Общие принципы и правила написания исторического сочинения с опорой на исламские ценности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие принципы и правила написания исторического сочинения с опорой на исламские ценности

2018-01-13 175
Общие принципы и правила написания исторического сочинения с опорой на исламские ценности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Некоторые историки считают, что применение разнообразных знаний, и особенно знания религиозных текстов и приоритетных исламских источников (Корана и правильной Сунны), использование многочисленных источников, трезвый взгляд на вещи и опора на подлинность документов и точность сведений являются необходимыми для любого историка, и полагают, что анализ и оценка полученных сведений с помощью четких принципов и критериев, сравнение их с им подобными и принятие во внимание «природы сущего» являются важнейшими правилами при написании исторического сочинения[49].

На этом основании можно выделить несколько важных критериев и правил написания исторического сочинения, которые требуют большего внимания и доверия к документам и историческим источникам:

 

1 – Внимание ко всем причинам и факторам развития или упадка династии (или нации) и доверие к заслуживающим того документам и источникам, относящимся ко времени формирования и возникновения этой династии;

2 – Воздержание от высказывания своего мнения по поводу того или иного вопроса до завершения ее полного изучения и анализа;

3 – Следование принципам точности и объективности в исследовании, честность и порядочность, отказ от любого пристрастия в научном исследовании, фиксация и передача фактов такими, как они есть;

4 – Принятие во внимание возможностей, существовавших во время описываемого события, а также обычаев и традиций того народа, о котором идет речь;

5 – Воздержание от полного доверия взглядам писателей прошлого до проведения тщательного изучения всех источников, особенно в тех случаях, когда тема напрямую связана с личными интересами;

6 – Чрезвычайное внимание в роли народа, потому что история – это паспорт народов, а не государей и их придворных;

7 – Поиск духа исторических событий, их влияния на глубину и путь развития истории, обнаружение связи и преемственности документов, воздержание от сведения счетов и отсекание всяких личных и групповых соображений;

8 – Высказывание мнения является законом и правилом, цель которого – дать максимально точную оценку нынешнего времени и наилучшим образом предвидеть и спланировать будущее.

Исследование истории ислама тогда будет научным и соответствующим истине, когда оно будет обладать такими характеристиками, как логическая доказательность, опора на авторитетные источники, соответствие содержания и формы реальным историческим фактам и внешнему контексту, и при этом не будет противоречить Корану и заслуживающим доверия преданиям Сунны.

Что такое востоковедение? Прошлое востоковедения

 

Исследования западных ученых в области этнографии, цивилизации, религий, литературы и истории стран Востока называются востоковедением. Конечно, не следует считать западных ученых пионерами этой науки. За много веков до появления новой европейской цивилизации такие ученые, как Геродот, Йа‘куби, Мас‘уди, Абу Райхан Бируни, Ибн Баттута и Фирдоуси, занимались изучением и исследованием других обществ. Эти ученые стремились знакомить своих соотечественников с культурой других стран и тем самым способствовать распространению знания и культуры.

Иногда датой рождения востоковедения на Западе называют 1312 год по христианскому летоисчислению, называя его основоположником Реймонда Луля (Raymond Lull). Луль был уверен в том, что для того, чтобы лучше узнать культуру и идеологию арабов и остальных мусульман, следует сначала выучить их язык. Это, по его мнению, облегчило бы и распространение влияния европейцев на мусульман[50]. Другие называют основоположником этой науки крещеного еврея Петруса Альфонси (Петро де Альфонсо), и относят ее начало к эпохе господства мусульман в Андалузии[51].

В конце XIX в. на Западе остро встала проблема подготовки специалистов по Востоку, в результате чего в европейских университетах появились кафедры исламоведения, иранистики и т.п.

Развитие исламистских движений в исламском мире, и особенно в Египте, события в Пакистане и Афганистане и особенно обнадеживающая победа исламской революции в Иране вызвали в Европе и Америке новую волну интереса к Востоку и стали причиной самого серьезного и усиливающегося день ото дня внимания в исследования в области исламоведения[52].

 

Начало востоковедения

То, что некоторые из этих исследований проводились ради изучения Востока, в частности, его культуры и общества, а также с целью просвещения и познания истории человечества, отрицать нельзя. Единое происхождение всех людей, живущих ныне на Земле, потребность людей в познании противоположного и присущая человеку любознательность являются источниками и этой науки. Однако завоевательная, расистская и националистическая политика западных государств отбросила тень на саму основу востоковедных исследований, напустила туман недоверия на большую часть деятельности востоковедов – вплоть до того, что очень многие считают востоковедение частью политических происков западных держав, считают неприемлемой его претензию на роль чистой и нейтральной науки.

