Искусство Итальянского Возрождения. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Искусство Итальянского Возрождения.

2018-01-28 291
Искусство Итальянского Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итальянский Ренессанс был началом общеевропейского Возрождения — периода великих перемен и достижений, который начался в Италии в XIV веке и продолжалось вплоть до XVI века, ознаменовав переход от средневековой к современной Европе.

Слово «возрождение» (итал. larinascita) впервые употребил в 1550 году итальянский художник и историограф Дж. Вазари в работе «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он назвал «возрождением» деятельность итальянских художников начала XVI века после долгих лет упадка в период «средневековья и варварства».

Этот термин также использовался в работах историков ХІХ века, таких как Жюль Мишле и Якоб Буркхардт. Эпоха Возрождения породила интерес в обществе к культуре классической античности. Время, последующее за периодом Возрождения гуманисты называли темными веками.

Самыми известными достижениями итальянского Возрождения являются достижения в области искусства и архитектуры. Кроме этого, этот период характеризуется серьёзными достижениями в литературе, музыке, философии и других искусствах, а также в области науки. В конце XV века Италия стала признанным Европейским лидером во всех этих областях и в той или иной степени сохранила это лидерство вплоть до 1600-х годов. Итальянское Возрождение сопровождалось крахом итальянской политики. В эти времена почти вся Италия была разделена на отдельные маленькие государства. Итальянский Ренессанс начался в Умбрии (Центральная Италия), с центром в городе Флоренция. Позже он распространился в Венеции, где сохранились остатки древней греческой культуры. Возрождение оказало значительное влияние на Рим. Итальянский Ренессанс достиг своего пика в середине XVI века, во времена иностранных вторжений, которые ввергли регион в хаос итальянских войн. Однако, идеи и идеалы эпохи Возрождения пережили время и распространились по всей Европе, затмив Северное Возрождение.

Итальянская живопись эпохи Возрождения оказывала доминирующее влияние на европейскую живопись на протяжении столетий. В это время там работали такие художники, как ДжоттодиБондоне, Мазаччо, фра Анджелико, Пьеро Делла Франческа, Доменико Гирландайо, Перуджино, Микеланджело, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи и Тициан.

Архитектура итальянского Возрождения известна по работам архитекторов Филиппо Брунеллески, Леона Баттиста Альберти, АндреаПалладио и ДонатоБраманте. Среди их работ — Кафедральный собор Флоренции, Собор Святого Петра в Риме, кафедральный собор ТемпиоМалатестиано в Римини, множество великолепных особняков.

Особенности:

Итальянское Возрождение в целом характеризуется последовательностью процесса духовного раскрепощения, выходом из-под власти церкви (как экономически, так и политически - именно этот процесс получил название секуляризации), подъемом во всех областях художественного творчества, появлением новых жанров в искусстве (и собственно искусства в сегодняшнем понимании этого слова). Италия по праву считается родиной культуры Возрождения. Именно здесь эта культура впервые заявляет о себе фактом появления книги прозаических эссе и лирической поэзии Данте Алигьери (1265-1321 гг) "Новая жизнь", этого первого в Европе литературного произведения, выданного национальным языком.

Одним из ярких признаков итальянского Возрождения стало новое понимание искусства и науки, занятия которыми перестали считаться недостойными благородного человека. Поэтому в раздробленной на множество карликовых государств Италии, говорила на разных диалектах, деятели искусств - Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Донателло и многие другие - были настолько известны, что их имена не нуждались даже фамилий, чтобы быть узнанными.

И все же эта эпоха вошла в историю как повел свободы, как рождение надежды. Именно в трактатах деятелей итальянского Возрождения впервые осмысленно большую роль новаторства, декларируется необходимость создания чего-то нового как оправдание человеческого существования.

Архитектура:

В эпоху Ренессанса не было необходимости возводить огромные строения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые возводили римляне. Классические нормы архитектуры изучались и воспроизводились для того, чтобы служить современным эпохе целям. При строительстве большое внимание уделялось фасадам. Фасады в зданиях размещались симметрично относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, были оформлены с вертикальными выступами стен (пилястрами), арками и антаблементом, увенчаны фронтоном.

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к использованию классических элементов архитектуры и орнамента. Ранее Возрождение в искусстве проявлялось в стремлении к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами.

