Производные кожи: волосы и ногти. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Производные кожи: волосы и ногти.

2018-01-13 417
Производные кожи: волосы и ногти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Почти вся кожа человека покрыта волосами. Количество и расположение волосяного покрова зависит от пола и возраста. В период полового созревания появляются волосы в подмышечной впадине, на лице, на руках и ногах. Волосы могут быть длинные и короткие, щетинистые и пушковые.

Волос имеет корень (луковиц у), которая заложена в коже, и выступающую частьстержень. К сумке волосяного мешочка прикрепляется мышца, которая при сокращении поднимает волос. Цвет волос зависит от пигмента. В пожилом возрасте количество пигмента уменьшается, волосы седеют.

Ногти представляют собой роговую пластинку, лежащую на соединительнотканном ногтевом ложе, ограниченную с боков и у основания ногтевым валиком. Ноготь растет за счет деления рогового слоя эпителия в области корня и движется вперед.

 

Чувствительность кожи.

Кожная чувствительность (поверхностная) воспринимает прикосновение, давление, боль, температуру. Восприятие раздражений с поверхности кожи обуславливают различные чувствительные клетки, расположенные на разных уровнях. Прикосновение и давление воспринимают 500000 рецепторов. Это механорецепторы. Их особенно много в коже кончиков пальцев рук, в коже ладоней и подошв, губ, половых органов, и значительно меньше в области спины. Для исследования используется реакция кожи на раздражение (дермографизм) и дискриминационное чувство. В коже заложены чувствительные клетки (Фаттер-Пачини), от которых начинается чувствительный нерв. Чувство бол и воспринимается свободными нервными окончаниями, которых очень много на поверхности кожи, на слизистых и внутренних органах. Боли могут быть локальными (непосредственно в пораженном участке) и отраженными (в других органах). Наиболее часто встречаемые в практике боли в области сердца за грудиной (локальные) и отраженные – отдает под лопатку, в левую руку. Болевые ощущения имеют значение, как сигнал бедствия, для оказания помощи больному, при этом включаются оборонительно-защитные механизмы: усиливается мышечный тонус, учащается сердцебиение, дыхание, повышается артериальное давление. Рецепторы, воспринимающие температурные воздействия, приспосабливаются к температурным колебаниям окружающей среды (воздух, вода), т.е. адаптируются. Большое значение адаптационные механизмы играют в детском возрасте, для этого используют различные методы: закаливание детей, занятие физкультурой, пребывание на свежем воздухе.

О болевых ощущениях в несуществующей конечности (после ампутации) рассказывают пострадавшие. Эти состояния называют «фантомными» болями. Они обусловлены раздражением поперечника периферического нерва, пострадавшего во время операции. Все раздражения поступают по периферическому нейрону в чувствительную клетку межпозвоночного узла, затем по центральному нейрону попадают в клетки задних рогов спинного мозга. От клеток задних рогов спинного мозга импульс поступает по вставочному нейрону в передние рога спинного мозга. От нервных клеток передних рогов спинного мозга импульс направляется по периферическому двигательному нерву к мышце. Возникает сокращение мышцы и человек отдергивает руку (прикосновение к горячему, холодному, острому и т.д.), что называется безусловным рефлексом. Но импульс не останавливается на уровне спинного мозга. От клеток задних рогов спинного мозга по восходящим путям раздражение направляется к зрительным буграм и зацентральной извилине теменной дли мозга. В клетках коры головного мозга происходит высший анализ и синтез (осмысление создавшейся обстановки) и решение – по ассоциативным путям импульс передается на клетки передней центральной извилины и по нисходящим путям к клеткам передних рогов спинного мозга, от которых начинается периферический двигательный нерв. Импульс, идущий из коры головного мозга, всегда несет собой затормаживающее действие.

 

Патология кожного покрова.

Потница. Потница часто наблюдается в детском возрасте и представляет собой мелкоточечную сыпь красного цвета на туловище, шее и внутренних поверхностях конечностей. Появляется потница в связи с перегреванием ребенка, как в летнее, так и в зимнее время (несоответствие типа одежды и температуры окружающей среды). Элементы сыпи могут инфицироваться.

