Глава 1. Жизнь и творчество гениально Шумана — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1. Жизнь и творчество гениально Шумана

2018-01-28 301
Глава 1. Жизнь и творчество гениально Шумана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНИАЛЬНО ШУМАНА……………6

1.1 Великий композитор - Роберт Шуман………………………………..6

1.2. Вокальное творчество Шумана……………………………………….7

ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ШУМАНА «ЛЮБОВЬ ПОЭТА»………...9

2.1. История создания вокального цикла «Любовь поэта»………………9

2.2. Музыкальная часть вокального цикла «Любовь поэта»…………...11

2.3. Основная характеристика вокального цикла Шумана

«Любовь поэта»………………………………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….............20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….............22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выбор темы. Для своей курсовой работы нами была выбрана значимая на сегодняшний день тема – «Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"». Важность данной выбранной темы заключается в том, мы в этом уверены, что каждый век рождал замечательных музыкантов, которые становились кумирами своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Вот одним из таких непревзойдённых композиторов и был Шуман, творчество которого нам очень симпатизирует. Поэтому мы и остановили свой взгляд на творчестве этого гения, выбрав для изучения одно из лучших его произведений.

Актуальность выбранной темы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что, хотя на дворе стоит XXI век, который характеризуется бурным научно- техническим развитием, всё же неугасающие человеческие ценности, как музыка, искусство, литература, никогда не утратят своей привлекательности и злободневности. Но пускай некоторые думаю, что это парадокс, наблюдая за тем, что чем больше появляется разновидностей новых достижений, тем чаще привлекают к себе произведения искусства классического, которое, бесспорно, является искусством вечного, не стареющего, а, наоборот это те неувядающие шедевры, которые неувядающие шедевры, которые радуют глаз и ухо своей необыкновенной глубиной и неповторимой красотой. Всё большее наслаждение нашим современникам доставляют сонеты Шекспира и драматургия Мольера, восхищают картины Рафаэля и Васнецова, очаровывает своей улыбкой Джаконда Леонардо да Винчи, очаровывает поэзия Фета и гениального Пушкина, заслушиваются музыкой Шуберта и Бетховена. На одном из первых мест среди композиторов1 чьи произведения, по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя прекрасного композитора Шумана, которая в настоящее время стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данные рассуждения отчётливо подтверждают актуальность выбранной нами темы реферата.

Объект и предмет исследования. Объект курсовой работы: вокальный цикл Шумана "Любовь поэта". Предмет курсовой работы: своеобразие и особенности вокального цикла Шумана "Любовь поэта"

Цель и задачи реферата. Цель курсовой работы: подробно и детально проанализировать: вокальный цикл Шумана "Любовь поэта". Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:

1. Коротко представить биографию Шуберта;

2.Заострить внимание на произведениях Шумана как мастера вокальных творений;

3.Раскрыть историю создания вокального цикла Шумана «Любовь поэта»;

4.Осветить своеобразие музыкальной части вокального цикла Шумана

«Любовь поэта»;

5. Дать развёрнутую характеристику вокального цикла Шумана «Любовь поэта».

Освещённость темы исследования. Данная тема освещена в специальной литературе достаточно широко.Надо отметить, что на протяжении многих лет истории в том или ином ракурсе данная тема вызывала интерес выдающихся деятелей культуры - как практиков, так и теоретиков. Критики изучают биографию этого человека, тщательно анализируются искусствоведами его музыкальные произведения. Много работ общего характера по истории музыки. Музыковедческую интерпретацию проблема вокального творчества получила в трудах известных учёных Г. Г. Арановского, БВ Асафьева, Н.П. Корыхаловой, Т.Н Л Ивановой, М. Х. Михайлова, М. А.Смирнова, М.Е. Тараканова, Т.В Дарьградской, БЛ Яворского и др. Изучению природы универсалий, психологии творчества и интерпретации художественного текста посвятили свои монографии Е. Я.Басин, М. М.Бахтин, Б. М. Гаспаров, Е.С.Громов, П.Ершов, ЮМ Лотман, Н. В.Рождественская, С. П. Симонов, М.В.Тростникова, Ю.Л.Тынянова, П.М Якобсон.

