Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

2018-01-28 305
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

 

-повышение самооценки,

- обучение умению управлять собой в наиболее волнующих ситуациях,

- снятие мышечного напряжения.

 

Повышение самооценки. Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Желательно, что бы тревожные дети чаще учувствовали в таких играх, как «Комплименты», «Я дарю тебе..», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей. Можно совместно с родителями и детьми составить «Книгу о себе». В ней отражены интересы, желания, умения детей (дела, которые ребенок умеет делать хорошо; вещи, которые он любит; людей, которые он любит; любимые книги, мультфильмы; хорошие поступки и так далее. В книгу помещают стихотворения, рисунки, сочиненные детьми сказки, записывают пожелания сверстников и взрослых в дни рождения. Совместно оформление книги сближает родителей, детей, развивает у дошкольников оптимистический склад мышления, формирует положительные установки на предстоящую деятельность. Е.В. Коротаева, Е.К. Лютова, И.В. Шевцова предлагает педагогам серию игр направленных на формирование чувства доверия и уверенности в себе. С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию и отмечать достижения ребенка на стенде «Мы сегодня». Например: «Сегодня, 21 декабря 2010 года, Сережа в течении 20 минут проводил опыт с водой и снегом». Такое сообщение даст родителям возможность проявить свою заинтересованность, а ребенку- отвечать на конкретные вопросы легко и быстро, а не восстанавливать в памяти все, что произошло в группе за день. В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка, можно закрепить«Цветок достижений», вырезанный из цветного картона. В центре цветка - фотография ребенка, а на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о достижениях ребенка, которыми он гордится. Позитивная информация очень важна - и для взрослых, и для детей -в целях установления взаимопонимания между ними; причем нужна она родителям и детям любого возраста. Таким образом, использование наглядной формы работы помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность. Как можно научить детей управлять своим поведением? Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенокне может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы.

- В детском саду можно, сев в кружок, поговорить с детьми об их чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях. На примерах литературных произведений хорошо показать детям, что смелый человек не тот, кто ничего не боится(таких людей вообще нет), а тот, кто умеет преодолевать свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок вслух сказал о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунки, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют те же проблемы, которые, как им казалось, присущи только им. Конечно, все взрослые знают, что сравнивать детей друг с другом нельзя. Когда же речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Нежелательно включать неуверенных в себе детей в игры соревновательного характера, так как их неустойчивая самооценка может в этих ситуациях привести к новому всплеску тревожности и вместо радости принести только страх неудачи.

- Это же относится к физкультурным занятия. Если в группе много тревожных детей, соревнований надо проводить поменьше и к участию в них привлекать только желающих. Те дети, которые соревноваться не хотят, могут быть болельщиками, помощниками «судьи»; некоторых можно расставить на старте и финише, поручив им делать «отмашку» флажком и так далее. В этом случае все окажутся вовлечены в общее дело, но не будут испытывать стресса из-за неуверенности в успехе.

