Е) Патология слухового анализатора — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Е) Патология слухового анализатора

2018-01-13 260
Е) Патология слухового анализатора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Патология слухового анализатора может быть обусловлена генетическими, внутриутробными, черепно-мозговыми травмами во время родов и асфиксией новорожденных, а также воспалительными процессами в среднем ухе.

По степени тяжести расстройства слуха делят на тугоухость и глухоту.

Глухота – это стойкое понижение слуха, препятствующее речевому общению в любых условиях даже с применением звукоусиливающей аппаратуры. Тугоухость – это понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но возможно при создании специальных условий (приближение источника звука или использование звукоусиливающей аппаратуры). В зависимости от патогенеза различают кондуктивную и нейросенсорную тугоухость.

Кондуктивная глухота (тугоухость) возникает при поражении звукопроводящей системы (нарушение наружного, среднего и внутреннего уха). Нейросенсорная глухота (тугоухость) наблюдается при поражении звуковоспринимающего аппарата (слуховые клетки в Кортиевом органе внутреннего уха, слуховой нерв, височная доля мозга).

Причины возникновения нарушения слуха подразделяются на эндогенные и экзогенные.

К эндогенным факторам относятся различные формы нарушения слуха, обусловленные генетической предрасположенностью, и выявляются сразу после рождения. В этих случаях возможно недоразвитие слуховых косточек (среднее ухо) и волосковых клеток Кортиева органа (периферический конец слухового анализатора во внутреннем ухе), что приводит к глухоте.

К экзогенным факторам относятся различные болезненные процессы, вызывающие нарушение слуха, которые плод переносит внутриутробно. К ним относятся инфекции, травмы, гипоксические и дистрофические состояния, отогенные интоксикации и патологическая наследственность. К экзогенным относятся также факторы, действующие на орган слуха здорового от рождения ребенка в разные возрастные сроки, приводящие к развитию тугоухости (глухоты). Это могут быть вирусные инфекции, влияние антибиотиков и других лекарственных препаратов на слуховые клетки или слуховой нерв, производственные шумы (ультравысокочастотная аппаратура), травмы и опухоли мозга.

Из заболеваний раннего детского возраста наиболее часто отмечаются менингиты (воспаление мозговой оболочки) и отиты. Воспаление мозговой оболочки переходит на слуховой и зрительный нерв, вызывая слепоту и глухоту. Гнойный рецидивирующий отит разрушает костные стенки среднего уха, вызывает отогенный менингит или поражение внутреннего уха с последующей глухотой. Для лечения длительных гнойных воспалительных процессов врачи используют антибиотики в больших дозах, что в ряде случаев приводит к глухоте. В различные возрастные сроки причиной нарушения слуха могут быть вирусные инфекции ЭХО и Коксаки, которые имеют влечение к слуховому нерву. В этих случаях возникает двухсторонний неврит слухового нерва, следствием которого является глухота.

Глухота редко бывает тотальной, чаще сохраняется восприятие низких, очень громких звуков, так называемый, остаточный слух. Однако его недостаточно для восприятия речи. При очень коротком отростке остаточного слуха (до 500 Гц) возникает тотальная глухота. В случаях остаточного слуха более 500 -- 1000 Гц можно использовать звукоусиливающую аппаратуру, обеспечивающую восприятие звуков речи и формировать речевое развитие.

В подростковом возрасте отмечаются серные пробки, затрудняющие проведение звуков. Особенно после бани или купания в воде, когда сера набухает и закрывает слуховой проход, подросток теряет слух. Оказанная медицинская помощь (удаление серных пробок) полностью восстанавливает слух. Еще одной формой нарушения слуха являются «евстахииты» – воспалительные процессы в Евстахиевой трубе, являющейся связующим звеном между носоглоткой и барабанной полостью. Воздух не проходит по евстахиевой трубе, не меняется давление в барабанной полости, что не соответствует атмосферному давлению, действующему на барабанную перепонку со стороны наружного слухового прохода. В этих случаях у подростков слух то улучшается, то ухудшается. Непостоянство слухового восприятия вызывает недоверие к ребенку со стороны учителей и родителей, так как они не представляют себе такие варианты нарушения слуха. Существуют диагностические и лечебные мероприятия при данной форме заболевания.