Опрелости. Опрелости чаще возникают в области гениталия, ягодиц, а также в кожных складках. Возникновение опрелостей связано с недостаточным уходом за ребенком – редкие гигиенические ванны и подмывание, повторное использование нестиранных пеленок и белья. У детей с экссудативно-катаральным диатезом или при инфицировании грибковой флорой наблюдается склонность к быстро возникающим и упорным опрелостям.

 

Вопросы для повторения и самоподготовки.

1. Расскажите о строении вкусовых сосочков.

2. Покажите на таблице локализацию различных вкусовых рецепторов.

3. Зарисуйте строение вкусовых рецепторов, укажите их представительство в мозгу.

4. Назовите структуры полости носа, имеющие отношение к обонянию.

5. Покажите на таблице строение обонятельного нерва и пути его прохождения.

6. Расскажите о подкорковых центра обоняния, их расположении и значении.

7. Объясните значение восприятия обоняния и вкуса у человека и животных.

8. Назовите слои кожи. Какое значение выполняет эпидермис и дерма, подкожножировая клетчатка?

9. Какие слои кожи выполняют рисунок? Где используется анализ кожного рисунка?

10. Расскажите о производных кожи и их значение.

11. Назовите особенности строения потовых и грудных желез, возрастной аспект включения.

12. Какие виды чувствительности кожи вы знаете?

13. Назовите причины заболевания кожи и их проявления.

 

 

.

 

ПРОГРАММА

 

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

 

1.Цели и задачи дисциплины

Для подготовки специалистов педагогов дефектологов необходимы общие знания по анатомии и физиологии ребенка в возрастном аспекте. Эта необходимость обусловлена как изучением других дисциплин медико-биологического профиля, так и дальнейшей работой в специальных дошкольных учреждениях.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающие виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующей основной задаче:

-- подготовка студентов в теоретическом и практическом плане к изучению строения и функций всех органов и тканей организма в разные возрастные сроки, рассматривая при этом деятельность организма как единое целое.

 

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

 

Студент, изучающий дисциплину, должен:

-- знать особенности развития детского возраста;

--.представлять себе взаимосвязь и взаимозависимость функций органов и тканей;

-- основы заболеваний детей в коллективе: причины возникновения и течения болезни, карантины, вакцинацию, гигиенические условия в дошкольном образовательном учреждении;

-- знать о необходимости организации режима дня и питания, биоритма жизни;

-- знать влияние окружающей среды на развитие ребенка.

 

3. Содержание разделов дисциплины

 

1. Введение.

 

1.1 Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Основные задачи данного курса. Предмет возрастной анатомии и физиологии среди других дисциплин медико-биологического блока. Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания.

 

1.2.Краткие исторические сведения о развитии этой науки.

Связь с педиатрией и дошкольной гигиеной. Значение курса для психоневрологии и дефектологии.

 

2. Организм человека как единое целое.

 

2.1 Общая характеристика систем, органов и тканей.

Организация структур организма. Дифференциация клеток по функциональной и морфологической общности. Свойства ткани. Ткани и органы. Органы и функциональные системы.

 

2.2 Учение о нервизме.

Учение И.П. Павлова о «нервизме» как главенствующей, объединяющей, регулирующей системе организма, поддерживающей связь с внешней средой. Нервная система и нервная деятельность.

 

2.3. Учение о гомеостазе.

Организм как саморегулирующая система.

Значение обмена веществ в организме. Ассимиляция и диссимиляция как основа обмена веществ в организме. Понятие «внутренняя среда организма». Учение о гомеостазе. Гуморальная и нейрогенная регуляция функций в организме, их взаимосвязь и взаимозависимость.

 

3. Основные факторы, обуславливающие развитие ребенка.

 

3.1.Понятие о развитии ребенка.

Компоненты развития: рост, дифференциация органов и тканей, изменение внешних и внутренних форм. Количественные и качественные изменения в организме в период развития. Рост как количественное накопление массы тела. Неравномерность роста. Возрастные этапы. Рост и среда. Регуляция роста гипоталамо-эндокринной системой.

 

3.2. Учение о системогенезе и гетерохронии.