- Если у ребенка появится тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ на скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале занятия, и не в конце занятия, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их. На занятиях для тревожных детей нужно подбирать простые, посильные упражнения. Такой ребенок, столкнувшись с заданиями, часто так волнуется, что начинает выполнять его, не понимая и не дослышав до конца педагога, ориентируясь только на его одобрение или неодобрение. Поэтому ему надо четко все объяснять и контролировать его работу по шагам. В неуверенных в себе детей очень смутные критерии оценки своих успехов, поэтому они так нуждаются в критериях взрослого. Здесь особенно важен индивидуальны подход, предоставление детям возможности действовать в своем темпе, незаметная помощь, своевременная подсказка. Например, «Я вижу, ты уже нашел правильный кусочек аппликации. Куда мы его приклеим? Правильно, сюда (при этом педагог рукой ребенка подвигает фрагмент на нужное место) Формулировки «Мы делаем», «Мы кладем», «Мы рисуем» и тому подобное снимают у ребенка стресс, возникающий от чрезмерного внимания к лично его результатам(этого он боится), а похвала «Вот и молодец, правильно!» -воспринимается впрямую, как относящаяся именно к нему, что повышает самооценку. Если у ребенка не хватает знаний или навыков для успешных занятий в группе сверстников, следует объединять его с младшими по возрасту или новичками, которые тоже испытывают затруднения. С ними проводятся короткие дополнительные занятия, а когда занятия и нужные навыки закрепляются, можно приблизить занятия – по сложности к обычным. Очень эффективным приемом представляется изменение позиции ребенка с «обучаемого» на «обучающего», когда ему поручают научить чему-нибудь детей младшего возраста или тех, кто не умеет это делать. Это могут быть не специфические «учебные» умения, а любые действия, которые хорошо получаются у данного ребенка: один красиво рисует, другой метко бросает мячик, кто-то быстро завязывает шнурки, а кто-то – мастер по конструированию. Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: вы либо наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те. Которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «Боюсь воспитателя» даст возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога, позволит действовать от имени чего –то страшенного, чего боится ребенок). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка-роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а воспитателю сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни. В работе с тревожными детьми желательно использование игры на телесный контакт, упражнения на растягивание и релаксацию, на отработку техники глубокого дыхания, массаж и просто растирание тела. На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами: 1. Включение ребенка в новую игру должно происходить поэтапно. Пусть он познакомится с правилами игры, посмотрит, как в не играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания.

3. Если вы организуете новую игру, то, чтобы ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то ему неизвестным, лучше проводить ее на уже знакомом ему материале(картинке, карточке)

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие. Если ребенок очень тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений рекомендуемых М.И. Чистяковым, К. Фопель, Л.В. Пасечником. Следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. В коллективные игры тревожного ребенка можно включать только при условии, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых затруднений. С точки зрения психоанализа, к шести годам ребенок должен освоить основные правила поведения и нравственные нормы, научиться контролировать свои природные импульсы и эмоции. Мораль, нравственные установки родителей постепенно начинают становиться моралью и установками ребенка. Те действия, которые получают одобрение со стороны родителей или педагогов, становятся внутренней моделью поведения. Если же взрослые начинают бранить ребенка или прибегают к наказанию, то возникает конфликт между внутренними, инстинктивными влечениями, желаниями ребенка и требованиями родителей или педагогов, которым он должен подчиниться. Одни дети в такой ситуации отвечают реакцией гнева, нетерпения, ярости, у других ограничения не вызывают видимого недовольства. Часто на вопрос родителей: «Почему ты это сделал?» ребенок отвечает: «Не знаю!», что приводит взрослых в замешательство и разгневанный родитель приходит к заключению: «Нет, ты знаешь, почему ты это сделал, Ты просто не хочешь мне говорить!» Нельзя трактовать поведение ребенка однозначно. Психика человека сложна, и она не всегда подчиняется закону прямой причинно-следственной связи. Впервые о глубинных бессознательных процессах в психике человека заговорили на рубеже XIX - XX веков. Выдающийся австрийский психолог Зигмунд Фрейд разработал психоаналитическую теорию развития личности. Если до него основной акцент в психологии был сделан на осознании человека, то З.Фрейд рассматривал личность с нескольких сторон: сознательной, бессознательной и предсознательной. При рождении человека, отмечал ученый, сформирована только бессознательная часть личности (З.Фрейд назвал ее «ИД»), которая подчиняется «принципу удовольствия» и удовлетворяет природные инстинкты. По мере биологического созревания человека развивается сознательная часть личности – «Я», или «Эго», которая подчиняется «принципу реальности», то есть ребенок делает то, что необходимо делать в реальной ситуации, сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельно. К пяти годам, по мнению З.Фрейда, параллельно с сознательной частью личности развивается и ее контролирующая часть- предсознание, или «Суперего»(эту часть личности называют также «совестью» или «цензурой»). Если бессознательная часть личности связанна с биологическим, врожденным фактором, то развитие сознания и предсознания во многом зависит от окружающей среды и особенности воспитания. Психологи констатируют: психическое здоровье ребенка будет зависеть от того, на сколько сознательная часть его личности («Эго») способна переносить определенные ограничения, которые накладывают взрослые и «внутренняя цензура» на бессознательные импульсы «ИД», например на агрессию. Развитию «Эго» ребенка, его целостности способствуют механизмы психологической защиты, которые развиваются параллельно с сознанием ребенка и возникают в ситуации страха, стресса и тревоги. Под психологической защитой, в широком смысле слова, понимают неосознаваемую человеком специальную систему действий, направленную на ограждение сознательной частью личности («Эго») от неприятных, травмирующих переживаний. Термин «Психологическая защита» (в применении к взрослому) появился в одной из работ З.Фрейда написанной в 1894 году, и был использован для описания борьбы «Эго»(сознания) с болезненными или невыполнимыми мыслями и аффектами(душевными волнениями), а в 1936 году Анна Фрейд, дочь великого психолога, представила первое систематическое описание защитных механизмов у детей.

Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности. Причем опасность может быть как внешней (например, угроза, исходящая от какого-то животного), так и внутренней, моральной (осознание ребенком собственных чувств, которые осуждаются взрослыми, например ревность к брату или сестре, желание стать маленьким, желание причинить вред родителям). А. Фрейд подчеркивала: защитные механизмы у детей носят оберегающий характер и поддерживают нормальный психологический статус личности, предотвращая его дезорганизацию. Рассмотрим наиболее продуктивные способы реагирования ребенка на стрессовые ситуации:

Отказ -уход (физический или мысленно) от сложной ситуации Ребенок использует этот механизм психологической защиты, если базовые потребности не удовлетворены взрослыми. У маленьких детей это бывает при разлуке с матерью, при невнимательном отношении родителей, при физическом наказании. В таком случае ребенок может прекратить разговаривать, отказывается от еды, перестает играть. Однако такая защита может использоваться детьми выборочно, то есть по отношению к тем людям, которые вызывают у них страх, тревогу. У старших дошкольников уход может быть мысленным, например в свои фантазии.Психологи считают, что уход от ситуации неудовольствия является нормальной стадией развития «Эго» ребенка. Однако при сохранении травмирующей обстановки такая защита становится привычным способом реагирования, может закрепиться и стать особенностью характера. Отказ является основой формирования более глобальной психологической защиты-отрицания.

Отрицание -это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо события имеют место. Например, в случае гибели любимой собаки ребенок делает вид, будто она все еще живет в доме. Малыш каждое утро наливает молоко в миску собаки и ставит ее на постилку. А. Фрейд отмечала, что взрослые используют механизм отрицания при взаимодействии с детьми в том случае, если их необходимо успокоить. Позволяя детям уходить в фантазии, взрослые должны понимать: ребенок, который только что был «конем» или «слоном», расхаживал на четвереньках или трубил, не может по первому зову подсиниться требованиям родителей: стать послушным, занять свое место за столом, поверить, что любимой собаки уже нет. Механизм отрицания является нормальным источником психического развития ребенка только в том случае, если при этом не нарушается реальность. С развитием мышления у детей отпадает необходимость прибегать к такому типу защиты. Исключение составляют стрессовые ситуации.

Вытеснение -крайняя форма отрицания. Очень тучные дети, выполняя рисунок человека часто не прорисовывают фигуру, ограничиваясь изображением головы, либо рисуют фигуру в условной манере. Таким образом они бессознательно стараются вытеснить из своего сознания образ непривлекательных особенностей своего тела и тем самым снизить тревогу по поводу своего внешнего вида(И. Никольская, Р. Грановская). Вытеснение может представлять собой и бессознательный акт стирания пугающего события или обстоятельства в той области памяти, у которой у человека есть сознательный доступ. К этому виду защиты прибегают в тех случаях, если что-то нельзя игнорировать либо забыть. Типичным для детей является вытеснение страха смерти. Кроме того, вытеснения могут быть не только конкретные события или лица, но и чувства. Например, после сексуальной травмы дети находятся в состоянии пассивности и вытесняют пережитые страх, боль и стыд в бессознательную часть личности.

