И.А. Добрицына. Минимализм и постминимализм как художественно-концептуальные источники архитектуры — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

И.А. Добрицына. Минимализм и постминимализм как художественно-концептуальные источники архитектуры

2018-01-29 421
И.А. Добрицына. Минимализм и постминимализм как художественно-концептуальные источники архитектуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интерпретацию художественных явлений архитектурой по праву можно считать прочной традицией всего ХХ века, причем не только эстетической, но и концептуальной. «Поле» как путь и образ художественной мысли проявилось в живописи футуристов, в лучизме М. Ларионова, в планетарных композициях В. Кандинского и в супрематическом абстрактном пространстве К. Малевича, в сферических абстракциях Р. и С. Делоне, в мозаичной колористике П. Клее и «цветовых полях» М. Ротко и др. Концепция абстрактной живописи ХХ века вообще («конкретного» искусства, кинетического, оп-арта) предполагает создание выразительного поля формы и цвета (линий, пятен, паттернов и т.д.), соотнесенного с полем смыслов, ощущений, оптических иллюзий или спонтанных образов.

Еще один коренной мотив обновлённого искусства, связанный с активным освоением категории пространства и пространственности, проявил сильный архитектонических потенциал всех пластических искусств, становясь частым основанием художественного синтеза (архитектоны и планиты К. Малевича, контррельефы В. Татлина, конструкции А. Родченко, скульптурные эксперименты Архипенко, Цадкина, Н. Габо, мобили и стабили Колдера). Концептуальная линия искусства, не лишенная нигилизма, во многом впитав перечисленные посылы, при этом существенно изменила отношение к художественной стороне произведения, отдавая приоритет процессу создания или понимания на основе интеллектуальной работы. Свершился еще один этап абстрагирования, который освободил концепт поля в искусстве от визуального опыта, вывел его в область междисциплинарных значений синхронно со всем полем философии культур.

Соглашаясь со С. Алленом, И.А. Добрицына указывает, что для определения смысла понятия «поле» и выявления его генетических корней в искусстве, необходимо обратиться к принципам построения формы, характерным для минимализма и постминимализма, который «развился в США в 1960-е годы как реакция на абстрактный экспрессионизм с его эмоциональным подходом. Аллен считает, что история послевоенной американской живописи и скульптуры – это в значительной степени история усилий, направленных на то, чтобы выйти за пределы кубистского композиционного синтаксиса» [85, с. 254].

Представители американского экспрессионизма 1940-50-х годов (Джексон Поллок, Аршил Горки, Франц Клайн) в своих произведениях экспериментировали с цветными мазками и обтекаемыми формами, отказавшись от «прямолинейных» поисков кубизма. Минимализм развился как антитеза абстрактному экспрессионизму, но в тоже время являл собой «альтернативу европейскому кубизму».

И.А. Добрицына пишет, что «отказ от композиции в пользу процесса у Роберта Морриса и отказ от композиции в пользу частей у Доналда Джадда сделали общепризнанными усилия по созданию новой модели произведения. Скульпторы-минималисты 1960-х и 1970-х стремились освободить произведение искусства от фигуративных или декоративных черт, чтобы приблизить его к архитектурному модусу. Структура значений была смещена от непосредственно воспринимаемого объекта к пространственному полю между наблюдателем и объектом – к зоне переменчивого вмешательства зрителей, всегда заполненной движущимися телами» [85].

Для работ художников Карла Андре, Дана Флавина, Роберта Морриса, Дональда Джадда характерен выход за рамки непосредственно картины, в формировании которой принимали участие окружающее пространство и зритель [85, с. 255]. В изобразительном искусстве это было первым посылом «состояния поля» на уровне интуиции, который позже развился в виде довольно точной модели структуры поля в постминимализме. На это указывает И.А. Добрицына, соглашаясь с мнением С. Аллена.

Смешение техник и материалов, не свойственное минимализму, стало появляться в произведениях художников-постминималистов Брюса Наумана, Линды Бенглис, Кита Сонниера, Алана Сарета, Евы Хессе, Барри Ле Ва. «Постминимализм отмечен некой приостановкой, онтологическим сомнением, тогда как минимализм отличался определенностью; постминимализм живописен и бесформен, тогда как минимализм жестко ограничен; постминимализм привязан к материальным вещам и визуальности, тогда как минимализм затрагивал глубинные структуры и идеи, – отмечает И.А. Добрицына [85]. И далее: «постминималисты более радикально, чем минималисты, изменяют тип восприятия произведения: они уходят от восприятия дискретного объекта к прочтению записи процесса его делания и приближают нас к восприятию произведения в некоем «поле», в духовном пространстве, в метафизическом измерении» [85].

Наиболее близко к «состоянию поля» подошел в своем творчестве скульптор-минималист Барри Ле Ва. Работа с пространством была близка ему, т.к. он обучался также архитектуре. Создавая скульптуру и предугадывая процесс ее жизни в пространстве, он использовал в своем творчестве элемент случайности. Концептуальная позиция мастера проявлялась в том, что задавая начальные условия, он намечал и режиссировал некую «последовательность событий» для художественного произведения, картину его развертывания во времени.

И.А. Добрицына отмечает, что это был «сдвиг в сторону расширения представлений об объекте. Эта тенденция позволяет говорить об объекте уже не в плане его абстрагированного формального описания, а в плане изучения действий по его созданию». Аналогию с таким подходом исследователь видит в работах современных архитекторов, отмечая метод построения формы у Ренцо Пиано от отдельного соединительного узла, который диктует форму целого объекта [85, с. 257].


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.