Колониальная политика стран Запада стала причиной того, что на Востоке востоковедение стало восприниматься как средство уничтожения его ценного культурного и религиозного наследия[53]. Тайная и явная связь научного востоковедения с политическими целями дошла до того, что даже некоторые востоковеды оказываются в рядах его самых серьезных критиков:

«Если какой-нибудь востоковед говорит: «Маст – белый», всегда надо держать в уме вероятность того, что либо маст – вообще не белый, либо утверждение белизны маста – это лишь вступление к отрицанию того, что уголь – черный»[54].

Энн Мэри Шиммель, указывая на колонизаторские мотивы английских и французских исследователей, утверждает, что на протяжении последних десятилетий взгляды востоковедов постоянно подвергались критике[55].

Одним из тех востоковедов, кто много занимался исследованиями истории ислама, а затем был подвергнут острой критике со стороны не только мусульман, но и не-мусульман, являет Генри Ламанс. Беспристрастный христианский ученый Джордж Джордак, раскритиковав этого бельгийского священника с научной точки зрения, выразил сожаление по поводу его сочинения и сказал, что такого рода сочинения противоречат духу и методу науки[56].

«Кембриджская история ислама» – одно из новейших сочинений востоковедов по истории ислама, которое якобы является его новым достижением и написано с целью расширения понимания и постижения ислама. Эдвард Саид (известный исследователь-христианин палестинского происхождения, живущий сейчас в Америке), пишет об этом издании:««Кембриджская история ислама» не только рассматривает и представляет ислам как очень плохую религию, но и не дает ни одной оригинальной идеи по поводу его истории… На сотнях страниц, составляющих первый том, смысл и значение ислама сводятся к бесконечной череде войн, государств, смертей и т.п., причем написано об этом с ужасающей прямотой»[57].

На этом основании мы можем по праву говорить о предвзятости западных востоковедов в отношении истории ислама. Тесная увязка востоковедения с колониальными устремлениями западных стран проявляется в следующих моментах, имеющих отношение к ранней истории ислама: тенденциозное толкование религиозных исламских текстов, вынесение априорных и ничем не обоснованных заключений; общее искажение содержания исламских источников и неверная трактовка вопросов, не поддающихся прямому искажению; постоянное принижение народов Востока и стремление в выгодном свете представить потребительскую цивилизацию Запада[58]; стремление представить ислам как религию, вытекающую из предшествующих религий, т.е. иудаизма и христианства[59]; стремление к отрицанию общеисламской религиозно-правовой основы шиизма, утверждение его генетической связи с зороастризмом и придание шиизму характера сугубо иранской религиозной школы[60]; изображение пророка Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) как диктатора и агрессора, чрезмерное педалирование националистических и сепаратистских устремлений мусульман; представление хиджаба в невыгодном свете; унижение мусульманской женщины и утверждение того, что в исламском обществе женщина занимает приниженное место; искажение исламских представлений о человеческой личности, о мышлении, свободе и выборе человека, и т.д. и т.п.

Разумеется, некоторые востоковеды проявляют в исследованиях точность и тщательность, и оказываются весьма компетентными. Даже малодостоверные источники при верном подходе и точной оценке могут дать требуемый результат.

Раздел 2

Мир накануне Пророчества

Важность данной темы

Начало исламу положила пророческая миссия Мухаммада, посланника Божьего (да благословит Аллах Его и Его род!). С рождением новой веры полная событий и испытаний история человечества вступила на новый этап развития. Громадный объем научно-теоретических исследований сущности ислама, исламских источников и литературы, свидетельствует об огромной важности этого события, принесшего кардинальные изменения в основополагающие вероучения человеческого общества.

Подробное и всестороннее исследование данной темы невозможно без анализа исторической ситуации, предшествовавшей пророческой миссии Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!). Без знания верований, культуры, ценностей и традиций старого общества нельзя понять, насколько сильным оказалось влияние новой религии на мировоззрение исламизированных народов. Таким образом, анализ ситуации в наиболее важных обществах того времени и особенно в области непосредственного возникновения ислама, то есть, на Аравийском полуострове, позволит лучше понять эпоху Пророчества и возникновения исламского учения и дать ответ тем, кто утверждает, что большая часть положений исламской религии берет начало в иудаизме, а также арабских обычаях и традициях языческого преиода, или же является результатом общения с рядом выдающихся мыслителей того времени[61]

 

Аравийский полуостров

а) Географическое положение

Аравийский полуостров расположен на Юго-Западе Азии. Имея площадь в 3 миллиона 200 тысяч квадратных километров, он является, по сути, самым большим полуостровом в мире. Некоторые области этого полуострова из-за ужасных песчаных бурь до сих пор мало изучены. На севере Аравийский полуостров граничит с Ираком и Сирией, на востоке омывается водами Персидского и Оманского заливов, на юге – водами Индийского океана, а на западе – водами Красного моря. При всем при этом, за исключением южной оконечности полуострова, Аравия испытывает острый недостаток воды[62]. Лишь эта узкая полоса земли и ряд горных областей средней высоты получают некоторое количество благословенных осадков. Остальная территория – это голые скалы и безводные и непригодные для жизни пустыни. Высота горной страны, берущей начало на Синайском полуострове и тянущейся от Красного моря до Персидского залива, достигает 2470 метров. Горная страна разделена малыми и большими долинами, носящими навзание вади. С географической точки зрения, можно поделить Аравию на три части[63]:

