Эволюция предмета философии. Роль философии в жизни человека и общества. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эволюция предмета философии. Роль философии в жизни человека и общества.

2018-01-29 482
Эволюция предмета философии. Роль философии в жизни человека и общества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эволюция предмета философии. Роль философии в жизни человека и общества.

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово “философ” впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин “философия” впервые был употреблен Платоном. Древнегреческие мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая – прерогатива богов, а достояние человека – любовь к мудрости, влечение к ней.

В вопросе о происхождении философии сформировались две концеп-ции: мифогенная и гносеогенная.

Мифогенная концепция, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, ана-лизирует мифологическое мировоззрение как предфилософскоемировоззре-ние. Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда третируют мифологию, рассматривая ее как нечто, совершенно лишенное всякого исто-рически оправданного содержания и ценности.

Основные проблемы философии:

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь – что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее?

Вторая философская тема – проблема человека, смысла существования человека в мире..

Третья важнейшая философская тема – проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

И, наконец, четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассматривая человека в “мире людей”.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме – или построению модели мира, или проблеме человека, исследованию субъективного, или взаимоотношению человека и мира, постановке гносеологических вопросов, или же анализу проблемы отношения человека и общества, человека, погруженного в социум, в мир людей. В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем, однако, уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и своеобразное решение каждой из выделенных нами философских тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

Истоки и основные черты философии К. Маркса.

Марксизм возник в 40-х годах 19 века. Это было время раннего капитализма. Эксплуатация рабочего класса была варварской. К. Маркс и Энгельс прониклись интересами рабочего класса и поставили цель философски выразить пролетарское мировоззрение. При этом К. Маркс разрабатывал в основном проблемы экономики. Философия марксизма есть материализм. Но, в отличии от предшествующих форм, этот материализм определяется как диалектический. Это означает что Маркс и Энгельс восприняли диалектику Гегеля, но переработали идеалистическую диалектику в материалистическую. По К. Марксу, основные законы диалектики действуют везде и в природе и в обществе.

Не приходящее значение в теории марксизма имеет диалектико-материалистическое понимание истории. Его суть: если в природе материя первична, а сознание – вторично, то в обществе общественное бытие первично, и оно определяет общественное сознание. Не сознание людей определяется их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Философия марксизма имела, безусловно, новаторский, революционный характер. Но столь же очевидны и противоречия теории, выдвинутые рядом причин.

 

Философская герменевтика

Происхождение термина “герменевтика”, как правило, связывают с именем бога Гермеса, который в древнегреческой мифологии был вестником и толкователем воли других богов. В настоящее время герменевтику рассматривают в двух значениях: 1) совокупность правили приемов истолкования текстов; 2) направление в философии и гуманитарных науках, которое связывает понимание с осмыслением бытия.

Ядро философской герменевтики составляет теория понимания и интерпретации, становление которой в начале XIX века связано с именами немецких мыслителей Ф.Шлейермахера и В.Дильтея.

Ф.Шлейермахер выдвинул проблему понимания иного сознания, чужого «Я». По его мнению, духовный мир автора текста раскрывается посредством вживания в текст, восстановления переживаний автора. В таком случае происходит совпадение нашего и иного духовного состояния, и, на этой основе, понимание иного.

В.Дильтей считал, что герменевтика – методологическая основа гуманитарных исследований. Он применил идеи Шлейермахера к исторической науке, которую объяснял с позиции «философии жизни». По мнению Дильтея, задача философии – понять жизнь как культурно-историческую реальность посредством «вчуствования» в нее. Метод понимания он противопоставил методу объяснения, применяемому в науках о природе и основанному на деятельности рассудка.

Культура – промежуточное звено между реальностью, подлежащей интерпретации и человеком. Понимание культуры прошлого достигается в результате интерпретации – истолкования отдельных явлений как моментов целостной духовной жизни реконструируемой эпохи.

Герменевтика Дильтея и др. акцентировала внимание на связке «Автор > Текст» и полагала, что можно добиться адекватного понимания, восстановить замысел автора посредством перенесения в ту эпоху. Это – «тип реконструкции».

Современная герменевтика выделяет связку «Текст > Интерпретатор». Задача герменевтики понимается не в реконструкции замысла, а в конструкции смысла. Интерпретатор не может перенестись в другую эпоху и воссоздать первичный авторский замысел, он заново конструирует смысл применительно к своей конкретной ситуации. Это – «тип интеграции» (конструкции).

Представители современной философской герменевтики видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ толкования конкретноисторического события и человеческого бытия.

Эволюция предмета философии. Роль философии в жизни человека и общества.

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово “философ” впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин “философия” впервые был употреблен Платоном. Древнегреческие мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая – прерогатива богов, а достояние человека – любовь к мудрости, влечение к ней.

В вопросе о происхождении философии сформировались две концеп-ции: мифогенная и гносеогенная.

Мифогенная концепция, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, ана-лизирует мифологическое мировоззрение как предфилософскоемировоззре-ние. Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда третируют мифологию, рассматривая ее как нечто, совершенно лишенное всякого исто-рически оправданного содержания и ценности.

Основные проблемы философии:

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь – что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее?

Вторая философская тема – проблема человека, смысла существования человека в мире..

Третья важнейшая философская тема – проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

И, наконец, четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассматривая человека в “мире людей”.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме – или построению модели мира, или проблеме человека, исследованию субъективного, или взаимоотношению человека и мира, постановке гносеологических вопросов, или же анализу проблемы отношения человека и общества, человека, погруженного в социум, в мир людей. В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем, однако, уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и своеобразное решение каждой из выделенных нами философских тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.