Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-29 | 291 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Процесс стилеобразования по природе является одним из центральных интегративных проявлений культурной сферы, объединяющим эстетические взгляды на определенном этапе развития общества. Следует отметить, что творческий потенциал такого плодотворного синтеза проявляется именно в период зарождения стиля, который в своей зрелой фазе чаще всего приходит к устоявшимся оформившимся клише.
Современная ситуация отмечена бытованием целого спектра, в том числе, и антагонистических подходов к новейшей истории стилеобразования: одни рассматривают архитектуру и искусство в эволюционной последовательности стилей, другие – вовсе не признают понятие «стиль» в новейшей культурной парадигме. Внестилевая логика позволяет относить разные культурные феномены к влияниям тех или иных общекультурных направлений: экологическим, естественным, «рукотворным» или техногенным проявлениям; индивидуальным или социальным стратегиям; живому чувственному восприятию, диалогу или цифровым, медийным средствам коммуникации, традиционалистскому или экспериментальному дискурсу. При этом художественное начало сегодня, напрямую вряд ли может попасть в этот перечень, хотя, по нашему мнению, сопутствует каждому направлению как неотъемлемая сущность архитектуры.
Каноническая для ХХ века линия систематизации творческих общностей основана на периодической смене «модернизма» (художественного радикализма) и «либерализма», законодательного мышления и полемичной, рефлективной логики. Начиная со второй половины ХХ века, на роль центрального подхода претендовало множество направлений: версии хай-тека, философия минимализма, зеленая архитектура, дигитальное цифровое проектирование. На сегодняшний день значение ведущего проектного метода примеряет ряд актуальных тенденций: экологически ориентированная архитектура, ландформинг и связанное с этим зеленое строительство с использованием устойчивых технологий; цифровое параметрическое проектирование в широком значении организации структуры, функции, формы; естественно-гуманистическая линия, сохраняющая ремесленные традиции зодчества.
|
Приверженцы отдельных тенденций претендуют на роль идейных лидеров, как, например, Н. Фостер и Р. Пиано в эко-технологической архитектуре; Д. Либескинд, В. Прикс в сфере символической экспрессии формы; Р. Кулхас в глобализованной медиа стратегии; Ж. Нувель, Ж. Херцог и П. де Мерон в иллюзорной эстетике материальности; Б. Ингельс, У. Олсоп в концептуальном и социальном дизайне архитектуры; С. Холл в «феноменологической» области архитектуры; П. Цумтор в новом ремесленном подходе; З. Хадид, Ф. Гери, Х. Рашид, Ф. Ромеро в области дигитального формообразования или П. Шумахер с идеей всеобъемлющего параметризма; Г. Линн, Ф. Роше с экспериментами по цифровому «выращиванию» зданий и др. Среди актуальных взаимных влияний архитектуры, искусства, философии, техники следует выделить ряд узловых пересечений, собирающих на определенных основаниях все многообразие актуальных течений в более крупные блоки, своего рода, новейшие стили: метамодернизм (пост-постмодернизм); дигитальное (цифровое) проектирование; «устойчивую архитектуру».
О.В. Орельская. Синтетические приемы в стилеобразовании
В докторской диссертации О.В. Орельской «Нижегородская архитектура ХХ века как отражение российского и зарубежного зодчества» дано обоснование общих закономерностей и основных принципов стилистического развития зодчества. Изучение стилей на примере архитектурной практики региональной архитектуры ХХ века позволило автору разработать теоретическую модель развития архитектурных стилей ХХ века.
|
Каждый из стилей рассматривается всесторонне в совокупности художественного, композиционного, функционального и конструктивного аспектов. Так, рассматривая предысторию архитектуры ХХ века, автор останавливается на анализе рационализма, модерна и эклектизма. При этом как синтетическое направление трактуется модерн, а как декоративно-художественное – эклектизм. О.В. Орельская подчеркивает, что принцип комплексного анализа позволяет всесторонне рассмотреть систему стилей в хронологической последовательности, их признаки, свойства и связи между собой, составить схему взаимовлияния стилей, принадлежащих как одному направлению, так и разным направлениям, связи между которыми носят как прямой, непосредственный характер, так и косвенный, опосредованный характер [171].
О.В. Орельская подчеркивает, что для архитектуры модерна как синтетического стиля характерным является символизм, симбиоз рационального и иррационального; утопизм (преобразование жизни художественным творчеством). В художественном аспекте это проявляется в синтезе архитектуры, живописи и скульптуры.
Закономерность развития стилей О.В. Орельская определяет следующим образом: «Система стилей – развивающаяся система. Принцип развития ориентирует на изучение истории стилей, их прошлого, настоящего, будущего, на учет динамичности развития, возможных их изменений, появления нового. Принцип развития заставляет рассматривать стиль в развитии, движении, изменении, т.е. в процессе его совершенствования. Развитие стилей напоминает движение по спирали с возвратами назад на новом уровне. В ходе развития стиля возрастают возможности расширения его вариаций, модификаций... Происходит как развитие целого, так и его частей: развитие системы архитектурных стилей и ее элементов» [171].
