Педагогические взгляды Я. А. Коменского — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Педагогические взгляды Я. А. Коменского

2018-01-28 258
Педагогические взгляды Я. А. Коменского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до не­го. Книги, как рукопис­ные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному вос­приятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое пра­вило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слы­шимое— слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вку­сом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо пред­меты сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словес­ного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обуче­ния Коменский противопоставил требование сознательности уче­ния. Ученики с помо­щью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изу­чаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указы­вал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые система­тизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сна­чала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо распола­гать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное применить это на деле. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое тре­бование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала.

 

54Система образования в античн – м мире Средиземноморья.

Воспитание и школа в Древнем Риме. В республи­канском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущест­венному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой ступени — грамматические школы, а позже школы ораторов.

Элементарные школы, частные и платные, обслуживали неко­торую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населе­ния, учили чтению, письму и счету, знакомили с зако­нами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.

В грамматических школах., также частных и платных, обучались сыновья привилегированных родителей латинскому и гречес­кому языкам, риторике (искусству красноречия с некоторыми све­дениями по литературе и истории). Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности.

В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов (ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии и правоведению, греческо­му языку, математике и музыке, с тем чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати.

Со времени возникновения Римской империи императоры пре­вратили грамматические школы и школы риторов в государствен­ные школы, задачей которых являлась подготовка преданных им­ператорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы. Особое внимание они уделяли школам риторов.

Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали на­значать представителей христианского духовенства.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.