Сложность структур функциональных систем. Системогенез как общая закономерность развития ребенка в эмбриональном и постнатальном развитии. Влияние наследственности и внешней среды на развитие ребенка.

 

3.3. Основы периодизации детского возраста.

Значение биологических особенностей растущего организма. Возрастной аспект развития. Критерии возрастных этапов развития. Различные классификации периодизаций детского возраста: периодизация И.П. Гундобина; международного симпозиума по возрастной периодизации; современная классификация. Характеристика возрастных периодов.

Особенности периодов новорожденности, младенческого, раннего и дошкольного возраста.

 

3.3.1. Период новорожденности.

Переход от пренатального развития к постнатальному. Изменение условий внешней среды. Особенности дыхания, сердцебиения, питания, выделения, обмена веществ (терморегуляция) ребенка первого месяца жизни. Санитарно-гигиенические условия пребывания ребенка дома. Значение естественного и искусственного вскармливания. Потеря веса в первые дни жизни. Формирование биоритма. Режим кормления и сна, значение прогулки на свежем воздухе.

Уход за новорожденным ребенком: туалет глаз, носа, рта, ушей, кожных покровов, гигиенические процедуры. Обработка пупка. Купание. Массаж, Одежда новорожденного.

Болезни новорожденных: гемолитическая желтуха новорожденных, причины возникновения и последствия; последствия родовой черепно-мозговой травмы новорожденных, наблюдения и уход за ребенком; пупочный сепсис, причины возникновения и последствия; плохое сосание, срыгивание, их причины; плохой, беспокойный сон, судороги, причины возникновения, помощь детям.

 

3.3.2. Младенческий возраст (до 1 года)

Закономерности увеличения роста и веса тела ребенка. Ежемесячная прибавка роста и веса (таблица). Естественное вскармливание, прикорм. Режим питания, калорийность и витаминизация пищи. Соблюдение режимных моментов и их значение для развития ребенка. Этапы психомоторного развития ребенка первого года жизни: держать голову, сидеть, ползать, Развитие речи ребенка.

Особенности состояния кожных покровов, строения опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. Организация санитарно-гигиенических условий для правильного развития ребенка. Значение туалета, массажа, гимнастики, закаливания для здоровья ребенка.

Воспитание детей первого года жизни, режим питания, чередование бодрствования и сна, прогулки на свежем воздухе, одежда детей.

Необходимость общения для ребенка первого года жизни. Значение слуха и зрения для развития речи. Значение игровой деятельности для развития интеллекта ребенка.

Болезни детей первого года жизни: нарушение функции дыхания. Частые ОРЗ и отиты. Их влияние на состояние слуха ребенка. Профилактика отитов. Нарушение функции желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы (пороки сердца),выделительной системы. Выявление детей с отклонениями в развитии: энцефалопатия, речевые нарушения, задержки психического развития, судороги, нарушение формулы сна, двигательное беспокойство.

 

3.3.3. Преддошкольный (ранний) возраст (от 1 года до 3 лет).

Особенности темпа роста и веса ребенка раннего возраста. Состояние опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств. Психомоторное и речевое развитие детей 2 – 3 летнего возраста. Режим питания, количество разнообразных продуктов, витаминизация пищи. Санитарно-гигиенические условия жизни и воспитания ребенка. Одежда ребенка, пребывание на воздухе. Закаливание. Физкультура.

Расширение контактов и знакомство с окружающим миром, как основа психического развития ребенка. Контакты и информация, профилактика инфекционных заболеваний, Вакцинация.

Болезни детей раннего возраста: инфекционные и неинфекционные заболевания.

 

3.3.4. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Диспансеризация. Выявление различных заболеваний и необходимость санации. Знакомство родителей с режимом дня дошкольного учреждения. Продолжительность пребывания в дошкольном учреждении. Значение периода адаптации.

Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Особенности развития детского организма. Изменение пропорций тела, прибавка в весе и росте. Неравномерность развития органов и тканей. Особенности развития опорно-двигательного аппарата, координации движений, состояние общей и мелкой моторики, значение возраста ребенка (3 – 5 лет и 5 – 7 лет). Возможность ходить по лестнице, по брусу, держать в руке карандаш, лепить из пластилина, играть на музыкальном инструменте и т.д. Значение моторных навыков ребенка для планирования занятий по физкультуре, музыкальной ритмике и педагогических занятий в группе и на прогулке. Психическое и речевое развитие ребенка. Интерес к занятиям и трудовой деятельности.

