Кризис рабовладельческого строя в Римской империи. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кризис рабовладельческого строя в Римской империи.

2018-01-29 497
Кризис рабовладельческого строя в Римской империи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Рабовладельческое хозяйство рентабельно до тех пор, пока дешевизна и стабильность притока новых рабов позволяет эксплуатировать их до полного физического износа. Со II в. н.э. приток рабов с варварской периферии уменьшается, а их цена растет. Рабовладельцы поставлены перед необходимостью наладить естественное воспроизводство рабов в своих поместьях и перейти к их долговременному использованию.

 

Новые понятия:
1. Латифундия - землевладение, занимающее большую площадь, попытка компенсировать снижение доходов путем простого расширения хозяйства, т.е. увеличением числа рабов. НО! Не оправдали себя, т.к. резко возрастают расходы на надзор и управление рабами. Неизбежное изменение отношения к рабам, в них начинают видеть людей, признают право на семью, запрещают разлучать членов, господам запрещено казнить рабов без суда, поощряется отпуск рабов на волю и т.д.
2. Пекулий – имущество, предоставляемое рабу вместе с правом на семью. Главный стимул для увеличения производительности рабского труда. В имущество входят личные вещи и средства производства (участок земли, рабочие инструменты, скот, мастерская). Собственник пекулия – рабовладелец, раб – держатель, обладающий обширными правами. Господин имел право в любой момент отнять пекулий, но в практике такое встречается редко. Поскольку пекулий стимулировал заинтересованность раба в труде и позволял экономить на надсмотрщиках, часть расходов ложилась на плечи раба, со временем превратившегося в прикрепленного к земле и продаваемого только вместе с ней самостоятельного земледельца, уплачивающего господину часть урожая в виде ренты.
3. Эмфитевсис – наследственное право пользования землей для ее сельскохозяйственной обработки. Права владельца сопоставимы с правами собственника. Эмфитевтплатит собственнику фиксированный канон, вносит налоги с земли и обрабатывает ее, в остальном может распоряжаться ею по своему усмотрению: закладывать, передавать по наследству, сдавать в субаренду и продавать (собственник имеет право преимущественной покупки либо получает пошлину в размере 2% продажной цены).
4. Прекарий - условное земельное держание, которое крупный земельный собственник передавал в пользование (на несколько лет или пожизненно) безземельному либо малоземельному человеку по его письменной просьбе, за что получатель земли (прекарист) должен был платить оброк, в некоторых случаях — выполнять барщину в пользу собственника. Механизм возникновения крепостного права в Европе.Прекарий был самым распространённым способом втягивания свободных крестьян в феодальную зависимость. Прекарист, отказавшись от права собственности на землю, превращался в держателя, попадая таким образом в поземельную зависимость.
5. Коммендация - самоотдача под покровительство более обеспеченных и влиятельных.
6. Патрониций (патронат) – форма личной зависимости мелких и средних землевладельцев от крупных. Вступающий под патрониций человек надеялся таким образом избавиться от некоторых государственных и муниципальных повинностей, найти защиту от притеснений со стороны властей. В результате человек терял свою личную свободу и гражданское полноправие, утрачивал право собственности на землю, превращаясь в держателя. В латифундиях возникает режим частной власти.

7. Колонат. Колоны с I в. – мелкие арендаторы различного статуса, наследственные съемщики.
Истоки колоната:
1) Свободные арендаторы
2) «Царские люди»
3) Крестьяне – оригинарии
4) Поселенцы-варвары и рабы-вольноотпущенники
Виды колонов:
1. Свободные (либери, или элевтеры), обладающие большим объемом личных и имущественных прав (их приобретения не считаются собственностью хозяина);
2. Приписные (адскрипции, энапографы) – «рабы земли» (но не рабы господина), записывались в ценз поместья, их земля – пекулий, принадлежит земледельцу.
Постепенно колон утрачивает черты свободного человека и гражданина, приближается к состоянию раба. Колонов прикрепляют к земле.

 

Непосредственно билет:

1. Хозяйственный кризис:
1) Разорение свободного крестьянства
2) Деградация земледелия
3) Распространение экстенсивных форм производства – торможение развития сельского хозяйства, но улучшение экологической и социальной ситуации (люди были истощены морально и физически). Формируется работник нового типа – из исполнителя, безразличного к результату своего труда в рачительного хозяина, гордого сопричастностью коллективу соседей и важностью своего труда для общества.
4) Натурализация хозяйства – посаженные на землю рабы и мелкие арендаторы, оплачивающие расходы из своего кармана, стараются свести их к минимуму и по возможности обходятся изделиями, изготовленными самолично или в пределах латифундии. Это приводит к следующему пункту.
5) Свертывание рыночных связей (т.к. все стараются производить самостоятельно) приводит к экономическому спаду (сокращение посевных площадей, снижение урожайности, огрубление ремесленной продукции, уменьшение масштабов городского строительства и торговых перевозок).
6) Разрыв региональных связей
7) Упадок городов и перемещение общественной жизни в деревню
8) Рост налогообложения. Причина – предоставление римского гражданства все большему числу провинциалов и провинциальных общин (римские граждане не платят налоги, следовательно, с увеличением количества граждан казна пустеет) + систематическая порча монеты (снижение в ней серебра) ->дезорганизация экономики и оскудение казны.

