Результат воспитания – личностный рост ребенка — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Результат воспитания – личностный рост ребенка

2018-01-29 365
Результат воспитания – личностный рост ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уважаемый читатель! Мы подошли с Вами к осмыслению результата воспитания – личностному росту ребенка. Личностный рост определяет развитие ценностных отношений личности.

Ценностное отношение ребенка к окружающему его миру выражается в:

− ценностном отношении к Семье, уважении семейных традиций, в гордости за свою фамилию, в понимании своей будущей ответственности за продолжение рода;

− ценностном отношении к Отечеству проявляется в патриотизме, гражданственности;

− ценностном отношении к Земле предполагает любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам;

− ценностном отношении к Миру – это миротворчество, неприятие насилия и милитаризма;

− ценностном отношении Знаниям проявляется в любознательности;

− ценностном отношении к Труду – трудолюбие, стремление к творчеству;

− ценностном отношении к Культуре проявляется в таком особом качестве как интеллигентность, противостоящем бескультурью, хамству, вандализму.

Ценностное отношение ребенка к другим людям может проявляться в:

− ценностном отношении к человеку вообще (такому же, как Я сам), что выражается в гуманности, милосердии;

− ценностном отношении к человеку как Другому (не Я), что выражается в альтруизме;

− ценностном отношении к человеку как Иному, представителю иной расы, национальности, веры (не такой, как Я), что выражается в толерантности;

Ценностное отношение ребенка к самому себе может проявляться в:

− ценностном отношении к своему телесному «Я», что выражается в заботе о своем здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни;

− ценностном отношении к своему душевному «Я», что выражается в

− самопринятии, в заботе о своем душевном здоровье, в отсутствии комплексов неполноценности;

− ценностном отношении к своему духовному «Я», что выражается в свободе как главной характеристике духовного бытия человека, в самостоятельности, самоопределении, самореализации, препятствую-. тих превращению личности в «социальную пешку».

То есть, личностный рост – это процесс постепенного вхождения растущего человека в мир, определения своего места среди других людей и восхождения к своей собственной свободе. Вершиной личностного роста школьника является активизация поиска смысла жизни, которая позволит ему в будущем, без явно или скрытой поддержки родителей и учителя личностно расти. Ведущим механизмом при этом выступает самовоспитание, а критериальной оценкой – устойчивость отношений к миру, к людям, к себе (ситуативные, характеризующиеся выстраиванием личной ценностной иерархии, в которой какая – либо одна ценность доминирует над другими); (устойчивые – любая иерархия ценностей исчезает, уступая место ощущению глубокой субстанциональной связи Я – ДРУГИЕ – МИР); постоянством, неизменчивостью ярких, незаурядных личностей. Иерархия ценностей у них отсутствует, уступая место ощущению глубокой субстанциональной связи Я – ДРУГИЕ – МИР.

Личностный рост – это и восхождение к своей собственной свободе (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов), проявляющейся в самостоятельности, самоопределении и самореализации.

Проследим, что обеспечит путь к собственной свободе младшему ребенку, подростку и юноше?

Младший школьник активен, подавлять его свободу, желание нельзя, т.к. это будет способствовать формированию низкой самооценки, и личностный рост может затормозиться.

Подросток, осознавая и чувствуя себя взрослым, требует и от окружающих отношения к себе как взрослому. Осуждение попытки чувствовать себя взрослым со стороны взрослых, отсутствие осознания подростком своих проблем приводит к конфликтам со взрослыми.

Юноша задумывается о смысле жизни, у него меняются убеждения и мировоззрения. Он стремится самоутвердиться. И если свобода блокируется взрослым, юноша замыкается в себе.

Следовательно, и родители, и учителя в воспитании свободы должны избегать крайности: и «недодать свободу» и переборщить с ней чревато последствиями: личностный рост ребенка задерживается.

А что же обеспечит воспитание свободы у ребенка? Манипуляция им и актуализация его способностей становиться свободным.