Пространство, как архитектурный компонент зданий, было организовано в видении, отличном от средневекового. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей стали подчиняться геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377—1446).

Фасад церкви Санта-Мария-Новелла, 1470г.

В храмовом строительстве Итальянского Ренессанса основным типом строений оставалась базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, различие наблюдалось в отдельных элементах — расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов. В стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий зодчие ориентировались на греко-римские архитектурные памятники.

Во Флоренции Ренессанс в архитектуре связан с творчеством зачинателя новой европейской архитектуры, теоретика искусства эпохи Возрождения Леоне Баттиста Альберти. Он оказал влияние на формирование стиля Высокого Возрождения. Как и архитектор Филиппо Брунеллески (церковь Сан Лоренцо), он развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), перестроены церковь Сантиссима-Аннунциата, фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), фасады церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе — здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто.

Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, отличались гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. В храмовом строительстве наблюдалось стремление к колоссальности и величественности; в это время осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола стали опираться на четыре массивных столба.

Представителями архитектуры этого времени были Виньола, построивший Иль-Джезу в Риме и виллу Фарнезе в Витербо, живописец и биограф художников Вазари, им построен дворец Уффици во Флоренции, генуэзец ГалеаццоАлесси, который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе.

 

Художники:

Джотто

ДжоттодиБондоне (1266—1337), по происхождению мальчик-пастух с холмов к северу от Флоренции, стал учеником живописца Чимабуэ и самым выдающимся художником своего времени. Джотто, возможно, под влиянием ПьетроКаваллини и других римских художников рисовал не основываясь на живописных традициях, а на основе жизненных наблюдений.

Считается, что в своём творчестве Джоттопреодол стиль иконописи, общий для Италии и Византии. Плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное с использованием светотени, создающей иллюзию глубины пространства. Фигуры на картинах Джотто кажутся трехмерными; они стоят на земле, облачены в одежды со складками и структурой. Но больше всего характерно для Джотто то, что герои его картин испытывают эмоции. На лицах, изображаемых Джотто видна радость, гнев, отчаяние, стыд, злость и любовь.

Цикл фресок из жизни Христа и жизни Богородицы, которые он написал в капелле Скровеньи в Падуе установил новый стандарт для сюжетных изображений. Его картина Мадонна Оньисанти находится в галерее Уффици во Флоренции, в том же помещении, где и картины Чимабуэ Мадонна Санта Тринита и Дуччо Мадонна Ruccellai. По ним легко сравнивать особенности живописных традиций мастеров. Одна из особенностей проявляется в работах Джотто, связанных с наблюдениями за окружающей жизнью. Он считается предтечей эпохи Возрождения.

Большим художественным завоеванием мастеров живописи времен Джотто является светотеневая моделировка. У Джотто человеческие фигуры не отбрасывают теней, к изображаемым им сценам неприменимо понятие «освещенность». Светотень он использует для создания ощущения рельефности фигуры, используя при этом известный оптический эффект — глаз человека воспринимает более светлое — более близким, а тёмное — удаленным.

Леонардо да Винчи

Сфера интересов и степень таланта, которые демонстрировал Леонардо во многих областях науки и искусства, рассматривается как архетип «человека эпохи Возрождения». Но он был, в первую очередь, художник, опередивший свое время, художник, который опирался на знания разных областях жизни.

Леонардо был научным наблюдателем, имеющим свой взгляд на окружающие предметы. Он изучал и рисовал цветы, водовороты рек, формы скалы и гор, смотрел, как свет отражается от листвы и как сверкали драгоценности. Он изучал формы человеческого тела, препарируя тридцать или более тел невостребованных трупов из больниц для того, чтобы понять устройство и формы мышц и сухожилий.

Как ученый, он создал учение об «атмосфере». В его картинах, таких как Мона Лиза и Мадонна в скалах, он использовал свет и тень с такой проницательностью, что, за неимением лучшего слова, его стали называть Леонардо «дым».

