Анализ экономического развития отрасли (отраслевых тенденций) за 5-лет — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Анализ экономического развития отрасли (отраслевых тенденций) за 5-лет

2018-01-29 156
Анализ экономического развития отрасли (отраслевых тенденций) за 5-лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мировой рынок консалтинговых и аудиторских услуг очень велик. Среди крупнейших консалтинговых компаний выделяются McKinsey and Company, Boston Consulting Group, Bain and Company, Booz Allen Hamilton, Monitor Group, Mercer Management Consulting, Mercer Oliver Wyman, Mercer Human Resource Consulting, The Parthenon Group, Marakon Associates и другие.

Мощные консалтинговые подразделения имеются также в специализированных корпорациях, таких как IBM, Xerox, Hewlett-Packard и др. Влияние на рынок имеет «Большая четверка» - четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги (Ernst&Young, KPMG, Pricewaterhouse Coopers, Deloitte & Touche).

В России консалтинг находится в начальной стадии развития, и спрос на консалтинговые услуги только начинает расти. Это свидетельствует о несовершенных рыночных отношениях.

Первые специализированные консалтинговые компании стали появляться 18-20 лет назад. Рынок консалтинговых услуг в России достаточно молод, однако основные игроки сформированы и позиции в целом распределены. Российский бизнес растет и эволюционирует в условиях становления рыночной экономики, а вместе с тем меняется и рынок консалтинговых услуг. По аналитическим данным AltoConsultingGroup, за прошедшие 20 лет рынок консалтинговых услуг в России прошел существенный путь - от хаотичного и до развитого, и структурированного.

«В настоящее время в большинстве стран мира консалтинговые услуги повсеместно набирают популярность. В 2015 году объем мирового рынка составил 245 млрд долларов, продемонстрировав прирост почти на 5% по сравнению с 2014 годом. Лидер отрасли — IТ-консалтинг — оборот которого в 2015 году составил 50 млрд долларов. Этот вид консультирования наиболее популярен в США и в Западной Европе. В Восточной же Европе первое место занимает операционный консалтинг. По мнению специалистов, такая дифференциация предпочтений может быть обусловлена менталитетом и национальной бизнес-моделью. Запад привык ориентироваться на завтрашний день, инвестировать в будущее, в то время как бизнес в странах Центральной и Восточной Европы стремится укрепить свои позиции на рынке здесь и сейчас. Кроме вышеперечисленных регионов, консалтинговые услуги имеют очень высокий уровень популярности в странах со сверхразвитой экономикой — это Япония и Сингапур. Приток инвесторов-нерезидентов со всего мира, зашкаливающие темпы роста непроизводственной сферы и многие другие экономические факторы являются причинами растущего оборота рынка консалтинговых услуг в этих странах.

Ситуация на отечественном рынке несколько отличается от общемировой (что объясняется сложной экономической обстановкой). В данный момент востребованность консалтинговых услуг на российском рынке падает. Согласно рэнкингу RAEX («Эксперт РА»), прирост выручки консалтинговых компании в 2015 году составил всего 7% против 9% в 2014 году и 14% в 2013 году, при этом совокупный доход снизился на 33%. Суммарный объем рынка консалтинга в 2015 году составил 126 млрд рублей против 116,4 млрд рублей в 2014 году» [8].

Рынок консалтинговых услуг в России, начиная с 1990-х годов и до 2008 года, демонстрировал динамический рост, сопровождаемый следующими основными тенденциями:

1) усиление конкурентной борьбы между российскими и зарубежными консалтинговыми фирмами, протекающей в двух направлениях: Москва – Запад, Москва – регионы;

2) стремление к укрупнению и созданию многопрофильных консалтинговых фирм, сопровождаемое горизонтальной (по видам услуг) и вертикальной (по отраслям) специализацией;

3) устойчивый рост цен на услуги российского консалтинга и постепенное сближение их с мировыми ценами;

4) неравномерное размещение консалтинговых фирм на территории России, с преобладанием их в Москве и Санкт-Петербурге;

5) основу спроса на управленческий консалтинг формировали крупные национальные промышленные компании и банки.

При этом наибольший спрос был на инвестиционные, юридический и финансовые консультации, а также IT-консалтинг. Преобладание данных видов услуг было обусловлено структурой потребностей субъектов предпринимательской деятельности, функционирующих в условиях активного экономического роста.

Однако, начиная с 2008 года ситуация на рынке существенным образом изменилась. Усиление кризисных явлений в экономике России внесло значительные корректировки в тенденции развития рынка консалтинговых услуг, поскольку все отрасли, предпринимательские структуры которых являлись основными клиентами консалтинговых фирм, в наибольшей степени пострадали от экономической рецессии.