 

Вопросы

1.

 

 

Орган равновесия

 

Анатомические структуры органа равновесия

Периферический отдел органа равновесия располагается в пирамидке височной кости, тесно связан с органом слуха (внутреннее ухо) и состоит из преддверия (вестибулюм) и трех полукружных каналов. Различают костный и перепончатый лабиринт. Перепончатый лабиринт повторяет форму костного лабиринта. Между ними располагается жидкость перилимфа, внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – эндолимфа. Перилимфа у всех образований (мешочки преддверия, полукружные каналы, преддверная и барабанная лестница внутреннего уха) общая, эндолимфа у каждого своя.

Два мешочка преддверия (передний и задний) построены таким образом, что внутри каждый из них разделен перепонками на большое количество мелких ячеек, в которых находятся отолиты (кальцинаты), жидкость – эндолимфа. К каждой маленькой ячейке подходит ветвь вестибулярного нерва, раздражение которой происходит при движении «вперед – назад». Отолиты надавливают на окончание чувствительного нерва, сигнализируют в головной мозг о положении человека в пространстве. Эта часть вестибулярного аппарата наиболее старая и встречается как у человека, так и у животных. Вход во внутреннее ухо (вестибулюм) определило название всего органа равновесия – вестибулярный аппарат.

При усложнении животного мира в филогенезе и необходимости выполнения сложных видов передвижения (в полете) над преддверием надстроились полукружные каналы, которые включаются при изменении положения головы и тела человека (животного) в пространстве.

Особенности строения полукружных каналов: имеются три канала, располагающихся в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Одна часть канала сужена, другая расширена. Между костным и перепончатым лабиринтом располагается жидкость перилимфа, внутри перепончатого лабиринта находится жидкость эндолимфа. В расширенную часть полукружных каналов проникают отростки периферического отдела вестибулярного нерва, образуя «гребешки».

При изменении положения головы в полукружных каналах перемещается эндолимфа из одного канала в другой, возникает изменение положения нервных окончаний в соответствующем полукружном канале, что вызывает раздражение нервных окончаний вестибулярного нерва. Сигнал об этом поступает в нервные клетки, располагающиеся в ядрах между костной и перепончатой оболочкой. Затем по вестибулярному нерву, который выходит из пирамидки височной кости совместно со слуховым нервом, идет по основанию мозга и подходит к продолговатому мозгу. Слуховой нерв заканчивается в ядре слухового нерва в области ствола мозга, а вестибулярный нерв поднимается по средним ножкам мозжечка и заканчивается в ядрах мозжечка, и регулирует положение человека в пространстве.

 

6. 1. 2 Патология органа равновесия.

Патология органа равновесия зависит от уровня поражения вестибулярного нерва и этиологии, вызывающей расстройство координации движений.

Тяжелое нарушение координации, возникающее при поражении полукружных каналов, проявляет себя ощущением головокружения, тошнотами и рвотами при изменении положения головы. Этиологическим фактором являются воспалительные процессы во внутреннем ухе, переходящие из среднего уха как осложнение хронически рецидивирующего отита, при котором может расплавляться кольцевидная связка. Расстройство координации движений происходит также при поражении мозжечка (опухоли, склеротические или аллергические процессы), клинически проявляется неустойчивой походкой с широко расставленными ногами, положительным симптомом Ромберга, мимопромахиванием при выполнении пальценосовой пробы и другими симптомами. Такая симптоматика характерна для болезни Миньера.

В детском возрасте при недостаточной сформированности вестибулярного аппарата отмечаются частые «укачивания» при езде в транспорте, головные боли, головокружения.

 

Вопросы для повторения и самоконтроля.

 

1. Зарисуйте систему слухового анализатора.

2. Расскажите об особенностях строения наружного слухового прохода у взрослых и ребенка.

3. Расскажите и зарисуйте расположение и строение барабанной перепонки.

4. Перечислите стенки барабанной полости и особенности строения слуховой трубы и сосцевидного отростка.

5. Покажите на рисунке (муляже), особенности расположения слуховых косточек и их значение.

6. Объясните значение барабанной полости.

