Общая характеристика курса биологии — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общая характеристика курса биологии

2018-01-28 193
Общая характеристика курса биологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа

 

 

Предмет_________ Биология __________________________________

Уровень_________ базовый _________________________________

(базовый, расширенный, профильный, углубленный)

Класс________ 7 ______

Составитель:_____ Лопаткина Л.В. ____________________________

учитель (предмет)___ биологии ________

категория____ высшая_ __________

 

 

2017 г.

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса «Биология» 7 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.

 

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа.,2010 г.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана в соответствии с:

·. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральными государственными образовательными стандартами;

· основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МОУ Гимназии г. Фрязино Московской области;

· Учебным планом на 2017-2018 учебный год МОУ Гимназии;

на основе:

· Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ. авт. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2013.

· УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.

· Учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.

· Рабочей тетради к учебнику Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

 

Цели биологического образования

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

· социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

· приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

· ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

· развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

· овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

· формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

· формирование ответственного отношения к обучению;

· формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

· формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

· осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

· формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

· ставить учебную задачу под руководством учителя;

· систематизировать и обобщать разумные виды информации;

· составлять план выполнения учебной задачи.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

· основные признаки живой природы;

· основные признаки царства Растения;

· основные органоиды клетки;

· особенности растительных тканей;

· жизненные формы растений.

Учащиеся должны уметь:

· объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

· характеризовать методы биологических исследований;

· работать с лупой и световым микроскопом;

· узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки;

· узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;

· соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Демонстрация

· Стадии прорастания семени фасоли.

· Геотропизм корней.

· Развитие побега из почки.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

· формирование ответственного отношения к обучению;

· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

· формирование основ экологической культуры;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

· ставить учебную задачу под руководством учителя;

· систематизировать и обобщать разные виды информации;

· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;

· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;

· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

· особенности строения вегетативных органов цветкового растения;

· особенности строения цветка как генеративного органа;

· строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;

· видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;

· использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;

Учащиеся должны уметь:

· объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

· характеризовать функции органов растений;

· описывать стадии развития органов растений и всего растения;

· называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;

· различать и определять типы корневых систем;

· определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;

· сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;

· устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;

· изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;

· объяснять особенности роста органов растения;

· устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;

· систематизировать знания по теме;

· оценивать свои результаты и достижения.

Демонстрация

· Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

· Нормальные и этиолированные проростки.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

· формирование ответственного отношения к обучению;

· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

· формирование основ экологической культуры;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

· ставить учебную задачу под руководством учителя;

· систематизировать и обобщать разные виды информации;

· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;

· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;

· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

· особенности минерального и воздушного питания растений;

· отличие дыхания от фотосинтеза;

· роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;

· особенности разных типов размножения;

· особенности двойного оплодотворения у цветковых растений;

· роль биологических знаний в практической деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

· объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;

· сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;

· характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;

· обосновывать космическую роль зелёных растений;

· устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой;

· характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;

· объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;

· сравнивать разные виды размножения;

· сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;

· применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;

· проводить черенкование комнатных растений;

· характеризовать этапы индивидуального развития растения;

· соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

· формирование ответственного отношения к обучению;

· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

· формирование основ экологической культуры;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

· ставить учебную задачу под руководством учителя;

· систематизировать и обобщать разные виды информации;

· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;

· осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;

· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;

· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

· значение систематики в изучении растений;

· классификацию растений;

· общую характеристику водорослей как низших споровых растений;

· особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и жизни человека;

· характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные;

· общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их приспособленность к среде обитания;

· значение образования семени;

· отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств, относящихся к этим классам;

· историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных растений;

· заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.

Учащиеся должны уметь:

· систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;

· осваивать приёмы работы с определителями растений;

· выделять и описывать существенные признаки водорослей;

· сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;

· сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;

· распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;

· характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;

· устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;

· проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;

· прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;

· применять приёмы работы с определителями растений;

· выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;

· объяснять сущность понятия эволюции растений;

· называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;

· характеризовать значение растений в жизни человека;

· соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

· формирование ответственного отношения к обучению;

· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

· формирование основ экологической культуры;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

· ставить учебную задачу под руководством учителя;

· систематизировать и обобщать разные виды информации;

· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;

· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;

· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

· характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;

· о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества;

· о роли зелёных растений в природных сообществах;

· о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;

· о смене природных сообществ и её причинах;

· особенности культурных и природных сообществ;

Учащиеся должны уметь:

· объяснять сущность понятия природное сообщество;

· устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;

· характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;

· наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;

· систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;

· называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;

· объяснять целесообразность ярусности;

· называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;

· приводить примеры смены природных сообществ;

· объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;

· аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.


ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема программы Количество часов № п/п Тема урока Планируемая дата проведения урока Фактическая дата проведения урока
Наука о растениях - ботаника   1. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений    
2. Многообразие жизненных форм растений. Вводный контроль    
3. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.    
4. Ткани растений.    
Органы растений          
5. Семя, его строение и значение.    
6. Условия прорастания семян    
7. Корень, его строение и значение    
8. Побег, его строение и развитие    
9. Лист, его строение и значение    
10. Стебель, его строение и значение    
11. Цветок, его строение и значение    
12. Плод. Разнообразие и значение плодов    
Основные процессы жизнедеятельности растений 6+1        
13. Минеральное питание растений и значение воды    
14. Воздушное питание растений - фотосинтез    
15. Промежуточный контроль    
16. Дыхание и обмен веществ у растений    
17. Размножение и оплодотворение у растений    
18. Вегетативное размножение растений и его использование человеком    
19. Рост и развитие растений    
Многообразие и развитие растительного мира          
20. Систематика растений, её значение для ботаники    
21. Водоросли, их разнообразие и значение в природе    
22. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение    
23. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика    
24. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.    
25. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.    
26. Семейства класса Двудольные    
27. Семейства класса Однодольные    
28. Историческое развитие растительного мира    
29. Разнообразие и происхождение культурных растений    
30. Дары Нового и Старого света    
Природные сообщества 3+1        
31. Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме    
32. Итоговый контроль.    
33. Совместная жизнь организмов в природном сообществе    
      Смена природных сообществ и её причины    
итого          

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать

· определения основных терминов и понятий, изучаемых в 6 классе в курсе ботаники,

· особенности строения растений и зависимости растительного организма от среды обитания,

· основные процессы жизнедеятельности растительного организма.

· Иметь представление об эволюции растений, их разнообразии: от самых древних, примитивных (водорослей, мхов), до наиболее развитых – цветковых растений.

· Знать о приспособленности растений к жизни в природных сообществах,

· об изменении природных сообществ и их разнообразии на Земле.

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

· Распознавать на рисунках и таблицах различных представителей царства Растения, их органы, ткани, растительную клетку.

· Разъяснять значения биологических терминов и правильно их употреблять; пользоваться энциклопедиями, биологическими справочниками и словарями.

· Работать со схемами и таблицами, иллюстрирующими особенности растительных организмов и процессы, происходящие в них.

· Находить и объяснять взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности растений и средой их обитания.

· Приводить примеры различных представителей царства Растения.

· Освоить приёмы работы со световым микроскопом, знать правила оформления лабораторных работ.

· Освоить приёмы работы с определителями растений.

· Знать правила обращения с биологическими приборами, правила поведения в кабинете биологии.

· Уметь проводить простейшие биологические эксперименты, делать обобщения и выводы.

· Работать с текстом учебника и дополнительной литературой, определять основную мысль, формулировать вопросы к тексту, структурировать информацию, грамотно излагать её с помощью устной и письменной речи.

Учебно-методическое и информационно-методическое обеспечение

Методическая литература для учителя

1. Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

2. Биология: 7 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.

3. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 54 с.- (Стандарты второго поколения);

4. Биология: 5-9 классы: программа /И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с.;

Основная литература для учащихся

1. Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

2. Рабочая тетерадь

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
  2. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.
  4. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
  5. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.
  6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология».
  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.

 

 

Рабочая программа

 

 

Предмет_________ Биология __________________________________

Уровень_________ базовый _________________________________

(базовый, расширенный, профильный, углубленный)

Класс________ 7 ______

Составитель:_____ Лопаткина Л.В. ____________________________

учитель (предмет)___ биологии ________

категория____ высшая_ __________

 

 

2017 г.

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса «Биология» 7 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.

 

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа.,2010 г.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана в соответствии с:

·. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральными государственными образовательными стандартами;

· основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МОУ Гимназии г. Фрязино Московской области;

· Учебным планом на 2017-2018 учебный год МОУ Гимназии;

на основе:

· Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ. авт. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2013.

· УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.

· Учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.

· Рабочей тетради к учебнику Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

 

Цели биологического образования

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

· социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

· приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

· ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

· развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

· овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

· формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

· формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

· овладение научным подходом к решению различных задач;

· овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

· овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

· воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

· формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Представленный курс биологии посвящён изучению растений. В нём развивается концепция, заложенная в учебнике «Биология» для 5 класса (авт. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова). В учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучение биологии 1 ч в неделю (35 ч в год). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Место учебного предмета в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 35 часов, из них 3 часа – резервное время. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Резервное время (2 часа) может быть использовано на осуществление диагностики уровня знаний учащихся (вводный, промежуточный и итоговый контроль).

Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план

№ п/п Название раздела Количество часов /программа Пономарёвой/ Количество часов /рабочая программа/
1. Наука о растения – ботаника    
2. Органы растений    
3. Основные процессы жизнедеятельности растений    
4. Многообразие и развитие растительного мира    
5. Природные сообщества    
  Контроль знаний /промежуточный, итоговый/ -  
Итого: 33 ч 34 ч

Лабораторные работы:

1. «Строение семени фасоли».

2. «Строение корня проростка».

3. «Строение вегетативных и генеративных почек».

4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

5. «Черенкование комнатных растений».

6. «Изучение внеш


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.