Методы исследования. В реферате использовались методы семиотики, герменевтики и структурного анализа. Применялись также и традиционные методы исследования искусства - анализ литературы, прослушивание музыкальных произведений

Структура реферата. Структура работы предопределяется целями и задачами исследования и включает: введение с раскрытием актуальности выбранной нами темы, постановкой цели и задач, обозначением предмета и объекта исследования и обзором использованной литературы; две главы, представляющие суть основной выбранной темы для исследования и разделённые на ряд параграфов; заключение с выводами по всему реферату и список использованной литературы.

 

Вокальное творчество Шумана

Одним из высших достижений Шумана считается вокальная лирика, которая идеально соответствовала его творческой натуре, так как Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Роберта отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а также собственный опыт писателя.

Шуман прекрасно разбирался в творчестве поэтов-современников, высоко ценя И. Эйхендорфа, А. Шамиссо, Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др3. Но самым любимым поэтом композитора являлся Гейне, на стихи данного поэта композитор создал 44 песни, не уделив такого огромного внимания ни одному другому ценимых им авторов.В богатейшей поэзии Гейне Шуман, будучи также лириком, в изобилии находил для себя тематику, которая искренне волновала его всегда, это, прежде всего, любовь. Лексика стихов Гейне отличается широким разнообразием: здесь можно увидеть и тончайшую поэтичность, и едкую иронию, и сложную символику, и фольклорные мотивы, и гиперболы, и эпику и многое другое.

Большинство камерно-вокальных сочинений Шумана относится к 1840 году, как его называют, «году песен», но вокальное творчество пополнялось и в дальнейшем, когда были созданы «Шесть стихотворений Н. Ленау» и Реквием – 1850, «Песни из Вильгельма Мейстера» И. В. Гете» – 1849 и др.4.

В своей вокальной музыке Шуман принадлежал к числу шубертианцев, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, его творчество характеризуется набором целого ряда новых черт, по сравнению с песнями Шуберта.

К основным чертам вокальной музыки Шумана относят5:

бóльшую субъективность, психологизм, разнообразие оттенков лирики, включая горькую иронию и мрачный скепсис, которых не было у Шуберта;

выбор только первоклассных литературных первоисточников высокого художественного уровня;

явное предпочтение новейшей романтической поэзии;

обостренное внимание к тексту и создание максимальных условий для раскрытия поэтического образа, что выливалось в стремление «передать мысли стихотворения почти дословно», подчеркнуть каждую психологическую деталь, каждый штрих, а не только общее настроение;

в музыкальном выражении это проявилось в усилении декламационных элементов;

точное соответствие музыки и слова. Песни Шумана были написаныобычно на слова одного поэта, в чём сказывалось отличие от его же песен, которые принадлежали другим первоисточникам. Для композитора очень

существенен и характер самого текста, его психологическая сложность,

многомерность, и имеющийся в нем подтекст, который порой оказывается для него важнее, чем сами слова;

огромная роль фортепианной партии, потому что именно фортепиано обычно раскрывает имеющийся в стихотворении психологический подтекст).

Итак, обобщим сказанное: Шуман был один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана выражало антитезу царившей в Германии 1820-1840-х гг. мещанской атмосфере. Музыка Шумана звала в мир высокой человечности, воспевала красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей вот, что характерно для основных черт музыки Шумана.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решив поставленную цель и намеченные задачи, подводя итоги нашему исследованию можно сделать следующие выводы:

Роберт Шуман является известным композитором и пианистом. Его считают одним из самых известных композиторов первой половиныXIX века, представлявшим направление романтизма.

Этот человек был интеллектуалом и эстетом. В своей музыке Шуман, больше чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу направления романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм и структур, по его мнению, слишком ограничительных. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме.