Организация питания в детском учреждении, режимные моменты, калорийность пищи, санитарно-гигиенические условия пищеблока, столовой. Гигиена рук, игрового материала. Закаливание ребенка. Одежда в помещении и на воздухе. Воспитательные беседы с детьми и родителями о режиме дня и поведении детей. Выработка стойких навыков и привычек.

Возможные заболевания детей дошкольного возраста: острые и хронические заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и другие. Профилактика инфекционных заболеваний: соблюдение карантина, выявление ранних признаков заболевания. Значение закаливания, занятий физкультурой, смены игровой и трудовой деятельности для сохранения здоровья.

Значение медицинского персонала в дошкольных учреждениях: систематические осмотры детей и выявление заболевших, оказание медицинской помощи при травмах, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учреждения.

Организация специализированных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Специализированная медицинская и педагогическая помощь детям, режим питания и лечения, сон на свежем воздухе.

 

4. Строение органов и тканей.

 

4.1. Понятия «ткани», «органы», «системы».

Общая характеристика строения организма. Взаимосвязь органов с выполняемой функцией.

 

4.2. Учение о клетке.

Клетка как элементарная структурная, функциональная и генетическая единица многоклеточного организма. Специализация клеток. Строение клетки. Функциональное значение отдельных структур клетки. Ядро: форма и значение. Цитоплазма. Лизосомы и рибосомы, их значение. Митохондрии, их форма, количество, значение. Образование АТФ (аденозинтрифосфорная кислота), ее значение в аккумуляции энергии в клетке. Аппарат Гольджи и его значение. Белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли в клетке. Обмен веществ в клетке.

 

4.3. Наследственный аппарат клетки.

Значение нуклеопротеидов в клетке. Молекула ДНК и ее строение. ДНК и хромосомы. ДНК и РНК. Информационная РНК. Реализация наследственной информации в структуре белка. Число хромосом в клетке. Лечение клетки и хромосом.

 

5.. Половые клетки, особенности строения и развития.

 

5.1. Место зарождения и этапы

развития половых клеток.

Строение мужских и женских половых органов, их расположение, особенности. Возрастные периоды созревания. Половые железы, их гормоны, влияние на развитие ребенка и подростка. Половой цикл.

 

5.2. Особенности строения половых клеток.

Количество хромосом в половых клетках. Различия в строении мужских и женских половых клеток. Процесс оплодотворения. Основные этапы оплодотворения: слияние клеток и слияние ядер. Особенности строения оплодотворенной клетки (зиготы).

 

5.3. Эмбриогенез и онтогенез.

Развитие оплодотворенной клетки. Эмбриогенез. Пуповина. Образование плаценты. Развитие плода в матке. Появление нервной пластинки, желобка, нервной трубки, первых мозговых пузырей. Формирование спинного и головного мозга. Рождение ребенка. Функция половых желез в послеродовом периоде. Лактация. Здоровье родителей как основной фактор рождения здорового ребенка. Наследственность и среда. Профилактика патологии наследственности.

 

6. Анатомия и физиология нервной системы.

6.1. Общие принципы строения нервной системы.

Центральная (спинной и головной мозг), периферическая (нервы, отходящие от головного и спинного мозга) и вегетативная нервная система. Значение и строение нейрона. Аксон и дендриты. Строение нервного волокна. Серое и белое вещество, расположение, значение миелина. Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона. Структура нерва. Центробежные и центростремительные нервы. Свойства нервного волокна и клетки: раздражимость, возбудимость, проводимость. Биоэлектрические явления в клетке. Проведение возбуждения. Передача возбуждения в синапсах. Значение медиатора для передачи импульса химическим путем.

 

6.2. Возрастные особенности развития нервной системы.

Начало формирования нервной системы в период внутриутробного развития. Первая и вторая половина беременности. Созревание спинного мозга к началу второго периода внутриутробного развития. Готовность головного мозга к моменту рождения. Поэтапное созревание структур головного мозга. Миелинизация пирамидного и экстрапирамидного пути. Ядерные зоны анализаторов.