7. Расскажите об особенностях строения внутреннего уха.

8. Что представляет собой преддверие и полукружные каналы?

9. Как построена улитка?

10. Назовите место расположения перилимфы и эндолимфы?

11. Расскажите, как построен улитковый ход.

12. Что представляет собой звукопроведение и звуковосприятие, их различия.

13. Расскажите и зарисуйте строение Кортиева органа, его значение.

14. Как функционируют полукружные каналы?.

15. Расскажите о возрастных особенностях формирования органа слуха.

16. Назовите причины нарушения слуха.

17. Какие степени нарушения слуха вы знаете? Назовите их различия.

18. Какими методами можно компенсировать снижение слуха?

19. Расскажите о строении органа равновесия.

20. Назовите причины и проявления расстройства органа равновесия.

 

 

7. 1. ОРГАН ВКУСА И ОБОНЯНИЯ

 

У животных вкус и обоняние играют большое значение в плане нахождения пищи, партнера и сохранения жизни. В процессе эволюции у человека функция органа вкуса и обоняния несколько снизилась, но также имеет большое значение и разрешает судить о качестве пищи, окружающей среде, влияют на эмоциональное состояние человека и его поведение.

 

7.1 ОРГАН ВКУСА

 

Орган вкуса у человека представлен различными участками слизистой оболочки в области языка (кончик языка, боковые части и корень языка), мягкого неба, зева, глотки, надгортанника. Слизистая языка покрыта мелкими сосочками, в которых заложены воспринимающие (рецепторы) и опорные клетки. На вершине каждого вкусового сосочка имеется вкусовое отверстие (вкусовая пора), которая ведет в маленькую вкусовую ямку, образованную вершинами вкусовых клеток. На поверхности каждой вкусовой клетки, обращенной в сторону вкусовой ямки, имеются микроворсинки.

Вкусовые чувствительные клетки воспринимают сладкое, горькое, соленое, кислое или их комбинации. Для воздействия на вкусовые клетки эти вещества должны быть растворены в жидкости. Растворителем для них является слюна. Растворенное вещество проникает в сосочек, на вершине которого имеется вкусовая пора, вызывает раздражение нервных окончаний вкусовой клетки. Нервное возбуждение распространяется по нервному волокну периферического нерва и поступает в мозг. Возбуждение нервных клеток передних двух третей языка сладким раствором распространяется в системе подъязычного нерва и поступает в продолговатый мозг. От слизистой мягкого нёба, нёбных дужек и корня языка раздражение проходит в системе языкоглоточного нерва в продолговатый мозг. От надгортанника раздражение проходит по системе блуждающего нерва в продолговатый мозг. Аксоны 7, 9 и 10 пар черепно-мозговых нервов, несущие вкусовые волокна, направляются от ядер черепно-мозговых нервов в составе восходящих путей в зрительный бугор (таламус). От таламуса волокна направляются в область гиппокампа – корковый конец вкусового анализатора, который тесно связан с вегетативной нервной системой. Ответная реакция может распространяться по пирамидной и экстрапирамидной системе.

7. 2 ОРГАН ОБОНЯНИЯ.

 

Орган обоняния расположен в слизистой оболочке верхней носовой раковины и перегородки носа. Обонятельные воспринимающие клетки (рецепторы) имеют короткие (периферические) и длинные (центральные) отростки. Периферические отростки заканчиваются утолщением (булавой), на вершине которых располагаются подвижные обонятельные реснички, воспринимающие пахучие вещества. Пахучие вещества растворяются в секрете слизистых желез и вызывают раздражения нервных окончаний. Для раздражения нервных окончаний достаточно небольшое количество пахучего вещества. Центральные аксоны, собираясь в отдельные нити, поднимаются вверх, проходят через решетчатую кость, отделяющую полость носа от полости черепа, превращаясь в обонятельный нерв, который идет по основанию мозга и заканчивается в обонятельной луковице. От обонятельной луковицы начинается второй нейрон чувствительности обонятельного нерва – обонятельный тракт, который сложным путем достигает сосцевидных тел и коркового конца обонятельного анализатора, расположенного в области гиппокампа (рядом с корковым анализатором вкусового нерва). Обонятельные импульсы направляются также в гипоталамус, миндалевидное тело, входящие в состав лимбической системы, участвующей в формировании эмоциональных реакций.