Одновременно с приглашением зрителя в таинственный мир изменчивых теней, хаотических гор и водоворотов, Леонардо достиг в своем творчестве реализма в выражении человеческих эмоций, образов Джотто, но неизвестных Мазаччо в его Адаме и Еве. «Тайная вечеря» Леонардо, роспись в трапезной монастыря в Милане, стала эталоном для картин с религиозным сюжетом следующей половины тысячелетия. Идея расписать трапезную возникла после перестройки алтарной части монастырской церкви, превратив её в усыпальницу правителя Милана Лодовико Моро и его рода. Роспись Леонардо была закончена в 1497 году.

В картине изображены 12 апостолов, разбитых на 4 группы. Справа от Христа изображен апостол Фома, в правой части картины изображены апостолы Матфей, Фаддей и Симон. Слева картины изображены апостолы Варфоломей, Андрей, Иаков Младший. Леонардо отказался от традиции помещать Иуду отдельно и изобразил его среди апостолов. В настоящее время роспись находится в плохом состоянии. Процесс разрушения начался ещё при Леонардо, что отчасти связано с использованием в росписи фрески смешанной техники с преобладанием темперы. Леонардо, как свидетельствовал Вазари, работал медленно, долго обдумывал работы, вносил многочисленные поправки, отсюда — нарушение технологии росписи, требующей быстроты работы и не допускающей поправок.

Многие другие художники эпохи Возрождения рисовали версии тайной вечери, но только картине Леонардо суждено было быть воспроизведенной бесчисленное количество раз в дереве, алебастре, гипсе, на гравюрах, гобелене, вязании крючком и др.

Помимо непосредственного воздействия на людей самих работ, исследования Леонардо в области света, анатомии, пейзаже, технике также пошли на пользу последующим поколениям людей.

Микеланджело

В 1508 году римскому папе Юлию II удалось добиться согласия скульптору Микеланджело продолжить росписи Сикстинской капеллы. Потолок Сикстинской капеллы был построен таким образом, что на нём было двенадцать наклонных частей, поддерживающих свод. На потолке образовалась идеальная поверхность для росписи на тему двенадцати Апостолов. Микеланджело, который уступил требованиям папы, вскоре придумал совершенно другую схему, гораздо более сложную, как в дизайне, так и в иконографии. Масштаб работы, которую он выполнял в одиночку, за исключением некоторой помощи, был титаническим и занял почти пять лет.

По плану Папы, изображения Апостолов должны были тематически образовать живописную связь между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Микеланджело избрал другую схему. Темой фресок был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира — antelegem (до дарования закона Моисея). Роспись свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы — от истории Моисея к жизни Христа. Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя. Девять сцен, по три в каждой группе, раскрывают темы Бога-творца до создания человека, Бога и человека в раю, человека, изгнанного из рая. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения народа Израиля. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы — согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Таким образом, в капелле, посвящённой Деве Марии раскрывается конвергенция Ева — Мария — Церковь.

В 1533 году папа Климент VII хотел получить Микеланжело написать на боковых стенах Сикстинской капеллы фрески «Страшный суд» и «Падение ангелов». Однако папа умер в 1534 году. Микеланжело же успел сделать наброски задуманных композиций. Новый заказ на фреску «Страшный суд» он получил от папы Павла III Фарнезе. Для новой фрески были сбиты как фрески самого Микельанджело в люнетах алтарной стены, так и фрески Перуджино. Работа над новой фреской была закончена в 1541 году. Микеланджело избрал для фрески нетрадиционную иконографию. На фреске все действующие лица не разделены на грешников и праведников, а охвачены смятением перед Страшным судом. Фреска встретила враждебное отношение клерикальных кругов, обвинившим художника в нарушении правил благочестия. По сообщениям Вазари, папа Павел IV собирался уничтожить фреску и дал поручение художнику Даниеле да Вольтерра написать поверх обнаженных фигур легкие ткани.

Рафаэль

Наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, имя Рафаэля Санти является синонимом высокого Возрождения, хотя он был моложе Микеланджело на 18 лет и на 30 лет моложе Леонардо. Нельзя сказать, что он значительно обогатил живопись, как это сделали его знаменитые современники. Скорее, еготворчествобылокульминациейвсехсобытийвысокогоВозрождения.

За свою короткую жизнь он выполнил ряд крупных алтарей, выдающихся портретов пап, иллюстрировал Ветхий и Новый завет. В то время, когда Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы, Рафаэль выполнял неподалеку серии настенных фресок в палатах Ватикана, включая Афинскую школу, Диспут, Парнас.