Идентификация - процесс присвоения ценностей, установок и взглядов, манеры поведения других людей. Это более позитивный механизм защиты, чем отказ. Например, пятилетний Ваня в ответ на то, что мальчишки не приняли его в игру, кричит им: «Вот я вырасту и буду таким же сильным и смелым, как мой папа!» Тем самым ребенок пытается преодолеть свою беспомощность и комплекс неполноценностей. По мнению психологов, идентификация является одним из важных механизмов самопознания ребенка и социализации. Однако моральная цензура у дошкольника еще очень слаба, поэтому очень важно в каком окружении он воспитывается, какие ценности и нравственные принципы усваивает. Изучая механизм идентификации у детей, Анна Фрейд ввела такое понятие, как идентификация с агрессором. В этом случае ребенок идентифицирует себя не с личностью агрессора, а с его агрессивным поведением. Например, девочка, пробегая через темный зал выделывала странные жесты из-за страза перед приведением. Она так объяснила своему брату свои движения: «Когда идешь по залу, нужно представить себе, что ты то самое приведение, которое должно тебе встретиться».

Проекция- ребенок бессознательно приписывает свои собственные непозволительные мысли или поступки кому –то другому и тем самым искажает действительность. Например, на резкий и неожиданный вопрос воспитателя: «Кто разбил чашку? «Шестилетний ребенок может быстро, не задумываясь ответить: «Это не я, это сделал кто- то из детей и называет имя»Нужно ли наказывать ребенка? Вот как отвечает на эти вопросы А.Фрейд: «На ранних стадиях развития маленького ребенка грань между реальностью и фантазией весьма условна: ребенок стремиться к отрицанию неприятных впечатлений, используя примитивную защиту. «Эго» и его функции еще столь слабы, что в этом случае можно говорить о «невинной лжи» О лживости можно говорить только в том случае, если дети получают от такой «защиты» выгоду». Необходимо заметить, что механизм проекции сложнее, чем механизм отказа. При отказе дети обычно знают, чего они хотят избежать. В случае проекции они сами пребывают в заблуждении по поводу того, что произошло на самом деле

. Смещение- подмена реального источника тревоги, страха или гнева чем – то другим. Например, шестилетний мальчик злится на свою трехмесячную сестру, но не имеет право ее ударить. Возможно, он даже самому себе не может признаться в том, что ему этого хочется. Чтобы не ударить сестру, он мучает свою собаку. Или иногда воспитатели не могут понять, почему ребенок без видимой причины, прейдя в детский сад, начинает ломать игрушки, драться с детьми. Выясняется, что дома у него сложная ситуация: мама с папой разводятся, и свою агрессию по отношению к родителям мальчик перенес на игрушки и своих сверстников.

Регрессия- возвращение к более ранним, не соответствующим возрасту ребенка формам поведения. Например, в разновозрастных группах, где воспитываются дети от 1,5 до 3 лет, трехлетние дети начинают вести себя как малыши: проситься на горшок, сосать соску, прибегают к бессмысленному лепету вместо нормальной речи и тому подобное. Психологи считают, что различные виды регрессии являются полезными приспособленческими реакциями, позволяющими ребенку справляться с тревожащими его ситуациями. Он как бы вновь занимает ту надежную и прочную стартовую площадку, от которой может оттолкнуться в дальнейшем для разрешения той или иной сложной проблемы. Однако о «полезности» регрессии можно говорить лишь тогда, когда она кратковременна и обратима. Но если регрессия стабильна и постоянна, от это существенно тормозит процесс развития ребенка либо делает его невозможным. Российские клинические психологи М.К. Бардашевская и В.В. Лебединский выделяют ситуации, при которых проявление регрессии можно назвать нормой: усталость от болезни(ребенок отказывается есть ложкой, вновь начинает мочиться в штаны); эмоциональное истощение (в состоянии усталости ребенок начинает проявлять излишнюю бурную реакцию или наоборот, становится обидчивым и слезливым); временное возвращение к простой, но соответствующей возрасту форме поведения(ребенок полутора лет, приученный к опрятности, отказывается ходить на горшок, но при этом с удовольствием рассаживает кукол на горшки и заботится об их чистоте); временный неустойчивый регресс поведения(старший ребенок при рождении сестры или брата начинает просится на руки, забирается в коляску и так далее.