Таким образом, рассмотренные отделы чувствительности – вкус и запах, выполняют не только роль анализатора соответствующих раздражений, но и принимают участие в формировании эмоциональной сферы.

В последние годы восприятию запаха придается большое значение. Запах изо рта, запах тела приятный или не приятный, привлекает или отталкивает человека. Не случайно проблема восприятия запаха входит в круг реализаций психогенной деятельности. Близкое к пониманию значения запаха относится восприятие вкуса. Вкус может быть по отношению к пище, к одежде. Чаще мы сталкиваемся с понятием «вкусная пища». Когда пищу готовят с приправами, с хорошим запахом, у человека обостряется аппетит, и он съедает положенную для него порцию или просит добавки. Если вкусовых качеств недостаточно, то аппетит снижается, что сказывается на ограничении употребляемой пищи, а с ней и общем состоянии организма, эмоциональной реакции. Это особенно имеет значение в детском возрасте, когда идет формирование эмоциональной сферы. Для поддержания эмоционального фактора имеет значение не только вкус и запах пищи, но и окружающая обстановка, включающая в себя стол, красивую скатерть, цветы в вазе, благоприятное отношение человека, подающего пищу, т.е. окружающая среда, которой придается большое значение в воспитании ребенка.

Нарушение восприятия вкуса и запаха может возникнуть при хронических воспалительных процессах в полости носа, носоглотке, ротовой полости или невротических реакциях на стрессовую обстановку. Часто такие состояния возникают при замечаниях родителей с целью воспитания (упреки, назидания) во время употребления пищи. Ответной реакцией является отказ от еды, потеря аппетита, не восприятие запаха, что часто наблюдается в детском возрасте и у подростков.

.

 

 

8. 1 КОЖА И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ

 

8. 1. 1 Кожа – многофункциональная система, выполняющая защитные, терморегулирующие, дыхательные, обменные процессы.

Кожа – многослойный эпителий, в толще которого заложены потовые и жировые железы, волосковые луковицы, чувствительные рецепторы. Кожа покрывает все тело человека, отделяя его от внешнего воздействия, пылевых частиц, температурных колебаний, проникновения различных инфекций. В коже заложены потовые и сальные железы, промежутки (поры), благодаря которым кожа «дышит». Потовые железы обеспечивают выведение из организма воды и растворенных в ней солей, конечный продукт азотистого обмена. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в коже происходит синтез витамина «Д», необходимый для жизнедеятельности организма, особенно детского. В отсутствии ультрафиолетовых лучей могут развиваться различные заболевания кожи, костно-мышечной системы и внутренних органов. В коже заложены жировые клетки, образующие подкожно-жировую клетчатку, сохраняющие поверхностные покровы от высыхания и охлаждения. Площадь кожного покрова 1,5 – 2 м.кв. В коже заложены окончания чувствительного нерва (рецепторы), воспринимающие прикосновение, давление, боль и температуру (поверхностная чувствительность), передающие раздражения в спинно-мозговые узлы, в зрительный бугор (таламус оптикус) и в зацентральную извилину в теменной доле коры головного мозга (анализатор чувствительности).

В коже различают поверхностный слой – эпидермис, собственно кожу – дерму и подкожно жировую клетчатку.

Эпидермис представлен многослойным плоским эпителием, верхние слои которого ороговевают и отпадают. Толщина кожного покрова до 1,5 мм. В местах наибольшей потертости (ладони, подошвы) верхний слой более плотный, в участках мало соприкасающихся с поверхностью, кожный слой более тонкий (область груди, живота). В поверхностных слоях кожного покрова имеется пигмент меланин, обуславливающий цвет кожи. Наличие меланина увеличивается под влиянием ультрафиолетовых лучей. В многослойном кожном эпителии различают несколько слоев: расположенные в глубине покровного эпителия базального и шиповидного слоев функционально объединены в ростковый слой, от которого образуются поверхностные (ороговевшие) клетки. Роговой слой водонепроницаемый, отличается плотностью, через него не проникают микроорганизмы (защитная функция). Полная смена клеток в эпидермисе происходит в течение 10-30 дней.

