Игральные карты «антирелигиозные». 1934 Г. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Игральные карты «антирелигиозные». 1934 Г.

2018-01-28 359
Игральные карты «антирелигиозные». 1934 Г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Советская власть на первом этапе своего суще­ствования большое внимание уделяла антирели­гиозной пропаганде как среди детей, так и среди взрослых. Государство рабочих и крестьян, стремив­шееся превратить всё трудящееся население страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества, было весьма заинтере­сованно в усилении безбожной пропаганды во всех её видах. Главными лозунгами борьбы с «религиозным дурманом» были - «Через безбожие- к коммунизму» и «Борьба с религией - это борьба за социализм».

Антирелигиозная деятельность в СССР особенно усилилась после XVII партийной конференции, одобрившей план развития промыш­ленности на 1932 год и принявшей директивы к составлению второ­го пятилетнего плана социалистического строительства. Помимо бес-численного количества «безбожных» книг, брошюр, журналов и газет на искоренение «религиозной заразы» было брошено весьма необыч­ное но очень кодовое оружие - игральные карты.

Первая и единственная антиклерикальная пропагандистская коло­да была выпущена на Карточной фабрике в 1934 году. Карты назы­вались просто И прямолинейно - «Антирелигиозные». Как и другие



РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ


ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ



 


колоды высшего сорта, «Антирелигиозные» производили во внуши­тельном количестве не только для внутреннего потребления, но и на экспорт. Нарисовал карты С.Д. Левашов, художник и один из руково­дителей Карточной фабрики.

Сергей Левашов родился в 1904 году в Саратове. Окончив в 1926 году Художественно-промышленный техникум, приехал в Ленинград и устроился учеником резчика во 2-ю Художественную литографию, где «дорос» до гравёра. Отучившись в Промышленной академии, был назначен начальником карточного цеха. Как хороший специалист, Сер­гей Дмитриевич по распоряжению самого Микояна получил квартиру на Крестовском острове (английский коттедж из трех комнат), правда, не за выпуск карт, а за «освоение печати упаковки апельсинов». Позд­нее министр Микоян собственноручно вручил художнику подарок -радиоприёмник с дарственной надписью. С 1936 года Левашов уже технический директор Первой Художественной литографии. Карты, автором которых является Левашов, датированы 1930 годом.

К сожалению, об истории создания Левашовым своих карт нам прак­тически ничего неизвестно, но сам способ организации композиции каждой карточной фигуры удивителен по своей простоте и оригиналь­ности. Каждая карта представляет собой «ларец с двойным дном»: на переднем плане -духовные лица одной из четырёх мировых религий, а на заднем плане - настоящие помыслы и дела этих «лиц».

Детальное описание сюжетов этих необычных карт, полных тон­ких намёков и аллюзий, позволило бы нам вспомнить многие реа­лии атеистической пропаганды тех лет, но при этом явно бы вышло за границы той религиозной толерантности, которой отмечено время нынешнее. Предоставим читателю самому оценить содержание это­го оригинального артефакта советской истории.

Возвращаясь к самой колоде, отметим, что общей идее антирелигиоз­ной пропаганды соответствуют и джокер, и карточные рубашки. На джо­кере Вседержитель показан в виде благообразного и упитанного капита­листа в цилиндре, галстуке и с крылышками, как марионетками руково­дящим и шаманом, и пастором -довольно заурядный рисунок в стиле ка­рикатур из выходившего в те же годы советского журнала «Безбожник».


Если джокер получился не особо интересным, то карточные рубаш­ки домашняя и экспортная - гораздо выразительнее. В спокойную, строго продуманную композицию рубашки для экспортного вариан­та колоды художник удачно вписал и звезду Давида, и христианский крест, и языческую ритуальную маску. А вот рубашка для «внутрен­нею использования» получилась довольно озорной. На ней лихая и совсем не старая Баба Яга в ярко-красном сарафане, помогая себе по­мелом, улетает в своей ступе в непроходимые сказочные дебри, уно­ся с собой несчастное украденное дитя.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.