Инфекции перенести со страницы 56-57. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Инфекции перенести со страницы 56-57.

2018-01-13 175
Инфекции перенести со страницы 56-57. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Асфиксия или гипоксия является условным понятием, включающим комплекс биохимических, гемодинамических и клинических проявлений, развивающимся под влиянием остро и подостро протекающей кислородной недостаточности. Внутриутробная гипоксия может быть обусловлена заболеваниями матери и плода. К заболеваниям матери, вызывающих кислородную недостаточность, относят хроническую патологию бронхо-легочной системы (восполительные процессы в носоглотке, в бронхах, в легких), сердечно-сосудистой системы, анемии, инфаркт плаценты. К заболеваниям плода, обуславливающих внутриутробную гипоксию, относят инфекции, интоксикации тяжелые формы желтухи и др. Асфиксия, возникающая во время родов, связана с длительностью родового периода, сжатием пуповины и другими факторами.

Наряду с поражением нервной системы, внутренних органов, возможны локальные изменения со стороны зрительного анализатора. К ним относятся: 1) изменения придатков глаза, 2) изменения собственно глазного яблока и 3) изменения проводящих и корковых отделов зрительного анализатора.

Изменения придатков глаз, которые выражаются в кровоизлияниях в толщу век и под конъюнктиву, быстро проходящие и на зрение впоследствии не влияют (Л.И. Фильчикова 2003).

Изменения глазного яблока заключаются в кровоизлияниях в сетчатку глаза. Последствия такого кровоизлияния различны. В одних случаях гематома рассасывается и зрение не страдает в раннем детском возрасте, но может пострадать в связи с добавочными факторами: инфекцией, интоксикацией, травмой. В других случаях снижение зрения выявляется с раннего детского возраста.

Изменения коркового и проводникового отделов зрительного анализатора характеризуются своими особенностями. Корковые отделы зрительного анализатора особенно чувствительны к кислородному голоданию, при их поражении возникает корковая слепота, которая характеризуется недостаточной зрительной памятью на лица, предметы или буквы. В связи с различием вариантов возникновения зрительных расстройств корковая слепота может проявляться в разные возрастные сроки. При поражении проводящих путей с одной стороны возникает расстройства типа гемианапсии, когда больной видит только половину окружающей картины. Чтобы увидеть другую часть картины, больной должен повернуть соответственно голову.

Родовая черепно-мозговая травма может проявить себя в повреждении защитного аппарата глаз и глазного яблока, повреждении головного и спинного мозга. Изменения, вызванные повреждением глазного яблока, с возрастом сглаживаются, неврологическая симптоматика может проявлять себя в разные возрастные сроки. Повреждения спинного мозга способны в школьном и преддошкольном возрасте привести к зрительным дисфункциям. Так, у детей с родовой травмой шейного отдела позвоночника, чаще регистрируется близорукость. Повреждения головного мозга приводят к церебральным зрительным поражениям, если дегенеративные изменения вещества мозга располагаются в проекции зрительных путей.

Желтухи новорожденных подразделяются на физиологическую и патологическую. Физиологическая желтуха появляется на второй день после рождения и к пятому дню полностью исчезает. Патологическая желтуха новорожденных появляется в первые часы после рождения, резко выражена и сохраняется длительное время. Патологическая желтуха обусловлена разрушением (гемолизом) эритроцитов вследствие иммунологического конфликта между кровью матери и плода по резус-фактору. Выделенный билирубин накапливается в крови новорожденного, во внутренних органах и в головном мозгу. При этом могут поражаться зрительные пути, ядра глазодвигательных нервов, приводя к снижению зрения и косоглазию.

Недоношенными называются новорожденные, вес которых менее 2500г и длиной тела 45см и менее. Недоношенность – это неблагоприятный фон, на котором тяжелее протекают последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии, внутриутробные инфекции. Дети, родившиеся недоношенными с массой менее 1500г, отличаются выраженной близорукостью и косоглазием. Наиболее тяжелая патология зрительного анализатора у недоношенных детей – ретинопатия недоношенных.