Тем не менее, следует отметить, что влияние рецессии на рынок консалтинговых услуг двоякое. С одной стороны, предприятия всех отраслей были вынуждены сокращать издержки, в том числе за счет отказа от консалтинговых услуг, а с другой – искать возможности для оптимизации использования всех видов ресурсов и повышения эффективности бизнеса. Основными проблемами оказались быстрые темпы изменения рыночной среды, что затрудняло оценку текущего состояния и долгосрочный прогноз в рамках разрабатываемых консультантами стратегий, и всестороннее сокращение затрат предприятий. Одновременно усиление конкуренции за ограниченные финансовые ресурсы потребителей привело к переориентации предприятий со стратегических на решение тактических задач.

В данный период произошло общее снижение спроса на консалтинговые услуги с одновременным изменением его структуры. Снизился спрос на инвестиционный анализ проектов и финансовые консультации, однако возросла потребность в консультациях, способствующих снижению издержек предприятия (оптимизация структуры активов, экспертиза тарифов, аутсорсинг персонала и т. п.). Также произошло увеличение спроса на профессиональные юридические услуги, потребность в которых возросла из-за появления необходимости в судебном порядке решать споры между должниками и кредиторами, потребителями и поставщиками, работодателями и наемными работниками.

По мнению ученых, в настоящее время российский рынок консалтинговых услуг начинает приобретать черты зрелости и приближается по своим характеристикам к мировому рынку управленческого консультирования. Учитывая данное обстоятельство можно выделить ряд перспектив развития российского консалтинга:

1. Повышение качества российских консалтинговых услуг

Ужесточение условий конкуренции приводит к кардинальному изменению подхода к оценке качества консалтинговых услуг со стороны потребителей. Ключевым критерием качества услуги теперь служит их эффективность. Вынужденные приспосабливаться к требованиям клиентов консалтинговые фирмы вносят изменения в свою кадровую политику, систему стимулирования персонала, формы и методы работы, что положительным образом сказывается на качестве услуг.

2. Развитие внутриорганизационного консалтинга.

В структурах управления организациями создаются специализированные подразделения, занятые консалтингом на штатной основе. То есть, консалтинг из инородного, привносимого из внешней среды решения превращается в элемент, являющийся органической составляющей системы управления организацией.

Индивидуальный консалтинг.

Консалтинг из профессиональных услуг, сосредоточенных преимущественно на организации и процессах, в ней протекающих, постепенно трансформируется в услуги, направленные на развитие личности в рамках организации. Индивидуализация консалтинга приводит к увеличению числа услуг, направленных на личность работников – коучинг — технологий, профессиональных и антистрессовых тренингов, ориентированных на повышение личностной эффективности топ-менеджеров и персонала. Развитие данного направления консалтинга связано с возрастанием роли персонала в повышении эффективности функционирования организации и увеличением влияния психологического фактора на результаты работы человека.

4. Консалтинг для малого бизнеса.

Одним из перспективных направлений развития консалтинга является расширение сегмента услуг для малого бизнеса. Консалтинговые услуги для малых предприятий не значительны по объему, но зачастую носят комплексный характер. Тесное взаимодействие с клиентами позволяет опробовать новые формы предоставления услуг и быстро получить обратную связь, как со стороны управленческого звена, так и со стороны непосредственных исполнителей. Подобные формы работы могут послужить серьезным импульсом для реализации инноваций в консалтинге.

Кроме того, здесь просматривается еще одна тенденция идущая в параллели: поскольку услуги для малого бизнеса не требуют от консалтинговой компании больших стартовых капиталов и значительного количества консультантов, то возникает импульс к одновременному развитию малого предпринимательства в сфере консалтинговых услуг.

5. Развитие регионального консалтинга.

Увеличивается количество предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в сфере консалтинга и ориентированных на предоставление своих услуг на определенной территории (как правило, в одном городе или регионе).

6. «Сращивание» функций консалтинга и обучения.

Все чаще содержание консалтинга сводится не просто к совету – «что сделать», но и включает в себя определенную технологию обучения – «как сделать».

7. Интерактивные формы консалтинга.

Социально-экономическая интеграция, развитие науки и техники приводят к повышению транспортной и информационной доступности, развитию образования и межкультурных коммуникаций, что влечет за собой формирование международного рынка консалтинговых услуг. С развитием телекоммуникаций и появлением электронных платежных средств стал формироваться активный спрос на виртуальные консалтинговые услуги, оказываемые в on — line режиме.

Перечисленные перспективы создают благоприятные условия для динамичного развития российского рынка консалтинговых услуг.

Таким образом, подводя итог можно сделать вывод, что консалтинг в России развивается быстрыми темпами и, несмотря на наличие ряда проблем, является перспективным направлением предпринимательской деятельности [6].

Рынок бизнес – консалтинга характеризуется слабо выраженным фактором сезонности. Несмотря на то, что, в целом, динамика спроса на консалтинговые услуги совпадает с динамикой деловых циклов, следует отметить, что резкие сезонные колебания практически отсутствуют. Проблема сезонности относиться скорее к небольшим компаниям и связана с общим уровнем нестабильности потока заказов, свойственном небольшим компаниям.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.