 

6.3. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.

Характеристика основных этапов развития ребенка. Адаптация к окружающей среде. Преобладание подкорки в ранние возрастные периоды. Значение структурно-функционального созревания коры больших полушарий в приобретении главенствующих функций в корково-подкорковых отношениях. Значение ориентировочной реакции у ребенка. Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка. Значение работ Н.И. Красногорского по изучению высшей нервной деятельности у детей. Пластичность как одна из отличительных черт типов высшей нервной деятельности ребенка, обеспечивающая адаптацию к условиям изменений внешней среды. Пластичность типов как важнейшая особенность, лежащая в основе воспитания, тренировки и перевоспитания характера человека.

 

6.4. Основные законы деятельности нервной системы.

Принцип структурности, принцип детерминизма, принцип анализа и синтеза раздражений в коре головного мозга. Высший анализ всех раздражений, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды. Значение образований временных связей в коре головного мозга. Формирование сложных рефлекторных цепей. Динамический стереотип. Учение о доминанте.

 

6.5. Значение биоритмов.

Чередование труда и отдыха. Значение режима дня для ребенка. Утомление клетки нервной системы. Сон и бодрствование. Современное представление о формах сна. Сторожевые пункты в коре головного мозга Режим дня в детских дошкольных учреждениях.

 

7 Строение и функции опорно-двигательного аппарата.

 

7.1. Значение опорно-двигательного аппарата.

Система органов движения: кости (скелет), связки, суставы и мышцы. Общая характеристика органов движения. Роль скелета в защите органов и тканей; функция опоры и участие в обмене веществ (вводно-солевой обмен).

 

7.2. Общие сведения о скелете; особенности детского возраста.

Формы и соединения костей. Строение позвоночного столба, особенности его формирования в детском возрасте. Возрастные изменения грудной клетки. Особенности строения верхних и нижних конечностей. Форма стопы. Плоскостопие. Сколиоз. Значение строения опорно-двигательного аппарата в норме и патологии для педиатрии, дошкольной гигиены, дефектологии, лечебной физкультуры.

 

7.3. Мышечная система.

Особенности развития в детском возрасте. Гетерохрония развития мышечной системы. Гладкие и поперечно-полосатые мышцы. Сократимость как основное свойство мышц. Утомляемость мышц.

 

7 4 Костно-мышечный анализатор.

Поверхностная и глубокая чувствительность (проприорецепция), место представительства в коре головного мозга. Значение проприорецепции для формирования праксиса. Повторные движения и динамический стереотип. Практика как основа автоматизированных и координированных движений. Биологическое значение тренировки.

 

7.5. Роль труда и физической культуры в развитии двигательного аппарата у детей.

Роль физического труда и физической культуры в развитии двигательного анализатора у детей. Физическая активность как одно из необходимых условий жизни, имеющее как биологическое, так и социальное значение. Влияние гипокинезии на здоровье. Введение физкультуры и труда в практику дошкольных учреждений.

 

8 Железы внутренней секреции.

 

8.1.. Понятие о железах внутренней секреции.

Различие между железами внешней и внутренней секреции. Расположение и значение желез внутренней секреции. Гормоны и адаптация организма к изменениям внешней среды. Гормоны и стресс.

 

8.2. Роль гипоталамо-гипофизарной системы в развитии ребенка.

Роль гипоталамо-гипофизарной системы в процессах саморегуляции функций эндокринных желез. Доли гипофиза, значение гормонов передней, средней и задней долей гипофиза. Влияние гипофиза на рост и вес ребенка, функции других желез внутренней секреции. Роль гипофиза в обменных процессах.

 

8.3. Щитовидная и паращитовидные железы, их значение в развитии ребенка.

Щитовидная и паращитовидные железы, их расположение, значение в обменных процессах. Гормоны щитовидной и паращитовидных желез, влияние их на развитие в пре- и постнатальном периоде развитии ребенка. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы.

Микседема и кретинизм. Значение паращитовидной железы в калиево-кальциевом обмене. Особенности в детском возрасте.

