого профиля в настоящее время, когда каждое предприятие, каждая организация стараются сформировать положительный имидж перед лицом внешней среды, важны навыки самопрезентации. Творческаясамопрезентация является и неотъемлемой частью позиционирования личности себя как специалиста. В наибольшей степени эффективность самопрезентационного поведения определяет результаты деятельности специалистов творческих профессий, у которых общение является одним из средств профессиональной деятельности.
Сам термин "самопрезентация" (от англ. presentation) впервые описан в США ("ownpresentation"). В последние годы возросло количество публикаций в зарубежных и отечественных изданиях, посвященных изучению феномена "самопрезентации". Полагаем, это такой интерес связан с усилением гуманистического подхода, рассматривающего личность человека как главную ценность и критерий общественного прогресса. В современном обществе стало больше внимания уделяться способности человека грамотно позиционировать себя, что и дало толчок развитию понятия "самопрезентация". Большая часть исследований в данной области принадлежит зарубежным исследователям: И. Гофману, М. Снайдеру, Р. Чалдини, И. Джонсу и Т. Иттману.
|
Первые упоминания об анализе проблемы управления впечатлением встречается в работах И. Гоффмана, автора концепции "социальной драматургии". Суть ее заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе взаимодействия способен не только взглянуть на себя глазами оппонента, но и корректировать собственное поведение относительно ожиданий другого с целью создания наиболее благоприятного впечатления о себе и достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия.
Самопрезентация относится к стремлению индивида представить желаемый образ как для внешней аудитории (другие люди), так и для внутренней аудитории (он сам). Осознанно или неосознанно люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой "Я-образ". В знакомых ситуациях это происходит на бессознательном уровне, в незнакомых ситуациях - намеренно.
С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день, зачастую даже не подозревая, что в своем подсознании у нас сформирован проект собственной презентации - "природной самопрезентации". Существует и заранее спланированная, осознанная тактика позиционирования своей персоны, которую принято называть "искусственная презентация".
Рассматривая проблему развития навыков самопрезентации у студентов, целесообразно обратиться и к теории когнитивного диссонанса, где самопрезентация трактуется как один из приемов устранения диссонанса. Данная теория Фестигера Леона (основные положения изложены в работах "Теория когнитивного диссонанса" (1957), "Конфликт, решение и диссонанс" (1964)) исходит из того, что различные представления и установки личности, как правило, согласуются друг с другом; человеческое сознание не терпит противоречий между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить возникающий диссонанс. Чтобы обеспечить такую согласованность, индивид может применить ряд приемов: к примеру, искажает мнения других о себе, приближая их к собственной самооценке, или ориентируется на людей, отношение которых помогает поддерживать привычный "Я-образ". Осознанно или нет, поведение индивида направлено на получение отклика у окружающих, соответствующего его представлению о себе, и т.д. Эти в большей степени неподконтрольные для самого индивида способы позволяют ему поддерживать определенный уровень самоуважения и сохранять единство "Я-образа".
|
Понимание самопрезентации как управления вниманием в общении является еще одной точкой зрения на ее сущность. Управление восприятием оппонента происходит при помощи привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые "запускают" соответствующие механизмы социального восприятия. Например, Д.В. Лякишев рассматривает самопрезентацию как акт самовыражения и поведения, направленного на создание благоприятного впечатления или впечатления, соответствующего чьим-либо.
На данный момент существует более 15 различных толкований понятия "самопрезентация", каждое из которых акцентирует различные особенности термина. Наиболее универсальным, на наш взгляд, является следующее определение: самопрезентация - это любое представление себя окружающим.
Самопрезентация, или самоподача говорящего, в теории общения определяется как реализованная в процессе межличностного общения способность коммуникантов повлиять на то, какими их увидят партнеры, способность "вмешательства" в процесс формирования своего образа у собеседника на формально-языковом и на содержательном уровнях.
Самопрезентация по своей сути является имиджевой задачей, она тесно связана с другими, не менее имиджевыми задачами, однако остается относительно независимой, легко узнаваемой в текстах, созданных в разных ситуациях и принадлежащих разным дискурсам. На важность речевой тактики самопрезентации не раз обращали внимание лингвисты.
|
Большая часть существующих определений рассматриваемого явления акцентирует внимание на том, что главной целью самопрезентации является именно положительный эффект, а основные отличия заключаются в предметах самопрезентации (для некоторых это лишь положительные стороны, для кого-то это и недостатки), в средствах самопрезентации (вербальные или невербальные), в адресатах самопрезентации (это могут быть работодатели, голосующие граждане и т.п.), во времени и условиях самопрезентации (собеседование, предвыборная речь и т.п.).