Фреска «Афинская школа» посвящена апофеозу философии и изображает встречу образованных древних афинян, собравшихся вокруг центральной фигуры Платона, которого Рафаэль лихо скопировал с образа Леонардо да Винчи. Задумчивая фигура Гераклита, который сидит на большом блоке из камня, — это портрет Микеланджело и ссылка на его фреску Пророк Иеремия в Сикстинской капелле. Собственный портрет Рафаэлы находится справа, возле своего учителя, Перуджино. Под видом Евклида, старика начертежом в группе математиков справа художник изобразил архитектора, крупнейшего представителя архитектуры Высокого Возрождения — Браманте. Центральные фигуры фрески, Платон и Аристотель, олицетворяют, согласно воззрениям Ренессанса, два главных раздела философии — натуральную философию, изучающую природу и моральную философию, изучающую этику.

Основным источником популярности Рафаэля были не его основные работа, а маленькие Флорентийские картины Мадонны и младенца Христа. Он снова и снова рисовал один и тот же образ Мадонны с пухлыми младенцами. Его крупная работа, долгое время находящаяся в храме провинциальной Пьяченцы, Сикстинская Мадонна была использована в качестве образцов для бесчисленных витражных окон.

Мазаччо

Мазаччо — великий итальянский художник XV века. Полное имя художника: Томмазоди сер Джованни диГвиди. Родился 21 декабря 1401 года в Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана. Известен как один из лучших художников своего времени, мастер флорентийской школы живописи.

Мазаччо — это великий художник раннего Возрождения. Он работал на самой заре расцвета живописи и внёс немалый вклад в становлении основных живописных законов и принципов. Учителями Мазаччо были Филиппо Брунеллески (1337-1446) и Донателло (1386-1466). Мазаччо стал известен именно своей религиозной живописью. Современные исследователи считают, что самым первым произведением Мазаччо был Триптих Святого Ювеналия, который сегодня хранится в церкви Сан Пьетро а КашьядиРеджелло. Среди массы религиозных картин, фресок и росписей, также известны и три потерта Мазаччо. На всех трёх портретах Мазаччо изобразил молодых людей в профиль.

Итальянский художник Мазаччо часто работал вместе с другим художником Мазолино. Исследователи считают, что Мазаччо повлиял на творчество Мазолино, но всё-таки Мазолино был более успешен, так как писал более понятные для массового зрителя произведения. Известна одна картина, которую Мазаччо и Мазолино написали вместе — «Мадонна с младенцем и св. Анной».

Самыми знаменитыми картинами итальянского живописца 15 века Мазаччо стали такие произведения, как: фрески для капеллы Бранкаччи, «Изгнание из рая», «Чудо с сатиром», «Крещение неофитов», «Святой Пётр исцеляет больного своей тенью», «Раздача имущества и смерть Анании», «Мадонна с младенцем», «Св. Иероним и Иоанн Креститель» и многие другие. Великий художник флорентийской школы умер в Риме осенью 1428 года.

Мантенья

Андре́аМанте́нья (итал. AndreaMantegna, ок. 1431, Изола-ди-Картуро, ныне в области Венеция — 13 сентября 1506, Мантуя) — итальянский художник, представитель падуанской школы живописи. В отличие от большинства других классиков итальянского Ренессанса, писал в жёсткой и резкой манере.

Мантенья родился около 1431 года в итальянском местечке Изола-ди-Картура близ Венеции в семье дровосека. В 1441 году был усыновлен знатоком древностей и художником Франческо Скварчоне. Учился изобразительному искусству, а также латыни у Скварчоне, который пробудил в нём интерес к античности. В 1445 году был записан в цех живописцев Падуи.

В возрасте 17 лет Мантенья в суде добился независимости от Скварчоне и с тех пор работал как самостоятельный художник. Первой крупной работой художника стала роспись капеллы Оветари в Падуе совместно с НикколоПиццоло. В молодости испытал влияние флорентийской школы, в частности Донателло.

В 1466–1467 Мантенья посетил Тоскану, а в 1488–1490 Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.

В своей живописи он следовал традиции флорентинца Мазаччо, но отдавал предпочтение более стойкой темпере, как это было принято у мастеров Венеции.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.