Income-generating activities in higher education — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Income-generating activities in higher education

2018-01-29 183
Income-generating activities in higher education 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Плахотная Наталия Валерьевна,

магистрант 2 курса, направление подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ «Российский государственный социальный университет»

Аннотация: В настоящее время существуют нормативные правовые акты, регламентирующие приносящую доход деятельность, в том числе в сфере высшего образования, однако они далеко не полностью раскрывают сущность указанной деятельности и содержат противоречивые нормы. В современных условиях четко ощущается недостаток бюджетных средств и, следовательно, активно происходит поиск альтернативных источников финансирования, что в особенности характерно и для образовательных организаций высшего образования. Остаются нечеткими границы возможного использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также возможные ограничения порядка ихиспользования. Исследовательский интерес представляют также существующие методы и способы государственного контроля (надзора) за расходованием средств образовательных организаций, полученных от приносящей доход деятельности, включая такой малоизученный вид контроля, как общественныйконтроль.

Ключевые слова: приносящая доход деятельность, образовательное учреждение, высшее образование, финансирование, нормативные правовые акты, законодательная база, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, кластеры.

 

Now there are regulations regulating the activity bringing income, including in the sphere of the higher education, however they far not completely disclose essence of the specified activity and contain contradictory norms. In modern conditions the lack of budgetary funds is accurately felt and, therefore, actively there is a search of alternative sources of financing that in particular is characteristic also of the educational organizations of the higher education. There are indistinct borders of possible use of the means received from the activity bringing income and also possible restrictions of an order of their use. Also existing methods and ways of the state control (supervision) of expenditure of means of the educational organizations received from the activity bringing income including such poorly studied type of control as public control are of research interest.

Keywords:: the activity bringing income, educational institution, the higher education, financing, regulations, the legislative base, business incubators, the innovative centers, clusters.

 

 

Право осуществления приносящей доход деятельности закреплено за образовательными организациями высшего образования с момента их создания. В России, начиная с XIX века, образовательные организации высшего образования имеют возможность осуществлять деятельность, приносящую доход, с последующей квалификацией полученных средств в качестве специальных. На различных исторических этапах развития России возможность осуществления приносящей доход деятельности являлась одним из способов финансирования образовательных организаций, однако осуществление указанной деятельности происходило через призму различных правовых режимов.

Вступление в законную силу Федеральногозакона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пришедшего на смену морально устаревшего Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», определило новый вектор развития высшего образования в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внес новые подходы в квалификации уставной деятельности образовательныхорганизаций.

Новые положения, внесенные указанным федеральным законом в систему образования и порядок осуществления экономической деятельности образовательных организаций, в достаточной степени остаются нераскрытыми.

Наблюдается тенденция к расширению возможных видов осуществления приносящей доход деятельности, увеличению объемов финансирования за счет внебюджетных источников, происходит становление как в законодательстве, так и в доктрине различных правовых режимов осуществления приносящей доход деятельности образовательных организаций высшего образования и, как следствие, в связи с развивающимися правоотношениями, связанными с приносящей доход деятельностью, появляются новые формы ихконтроля.[1]

Стоит отметить, что в настоящее время существуют нормативные правовые акты, регламентирующие приносящую доход деятельность, в том числе в сфере высшего образования, однако они далеко не полностью раскрывают сущность указанной деятельности и содержат противоречивые нормы.

Указанные процессы обновления законодательной базы о деятельности высших образовательных организаций также нашли свое отражение в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации о различных организационно- правовых формах некоммерческих организаций.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены существенные изменения в понятие юридического лица, установлены новые организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческихорганизаций.

Также существенные изменения в правовое регулирование некоммерческих организаций внесены Федеральными законами от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», от 18.07.2011 № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономныхучреждений».

В то же время остается неурегулированным вопрос относительно возможности осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями.

Классификация правовых режимов приносящей доход деятельности образовательных организаций также не нашла должного рассмотрения в доктрине и законодательстве.

В современных условиях четко ощущается недостаток бюджетных средств и, следовательно, активно происходит поиск альтернативных источников финансирования, что в особенности характерно и для образовательных организаций высшего образования. Формы инновационной деятельности как основного вида приносящей доход деятельности в сфере высшего образования: парки (научные, исследовательские, технологические, промышленные), бизнес-инкубаторы, инновационные центры и кластеры – также остаются малоисследованными.[2]

Присутствуют различные правовые подходы к квалификации инновационной деятельности образовательных организаций с точки зрения законодательства об образовании и законодательства, регулирующего инновационную деятельность.

Возникающие правовые коллизии при применении норм действующего законодательства в части передачи в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями сферы высшего образования, свидетельствуют о необходимости реформирования действующего законодательства с целью урегулирования правоотношений, возникающих при использовании федерального имущества.

Не в полной мере раскрыт потенциал образовательных организаций, реализующих профессиональные образовательные программы медицинского и фармацевтического образования, в части возможностей осуществления приносящей доход деятельности с использованиемклиник.

Остаются нечеткими границы возможного использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также возможные ограничения порядка ихиспользования.

В связи с вышеизложенным исследовательский интерес представляют также существующие методы и способы государственного контроля (надзора) за расходованием средств образовательных организаций, полученных от приносящей доход деятельности, включая такой малоизученный вид контроля, как общественныйконтроль.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности исследования, направленного на формализацию правовых предпосылок возникновения приносящей доход деятельности, выявление ее правовой природы; осуществление сравнительногоанализанормативныхправовыхактов,регулирующихприносящую доход деятельность образовательных учреждений высшего образования; разграничение понятий «приносящая доход деятельность» и смежных понятий; разработку предложений по совершенствованию законодательных норм в системе образования, регулирующих приносящую доход деятельность образовательныхучреждений.

Список литературы

1. Балашов А.Е. Правовое регулирование приносящей доход деятельности в сфере высшего образования: дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.03 /Балашов Александр Евгеньевич. - М., 2016. - 186 с.

2. Трачук О.В. Гражданско-правовое регулирование приносящей доход деятельности образовательного учреждения: дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Трачук Оксана Витальевна. - М., 2012. - 194 с.

 

УДК 347.921

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.