Внутриутробные инфекции – это инфекционные заболевания и процессы, которые вызывают возбудители, проникшие в плод от инфицированной матери до наступления родов или во время прохождения ребенка через родовые пути.

Среди внутриутробных инфекций, имеющих наибольшее значение для возникновения офтальмопатологии, выделяют ТОРСН инфекции. Аббревиатура ТОРСН (цит. По Л.И. Фильчиковой 2001) используется для обозначения круга заболеваний, включающих:

Т – токсоплазмоз,

О – сифилис, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД),

Р – рубеола (краснуха),

С – цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ),

Н – герпетическая инфекция.

Токсоплазмоз – вызывается одноклеточным паразитом из группы жгутиковых. Болеет мать, заражение плода поисходит внутриутробно, или при прохождении ребенка через родовые пути матери Поражение головного мозга и глаз отмечается у большого количества детей с врожденным токсоплазмозом. Инфицирование плода происходит на ранних этапах внутриутробного развития. Отмечается триада клинических проявлений:

1) хориоретинит (воспаление сосудистой оболочки и сетчатки глаза),

2) гидроцефалия (водянка головного мозга),

3) кальцинаты (участки воспаления, в которые оседают соли кальция).

Воспалительные участки в хориоретините локализуются в центральной зоне сетчатки – в области желтого пятна – зрение у ребенка резко снижено вплоть до слепоты. Спинно-мозговая жидкость при гидроцефалии давит на перекрест зрительных нервов (хиазму), вызывая их атрофию. Кальцинаты в мозгу появляется как защитная реакция на внедрение токсоплазмы в мозговую ткань. Они могут располагаться вблизи проводящих путей и вызывать различные зрительные расстройства.

Сифилис – инфекция, вызываемая бледной спирохетой. Болеют сифилисом взрослые, у детей отмечается врожденный сифилис. Возбудитель проникает через плаценту во второй половине беременности. Клинические проявления поражения глаз при врожденном сифилисе выявляются в первые месяцы после рождения и характеризуются хориоретинитом (воспалительный процесс в клетчатке). Зрительный анализатор страдает вследствие гидроцефалии или поражения ядер черепно-мозговых нервов. Следствием таких патологических изменений может быть частичная атрофия зрительного нерва, его отек, или косоглазие.

Краснуха (рубеола) – инфекция, вызываемая вирусом коревой краснухи. Инфицирование плода происходит через плаценту в первой половине беременности и вызывает терратогенный эффект. Глазные изменения при коревой краснухе – это врожденная катаракта, глаукома, микрофтальмия (недоразвитие глазного яблока) и ретинопатия.

СПИД – вызывается вирусом синдрома иммунодефицита человека (ВИЧ). Передача вируса иммунодефицита может происходить пятью способами: 1) при внутривенном введении лекарственных препаратов без достаточной стерилизации инструментов; 2) при сексуальном контакте; 3) при соприкосновении слизистых здорового с кровью или кровесодержащими продуктами больного человека; 4) при пересадке органов от больного человека; 5) внутриутробно или в процессе родов. Дети заражаются преимущественно внутриутробно. Из глазных нарушений возможны хориоретинит (ВИЧ – ретинопатия). На глазном дне могут быть выявлены очаги кровоизлияния и специфические невоспалительные очаги изменения сетчатки глаза.

ЦМВИ (цитомегаловирусная инфекция) вызывается одноименными вирусами. Инфицирование происходит через плаценту во время беременности и во время родов, при прохождении через родовые пути матери, через грудное молоко и при переливании крови. Основным проявлением заболевания является нарушение сетчатки. При цитомегаловирусном хориоретините имеются специфические изменения на глазном дне с очагами кровоизлияния. Инфицирование плода вирусом простого герепеса на ранних этапах беременности обуславливает реакцию терратогенного действия. У новорожденного ребенка могут возникнуть врожденные пороки развития глаз и проводящих путей зрительного анализатора.