 

8.4. Надпочечники и их значение в развитии артериального давления.

Надпочечники и их значение в регуляции артериального давления (АД) и обменных процессах. Расположение надпочечников, их строение и значение. Основные группы гормонов и их значение в обменных процессах. Надпочечники и гипофиз. Значение адреналина в регуляции нервной деятельности.

 

8.5. Поджелудочная железа и ее значение в белково-углеводном обмене.

Поджелудочная железа и ее значение. Расположение. Двойственность значения железы; внутренняя и внешняя секреция. Значение для пищеварения и усвоения углеводов. Значение инсулина. Гипо- и гипергликемия. Диабет. Значение наследственности и среды в возникновении диабета. Значение рациона питания. Возрастной аспект заболевания.

 

8.6. Вилочковая железа и ее значение в формировании защитных сил организма.

Вилочковая железа (тимус). Расположение вилочковой железы. Значение в детском возрасте. Гормон вилочковой железы и образование Т-лейкоцитов, обеспечивающих поддержание защитных сил организма Взаимодействие вилочковой железы и половых желез.

 

8.7. Половые железы, их значение в развитии ребенка.

Половые железы, их расположение у мужчин и женщин. Возрастной аспект включения. Гормоны и половое созревание. Значение гипо- и гиперфункции половых желез. Значение половых желез в процессе роста и развития ребенка.

 

9. Кровь и органы кроветворения.

9.1. Кровь как компонент внутренней среды организма.

Значение гомеостаза, его регуляция. Значение вегетативной нервной системы, эндокринной системы в регуляции гомеостаза. Взаимодействие всх органов в регуляции гомеостаза. Составная часть крови: плазма, форменные элементы крови Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты).

 

9.2 Плазма крови, ее состав и значение.

Состав плазмы: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Значение для обмена веществ. Значение витаминов, растворенных в плазме. Поддержание осмотического и артериального давления. Вязкость крови. Значение белков плазмы в свертывании крови.

 

9.3. Форменные элементы крови.

Эритроциты, место зарождения и значение. Форма и величина эритроцитов. Особенности строения клетки эритроцитов Возрастные особенности количества эритроцитов. Реакция оседания эритроцитов (РОЭ).

Лейкоциты, место зарождения и значение. Различные формы лейкоцитов. Лейкоцитарная формула. Явления фагоцитоза. Значение работ И.И. Мечникова по изучению фагоцитов. Фагоцитоз как защитная функция организма.

Тромбоциты, место зарождения и значение. Форма и количество тромбоцитов. Тромбоциты и свертывание крови.

 

9.4. Защитные силы организма.

Понятие об иммунитете. Значение иммунитета. Антитела и антигены. Врожденный и приобретенный иммунитет. Восприимчивость и невосприимчивость к заболеваниям. Значение профилактических прививок. Вакцинация и ревакцинация. Возрастной аспект. Показания и противопоказания к вакцинациям. Вакцинация в детском возрасте.

 

10. Возрастные особенности кровообращения.

 

10.1. Строение сердечно-сосудистой системы.

Большой и малый круг кровообращения. Крупные и мелкие артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены. Строение сердца. Значение левого и правого желудочков и предсердий. Особенности сердечной мышцы. Иннервация сердечной мышцы. Постоянный ритм сердечной деятельности. Особенности кровообращения плода. Изменения кровообращения после рождения ребенка. Возрастные изменения сердца.

 

10.2. Сердечный цикл и его регуляция.

Понятия «систола» и «диастола». Систола предсердий и желудочка. Систолический и минутный объем крови. Частота сердечных сокращений в разные возрастные сроки. Электрические явления в сердце (ЭКГ). Механизм непрерывного движения крови по сосудам. Гуморальная и неврогенная регуляция кровообращения. Пульс. Кровяное давление. Особенности детского возраста.

 

11. Возрастные особенности дыхания.

 

11.1. Значение дыхания.

Газообмен. Значение кислорода для обмена веществ. Тканевое и альвеолярное дыхание. Окислительные процессы в организме. Возрастной аспект дыхания.

 

11.2. Строение органов дыхания.