Реактивное образование- ребенок бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа. Например, ребенок воспитывается у бабушки без родителей и очень ждет приезда родителей на праздники, однако во время встречи ребенок неожиданно(неосознанно) ведет себя независимо и самоуверенно, даже холодно. Такое поведение, как правило, приводит родителей в недоумение. Они начинают упрекать ребенка за «холодную встречу», вызывая у него чувство вины и как следствие – агрессию по отношению к ним.

Замещение или отчуждение – отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, без связи со своими переживаниями (как будто с кем-то другим). Например, играя с куклой, ребенок может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть жестоким, ругаться. Высмеивать других и так далее.

Компенсация- стремление восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. В норме уход от одного вида деятельности иногда может компенсироваться превосходством в другом. Компенсация является основой другой психологической защиты - рационализацией.

Рационализация- тип защиты при котором происходит попытка создать гармонию между желаемым и реальным и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Дети осваивают этот тип психологической защиты с развитием мышления и во многом с помощью взрослого(они учат детей находить оправдание своему поведению, так трактовать свои поступки, чтобы их не осуждало общество и собственная совесть) Например сверстники обзывают девочку «ябедой» за то, что она постоянно жалуется на них воспитательнице, и перестали играть с ней. Дома она рассказала о ситуации маме. В ответ мама стала успокаивать девочку: «Не переживай, ты сделала все правильно, Мария Ивановна не может уследить за всеми в группе, поэтому ты можешь считать не ябедой, а помощником воспитателя. Анализ показал, что дети используют одновременно несколько видов психологической защиты. Уход и отрицание, регрессия, вытеснение и идентификация характерны для младших дошкольников. А для защиты с помощью реактивного образования, рационализации и компенсации ребенку нужно быть более «зрелым». Одни защитные механизмы дети осваивают сами, другие – наблюдая за поведением взрослых. На базе постоянного использования психологических защит в детстве у человека формируются определенные черты характера:

- регрессия- наивность и непоследовательность; - замещение - агрессивность; - отрицание - доверчивость; - вытеснение - неуверенность; - проекция - подозрительность; - компенсация - рациональность, любознательность.

Использование детьми вида психологической защиты является следствием выбранной взрослым стратегии воспитания. Подводя итог необходимо подчеркнуть: некоторые виды психологической защиты являются полезными приспособительными реакциями психики. Они позволяют ребенку справиться с тревожащими и стрессовыми ситуациями, регулируют его поведение и обеспечивают эмоциональную стабильность. Все это в целом обесславливает процесс адаптации и социализации личности. Однако о «полезности» психологической защиты нужно говорить лишь тогда, когда она кратковременна и обратима. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность? На эти вопросы нет однозначного ответа, зато есть целый комплекс мер по предупреждению и реабилитации тревожного состояния у детей дошкольного возраста. Работа педагога, направленная на профилактику и коррекцию проявлений тревожности у дошкольников, должна строиться с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей, а также стиля семейного воспитан. Основными задачами педагога: тревожность больше всего проявляется. 1.Выявление детей с являются признаками тревожности.

2. Отслеживание ситуации, в которых эта: тревожность больше всего проявляется.

3.Беседы с родителями, наблюдение за характером общения матери с ребенком с целью установления доминирующего типа воспитания в семье и

4. консультации с медработником детского сада для выявления психофизиологических предпосылок тревожности.

4.Правильная организация жизни детей в группе – чуткое и доверительное отношение к ребенку, обеспечение эму эмоциональной поддержки со стороны взрослого (положительная оценка деятельности, ласковые, одобряющие взгляды и прикосновения, улыбки).