Творчество Шумана обозначило зрелый этап музыкального романтизма с его обостренным вниманием к воплощению сложных психологических процессов человеческой жизни. Вокальные циклы Шумана открыли новый художественный мир, новые формы музыкального выражения. Музыку Шумана можно представить себе как череду удивительно емких музыкальных мгновений, запечатлевающих изменчивые и очень тонко дифференцированные душевные состояния человека.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения, дает богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен.

Наиболее популярный из его вокальных циклов считается «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Все они написаны на стихи Гейне. У Шумана в данном цикле лирика индивидуализированная и утончённая.

В цикле “Любовь поэта” Шуман передаёт огромное разнообразие оттенков чувств. Гораздо больше, чем у Шуберта. Появляются новые мотивы (горькая ирония над собой), что свойственно поэзии Гейне. Роль фортепианной партии огромна. Она досказывает то, что не досказано в стихах. Раскрывается скрытый 2-й план, а мелодия у голоса часто вырастает из него. Фортепианная партия напоминает самостоятельную фортепианную миниатюру. Важную роль играет постлюдия. В них раскрывается смысл. Иногда постлюдии контрастны самой песни. Например: “О, если б цветы угадали”.

Музыка цикла драматична. Внутри этого цикла имеются как бы маленькие песенные циклы.

Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

П. Чайковский был уверен в том, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени - ее содержанием стали таинственно-глубокие процессы духовной жизни человека, ее назначением - проникновение в глубины человеческого сердца.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Амброс А. В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество: Пер. с нем. - М., 2008

2.Великие композиторы.\ Под ред. Л.А. Аконяна. Т.17.- М.: Интеллект, 2010

3.Воспоминания о Роберте Шумане / Составление, комментарии, предисловие О. В. Лосевой. Пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. — М.: Композитор, 2009

4.Ганзбург Г. И. Песенный театр Роберта Шумана // Музыкальная академия. —-2008. - № 1.

5.Горбачёва И.М. Популярная История Музыки.-М.? Вече, 2010

6.Житомирский Д.В. Роберт Шуман - М., 2009.

7.Житомирский Д.С. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества.- М., 2009.

8.Зырянов О.В. Парадоксы оперной судьбы. Геновева Роберта Шумана.- М.: Эксмо, 2010.

9.Карминский А.И. Роберт Шуман. [электронный ресурс.]- Код доступа: http://www.belcanto.ru

10.Конен В.Д. История зарубежной музыки. Т.З.- М.: Книга, 2008

11.Куна М. А. Великие композиторы.- М., 2008

12.Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Т. 2.- М., 2009.

13.Лосева О.В. «Успех, заслуженный вдвойне» // Музыкальная жизнь М- 2007- №11

14.Музыкальная литература зарубежных стран. Т.5.- М. 2007.

15.Музыкальная энциклопедия. Коллектив авторов.- Т. 6- М., 2011

16.Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы: Сб. науч. трудов. / Сост. Ганзбург Г. И. — Харьков: РА — Каравелла, 2007

17.Свириденко С. Л. Шуман и его песни. — СПб.: Невский проспект, 2011

18.Слонимский С. М. Забытый, но живой шедевр. // Музыка.- 2008.- №12

 


 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Роберт Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта»

 

 

Подготовила:

Студентка колледжа ЛГАКИ

Им. М. Матусовского

Группы МДФ-IV

Королёва ОльгаРоберт Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНИАЛЬНО ШУМАНА……………6

1.1 Великий композитор - Роберт Шуман………………………………..6

1.2. Вокальное творчество Шумана……………………………………….7

ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ШУМАНА «ЛЮБОВЬ ПОЭТА»………...9

2.1. История создания вокального цикла «Любовь поэта»………………9

2.2. Музыкальная часть вокального цикла «Любовь поэта»…………...11

2.3. Основная характеристика вокального цикла Шумана

«Любовь поэта»………………………………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….............20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….............22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выбор темы. Для своей курсовой работы нами была выбрана значимая на сегодняшний день тема – «Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"». Важность данной выбранной темы заключается в том, мы в этом уверены, что каждый век рождал замечательных музыкантов, которые становились кумирами своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Вот одним из таких непревзойдённых композиторов и был Шуман, творчество которого нам очень симпатизирует. Поэтому мы и остановили свой взгляд на творчестве этого гения, выбрав для изучения одно из лучших его произведений.