Выделим шесть приемов манипулирования учителя подростком по Э. Шосстрому:

− вводя в смущение («трудные дети платят за свои грехи, будучи выставленными на осмеяние в качестве дураков перед своими друзьями»);

− используя оценки в качестве наказания;

− неблагоприятно сравнивая («сравнивая ребенка в отрицательном смысле с его братьями и сестрами»);

− прибегая к системе доносов («воспитатели могут побудить детей шпионить друг за другом в области курения, ругательств и пр.»);

− используя систему любимчиков («отдельные ученики делаются фаворитами с помощью отдельных поручений, наград за хорошее поведение»);

− применяя способ «оставлять ученика в состоянии неизвестности» («трудные подростки подвергаются беспокойству в связи с неопределенностью перевода в следующий класс и такую угрозу чувствуют постоянно»).

Отметим, что педагог-манипулятор уводит ребенка от самопознания, искажает его отношение к себе как к личности, сужает границы его возможностей, а значит создает условия для его несвободы: формирует доверчивость, отношение к себе как к кумиру, обнадеживает и поощряет в ребенке то, что ему выгодно, и осуждает то, что не выгодно.

Учитель – актуализатор помогает ребенку понять его возможности, самостоятельно сделать выбор.

Дети свободу чаще всего понимают как свободу действий по своему усмотрению (жить так, как хочется; смотреть телевизор; свободно посещать уроки в школе; ничего не делать; гулять по городу; что хотеть, то и делать; чтоб никто не управлял; все разрешалось). И реже как свободу действий в рамках закона, правил, разумного. Шанс становится свободным, по А.М. Сидоркину, есть везде и всегда: и в школе, и дома. Но нельзя замалчивать проблему выбора, одной из значимых в воспитании ребенка к свободе. Как поступить? Сказать правду или нет?

Выбор ребенка и его личностный рост взаимообусловлены. Осознание наличия выбора, умение делать выбор, готовность к выбору обеспечивает ценностные отношения ребенка. Это требует педагогического сопровождения его личностного роста и воспитания его к свободе.

Основой личностного роста ребенка мы выделили культуру его здоровья, приобретаемого в результате освоения и принятия духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни. Культура здоровья рассматривается нами в совокупности когнитивного, мотивационно-регулятивного, аксиологического и деятельностного компонентов.

Когнитивный отражает знания и представления детей о здоровье, здоровом образе жизни. Основным показателем сформированности данного компонента выступало системное представление о здоровье. Целенаправленная диагностика позволила выявить полноту объема знаний подростков о здоровье и его составляющих – физическом, психическом и социальном.

Мотивационно-регулятивный предполагает наличие мотивации детей на познание основ безопасности жизнедеятельности, правил личной гигиены, на избавление от вредных привычек. Показатель объемности представлений о возможностях оздоровления и мотивированности личности в укреплении здоровья и саморазвитии выражался в том, что подросток проявлял активность (двигательную, интеллектуальную, социальную); осуществлял самопознание своего физического развития: имел выраженный индивидуальный стиль здоровой жизни; демонстрировал способность к сознательному регулированию и активизации своего здоровьесохранительного поведения.

Аксиологический компонент включает потребностно-личностные характеристики ребенка в сфере культуры здоровья, при этом основным показателем является ценность здоровья в иерархии целей деятельности личности.

Деятельностный компонент отражает модели поведения ребенка усвоенные в процессе воспитания, обучения и социализации, в том числе адаптации к новым условиям жизнедеятельности в специализированной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой; умения саморегуляции физического, психического и нравственного состояния.

Повышение уровня воспитанности культуры здоровья детей обеспечивает сформированность отношения к здоровью как к базовой ценности. Это требует от них познания своего отношения к здоровью, его роли в своей жизнедеятельности. Здоровье не всё, – говорил Сократ. – Но все без здоровья – ничто.

Ломка стереотипов и овладение навыками здорового образа жизнедеятельности позволит осознать цену здоровья и его смысл в личностном самосовершенствовании.

Воспитание культуры здоровья ребенка в семье и школе необходимо организовать в соответствии с гендерными особенностями психологического, физиологического и социального здоровья.

Таким образом, ребенок будет постепенно формировать умения самостоятельно анализировать собственные достижения в сфере сохранности здоровья и овладения культурой здоровья. На основе самодиагностики составлять индивидуальную программу самовоспитания культуры здоровья, реализовать ее и отслеживать результаты. Самостоятельно находить личностно значимую информацию о методах укрепления здоровья, приемах саморегуляции, формирования индивидуального стиля здоровой жизнедеятельности.