Приведенные данные подчеркивают значение генетических факторов, внутриутробных инфекций, травм черепа и асфиксии новорожденных в патологии зрительного анализатора. Однако во всех работах указывается, что нет изолированных форм патологии, они тесно связаны между собой. Так, инфекции и интоксикации оказывают влияние на возникновение родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных или на недоношенность, что необходимо учитывать при диагностике болезненных состояний.

Результатом исследования состояния зрения детей с перинатальной патологией выявило преобладающее количество врожденно-наследственных расстройств. Нарушения строения глаз у них сочеталась с патологией нервной системы. Степень риска возникновения сниженного зрения высока (слепота и слабовидение). Если у детей нет выраженных глазных расстройств, то у них страдает оптическая система, выражающаяся в большей частоте близорукости. Дети с нарушением зрения должны наблюдаться у специалиста офтальмолога. Коррекция зрения возможна при помощи очков. В тяжелых случаях нарушения зрения детям оформляют инвалидность по зрению, для обучения и лечения которых имеются специализированные детские сады и школы.

Профилактика зрительных расстройств состоит в ранней диспансеризации детского населения и систематическом наблюдении детей группы риска.

В общеобразовательных учреждениях педагоги должны обращать внимание на то, как близко или далеко ребенок держит книгу или тетрадь во время чтения и письма, рисования или трудовых процессов, и, в случае необходимости, дать совет родителям обратиться к специалисту. При вечерних занятиях в школе и дома осветительный прибор должен стоять слева или сверху, держать книгу ребенок должен на расстоянии 30 см от глаз.

 

 

Вопросы для повторения и самоподготовки.

1. Расскажите о строении глазного яблока.

2. Зарисуйте строение глазного яблока, его оболочек, назовите их значение.

3.Объясните значение каждой из прозрачных сред глазного яблока.

4. Назовите оболочки глазного яблока.

5. Расскажите, что представляют собой светочувствительные клетки.

6. Какие среды относятся к светопреломляющим?

7. Расскажите об особенностях формирования зрительного нерва.

8. Что значит перекрест зрительного нерва?

9. Что такое аккомодация и какое ее значение?

10. Что такое рефракция и какое ее значение?

11. Расскажите об адаптации глаза к свету.

12. Как вы себе представляете цветное зрение? Кто такие «дальтоники»?

13. Расскажите о возрастной динамике зрительных функций.

14. Что относится к вспомогательным средам глаза.

15. Назовите методы проверки зрения.

18. Расскажите о причинах, вызывающих нарушение зрения.

17. Какие могут быть степени снижения зрения?

18. Какие изменения могут быть в зрительном анализаторе, обусловливающие нарушения зрения?

19. Какие специальные учреждения существуют для слабовидящих детей?

20. Профилактика зрительных расстройств.

 

Орган слуха

Орган слуха и равновесия является парным органом и располагается в пирамидке височной кости. Анатомо-физиологические предпосылки формирования органа слуха.

 

Рис.2. Орган слуха

 

Орган слуха анатомически подразделяется на наружное, среднее и внутреннее ухо.

а) Наружное ухо

Наружное ухо включает: ушную раковину, наружный слуховой проход и козелок.

1) Ушная раковина представляет собой хрящевое образование, воронкообразной формы, постепенно переходящее в наружный слуховой проход, покрытое кожей, служит для восприятия звуковых колебаний. У животных ушная раковина подвижная, для лучшего восприятия звуков образует рупор. Для человека в процессе эволюции потребность прислушиваться к очень тихим звукам потеряла свое значение, поэтому ушная раковина стала малоподвижной и прилегает к костям черепа. В нижней части ушной раковины нет хряща, под кожей имеется подкожно жировая клетчатка. Эта часть ушной раковины называется «мочкой» уха.

2) Козелок, хрящевое образование, располагается впереди ушной раковины и является ее частью. Выделился козелок из ушной раковины, когда она стала неподвижной и приняла уплощенное положение. Впереди козелка располагается проекция среднего уха, надавливание на которую при восполительных процессах вызывает резкую болезненность (важно для диагностики отитов у маленьких детей).