Мы полагаем, что самоопрезентация - это технология построения впечатления о себе посредством использования определенных стратегий и тактик с целью формирования определенного имиджа. Изучению техник и стратегий самопрезентации посвящено значительное количество исследований. Так, по мнению М.Р. Лири и P.M. Ковальски, очень важно инсценировать действие так, чтобы произвести верное впечатление.
И. Гоффман рассматривает следующие техники, используемые индивидами во время самопрезентации: декорации (обстановка и декорации являются средствами, информирующими окружающих о социальном статусе, характере человека и т.д.); команда (И. Гоффман доказывает, что в повседневной жизни человек часто исполняет свою роль в сотрудничестве с другими людьми, теми, кто помогает ему создать его идентификацию, и называет эти группы людей, с которыми индивид исполняет свои роли, "командой"; внешний вид и манеры; поведение, поступки).
По мнению Е. Джонса, в основе самопрезентации лежит стремление человека расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. По этому принципу Е. Джонс и Т. Питтман (1982 г.) различают пять стратегий самопрезентации, которые навязывают окружающим определенный способ поведения по отношению к субъекту:
1) инграциация (ingratiation) - стремление выглядеть привлекательным. Такая самопрезентация обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными по отношению к субъекту самопрезентации, т.е. этот вид самопрезентации дает "власть обаяния";
|
2) самореклама, или самопродвижение (self-promotion) - демонстрация компетентности, которая предоставляет "власть эксперта";
3) запугивание (intimidation) - демонстрация силы, обязывает окружающих подчиняться, что дает "власть страха";
4) примерность (exemplification) - демонстрация духовного превосходства, дающая власть "наставника";
5) мольбы (supplication) - демонстрация слабости (болезней, несчастий), дает "власть сострадания".
Последняя стратегия вызывает большой интерес у исследователей. Тактика, имеющая отношение к мольбе, еще называется также тактикой самозатруднения (self-handicapping). Смысл ее в том, что в ситуациях выигрыша искусственно созданные помехи и затруднения повышают ценность успеха, а в ситуациях проигрыша уменьшают цену поражения. Для того чтобы произвести впечатление на других, субъект самопрезентации может инсценировать наличие трудностей. Человек создает себе помехи по разным причинам: люди с высокой самооценкой могут тем самым увеличивать свои достижения, в то время как люди с низкой самооценкой таким способом ограждают себя от поражений.
Р. Аркин и Дж. Шепперд считают, что в основе стратегии лежат мотив достижения или избегания неудачи.
Анализ исследований, посвященных изучению управления впечатлением о себе, приводит нас к необходимости рассматривать "самопрезентацию" как целостный процесс, который определяется множеством как внешних, так и внутренних взаимодействующих между собой переменных. Поскольку нет четких критериев определения профессиональной самопрезентации и самоидентификации, их можно попытаться определить так: профессиональная самоидентификация - это отождествление адресанта с определенной группой профессиональных деятелей, т.е. включение себя в круг лиц определенной профессии. Причем это может быть не конкретная профессия, а какая-либо сфера профессиональной деятельности.
Итак, творческая самопрезентация студентов является неотъемлемой составляющей социальной и профессиональной деятельности, частью позиционирования себя как будущего специалиста; представляет собой постоянный процесс предъявления студентом информации о своих знаниях, умениях, навыках, способностях, качествах, необходимых, по его мнению, для успешности будущей профессиональной деятельности, осуществляется в межличностном взаимодействии, протекает независимо от степени осознания субъектами самопрезентации поведенческих действий.
К сожалению, современные выпускники российских университетов пока слабо владеют умением творческой самопрезентации, а значит, процесс формирования навыков самопрезентации в высших учебных заведениях должен стать более эффективным. Для этого требуется разработка как теоретических основ проблемы формирования навыков творческой самопрезентации студентов, так и ее технологических аспектов.
3.3. Чувство времени как фактор организации умственного труда | ||
Глава 3. Теория и методика профессионального обучения технике самоорганизации и самообразования |
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!