Глобализация и информатизация мирового сообщества обостряют кризис культуры. В этих условиях возрастает роль духовности и духовного опыта личности – неотъемлемых признаков культуры человека. Духовность возникает и развивается путем накопления духовного опыта – совокупности пережитых, осознанных знаний, представленных в форме отношений и эмоциональных состояний, детерминированных смысло-творчеством личности. Феномен опыта в качестве ключевого звена «связи времен внутри субъекта» (М. М. Бахтин) интегрирует духовные потребности и побуждения личности, духовные переживания, представления о себе, Другом и мире. Духовный опыт включает нравственный, эстетический и познавательный аспекты, создавая духовно-сенсорно-интеллектуальную основу деятельности личности.

Духовный опыт личности – это совокупность личностно-смысловых образований, включающих ценностные ориентации и интенции на абсолютные ценности, культурные потребности, знания и представления о культурных и духовных ценностях и стремление к нравственным поступкам. Это опыт духовного бытия, опыт выполнения определенных функций, содержание которых в самом общем виде может быть представлено как опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, не противоречащего абсолютным ценностям.

Становление духовного опыта ребенка мы рассматриваем как диалектический процесс, связанный с переходом от одного определенного состояния (стихийной устремленности к ценностям и идеалам) к другому – более высокого уровня (осознанному поведению ребенка) как единство уже осуществленного и потенциально возможного; как единство производящей причины и закономерных следствий.

Становление духовного опыта ребенка включает «накопление» знаний, чувств, эмоций, вызванных переживаемыми событиями и явлениями. Отметим, что эти знания и чувства становятся элементами духовного опыта тогда, когда сливаются с имманентно присущими человеческому духу интенциями на абсолютные ценности – Истину, Добро, Красоту, становясь источниками установления духовных связей ребенка с миром и самим собой. Современная семья и школа обеспечивают становление духовного опыта ребенка, если станут культурно-динамической системой. Данная система будет способствовать осмыслению и упорядочению ребенком имеющегося опыта переживания духовных (одухотворенных) состояний, приобретения и закрепления нового опыта смыслотворческой деятельности в духовно-творческих ситуациях. Достигнутый результат станет началом дальнейшего культурного процесса. При этом становление духовного опыта ребенка осуществляется на фоне естественного культурно- и природосообразного развития.

Ценностно-смысловое ядро культуро-динамической системы содействия становлению духовного опыта младшего школьника составляют духовно-ценностные ориентиры, возникающие в результате согласования жизненных смыслов педагога, ребенка и родителей. Целью педагогического содействия является фасилитация духовного усилия ребенка, которое связано с переживанием новых впечатлений или реорганизацией имеющегося опыта и направлено на коррекцию линии своего духовного развития. Инструментом педагогического содействия выступают диалогичные формы общения: диалог с реальным партнером (педагогом, другим учеником, взрослым) или квазисубъектом (вымышленным персонажем, героем художественного произведения). Содержание педагогического содействия становлению духовного опыта ребенка отражает ценностно-смысловую динамику характера субъект-субъектных отношений «педагог – ребенок»: принятие нравственных норм, принципов, категорий, духовных идеалов, которые выражают его ценностное отношение к другим людям, к себе, к своему труду, к природе в процессе смыслотворческой деятельности. В содержании педагогического cодействия становлению духовного опыта ребенка выделим: информацию о ценностном содержании предметных знании и ценностях человеческих отношений; способы проявления ценностного отношения к окружающим и контекстности этих проявлений (любовь, забота, сопереживание, поддержка и т.д.); способы обогащения индивидуального духовного опыта, пути духовного саморазвития. Результатом педагогического содействия является способность ребенка эмпатийно переживать душевное состояние другого человека и находить адекватные формы выражения поддержки; гуманная направленность потребностей и желаний младшего школьника, интерес к духовному миру Другого человека; знание примеров и образцов духовных поступков; чувство собственной нравственной ответственности за жизнь и здоровье близких, проявление внимания и заботы об окружающих.