3) Наружный слуховой проход является продолжением ушной раковины. Стенки наружного слухового прохода частично хрящевые (продолжение ушной раковины) и частично костные (в области височной кости). В наружном слуховом проходе выделяют два участка сужения: 1) в месте перехода хрящевой части в костную и 2) в месте прикрепления барабанной перепонки к наружному слуховому проходу. Длина наружного слухового прохода у взрослого человека 2--2,5 см, у детей значительно короче за счет недоразвития костей черепа. В месте сужения образуется костное кольцо, в которое вставлена барабанная перепонка. Наружный слуховой проход покрыт многослойным кожным эпителием, постепенно истончающимся при переходе на барабанную перепонку, что обеспечивает полную герметичность среднего уха. Особенностью кожного покрова (многослойного кожного эпителия) наружного слухового прохода является наличие жировых и серных желез, а также волосковых клеток, значение которых – задерживать пылевые частицы из окружающей среды.

 

б) Среднее ухо

Среднее ухо состоит из барабанной полости, слуховой трубы (Евстахиева труба) и сосцевидного отростка. Все части среднего уха располагается в толще пирамидки височной кости и заполнены воздухом.

1) Барабанная полость имеет форму куба объемом до 1 кубического см. у взрослых, у детей значительно меньше из-за недоразвития костей черепа. Барабанная полость имеет 6 стенок, из них – 5 костных (задняя, верхняя, нижняя, передняя и задняя) и 1 – перепончатая (барабанная перепонка).

-На границе между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка – наружная стенка барабанной полости.

-Между средним ухом и внутренним ухом находится внутренняя стенка, в которой имеются два отверстия: овальное и круглое. К овальному отверстию со стороны среднего уха прилежит овальное основание косточки стремени. Круглое окно затянуто пленкой – вторичной барабанной перепонкой.

- Верхняя стенка отделяет барабанную полость от полости черепа,

-Нижняя стенка отделяет от проходящих крупных сосудов: сонной артерии и яремной вены.

-В передней стенке открывается слуховая труба, соединяющая барабанную полость с носоглоткой. Слуховая труба частично хрящевая (ближе к носоглотке) и частично костная (проходит в пирамидке височной кости).

-Задняя стенка отделяет барабанную полость от сосцевидного отростка, имеет большое количество отверстий, через которые проходит воздух в сосцевидный отросток.

Вся система среднего уха воздухоносная. Атмосферное давление со стороны наружного слухового прохода, оказывающее влияние на барабанную перепонку, уравновешивается давлением воздуха со стороны среднего уха.

Особый интерес представляет барабанная перепонка, располагающаяся между наружным и средним ухом, и плотно вставлена в наружный слуховой проход.

 

Барабанная перепонка имеет округло-овальную форму, состоит из трех слоев:

- наружный – однослойный кожный эпителия, обращен в сторону наружного слухового прохода,

- средний – фиброзный, состоит из двух рядов волокон, идущих в радиальном и концентрическом направлении, обеспечивая плотность и натянутость перепонки. В верхне-наружной части барабанной перепонки нет фиброзного слоя, что делает ее расслабленной.

- внутренний слой барабанной перепонки выстилает слизистая, которая покрывает всю поверхность барабанной полости.

Барабанная перепонка располагается в области наружного слухового прохода под углом. У маленьких детей угол наклона барабанной перепонки по отношению к нижней стенке наружного слухового прохода составляет 15 градусов, т.е. почти горизонтально. С возрастом барабанная перепонка разворачивается, меняется положение наружного слухового прохода и барабанной перепонки, угол наклона к 4 – 5 годам достигает 45 градусов, у взрослых угол наклона составляет 75 градусов. Изменение угла наклона барабанной перепонки обеспечивает возможность восприятия большего количества звуковых раздражений.

В барабанной полости располагаются три слуховые косточки, две мышцы и одна связка.

К слуховым косточкам относится молоточек, наковальня и стремечко.

