Сравнение Знаниевый подход Компетентностный подход — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Сравнение Знаниевый подход Компетентностный подход

2018-01-28 577
Сравнение Знаниевый подход Компетентностный подход 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Цели Формирование ЗУНов, основ мировоззрения и культуры Формирование способностей

2.Основания Фундаментальность, теоретичность Прагматичность, практичность

3.Принципы Сознательности, активности, наглядности,

систематичности, научности Самостоятельности, формирования содержания образования, включенности в процесс, открытости свободы выбора

4. Организация Последовательная, лекционно-семинарская, Перманентная, модульная

Образовательного Сессионная.

процесса

5.Технологичность Методы обучения - объяснительный, Технология обучения - проектирование, кейсовая, презентация идей проблемный, поисковый

6.Система оценивания Пятибалльная, одноразовая Рейтинговая, перманентная

7.Роль педагога Лидер, наставник Тьютор, консультант

8.Роль студента Объект обучения Субъект обучения

9.Оценка качества ГОС второго поколения ГОС третьего поколения

10.Модель подготовки ЗУНовскаяКомпетентностная

11. Ключевые слова Знания, умения, навыки Компетенции

Решение задачи повышения качества образования требуется обратить особое внимание на подготовку и профессиональное развитие преподавателя вуза. Именно преподаватель является ключевой фигурой в модернизации современного образования в России. Поэтому необходимым звеном деятельностно-компетентностного подхода является представление о модели профессионального педагога как идеальной цели.

Деятельность преподавателя вуза разворачивается в системе координат "человек-человек" и "человек- наука".

Первая составляющая заключается собственно в педагогической, консультационной и наставнической деятельности, развертывающейся между преподавателем и студентом. Она включает усвоение целей и задач образовательного процесса, выбор и обоснование методологического инструментария, организация коммуникации между участниками образовательного процесса и его оценивание.

Вторая составляющая заключается в занятиях научно-исследовательской деятельностью по своему профилю, изложение результатов в публикациях, на конференциях и семинарах, а также выполнение прикладных научно-методических разработок, связанных с поисками более оптимальных форм, способов и методов обучения.

Профессионализм педагога высшей школы заключается в способности выполнять в единстве собственно педагогическую, научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность, гармоничное сочетание которых только и обеспечивает их взаимообогащение.

При этом современная парадигма высшего образования определяет следующие принципиальные установки, характеризующие специфику профессиональной деятельности преподавателя и культуру его умственного труда.

Прежде всего, это осознание и следование установке, заключающейся в признании того, что интеллектуальная деятельность, умственный труд есть действительно труд, то есть упорная, целесообразная, методически организованная напряженная умственная работа, которая может быть и исполнением тяжкой обязанности, но может быть и реализацией творческого порыва. Это не забава, не пустое времяпрепровождение, а насыщенная реальными затратами усилий поисковая деятельность ума и души преподавателя. Своим отношением к делу преподаватель дает обучающимся наглядный пример, служит образцом отношения к своему делу.

Он должен уметь продемонстрировать, что результатом умственного труда, хотя и является получение конкретного опыта деятельности, знаний и умений, не обязательно заключается в его предметной результативности. Интеллектуальный труд преподавателя и студента также выступает как самоценность, как развивающая работа ума, как рефлексивная способность, результирующаяся в становлении самого субъекта труда. Это помогает преодолеть представление о предмете или его разделах как не имеющих практического значения, понимаемого в узко-ограниченном смысле.

Такое отношение к умственной деятельности не исключает его целесообразности и осмысленности, то есть продуктивной практической направленности на решение конкретных задач и достижение реального результата.

Это также привитие студенту понимания творческого, свободного, достойного человека характера умственной деятельности учебной деятельности, её направленности на открытие, на узнавание "нового", на научение этому "новому", если и не для всего человечества, то для одного человека.

Преподаватель должен сам обладать и научить ученика особому отношению к авторитетам – выдающимся ученым, чье наследие служит материалом умственного труда. Такое отношение Н. Я. Данилевский называл "почтительной независимостью", то есть уважением к заслугам и достижениям чужого труда, пониманием, что наши современники не умнее великих, а только более информированы и осведомлены, в то же время, не попадая в зависимость от их авторитета. В противном случае неизбежным следствием становится догматизм и неспособность к самостоятельному, дерзновенному, критическому видению материала, умению подвергнуть сомнению казалось бы самоочевидные вещи. А без этого движение познания невозможно.

Культура умственного труда предполагает в преподавателе развитую способность к самокритичности, основанную на готовности защищать и отстаивать свою позицию, одновременно сохраняя способность слышать аргументы противоположной стороны, учитывать их и даже быть готовым признать ошибку и изменить позицию, если они окажутся убедительными. Это также способность самому выдвигать опровергающие собственную позицию аргументы, испытывая её на прочность подобными аргументами и выступая перед собой в роли "адвоката дьявола".

Преподаватель в высшем смысле слова – даже не профессия, а миссия. Она предполагает готовность на безусловное уважение к тому, на кого обращена педагогическая деятельность. Это уважение заключается в максимальной понятности, доброжелательности, доходчивости и доступности как в непосредственном общении при проведении занятия, консультации или испытаний, так и при написании работ – учебников, пособий, методических рекомендаций. Труд преподавателя является творческим, предполагающим от него способности к научному исследованию, педагогическому воздействию, владению ораторским искусством, умением убеждать. Успех педагогического воздействия во многом зависит от личности преподавателя, объема его знаний, общей культуры, жизненного опыта, готовности двигаться вперед. При этом преподаватель должен быть готов, отдавая себя своим ученикам, к тому, что кто-то из них может пойти дальше его, превзойти своего наставника, что составляет и гордость, и некоторую душевную драму педагога.

Таким образом, основой подготовки преподавателя высшей школы должна стать организационная, нормативная и научно-методическая деятельность, направленная на формирование универсальной, функциональной грамотности и компетентности, позволяющих преподавателю гибко ориентироваться в сложных ситуациях современной жизни, быть готовым к самообразованию и саморазвитию.

3. Теоретические основы методики преподавания

Термин "методика" имеет древнегреческое происхождение и переводится как путь выполнения работы, учение о нем. В педагогике методика есть раздел науки, которая излагает правила и методы преподавания учебной дисциплины, предмета. Методика выделилась из теории обучения (дидактики), которая излагает теоретические основы образования и обучения – прежде всего обоснования учебных программ, планов, принципов, методов и организационных форм обучения. Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой часть общей теории образования и обучения - дидактики, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим предметом образование, обучение и воспитание людей.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Под методами обучения понимают:

- способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом;

- способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования;

-способ организации познавательной деятельности учащихся".


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.