Понятие и предпосылки создания территорий опережающего развития — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие и предпосылки создания территорий опережающего развития

2018-01-29 487
Понятие и предпосылки создания территорий опережающего развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В России вопросами формирования зон экономического развития начали заниматься с 80-х годов. И в связи с этим процесс становления свободных экономических зон (СЭЗ) в России может быть разделен на несколько этапов.

Первый этап охватывает конец 80-х годов, когда появились публикации, в которых доказывалась необходимость создания в СССР открытых секторов, открытых территорий, благодаря чему в страну пошел бы иностранный капитал. В этот период активно началась кампания по организации СЭЗ: разрабатывались проекты, готовились документы, выдвигались различные предположения. Однако на осуществление проектов создания зон не имелось достаточно средств, отсутствовала четкая правовая основа[1].

Второй этап охватывает 1990-1991 гг. и характеризуется началом формирования нормативно-правовой базы.

Третий этап охватывает 1992-1994 гг. Именно в этот период стало понятно, что многочисленные решения о создании СЭЗ не могут быть претворены в жизнь. Из числа создаваемых СЭЗ лишь единицы начали успешно функционировать. Развал экономики, политическая нестабильность, отсутствие начальных капиталовложений и другие причины не позволили осуществить задуманные проекты. В правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо.

Четвертый этап характеризуется тем, что в 1996 г. в России начали создаваться теперь уже особые экономические зоны (ОЭЗ) на основе Федеральных законов «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и «Об особой экономической зоне в Магаданской области». Их создание было связано с особым географическим положением этих областей.

В период до кризиса 1998 г. признавалось, что положительным результатом действия режима ОЭЗ было быстрое насыщение потребительского рынка дешевыми импортными товарами, благодаря чему удалось решить проблему дефицита товаров и сдержать рост цен. При этом негативных результатов называлось гораздо больше. Режим ОЭЗ рассматривался как дополнительный фактор спада промышленного производства – многие местные производители не выдержали конкуренции дешевого импорта, и Калининградская область была в числе лидеров по спаду в промышленности. В конечном итоге, низкий уровень цен не смог компенсировать для населения спад в реальном секторе экономике – происходило ухудшение показателей, характеризующих уровень денежных доходов населения.

В период после кризиса 1998 г. ситуация стала еще более неоднозначной.

В настоящий момент законодательство, определяющее правовое положение специальных территорий в Российской Федерации, состоит из целого ряда нормативных правовых актов.

Так, 22 июля 2005 г. президентом РФ В.В. Путиным был принят новый Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также созданы особые экономические зоны, правовое положение которых регулировалось специальными законами.

Впоследствии уже в период президентства Д.А. Медведева был принят Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Однако спустя 2 года в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. президент РФ В.В. Путин заявил о создании еще на территории России специальных экономических зон. Глава государства предложил «создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт». Так, с 31 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

В настоящий момент, вступивший в силу закон, подтверждает режим ТОСЭР, который будет поддерживаться со стороны государства. Чем же отличается ТОСЭР от других территорий? (Таблица 1).

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» ТОСЭР – это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

На официальном сайте Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока ТОСЭР – это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», при работе в которых резидентам предоставляются масштабные налоговые льготы.

На официальном сайте Корпорации развития Дальнего Востока ТОСЭР – это территория с особым правовым режимом ведения предпринимательской деятельности с масштабными налоговыми и административными государственными преференциями.

Таким образом, ТОСЭР – это территория субъекта Российской Федерации, на которой ведется особый правовой режим для бизнеса. На таких территориях установлено множество преференций: постройка инфраструктуры, большие налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны и многое другое.

Таблица 1

Сравнительный анализ трех инструментов региональной политики

Критерий Особая экономическая зона (ОЭЗ) Зона территориального развития (ЗТР) Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)
Нормативная база Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

Продолжение таблицы 1

Цели создания Развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции Ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития, создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения  
Срок 49 лет 12 лет 70 лет
Решение Оформляется постановлением Правительства РФ Оформляется постановлением Правительства РФ Оформляется постановлением Правительства РФ
Инициатор создания Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Правительство РФ Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ   Уполномоченный федеральный орган по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления
Границы Границы особой экономической зоны образуют земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности и отведенные под создание ОЭЗ Границы зоны территориального развития определяются по границам муниципальных образований, на территориях которых располагается зона территориального развития (в границах одного субъекта РФ) На территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

 

Нормативная база всех трех инструментов создана на федеральном уровне посредством принятия соответствующих федеральных законов в 2005, 2011 и 2014 годах для ОЭЗ, ЗТР и ТОСЭР соответственно[2]. Наиболее проработанным и детализированным является федеральный закон, посвященный ОЭЗ. Это можно связать с более ранним появлением данного инструмента региональной политики – с момента принятия закона в 2005 году в него внесено 22 правки, что в итоге и позволило создать достаточно детализированную нормативную базу этого инструмента региональной политики.