В молоточке различают головку и рукоятку. Короткий и длинный отростки рукоятки молоточка вращены в фиброзный слой барабанной перепонки. Головка молоточка прилежит к телу наковальни. Отростки наковальни соприкасаются с косточкой стремени. В косточке стремени выделяют головку, дугу и подножную (овальную) пластинку, которая, в свою очередь, вставлена в овальное отверстие внутренней стенки барабанной полости. Для полной герметизации внутреннего уха в барабанной полости имеется кольцевидная связка, которая одним краем прикрепляется к внутренней стенке барабанной полости и другим краем – к подножной пластинке косточки стремени, удерживая ее в определенном положении и обеспечивая подвижность. Таким образом, слуховые косточки располагаются последовательно от барабанной перепонки (наружной стенки) к косточке стремени (внутренней стенке), основная функция которых является проведение звуковых колебаний. В этом процессе принимают участие две мышцы, прикрепляющиеся одним концом к боковой стенке барабанной полости, а другим концом одна мышца соединена с косточкой молоточка, натягивает барабанную перепонку, улучшая восприятие тихих звуков (сторожевая мышца), а другая мышца подходит к косточке стремени, задерживая ее движения при сильных звуках (стременная мышца), ослабляя проведение звуков.

2) Слуховая труба (Евстахиева труба) открывается в передней стенке барабанной полости и соединяет барабанную полость с носоглоткой. Стенки слуховой трубы, прилежащие к барабанной полости, костные, стенки слуховой трубы, прилежащие к носоглотке, хрящевые. Через слуховую трубу в барабанную полость поступает воздух, который заполняет все среднее ухо. В раннем детском возрасте вход в слуховую трубу постоянно открыт, поэтому инфекция из носоглотки свободно распространяется по слуховой трубе, вызывая различные воспалительные процессы в Евстахиевой трубе (евстахиит) и в среднем ухе (отит). У взрослых вход в слуховую трубу прикрыт мышцей, открывающей вход при выполнении глотательных движений. Необходимость заполнения воздухом барабанной полости обусловлена поддержанием равного давления воздушной струи на барабанную перепонку со стороны наружного и среднего уха.

3) Сосцевидный отросток отделен от барабанной полости тонкой стенкой (задней), в которой имеет большое количество мелких отверстий. У новорожденного сосцевидный отросток представляет собой небольшой костный бугорок, имеет внутри одну полость – пещеру. С возрастом сосцевидный отросток увеличивается в размерах за счет развития костной стенки. Внутри сосцевидного отростка вокруг пещеры развиваются сосцевидные ячейки, связанные между собой и заполненные воздухом.

 

в) Внутреннее ухо

Внутреннее ухо располагается в толще пирамидки височной кости позади среднего уха и состоит из преддверия, полукружных каналов и улитки. Это система костных полостей и каналов (костный лабиринт), которые выстилают надкостница, располагается перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного лабиринта. Между костным и перепончатым лабиринтом располагается жидкость – перилимфа. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – эндолимфа.

 

Преддверие

Преддверие представляет собой полость, наружная стенка которого представляет отверстие овальной формы, к которому прилежит овальное основание косточки стремени. Внутри полости преддверия расположены два перепончатых мешочка: передний и задний, разделенных на ячейки, в которых находится жидкость – эндолимфа, кристаллы – отолиты и нервные окончания, сигнализирующие в нервную систему движение вперед – назад. Вокруг мешочков располагается жидкость – перилимфа.

 

Полукружных каналов

Полукружных каналов три, располагающихся в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Строение полукружных каналов отличается тем, что одна сторона канала расширена, другая сужена. В расширенной части канала располагаются нервные клетки, чувствительные отростки которых спускаются вглубь канала в виде гребешка. Внутри канала находится жидкость – эндолимфа, между перепончатым и костным каналом – жидкость перилимфа. Перилимфа у всех образований общая. При изменении положения головы эндолимфа смещается, вызывая раздражение нервных окончаний, которые сигнализируют о положении тела в пространстве.