Полость носа, ее строение. Обилие кровеносных сосудов под слизистой носа, их значение. Обонятельная и дыхательная области носа и их значение. Обонятельный анализатор, его строение и значение. Глотка, ее расположение и значение. Особенности строения глотки в детском возрасте. Гортань, ее расположение и значение. Хрящи гортани. Голосовая мышца, ее расположение и значение. Лимфоидное (защитное) кольцо глотки. (железы у купола глотки, у корня языка, в складках зева). Особенности его строения и значение в детском возрасте. Строение трахеи, бронхов и легких, их расположение и значение. Плевра. Особенности строения в детском возрасте.

 

11.3. Механизм дыхания.

Акты вдоха и выдоха. Значение дыхательных мышц в акте дыхания. Иннервация. Типы дыхания. Глубина и частота дыхания. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких. Газообмен в тканях. Значение строения капилляров для газообмена. Регуляция дыхания. Место дыхательного центра в нервной системе. Рефлекторная регуляция. Значение первого крика новорожденного. Частота дыхания.

 

11.4. Обоняние и дыхание.

Особенности возбудимости дыхательного и обонятельного центров. Значение возраста. Индивидуальные степени выраженности обоняния. Снижение обоняния при хронических воспалительных процессах в полости носа.

 

12. Возрастные особенности пищеварения.

 

12.1. Значение пищеварения.

Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи и превращение ее в более простые и растворимые соединения для всасывания и переноса током крови по всему организму. Значение ферментов для расщепления продуктов питания. Специфические свойства ферментов.

 

12.2. Строение органов пищеварения.

Особенности пищеварения в ротовой полости. Вкусовой анализатор, особенности строения и значение, появление у ребенка разного возраста. Измельчение пищи в ротовой полости и смачивание ее слюной. Строение зубов. Молочные и постоянные зубы. Регуляция слюноотделения. Воздействие слюны на пищу в ротовой полости. Пищевод, его строение, расположение, значение. Длина пищевода в детском возрасте.

 

12.3. Особенности пищеварения.

Особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Длительность переваривания пищи в желудке. Вместительность желудка. Значение желудочного сока для пищеварения. Длина кишечника. Особенности строения. Пищеварение в кишечнике. Значение тонкого и толстого кишечника. Строение и значение печени. Желчевыделительная и дезинтоксикационная функция печени. Участие желчи и сока поджелудочной железы в пищеварении.

 

12.4. Всасывание продуктов питания.

Особенности всасывания продуктов питания в желудке и кишечнике в детском возрасте. Значение перистальтики. Метеоризм. Рацион питания. Режим питания. Обработка продуктов питания и сохранение витаминов. Значение витаминов для организма человека.

 

13.Возрастные особенности обмена веществ.

 

13.1 Значение обмена веществ.

Общие сведения об обмене веществ в организме человека. Обмен веществ и энергия. Значение обмена веществ для жизнедеятельности организма. Химическое превращение пищевых продуктов в пищеварительном тракте. Значение ферментов.

 

13.2. Обмен веществ в организме.

Обмен белков. Биологическая ценность белковой пищи. Усвояемость белков пищи. Особенности белкового обмена у детей.

Обмен жиров. Значение жира в организме. Локализация жира в организме: внутри клетки, в оболочках отростков клетки, в межклеточном пространстве (подкожно-жировая клетчатка, сальник и др.). Жир и энергия. Взаимосвязь жиров с белками и углеводами. Нейроэндокринная регуляция усвоения жира в организме. Значение возраста при составлении рациона питания с использованием жиров разных продуктов.

Обмен углеводов. Роль углеводов в организме для поддержания жизни и энергии в нервной системе, сердечной мышце и скелетной мускулатуре. Обмен углеводов у детей. Влияние избытка углеводов у детей.

Водный и солевой обмен, их значение для растущего организма. Минеральные соли в построении скелета и зубов. Избыток минеральных солей в организме, отложение их в суставах и полостях. Нарушение обмена веществ.

Витамины и их значение для растущего организма.

 

13.3. Режим и рацион питания в детских учреждениях.

Возрастные особенности энергетического обмена. Расход энергии для мышечной деятельности. Пополнение энергии. Энергия пищевых продуктов. Нормы и режим питания в зависимости от возраста ребенка. Составление рациона питания в дошкольных учреждениях.