Сравнивая определения данных инструментов, нельзя не заметить наличие в определении ЗТР и ТОСЭР формулировки «часть территории субъекта РФ», в то время как в определении ОЭЗ используется формулировка «часть территории РФ». Данное различие может натолкнуть на ошибочную мысль, что субъект федерации вправе самостоятельно принимать решение о создании на своей территории ЗТР или ТОСЭР. Это не так: решение о создании во всех трех случаях принимается Правительством РФ и оформляется соответствующим постановлением. Однако инициаторы создания во всех трех случаях разные.

Для ОЭЗ цели прописаны наиболее детально: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики и т.д. Цели ЗТР предельно лаконичны: ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Цели ТОСЭР включают: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития, создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Теоретически, именно различие в целях оправдывает существование трех различных инструментов региональной политики с различными сроками действия.

Наличие нескольких различных целей ОЭЗ обуславливает наличие четырех типов ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. По логике законодателя, достижение этих целей возможно за 49 лет – срок создания ОЭЗ. Срок создания ЗТР намного меньше – всего 12 лет, именно за это время планируется обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие региона. Причем создание ЗТР возможно только на территории определенных субъектов РФ, утвержденных Правительством РФ в соответствии со списком критериев. На сегодняшний день в перечень включаются 20 субъектов Федерации, имеющих наименьшее значение интегрального показателя социально-экономического положения субъекта Федерации. И данный перечень включает: республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия – Алания и Тыва, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Забайкальский и Приморский края, Ивановскую, Кировскую, Курганскую, Магаданскую и Мурманскую области, Еврейскую автономную область[3]. Это именно те субъекты, которые нуждаются в ускоренном социально-экономическом развитии, то есть отвечают утвержденным Правительством РФ критериям. Цели ТОСЭР более обширны, чем цели ЗТР, потому и срок создания ТОСЭР больше – 70 лет.

Не будет ошибкой сказать, что глобальная цель всех трех методов едина – «привлечение инвестиций (в отрасль или регион), создание определенной формы государственно-частного партнерства. Данное государственно-частное партнерство заключается в том, что государство предпринимает меры поддержки и создает частному партнеру благоприятные условия для осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности на определенной территории, а частный партнер вкладывает инвестиции в развитие данной территории».

Учитывая, что данные инструменты подразумевают развитие несырьевых отраслей экономики, введены ограничения для резидентов на осуществление некоторых видов деятельности. Однако для ТОСЭР такие ограничения не установлены.

Важен вопрос о мерах господдержки, предусмотренных каждым из инструментов для резидентов. Меры во всех трех инструментах разные, но очевидно направлены на достижение схожих целей. Подразумевается, что меры господдержки будут направлены на создание в регионе инфраструктуры, объектов капитального строительства (за счет средств бюджетов разных уровней), а также упрощение ведения резидентами предпринимательской деятельности (налоговые льготы, предоставление в аренду резидентам земельных участков на льготных условиях), иные меры поддержки, предусмотренные законодательно.

Юридическое содержание понятия «резидент» для всех трех инструментов одинаково: по общему правилу, это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке и прошедшее особую процедуру регистрации в качестве резидента. Различны лишь процессуальные подходы к допуску для осуществления этой самой деятельности.

Интересны различия между инструментами, связанные с административными границами, в которых они осуществляются. Так, по смыслу закона, ОЭЗ создается в границах земельных участков государственной, муниципальной или частной собственности, отведенных в установленном порядке под создание ОЭЗ и отвечающих определенным требованиям. Данный факт свидетельствует о предельной локальности инструмента. Иначе обстоит дело с границами ЗТР и ТОСЭР, которые совпадают с границами муниципального образования, на территории которого они образованы. И здесь можно проследить связь с целями инструментов: ЗТР и ТОСЭР, в отличие от ОЭЗ, созданы, в том числе для ускорения социально-экономического развития, а значит, должны распространяться на все муниципальное образование, а не только на отведенные земельные участки. При этом ТОСЭР не может создаваться в границах ОЭЗ или ЗТР. В состав ТОСЭР не может входить ОЭЗ или ЗТР. Иначе говоря, все три инструмента являются взаимоисключающими и не могут использоваться на одной территории.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.