Исследователь вводит ряд принципов развития стилей, среди которых для наго исследования наиболее значимыми являются принцип существования в архитектуре XX столетии как моностилей, например, стилизаторства, модерна, конструктивизма, так и гибридных (зонтичных) стилей, таких как, эклектика, модернизм, советский авангардизм, ар-деко, постмодернизм; принцип заимствований, который проявляется в различных методах: смешения стилей, ассимиляции, синтеза, адаптации; принцип неразрывной связи стиля с творческой личностью мастера – принцип возникновения нового стиля при наличии мастера-лидера и последователей его творческих концепций [171].
|
Отметим пунктиром архитектурно-художественные перекрестки в ходе ХХ века. Становление современной архитектуры во многом было обусловлено влияниями нового искусства: живописи, скульптуры, театра, фотографии, зарождавшегося дизайна. В художественном плане новейшая архитектура унаследовала традицию впитывать и интерпретировать явления всей художественной сферы так же, как и тенденцию художественно осваивать философию, науку, все междисциплинарное поле знания. Наиболее сильными художественными ориентирами остаются линии визуальной свободы художественной формы и театрализации; тотального дизайнерского подхода, включающего различные медиа-ресурсы; концептуального дискурса в искусстве, определяющего интеллектуальные амбиции и эстетические предпочтения.
Минимализм и постминимализм, пожалуй, оставил один из наиболее заметных следов в образном строе современной архитектуры. Неслучайно, сам термин «минимализм» часто звучит с претензией на стиль или один из стилей, выразивших философию времени. К архитекторам-минималистам с долей условности причисляют многих японских зодчих, А. Сиза, Э. Соуто де Моура.
Противоположное устремление к выразительной сложной форме часто соотносят с традицией культуры барокко. Вероятно, здесь было бы точнее говорить о театральности и визуальности вообще, об увлеченности игрой смыслов, пространств, форм, а также иллюзорных эффектов: наслоений, вибраций, отражений, бликов. Такая архитектура по своей идее обманна, являя ирреальный образ в эстетике «чуда». Интересно, что параллель с барокко возникала в декоративно-символических течениях, предшествующих модернизму на самых ранних стадиях стиля, а также в зрелом стиле, особенно в его литературном наследии [38]. Подтверждение такого парадоксального взаимопроникновения смыслов дает архитектура стекла, зародившаяся в модернизме, ставшая одним из его канонов, но несущая потенцию к открытости и свободе прочтения.
|
Барочность постмодернизма стала синонимом многополярности мышления и обостренной чувственности, а также формальных качеств вычурности, эклектики, избыточности. Сегодня «барокко», это, скорее, обозначение вектора художественной эмоции, достигаемой современными техническими возможностями. Апеллируя к свободной работе с формой на основе новых цифровых технологий, И.А. Добрицына использует термин «электронное барокко», вошедший в орбиту нелинейной архитектурной парадигмы [85].
Сильное универсальное начало является характерной чертой любого большого стиля. Неслучайно, такие обозначения, как «классика», «готика», «барокко», «модернизм» и др. часто употребляются не в качестве узнаваемого стиля конкретной исторической эпохи, а как метафоры художественного мышления. Постмодернизм часто расценивают как вектор духовного состояния, уводящий в сторону от ортодоксальности модернизма.
«…Постмодернизм – не фиксированное хронологическое явление, а некое духовное состояние… подход к работе. В этом смысле правомерна фраза, что у любой эпохи есть свой собственный постмодернизм… по-видимому, каждая эпоха в свой час подходит к порогу кризиса…Прошлое давит, тяготит, шантажирует. Исторический авангард хочет откреститься от прошлого… Авангард разрушает, деформирует прошлое…Авангард не останавливается: разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до безобразности, до чистого холста, до дырки в холсте, до сожженного холста, … к немоте, к белой странице… к абсолютной тишине. Но наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда… Постмодернизм – это ответ модернизму», – писал У. Эко в заметках на полях «Имени розы».
Безусловно, постмодернизм по-своему интегративен и имеет в основании идеи нового гуманизма, фиксирующего переход «от классического антропологического гуманизма к универсальному гуманизму, включающему в свою орбиту не только все человечество, но и все живое, природу в целом, космос, Вселенную». Обобщающим идеалом постмодернистов мыслится не ясная система, а хаос (космос). В книге И. Головановой «История мировой литературы» Т.В. Курило выявляет характерные черты, присущие постмодернизму в литературе: интертекстуальность; пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого; многоуровневая организация текста; прием игры, принцип читательского сотворчества; неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы); жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества); театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования»; явление «авторской маски», «смерть автора».
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!