Ребенок как субъект детства – особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность, является субъектом становления индивидуального духовного опыта. Ощущение собственной «недостаточности» (естественное для развивающейся личности), проявление «усилия над собой», «самопреодоление», стремление жить «по своему плану», требующие духовно-нравственного усилия и не позволяющие ему свернуть на поверхностно-развлекательный путь, к «легкому» малоответственному образу жизни, в которых проявляются черты социальности, добровольности, самоорганизации нравственной мотивированности – являются критериями субъектности ребенка в становлении духовного опыта. Культуросообразность деятельности ребенка в процессе становления его духовного опыта проявляется в способности рефлексировать свой жизненный опыт – события, встречи, поступки (свои и не свои), задавать вопросы себе и искать на них ответы самостоятельно и в содействии с Другим, в роли которого выступает реальный носитель духовных ценностей.

Уточним, что содействие становлению духовного опыта ребенка в семье и школе закономерно, так как духовный опыт ребенка зависит от удовлетворения его потребности в познании, осмыслении окружающего мира и самого себя. Чем богаче личный опыт творения добра и красоты, тем глубже его духовный опыт. Становление духовного опыта ребенка тем продуктивнее, чем активнее познание опыта духовного саморазвития педагога и родителей.

Личностный рост ребенка обеспечивает и сформированность его конкурентноспособности, характеризующейся мотивами успеха, достижения и выбора; осмысленностью путей и методов достижения успеха в конкурентной деятельности.

Вместе с тем личностный рост ребенка обеспечивается и радостью родителей, учителя от общения с ним; искренней потребностью друг в друге; заинтересованностью в успехе друг друга; интересом к жизни глазами и душой ребенка. В этом залог его успеха, его счастливого детства, а нашей старости, окруженной заботой и вниманием.

Будем помнить, уважаемый читатель, что и мы с Вами родом из детства. И процесс воспитания растущего человека будем организовать согласно его потребностей, возможностей и способностей.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности и общения / К.А Абульханова-Славская // Психология личности. Хрестоматия – Самара, 1999. –Т 2.

2. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004.

3. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров – М.: Топикал, 1994.

4. Алексеева Л.С. Насилие и дети / Л.С. Алексеева // Социолог. исследования. – 2003.- №4. – С.78-85.

5. Алексеева Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье / Л.С. Алексеева // Педагогика. – 2006. – №5. – С. 43-52.

6. Ан С.А.. Философские основания русской педагогической мысли конца 19 – начала 20–х в.в.: автореф. дис. д-ра философ. наук / С.А. Ан.- Екатеринбург, УРГУ, 1994.

7. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев.- Л., 1985.

8. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Кн.1. – Казань: изд-во КГУ, 1996.

9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1996.

10. Баркова Н. И. Проблема нравственного идеала в теории практике воспитания в России в начале ХХ века: автореф. дис. канд. пед. наук /Н.И. Баркова.- М., 1930.

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1997.

12. Белая книга детства России. Объективные свидетельства российской прессы. Показания 1998-1999гг. – М., 1999.

13. Беляева Л. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии /Л.А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования. – Екатеринбург, 1995.

14. Бенин В.Л. Педагогическое зло: приглашение к разговору /В.Л. Бенин// Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. – 2002. – №3 (15). – С. 168 – 181.

15. Бердяев Н. А. Самопознание / Н.А. Бердяев. – Л.: Лениздат, 1991.

16. Бердяев Н. А. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М.: Сов.писатель, 1990.

17. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Наука, 1993.

18. Блонский П. П. Задачи и методы народной школы / П.П. Блонский // Избранные педагогические произведения. – М., 1961.

19. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения /А.А. Бодалев // Вопр. психологии. -1994. – №1. – С. 122-127.

20. Борытко Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания: Монография / Н.М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2001.

21. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А.В. Брушлинский // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000.

22. Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования / Л.П. Буева // Вопр. философии. – 1999. – № 3. – С. 12-19.

23. Валлон А. От действия к мысли: Очерк сравнительной психологии /А. Валлон. – М.: Изд-во иностр. лит., 1956.

24. Валлон А. Психическое развитие ребенка /А. Валлон. – СПб.: Питер, 2001.

25. Венгер А. Мы и наши дети /А. Венгер //Отечественные записки. – 2004. – №3. – С. 7 – 16.

26. Верч Дж. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию /Дж. Верч. – М.: Тривола. 1996.

27. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики / В. Вершинин // Нар. образование. – 2002. – №6. – С 170 – 174.