5.Обеспечение благоприятного отношения сверстников к неуверенному ребенку, для чего необходимо обращать внимание других детей на его успехи и положительные черты характера, поощрять его достижения, использовать в том числе такой прием, как смена позиции ребенка (например, от обучаемого к обещающему) в доступной для него сфере деятельности или в общении с младшими детьми. Очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, что ждут от него мама и папа. И тогда признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он мелко и часто дышит, голову вбирает в плечо, приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей). Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка (поросенок, дурак), даже если взрослые очень раздосадованы или сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок – пусть лучше объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок все-таки под нажимом родителей извинится, это скорее всего, вызовет у него не раскаяние, а озлобление. Полезно уменьшить количество замечаний. Можно предложить родителям в течении дня записывать все замечания, сделанные ребенку, а вечером сосчитать их. Скорее всего, родителям станет очевидно: большинство замечаний можно было не делать- они не принесли пользы, а некоторые даже навредили и им, и ребенку. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя» и так деле). Они и без того боятся всего на свете. Лучше не дожидаясь экстремальной ситуации, больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами, играть и выполнять работу по дому вместе с ними. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности в себе и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родителям полезно чаще обнимать ребенка, целовать его, не боясь избаловать. Чувства и действенная любовь взрослых - мощный щит, помогающий предупредить появление у ребенка тревожности. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях. Малыш, не зная, как сегодня отреагирует мама на сломанную игрушку или потерянную рукавицу, боится еще больше, и это приводит его к стрессу. Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны для них. Но, к сожалению, отношения педагогов и родителей не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде на самого себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: «ваш ребенок часто бывает скованным. Ему было бы полезно расслаблять мышцы. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно». Можно предложить родителям всеемте с ребенком посетить психолога, который окажет и им самим,и их ребенку психологическую помощь. Такие занятия может использовать в работе и педагог. Ведь ни для кого не секрет: тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога - воспитанникам. Вот почему, прежде чем оказать помощь ребенку, взрослый должен позаботится о себе.Родителям тревожных детей необходимо дать рекомендации следующего характера:

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши воспитатели понимают! Маму лучше слушай!» и так далее).

2. Необходимо быть последовательными в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Необходимо учитывать возможности детей, и не требовать от них того, что они не в состоянии выполнить.

4. Родители должны доверять ребенку, быть с ним честными и принимать его таким, какой он есть.

