Понятие педагогического менеджмента — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие педагогического менеджмента

2018-01-28 661
Понятие педагогического менеджмента 3.00 из 5.00 1 оценка
Заказать работу

В общем смысле под педагогическим менеджментом понимается процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Менеджмент – это управление (планирование, регулирование, контроль, руководство, организация) педагогическим производством. Это совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей. Педагогический менеджмент – "это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности"[1].

Этих определений вполне достаточно, чтобы сознательно подойти к анализу вопросов управления в образовательных и воспитательных системах, а в том, что они нуждаются в управлении, сомнений нет. Выше мы рассмотрели зависимость эффективности (продуктивности) дидактического и воспитательного процессов от качества управления и вышли на фиксацию закономерной связи: чем выше качество управления, тем выше продуктивность процесса. Следовательно, совершенствуя управление во всех областях и по всем направлениям педагогической системы, мы повышаем уровень ее функционирования и в конечном счете обеспечиваем прирост продуктивности.

Менеджмент в сфере услуг, в том числе педагогических, имеет ряд отличий от производственной сферы. Среди главных особенностей сферы услуг выделяют:

1) высокий уровень взаимодействия с клиентами – персонал учебно-воспитательных заведений напрямую обслуживает своих потребителей;

2) необходимость дифференциации и даже индивидуализации услуг – выполнение индивидуальных, микрогрупповых или групповых заказов;

3) желание потребителей получать относительно небольшие объемы услуг;

4) низкие барьеры поступления;

5) определение мощности производства по пиковым опросам;

6) зависимость функционирования от поведения потребителей;

7) проблематичность (а часто и невозможность) создания запасов;

8) сложность определения параметров качества;

9) необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями;

10) сложность определения эффективности работы персонала;

11) наличие ряда местных регуляторов, существенно влияющих на ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

Отдельно выделим управление педагогическими проектами – относительно обособленными направлениями (частями) деятельности, которые выполняются с определенной целью. На уровне школы или вуза ими могут быть, например:

• научные исследования преподавателей;

• научные исследования студентов;

• учебные занятия;

• всевозможные воспитательные дела;

• издательские проекты;

• строительные проекты;

• обмены студентами, преподавателями;

• экзаменационные сессии;

• проведение каникул;

• развлекательные мероприятия и т.д.

Для управления подобными проектами сегодня все чаще назначаются специально подготовленные менеджеры, которые ведут проект от начала до конца. Должность проект-менеджера становится востребованной и в учебно-воспитательной сфере.

Известно два основных подхода к управлению педагогическими системами – системный (или научный) и ситуационный (или ручной). При системном подходе учитывается вся совокупность взаимосвязанных элементов: задачи, технология, структура, люди, ориентированные на достижение цели в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, а наиболее эффективным признается метод, который максимально отвечает возникшей ситуации. Из этого следует, что в менеджменте присутствует значительная доля творчества, искусства руководителя.

В каждой системе есть ведущий, системообразующий компонент, который связывает в единое целое все другие компоненты. В педагогической системе такую роль выполняет коммуникационный компонент: даже малые изменения в нем отражаются на всей системе и могут вызвать значительные изменения. В числе других постоянных компонентов педагогических систем выделим:

• цели (смысл) функционирования системы. Главная цель, как известно, – формирование свободного, ответственного и творческого человека, готового к жизни в современных условиях;

• содержательное наполнение процессов и сопроцессов. Здесь сосредоточено все, что будет присутствовать в процессе для достижения целевой функции;

• организацию (формы и методы) процесса. Этот компонент объединяет все, относящееся к функционированию системы (протеканию процессов);

• побуждение (мотивацию) участников педагогических процессов к достижению высоких результатов;

• продукты (результаты) функционирования системы, и прежде всего контроль их количества и качества.

Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента заключается в том, чтобы связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.