28. Вершинин В. Робинзоны и Пятницы в семье со среднем достатком. Об особенностях семейной дидактики / В.Вершинин // Нар. образование. – 2002. – №7. – С 157 – 160.

29. Вестник просвещения. 1917. № 6 – 7.

30. Воспитательный процесс: Изучение эффективности: методические рекомендации / под ред Е.Н. Степанова – М.: Сфера, 2001.

31. Выготский А.С. Педология подростка /А.С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. – Т.4 -М., 1980.

32. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Гамзин // Газман О.С, Вейс Р.М., Крылова Н.В. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. – М.. 1995. Вып. 2.

33. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие /П.Я. Гальперин.– М.: Университет, 2000.

34. Ганина С.А. Образ ребенка в российских педагогических концепциях рубежа XIX-XXI веков / С.А. Ганина // Вестник Евразии. – 2004. -№3. – С. 37-57.

35. Гаязов А.С. Образование как пространство формирования личности гражданина / А.С. Гаязов. – М.: ВЛАДОС, 2006.

36. Глаголев О.Б. Настольная книга классного руководителя 9 класса / О. Б. Глаголев – Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 249 с.

37. Гомонова Т.А. Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя: автореф. дис. канд. пед. наук /Т.А. Гомонова. – Оренбург, ОГПУ, 2000.

38. Губин В. Д. Любовь, творчество и мысль сердца. Философия любви: в 2т. – / В.Д. Губин. – М.: Политизат, 1990.

39. Гуревич П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М.: NOTA BENE, 2001.

40. Гурлитт Л. О творческом воспитании (моя жизнь с моими детьми) / П.С. Гурлитт; пер. с нем. А. Дунаева. – М., 1911.

41. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности / В.Е. Давидович. – М.: Политиздат, 1989.

42. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И.Д. Демакова. – Казань, 2003.

43. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Вопросы теории / И.Д. Демакова. – Казань: АПК и ПРОРФ, 2000.

44. Додонов Б.И. Эмоция как ценность /Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978.

45. Журавлев Д. Неполные семьи: как помочь детям / Д. Журавлев// Нар. образование. – 2006. – №1. – С. 211 – 218.

46. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. – М.: Шк. – пресс, 1996.

47. Зимбули А.Е. Лекции по этике / А.Е. Зимбули. – СПб, 2003.

48. Зинченко В.П. Время – действующее лицо /В.П. Зинченко // Вопр. психологии. – 2001. – №6.- С. 36 – 54.

49. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.

50. Изард Кэррол Эмоции человека /Кэрролл Изард; пер. с англ; под ред. Л.Я. Гозманс, М. С. Егорова. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

51. Ильин И. А. Душа ребёнка /И.А. Ильин // Очаг. – 1993. – №9.

52. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи. 1948 – 1954г.: в 2т. /И.А. Ильин – М.: Рарог, 1992.

53. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С.В. Ильина // Вопр. психологии. – 1998. – №6. – С. 65 – 74.

54. Казанский О.А. Педагогика как любовь /О.А. Казанский. – М.: Рос. пед. агентство. – М., 1996.

55. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 /Под ред. Н. А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

56. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А Караковский, Л.И Новикова, Н.Л Селиванова – М.: Пед об-во России, 2000.

57. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография / А.В. Кирьякова. – Оренбург: Южный Урал, 1996.

58. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения /Я.А Коменский; под ред. А.А. Красновского. – М., 1955.

59. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И. С. Кон. – М.: Академия, 2003.

60. Кон И.С. Психология ранней юности /И.С. Кон. – М.: Просвещение 1989.

61. Корнетов Г. В. Современная педагогика в поисках гуманитарной парадигмы /Г. В. Корнетов // Новый педагогический журнал. – 1996. – № 1. – С. 21 – 22.

62. Корнетов Г. В. Феномен образования и его педагогическая интерпретация / Г.В. Корнетов // Тр.кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. – М., 2001. – Вып. 3. – С. 5—27.

63. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – М.:Политиздат,1999.

64. Краевский В. В. Воспитание или образование? / В.В. Краевский //Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 3—9.

65. Кругликов Г.И. «Серый» педагог не может воспитывать яркую личность / Г.И. Кругликов // Нар. Образование. – 1995. – № 5. – С. 124-125.