Дерма, или собственно кожа, толщиной 1—2,5 мм образована соединительной тканью. В ней различают сосочковый и сетчатый слои. Сосочковый слой располагается непосредственно под эпидермисом и состоит из рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани, образующей сосочки, внедряющихся в эпидермис. Благодаря наличию сосочков на поверхности кожи образуется своеобразный рисунок, характерный для данного человека (дермоглифика), сохраняющийся в течение всей жизни. Строение кожного рельефа широко используется в медицине, для идентификации личности в криминалистике. В сосочковом слое имеются миоциты, связанные с волосяными луковицами. В собственно коже лица, мошонки, соска молочной железы, тыльной поверхности конечностей имеются самостоятельные пучки миоцитов, не связанные с луковицей волос. При их сокращении возникает «гусиная кожа».

Под сосочковым слоем располагается сетчатый слой, который состоит из плотной неоформленной соединительной ткани, содержащей крупные пучки коллагеновых волокон, образующих сеть. На стопе, локтях, кончиках пальцев, подвергающихся постоянному давлению, ячейки сети становятся широкопетлистными. В сетчатом слое залегают корни волос, потовые и сальные железы.

Пучки коллагеновых волокон сетчатого слоя переходят в подкожную клетчатку, содержащую жировую ткань. Этот слой играет большую роль в сохранении терморегуляции и является жировым депо организма. Жировой слой наиболее развит в области ягодиц, живота. В области стоп жировая прослойка выполняет механическую функцию. В коже век и мошонки жировой слой отсутствует.

Железы кожи. К ним относятся сальные, потовые, молочные. Сальные железы располагаются на границе между сосочковыми и сетчатыми слоями собственно кожного покрова. Наибольшее количество сальных желез наблюдается на коже головы, лица, подбородке. Сальные железы выделяют за сутки около 20 гр. кожного сала. Железа состоит из начального отдела и короткого выводного протока, который открывается в волосяной мешочек. Кожное сало смазывает волосяные луковицы, волосы и кожу, а также выполняет бактерицидную функцию, предохраняя кожу от микробов. Активация сальных желез происходит в подростковом периоде. Закупорка сальных желез вызывает нагноение.

Потовые железы находятся в коже в большом количестве, имеют простое строение. На начальном отделе извитые канальцы образуют клубочки. Длинный выводной проток проходит через кожу и открывается на ее поверхности. Пот в основном представляет собой воду, в которой растворены органические и неорганические вещества (минеральные соли, мочевина, мочевая кислота).

Молочная (грудная) железа является измененной потовой железой, располагающейся на передней поверхности большой грудной мышцы. Железа имеет сложное альвеолярное строение. Альвеолы собираются в дольки, каждая из которых имеет свой выводной проток. На передней поверхности железы имеется пигментированный сосок, вокруг которого располагается пигментированный около сосковый кружок. В коже соска и около соскового кружка множество миоцитов, при сокращении которых сосок напрягается. Возрастной аспект формирования грудной железы проходит определенные этапы. Начиная с 5 месяца и до конца беременности, под влиянием эстрогена и прогестерона, развивается альвеолярная ткань. Секреция молока стимулируется лакто-тропным гормоном гипофиза. Уже через 2-3 дня после рождения ребенка у матери появляется молозиво, отличающееся по своему составу от молока. В молозиве содержится меньше белка козеина и оно имеет желтоватый цвет. Через 3-5 дней у матери начинает выделяться молоко, содержащее воду, органические и неорганические вещества. В молоке имеются белковые вещества (глобулин и альбумин), углеводы (лактоза), соли (кальций, натрий и другие сложные химические элементы), витамины, а также антитела, защищающие ребенка от болезни. Кормящая женщина выделяет 0,5-1 литр молока в сутки. По мере взросления ребенка количество молока у матери уменьшается. После окончания периода лактации постепенно происходит обратное развитие молочной железы. Сохраняются лишь некоторые альвеолы. У новорожденной девочки грудная железа еще не развита. В подростковом возрасте отмечается увеличение грудной железы за счет развития жировой ткани.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.