5. Стараться чаще играть со своим ребенком, общение и совместные игры с родителями укрепят его веру в свои силы, возможности. надо привлекать к нему внимание, а тем белее высказывать критические замечания типа «Какой ты неряха!», «Дай я – ты не умеешь», «Безрукий ты что ли?», «Посмотри, у других все давно сделано». Следует мягко приободрить ребенка, выбирая слова, которые его травмируют: «Сейчас у тебя все получится!», «Давай вместе», «Видишь, уже лучше?» если другие дети не заметили неудач неуверенного ребенка, то и не надо привлекать их внимания. При выполнении различных заданий с детьми в детском саду педагогу рекомендуется объединить тревожных детей в пары с теми, кто легко справляется с заданием и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это позволяет неуверенному ребенку, с одной стороны, включиться в деловое общение со сверстником, с другой - сравнить свою работу с работой сверстника и отнести похвалу. Для формирования доброжелательного и доверительного отношения к ребенку в группе детского сада воспитатель должен обращать внимание на особенности поведения детей, в первую очередь тех, которые этого внимания боятся и избегают, то есть тревожных. При этом важно, чтобы внимание воспитателя не было навязчивым, что может еще больше испугать робкого ребенка. Внимание должно выражаться в одобрительных словах, похвалах, поддержке. Не надо опасаться перехвалить робкого ребенка – его самооценка настолько занижена, что лишнее доброе слово не повредит. Детей, не привыкших к похвалам и одобрению (из семей с формальными жестко авторитарным стилями воспитания)можно и нужно хвалить не только за реальные успехи(правильный ответ, хороший рисунок, красивая аппликация), не только за хорошие поступки, но и просто так, например, за внешний вид: «Какая ты сегодня Ира красивая! Всем приятно на тебя смотреть. Мы все рады тебе!» Можно похвалить мальчика за силу, храбрость и ловкость, даже если он этими качествами не обладает. Можно выставить работу неуверенного в себе ребенка на стенд «Самые лучшие работы». Однако детей из семей с преобладанием тревожно-мнительного стиля воспитания желательно хвалить за реальные, пусть даже самые незначительные успехи, а одобрение своего внешнего вида они в избытке получают дома. Но не надо забывать, что в дошкольном учреждении такие дети пребывают в растерянности, испытывают затруднения из-за необходимости действовать самостоятельно, поэтому их надо хвалить именно в ситуации, когда они наконец решились и хоть что-то сделали сами(можно и помочь, но так, чтобы ни они сами, ни другие дети этого не заметили). Если у тревожного ребенка не получается то, с чем справляются остальные дети, не педагога и к себе (делали-то вместе), что, естественно, повышает внутреннюю самооценку. Желательно - и не только на занятиях - объединять робких, тревожных детей с активными, спокойными и доброжелательными сверстниками, например, при выполнении поручений взрослого: помочь накрыть не стол, сходить на кухню за хлебом, разложить на столах материалы к занятию, позвать помошника воспитателя, привести ребенка, за которым пришли родители, и так деле. Когда ребенок, неуверенный в себе, делает что-то самостоятельно или в паре с другими, его нужно обязательно похвалить даже за минимальный успех (ровно закрасил картинку, правильно держит ножницы или кисть и так далее). Если нет даже таких успехов, похвалить можно авансом: «Все у тебя получится - видишь, как хорошо выходит». Для эмоционального комфорта тревожного ребенка в группе следует вовлекать его в игры других детей, хотя бы на второстепенные роли, поощрять малейшие проявления инициативы. Часто остальные дети не принимают такого ребенка в игру, поскольку как партнер он малоинтересен, тогда сам педагог может временно включиться в игру и придумать в ней роль для отвергнутого ребенка. Например: «А вот сейчас я как будто пришла к вам в больницу со своей дочкой» или» А где у нас будет аптека? Пусть Саша будет продавец в аптеке, а вы идите к нему с рецептами и получите лекарств. Вот это (вводится предмет-заместитель) у нас рецепты. Если тревожный ребенок все-таки сильно волнуется и избегает коллективных игр, можно предложить ему индивидуальные настольные игры - мозаику, пазлы, конструктор, время от времени поощряя его, что-то подсказывая. Как показывает практика, большинство тревожных детей заинтересованно относятся к игре сверстников, приглядываются к ней и с помощью педагога охотно в нее включаются. Если тревожный ребенок проявляет не робость, а агрессию из-за того, что не умеет и боится общаться с другими детьми, ему следует помочь преодолеть страх перед воображаемой опасностью. Таким детям труднее дается игровое и личностное общение, при котором нужно постоянно учитывать точку зрения, чувства и желания других участников. Им более доступны игры с правилами(если они с этими правилами знакомы), в том числе и настольные, в которых преобладает деловое общение, а не эмоции и желания. Очень благотворно сказывается на снижение тревожности включение робких застенчивых детей в различные праздничные и досуговые мероприятия, театральные представления. Пусть сначала стеснительный ребенок будет зрителем, по мере привыкания ему можно поручать простейшие «бессловесные роли»(второй зайчик, третий цветочек, один из семи козлят). Затем можно перейти к второстепенным ролям, не исключающим речи: стишок в монтаже, участие в хоре, танец с другими детьми. Если есть возможность, следует предоставить таким детям красивые костюмы, головные уборы, маски и прочую атрибутику, особенно в спектаклях и утренниках. Это позволит им почувствовать себя красивыми и более уверенными. При этом важно поощрять малейшие успехи, ставить ребенка в пример остальным: «Посмотрите, как прямо Оля держит спинку! Вот так все и старайтесь танцевать». Вряд ли дети действительно оценят Олину осанку, но сама девочка почувствует уверенность. В некоторых случая<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.