66. Ксенофонтова А.Н. Теоретические основы речевой деятельности /А.Н. Ксенофонтова: СПб: Изд-во РГПУ, 2002.

67. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991.

68. Литвак Р.А. Современное детское движение / Р.А. Литвак. – Челябинск: ЧГПУ, ДПиШ им. Н.К. Крупской, 2001.

69. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс: учеб. пособие для вузов / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1995.

70. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2004.

71. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. – М. – Тверь: Виарт, 2004.

72. Лойтер С. М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследования и тексты /С. М. Лойтер. – Петрозаводск: КГПУ, 2001.

73. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа / Н.О. Лосский. – М.: Политиздат, 1991.

74. Лурья Н.А. Образование и личность / Н.А. Лурья.// Образование в Сибири. – 1995. – №1.

75. Мадинье Г. Сознание и любовь. Очерк понятия «Мы» / Г. Мадинье. – М., 1995.

76. Мир и эрос. Антол. филос. текстов о любви / сост Р.Г. Подольный. – М.: Политиздат, 1991.

77. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.

78. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандров. – Екатеринбург, 2000.

79. Новый энциклопедический словарь. – М.: Изд-во РИПОЛ классик БРЭ, 2004.

80. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия. Монография /под общ. ред. В. Г. Рындак. – Екатеринбург: Орлит – А, 2002.

81. Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма /А. Огурцов// Высшее образование в России. – 2002. – № 4. – С. 54-68.

82. Ошо Р.О детях / Р. Ошо;– пер. с англ. О. Вишмидт. – Киев: София. – 2003.

83. Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и др. – М.: Шк. Пресс, 2002.

84. Перну Л.Я. Я воспитываю ребенка /Л.Я. Перну – М.: ВиМ, 1993.

85. Печчеи Аурелио Человеческие качества /А. Печчеи. – М.: Прогресс, 1980.

86. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – СПб.: Союз, 1997.

87. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка /Ж. Пиаже. – СПб.: Союз, 1997.

88. Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

89. Платонов К.К. Об изучении и формировании личности учащегося. – М.: Высш. шк., 1966.

90. Радугин А.А. Эстетика /А.А. Радугин. – М.: Москва, 1998.

91. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 2001.

92. Раппопорт С. Х. Эстетическое творчество и мир вещей / С.Х. Раппорт. – М.: Знание, 1987.

93. Роджерс К. К науке о личности / К. Роджерс// История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986. – С. 223.

94. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействии и обучения / В.В. Рубцов// Вопр. психологии. – 1998. – № 5. – С. 49-59.

95. Руссо Ж.–Ж. Эмиль или О воспитании // Руссо Ж. – Ж. Избранные сочинения: в 3 т. М., 1961. Т.1.

96. Рындак В. Г Непрерывное образование и развитие творческого потенциала личности. Теория взаимодействия – монография / В.Г. Рындак. – М.: Пед. Вестник, 1997.

97. Рындак В. Г. Социализация и творческое развитие личности. / В.Г. Рындак. – Оренбург: Изд-во ОГАУ, 2000.

98. Рындак В.Г. К вопросу о педагогическом зле / В.Г. Рындак // Образование и наука. – Известия Урал. отд. РАО. – 2002 №6 (18) – С. 166 – 175.

99. Рындак В.Г. Младший школьник и близкие ему люди: воспитание уважительного отношения: программы; хрестоматия; метод. рек.: учеб. пособие / В.Г. Рындак. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.

100. Рындак В.Г. Уроки Сухомлинского /В.Г. Рындак. – М.: Пед. вестник, 2003.

101. Рюриков Ю.Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня и завтра / Ю.Б. Рюриков. – Минск: Университет, 1986.

102. Селиванова Н.А. Воспитание: теория и реальность /Н.А. Селиванова // Известия РАО.-1999. – №2.

103. Силасте Г.Э. Закон в тупике (Семья должна быть защищена от насилия) / Г.Э. Силасте// Обозреватель. – 1998. – №2.

104. Синягина Н.Ю. Анализ жестокости в современном мире /Н.Ю. Синягина // Внешкольник. – 2002. – № 7. – С. 24.

105. Слободчиков В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2000.

106. Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 1995.

107. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко // Педагогика. – 2002. – №5. – С. 19-26.