 

14.Возрастные особенности выделительной системы.

 

14.1. Значение процесса выделения.

Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Различные пути выделения: легкие (углекислый газ), кишечник (клетчатка и непереваренные продукты питания), потовые железы (вода, соль и органические вещества), почки (вода, соли, аммиак, мочевина и другие продукты обмена веществ), кожные покровы (теплообмен, дыхание, потоотделение). Сохранение гомеостаза, АД, свойств крови и т.д.

 

14.2 Строение и функции выделительной системы.

Строение и функция почек. Форма и расположение почек. Особенности строения почек. Образование мочи. Первичная и вторичная моча. Состав мочи. Особенности выделительной системы ребенка.

 

14.3 Механизм испускания и удержания мочи.

Рефлекторный процесс испускания и удержания мочи. Выработка условного рефлекса на удержание мочи. Значение сторожевого рефлекса. Значение возраста для формирования условного рефлекса. Причины ночного недержания мочи. Рекомендации родителям по организации помощи детям, страдающим недержанием мочи.

 

15. Гигиена отдельных органов и тканей.

 

15.1 Гигиена нервной системы.

Значение режима дня для жизнедеятельности детского организма. Режим и биоритм организма ребенка. Режим и формирование устойчивых условных связей, дисциплины нормального физического развития. Санитарно-гигиенические условия режима и распорядка дня, чередование сна и бодрствования. Частота приема пищи с раннего детского возраста.

Организация периода бодрствования детей, чередование видов деятельности в зависимости от возраста, состояния здоровья и настроения. Значение освещенности рабочего места и проветривания помещения. Положение ребенка за столом, соотношение высоты стола и стула во время занятий. Осанка. Прогулка на воздухе. Знакомство с окружающей средой, работа в саду. Одежда ребенка для дома и прогулки.

Гигиеническая организация сна. Необходимость дневного и ночного сна для детей раннего возраста. Санитарно-гигиенические условия комнаты для сна. Сон на свежем воздухе. Значение сна для детей с отклонениями в развитии.

 

15.2.Гигиена зрения.

Условия формирования сохранного зрения. Причины дальнозоркости и близорукости, степень снижения зрения и влияние на характер и поведение ребенка. Профилактика этих состояний. Косоглазие, причины возникновения, раннее выявление и методы медицинского воздействия. Цветоощущение. Причины возникновения расстройств цветоощущения.

Гигиенические требования к освещенности рабочего места, к просмотрам диафильмов, телепередач. Расположение экрана, удаленность от экрана, длительность просмотров.

 

15.3. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата.

Особенность строения дыхательных путей и голосовых связок у детей. Состояние слизистых. Значение носового дыхания. Воспалительные процессы в носоглотке. Аденоиды и нарушение процесса носового дыхания. Дыхание через рот и его отрицательное значение. Заболевание органов дыхания: ОРЗ, бронхит, трахеит, пневмония. Осложнения: бронхиальная астма, отиты, аденоиды, ангины. Переход воспалительного процесса из носоглотки на голосовой аппарат, нарушение силы и тембра голоса, охриплость.

Профилактика заболеваний дыхательных путей. Закаливание детей с раннего детского возраста. Занятия физкультурой. Одежда для прогулок. Сон на свежем воздухе. Гигиенические условия в дошкольных учреждениях: проветривание помещений, влажная уборка помещений. Раннее выявление заболевших детей и своевременное лечение.

Профилактика голосового аппарата у детей. Значение речевого режима в детских учреждениях. Возрастной аспект использования голосового напряжения у детей. Не допускать длительного крика, в зимнее время не выходить сразу из теплого помещения на улицу, не употреблять на улице холодную воду, мороженое. Педагогические занятия с детьми с учетом соблюдения голосового напряжения. Подбор песен и стихотворений с учетом возрастных групп.

.

15.4 Гигиена органов пищеварения и мочеиспускания.

Гигиена органов пищеварения. Зубы и уход за ними. Своевременное развитие молочных и постоянных зубов. Уход за полостью рта. Неправильное формирование зубо


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.