 

2. Кризис социальных отношений:

1) Крушение традиционных форм рабовладения (см. в предисловии)

2) Ликвидация городской автономии и самоуправления

3) Прикрепление куриалов и членов коллегий к профессии (см. во втором пункте реформ)

4) Рост частной власти на местах (патронат, под который переходили с целью избавиться от государственных и муниципальных повинностей)

 

3. Политический кризис:

1) Обособление провинций

2) Натиск варваров

3) Упадок армии

4) Распад политической консолидации господствующего класса

5) Строй домината 284-476 г. Ранее был принципат, где император был первым среди равным, принцепсом. Отныне он доминус – владыка, воля которого является высшим законом. Из республики империя превратилась в деспотию, а граждане – в подданных.

4. Идейный кризис:

1) Рост индивидуалистических настроений и моральный упадок

2) Пессимизм, уход в частную жизнь, отказ от римской системы ценностей. Причина: недоверие граждан любому публичному слову и действию, т.к. каждый император, начиная с Августа, провозглашал наступление «золотого века», но он так и не наступал.

3) Распространение христианства и гонения. Изначально попытались сделать единый солярный культ, т.к. люди искали не помощи в конкретном деле, находившемся в ведении определенного божества, а одновременного утешения во всех мыслимых горестях и обретения душевного равновесия через индивидуальное приобщение к божественной силе, мудрости и благодати. Но яснее и последовательнее всего на духовные запросы своего времени ответило христианство.

Реформы:
1. Податная реформа 297 г. - вся Империя была разделена на 12 диоцезов, которые, в свою очередь, делились на провинции (около 101). Размеры провинций уменьшились по сравнению с прежними, что ослабляло наместников, но в то же время увеличивало число чиновников, так как каждый наместник имел свой бюрократический аппарат. Важнейшей функцией наместников стал сбор налогов. 395 г. – разделение империи на Западную и Восточную, каждая делится на две префектуры, префектуры – на 12 диоцезов, а диоцезы – на провинции. В нарушение многовековой традиции Рим также объявлен провинцией.

2. 316-332 г. - эдикты Константина о прикреплении колонов к земле, ремесленников - к коллегиям, куриалов к городам. Общее усиление власти господ над рабами. Причина – необходимость остановить бегство граждан из городской общины. Запрещен выход из нее представителям всех сословий. Принадлежность к некоторым профессиональным коллегиям стала наследственной (например, ремесленникам нельзя было служить в армии, принимать сан священника, занимать муниципальные должности). На куриалов возложена тягостная обязанность по сбору налогов, причем недоимки возмещаются ими из своих средств. Результат – разорение куриалов, бывших главной социальной опорой ранней империи.

3. Денежная реформа:
1) Эдикт о максимальных ценах на продовольственные и ремесленные изделия. Уточнена стоимость золота в слитках и введен монометаллический золотой стандарт; из серебра наряду с медью теперь чеканили только мелкую разменную монету. Налажен выпуск высокопробной золотой монеты – солида, весом в ½ римского фунта, стоимость которой соответствовала номиналу.
2) Налоговая реформа: отныне все собственники (кроме жителей Средней и Южной Италии) должны уплачивать прямые налоги. В сельской местности размер налога определяется соотношением количества земли одного собственника (с учетом ее качества, расположения и характера землепользования) и количества занятых на ней работников. Система jugatio-capitatio: «ярмо» для оценки земельной собственности и «голова» для оценки рабочей силы. «Смиренные» платят налог натурой, с годового урожая – аннону, «достойные» платят деньгами. В городах оценка имущества производилась с учетом доходности мастерской, лавки и т.д. Низшие слои общества (и селяне, и горожане) обязаны были государству многочисленными отработочными повинностями (ремонт лорог, мостов и т.д.).

4. 332 г - Эдикт о вечном прикреплении колонов к их участкам.

5. Религиозная реформа:
1) 313 г. – Миланский эдикт – предоставление христианам свободу вероисповедания. Церковь получила статус юридического лица. В ответ в 314 г. епископы Галлии призвали своих единоверцев не уклоняться впредь от воинской службы и не чураться гражданской деятельности.
2) 325 г. – Никейский собор – I Вселенский собор, собрание всего высшего духовенства. Выработка Символа веры – краткого официального изложения сути христианства, произведен отбор и канонизация текстов священных книг, сформулированы обязательные правила поведения, несогласные объявлены еретиками.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.