108. Соколова Е.Т. Психотерапия людей, переживших насилие / Е.Т. Соколова // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: научно-методическое пособие / под ред. Л.С. Алексеевой. – М., 2000.

109. Соколова Л. Б. Становление культуры педагогической деятельности будущего учителя: монография /Л.Б. Соколова. – Оренбург: Из-во ОГПУ, 2003.

110. Соловьев В. С. Любовь к народу и русский идеал. Соч. в 2 т. Т.1 / В.С. Соловьев. – М.: Правда, 1989.

111. Стендаль О любви. Собр. соч. в 15 т. Т. 4 – М., 1959.

112. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учеб. пособ. для учителей и родителей / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 1996.

113. Степанов Е.Н. Педагогу о современных педагогах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов. – М.: Сфера, 2003.

114. Степанова Н.А. Семья – приоритетное направление деятельности социальных институтов района /Н.А. Степанова. – М.: ВНИК «Школа микрорайон», 1991.

115. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: кн. для воспитателей дет. сада / Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 1991.

116. Сулимова Т.С. Насилие / Т.С. Сулиманова // Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т. Т.2 / под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.

117. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина /В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: в 3 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1979.

118. Топорков А. Л. Пиковая дама в детском фольклоре начала 1980–х гг. / А.Л. Топорков //Школьный быт и фольклор. Ч. 2. Девичья культура/ сост. А.Ф. Белоусов. – Таллинн: Таллин. пед. ин – т им. Э. Вильде, 1992. – С. 3 – 41.

119. Трыкова О. Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой / О.Ю. Трыкова. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.

120. Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002.

121. Учитель, который работает не так / Опыт развития индивидуальности учеников и учителей / под ред. А.Н. Тубельского. – М.: Изд-во Моск. центра вальдороф. педагогики, 1996.

122. Федоров Б. И. Дидактические проблемы в контексте методологического обоснования / Б. И. Федоров, Л. М. Перминова // Педагогика. – 2002. – №5. – 14-19.

123. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д.И. Фельдштейн. – М.: Флинт, 1997.

124. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности /Д.И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. академия, 1994.

125. Философия детства и социокультурное творчество: материалы Х междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Культура и детство». – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.

126. Философия любви Ч.1 – М.: Политиздат, 1990.

127. Философия образования для ХХI века / под. ред. Н.Н. Пахомова, Ю.Б. Тунталова. – М., 1992.

128. Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию /С.Л. Франк. – М.: Республика, 1992.

129. Француаза Дольто На стороне подростка. – СПб., 1997.

130. Фримэн Джоан Ваш умный ребенок /Джоан Фримен. – М.: Семья и школа. – 1996.

131. Фромм Э. Душа человека /Э. Фромм. – М.: Республика, 1992.

132. Хуторской А. В. Технология эвристического обучения /А.В. Хуторской// Шк. технологии. – 1998. – №4. – С. 55-75.

133. Целмс Е. М. Войди в этот мир / Е.М. Целмс // Эстетика. – 1991. – №10.

134. Школа самоопределения. Шаг второй. – М., 1994.

135. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры /С.А. Шмаков. – М., 1994.

136. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

137. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. вузов / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004.

138. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдов, В.П. Зинченко. – М., 1989.

139. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /В.А. Ядов.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

140. Buck R. Motivation, emotion and congnition: A developmental – interactionist view / Strongman K.T. (ed). International review of studies on emotion: V.I. Chichester: Wiley, 1991.

141. Cyprian, G. Familie und Erziehung in Deutschland. Kritische Bestandsaufnahme der sozialwissenschaftlichen Forschung / G. Cyprian, G. Frander – Stuttgart: Kohlhammer (1995).

142. Kinder sind gewaltlos zu erziehen // Materialien zum Kinderschutz. Herausgeber: Deutscher Kinderschutzbund, Bundesverband e.V. Hannover 1992, 23 S.

143. Kindesmißhandlung. Erkennen und Helfen. Hg. Kinderschutz – Zentrum Berlin (Angela Bernecker – Wolff`/ Pieter Hutz/ Hubertus Lauer / Elke Nowotny/ Ute Thyen / Reinhardt Wolff)- Kinderschutz – Zentrum Berlin, Berlin 2000.


[1] Материалы предоставлены психологами кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.