Актуальность выбранной темы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что, хотя на дворе стоит XXI век, который характеризуется бурным научно- техническим развитием, всё же неугасающие человеческие ценности, как музыка, искусство, литература, никогда не утратят своей привлекательности и злободневности. Но пускай некоторые думаю, что это парадокс, наблюдая за тем, что чем больше появляется разновидностей новых достижений, тем чаще привлекают к себе произведения искусства классического, которое, бесспорно, является искусством вечного, не стареющего, а, наоборот это те неувядающие шедевры, которые неувядающие шедевры, которые радуют глаз и ухо своей необыкновенной глубиной и неповторимой красотой. Всё большее наслаждение нашим современникам доставляют сонеты Шекспира и драматургия Мольера, восхищают картины Рафаэля и Васнецова, очаровывает своей улыбкой Джаконда Леонардо да Винчи, очаровывает поэзия Фета и гениального Пушкина, заслушиваются музыкой Шуберта и Бетховена. На одном из первых мест среди композиторов1 чьи произведения, по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя прекрасного композитора Шумана, которая в настоящее время стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данные рассуждения отчётливо подтверждают актуальность выбранной нами темы реферата.

Объект и предмет исследования. Объект курсовой работы: вокальный цикл Шумана "Любовь поэта". Предмет курсовой работы: своеобразие и особенности вокального цикла Шумана "Любовь поэта"

Цель и задачи реферата. Цель курсовой работы: подробно и детально проанализировать: вокальный цикл Шумана "Любовь поэта". Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:

1. Коротко представить биографию Шуберта;

2.Заострить внимание на произведениях Шумана как мастера вокальных творений;

3.Раскрыть историю создания вокального цикла Шумана «Любовь поэта»;

4.Осветить своеобразие музыкальной части вокального цикла Шумана

«Любовь поэта»;

5. Дать развёрнутую характеристику вокального цикла Шумана «Любовь поэта».

Освещённость темы исследования. Данная тема освещена в специальной литературе достаточно широко.Надо отметить, что на протяжении многих лет истории в том или ином ракурсе данная тема вызывала интерес выдающихся деятелей культуры - как практиков, так и теоретиков. Критики изучают биографию этого человека, тщательно анализируются искусствоведами его музыкальные произведения. Много работ общего характера по истории музыки. Музыковедческую интерпретацию проблема вокального творчества получила в трудах известных учёных Г. Г. Арановского, БВ Асафьева, Н.П. Корыхаловой, Т.Н Л Ивановой, М. Х. Михайлова, М. А.Смирнова, М.Е. Тараканова, Т.В Дарьградской, БЛ Яворского и др. Изучению природы универсалий, психологии творчества и интерпретации художественного текста посвятили свои монографии Е. Я.Басин, М. М.Бахтин, Б. М. Гаспаров, Е.С.Громов, П.Ершов, ЮМ Лотман, Н. В.Рождественская, С. П. Симонов, М.В.Тростникова, Ю.Л.Тынянова, П.М Якобсон.

Методы исследования. В реферате использовались методы семиотики, герменевтики и структурного анализа. Применялись также и традиционные методы исследования искусства - анализ литературы, прослушивание музыкальных произведений

Структура реферата. Структура работы предопределяется целями и задачами исследования и включает: введение с раскрытием актуальности выбранной нами темы, постановкой цели и задач, обозначением предмета и объекта исследования и обзором использованной литературы; две главы, представляющие суть основной выбранной темы для исследования и разделённые на ряд параграфов; заключение с выводами по всему реферату и список использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНИАЛЬНО ШУМАНА


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.