 

Улитка

Костный лабиринт представляет собой спирально завивающийся канал, расширяющийся книзу. Костная улитка составляет 2,5 завитка, располагается вокруг костной колонки. Вверху маленький завиток, спускаясь вниз, он становится все больше и шире. Весь костный лабиринт улитки разделен перепонкой на две части – лестницы, верхняя часть называется преддверной лестницей, нижняя – барабанной. Эти названия обусловлены тем, что преддверная лестница соединяется с преддверием, барабанная – заканчивается у круглого окна, затянутого вторичной барабанной перепонкой. У вершины улитки преддверная и барабанная лестницы соединяются. В преддверной лестнице тонкой пленкой (Рейснерова мембрана) отделяется узкий ход – собственно улитковый ход. Преддверная и барабанная лестницы заполнены перилимфой, собственно улитковый ход – эндолимфой.

Строение собственно улиткового хода: от костного стержня отходит костный выступ (гребень), продолжением которого являются эластичные волокна, различные по длине и натянутости. У вершины улиткового хода костный гребень небольшой, а эластичные волокна длинные. Опускаясь вниз по винтовой лестнице костный гребень становится шире, а эластичные волокна короче. Эластичных волокон до 30000, они создают основную ленту, на которой расположены слуховые и поддерживающие клетки. На каждом эластичном волокне находится своя слуховая (волосковая) клетка и по бокам – поддерживающие клетки. Над слуховыми и поддерживающими клетками располагается покровная или Кортиева мембрана. Слуховые клетки вместе с мембраной и эластичными волокнами образуют Кортиев орган. К каждой слуховой клетке подходит периферический отросток слухового нерва, центральный отросток направляется через щель в костном гребне в костный стержень, в котором располагается спиральный нервный узел, от волокон которого начинается слуховой нерв.

 

г) Звукопроведение и звуковосприятие

Звукопроведение начинается с наружного слухового прохода, когда звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Здесь, в среднем ухе, звуковые колебания усиливаются на 30 дб. Усиление звуковой волны обусловлено двумя причинами: Первая причина состоит в том, что три слуховые косточки, располагаясь горизонтально, составляют неравноплечный рычаг (с одной стороны – молоточек и наковальня, с другой – косточка стремени), и второй причиной является разница площади барабанной перепонки и овального окна.

Звуковая волна вызывает колебание косточки стремени в среднем ухе и прилежащей к ней волну перилимфы в преддверии. Волна перилимфы преддверия распространяется вверх по преддверной лестнице, переходит на барабанную лестницу и заканчивается у круглого окна, затянутого барабанной перепонкой. В ответ на частоту колебаний перилимфы, идущей по барабанной лестнице, начинают колебаться эластичные волокна, рассчитанные по длине и натянутости на определенную частоту. Вместе с эластичными волокнами начинают колебаться слуховые клетки, сидящие на них, и соприкасаться с покровной (Кортиевой) мембраной.

С момента соприкосновения слуховых клеток с покровной мембраной начинается звуковосприятие, т.е. включается нервный импульс, распространяющийся по нервному волокну. Нервные клетки составляют спиральный узел, располагающийся в костной колонке. Короткий отросток нервной клетки проникает через костный гребень и подходит к слуховой клетке. Длинные отростки нервной чувствительной клетки собираются вместе в костной колонке, образуют слуховой нерв, который выходит из пирамидки височной кости совместно с вестибулярным нервом, идет по основанию мозга и заканчивается в ядре слухового нерва, расположенного в ромбовидной ямке, а вестибулярный нерв поднимается по средним ножкам мозжечка и заканчивается в ядрах мозжечка. По воздушной проводимости человек воспринимает звуки от 16 до 20 тысяч колебаний в секунду. Животные и птицы могут воспринимать более низкие и более высокие звуки.

Наряду с воздушной проводимостью имеется костная проводимость, которая проходит через кости черепа: темечко и сосцевидный отросток, кости более тонкие и заполнены воздухом. Костная проводимость обусловлена колебаниями костей черепа, минует барабанную полость, и вызывает колебания перилимфы. По костной проводимости проходят волны низкой частоты, которые воспринимаются длинными эластичными волокнами у вершины улитки. Совместная деятельность воздушной и костной проводимости обеспечивает четкое восприятие низких, средних и высоких звуков. В случаях нарушения воздушной проводимости (отиты, отосклероз) сохраняется костная проводимость, допускающая восприятие низких звуков.

Местонахождение, направление звуков человек способен определять при одновременной работе обоих ушей. Глухой на одно ухо человек должен приспосабливаться, чтобы уловить направление звука

От ядер слухового нерва в ромбовидной ямке слуховые раздражения поднимаются вверх, отдают свои веточки задним холмам четверохолмия и латеральным коленчатым телам. На уровне подкоркового центра слуха замыкается рефлекторная дуга, по которой реализуются через экстрапирамидную нервную систему подсознательные (двигательные, секреторные) рефлексы в ответ на различные слуховые воздействия. Основная часть слухового нерва достигает верхне-височной извилины, где происходит высший анализ и синтез всех звуковых раздражений. Ответная двигательная осознанная реакция направляется по пирамидному пути и заканчивается, как и экстрапирамидная система, у клеток передних рогов спинного мозга, от которых направляется импульс на периферию, к мышце.

 

д) Возрастные особенности органов слуха и равновесия

У новорожденного ушная раковина уплощена, хрящевое образование мягкое, кожа тонкая. Мочка уха имеет небольшие размеры. Наиболее быстро растет ушная раковина в течение первых 2 лет жизни ребенка и после 10 лет. Наружный слуховой проход у новорожденного узкий, короткий за счет недоразвития костей черепа, кожные покровы нежные, в связи с чем подкожно-жировой слой и железы недостаточно развиты. Барабанная перепонка у маленького ребенка имеет большой угол наклона и располагается почти горизонтально по отношению к нижней стенке наружного слухового прохода. С возрастом угол наклона барабанной перепонки увеличивается: в возрасте 4-5 лет угол наклона составляет 45 градусов (наибольшая активизация восприятия речи). У взрослого человека угол наклона барабанной перепонки достигает 75 градусов.

Барабанная полость у новорожденных значительно меньше, чем у взрослых за счет недоразвития костей черепа, и заполнена смазочной массой, которая постепенно рассасывается и истекает через слуховую трубу и полость носа. Стенки барабанной полости очень тонкие, особенно верхняя стенка, отделяющая барабанную полость от полости черепа. Со стороны полости черепа к барабанной полости прилежат мозговые оболочки. У недоношенных детей в верхней стенке бывают отверстия, которые, в случаях воспалительных процессов в среднем ухе, делают возможным переход гнойной жидкости на мозговые оболочки (отит и менингит). Барабанная полость отделяется от сосцевидного отростка задней стенкой, в которой у новорожденных имеется широкое отверстие, ведущее в сосцевидную пещеру. С возрастом задняя стенка уплотняется, но отверстия остаются, вокруг пещеры развиваются сосцевидные ячейки. Воспалительные процессы из среднего уха переходят на сосцевидный отросток, вызывая в нем воспалительный процесс (мастоидит).

Внутреннее ухо новорожденного недостаточно развито из-за несформированности костной системы (пирамидки височной кости). С возрастом уплотняется кости черепа, улучшается развитие слуховой системы – восприятие звуков.

Новорожденный ребенок реагирует на громкие звуки вздрагиванием, изменением дыхания, прекращением плача. Вполне отчетливым становится слух к 2-3 месяцам. На втором месяце жизни ребенок различает качественно различные звуки, в 3-4 месяца дифференцирует звуки по высоте. С возрастом улучшается восприятие звуков, отличающихся незначительными музыкальными тонами.

Острота слуха определяется наименьшей силой звука, которая может вызвать звуковое ощущение (порог слышимости). Сила звука определяется в децибелах (дб). У взрослых порог слышимости лежит в пределах 10-12 дб., у детей в возрасте 6-9 лет – 17-24дб. Наибольшая острота слуха достигается к среднему и старшему школьному возрасту. Человеческое ухо воспринимает звуки от 20 до 20000к/с (Герц), но лучше всего воспринимаются звуки на частоте 1000 к/с (число, приближенное к частоте колебаний самой барабанной перепонки, (800 к/с), как самые слабые, так и самые сильные.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.