 

1. Северо- Западная Аравия (Хиджаз)

 

В этой части Аравии находятся такие города, как Мекка, Медина, Тайиф, Йамбу и Джидда. Для Хиджаза характерно сочетание горных и пустынных районов. Здесь мало воды и осадков, и поэтому земледелие практически не развивалось. Лишь в наше время, благодаря ирригации, появилась возможность земледелия в окрестностях Медины и Тайифа.

 

2. Центральная и Восточная Аравия (Аравийская пустыня).

 

Горная область этой части Аравии носит название Неджда, северную часть занимает обширная пустыня Нефуд, южную – огромная пустыня Руб ал-Хали. В обеих пустынях выпадает ничтожное количество осадков, и отсутствуют оседлые поселения и города. Важнейшую роль в пустыне играют четыре актера – кочевники (бедуины), верблюды, пальмы и песок, а четырьмя важнейшими чертами пустыни являются нехватка воды, страшная жара, непроходимость дорог и отсутствие пищи.

 

3. Юг (Йемен)

Эта территория в прошлом носила название Счастливой Аравии, или Йемена. Она представляет собой треугольник, восточная сторона которого омывается Аравийским морем, западная – Красным морем, а третья сторона представляет собой линию Захран – Хадрамаут. Йемен – наиболее пригодная для жизни часть Аравии. До наших дней здесь сохранилдись остатки великих цивилизаций древности[64]. C XIV в. до н.э. по VI в. н.э., то есть до времени возникновения ислама, на этой земле существовали такие знаменитые государства, как Муин, Хадрамаут, Каттабан, Саба[65]. Здесь найдены такие исторические памятники, как Мариб, столица государства Саба, и рядом с ним – монументальные остатки разрушенной наводнением плотины. Богатства этой земли были очень велики. Здесь добывались золото, серебро и драгоценные камни, были развиты искусство и ремесло. Известный древнегреческий историк Страбон, посетивший в I веке до н.э. эту страну, так описал её: «Мариб являл собой удивительный по красоте город, ибо дома в городе были выбиты из бивней и слоновых костей, имели красивые узоры и украшались драгоценностями. В этом городе были красивые сосуды, поражающие своей красотой[66]». В священном Коране дважды упоминается Саба, рассказывается о царице Савской (Билкис) и письме к ней святого Сулаймана (Соломона), доставленной царице посланцем Сулаймана – удодом, о знаменитом троне царицы Савской и о ее обращении в истинную веру[67]. В суре «Саба»[68] рассказывается о постигшей Сабу катастрофе – прорыве Мерибской плотины, случившейся приблизительно в V веке до н.э., а само наводнение объясняется моральным и общественным разложением сабинян, их неверием в истинного Бога и неприятием пророков.

Существует множество артефактов и исторических памятников, свидетельствующих о цветущем состоянии йеменской цивилизации в древности. Большинство из них было найдено во время археологических раскопок в течение двух последних веков. Соседи, прослышавшие о богатстве этой земли, много раз предпринимали попытки захватить Йемен. В 534 г. н.э. в результате роста противоречий между иудеями и христианами окончилось правление химйаритских царей, и власть в Йемене перешла к абиссинцам[69].

Из важных событий периода абиссинского (эфиопского) правления в Йемене следует упомянуть поход йеменского правителя Абрахи на Мекку. Абраха имел намерение разрушить Каабу обеспечить расцвет христианской церкви в Сане, но потерпел поражение, не добившись хоть какого-нибудь успеха (Сура «Слон»)[70].

 

(В качестве дополнительных сведений:

 

До появления ислама в Аравии, наряду с язычниками жили иудеи и христиане. Йасриб и Йемен были местами сосредоточения иудеев, а Наджран – городом, где жили христиане. С начала проповеди Христа (мир ему!) и появления христианства отношения между христианами и иудеями были очень плохими. Иудеи считали христиан заблудшими и еретиками. Христиане тоже считали иудеев врагами Христа (мир ему!) и его сподвижников. Между христианами и иудеями постоянно происходили столкновения и стычки. Одно из самых известных столкновений между иудеями и христианами на Аравийском полуострове произошло в период правления йеменского правителя Зу Нуваса. Сам Зу Нувас был иудеем и подверг христиан Наджрана избиению и пыткам, многих из них он взял в плен и в качестве единственного условия сохранения жизни объявил принятие иудаизма. Все христиане Наджрана, отказавшиеся принять иудаизм, были казнены. Когда весть о мучениях христиан Наджрана дошла до правителя Восточно-Римской империи, тот обратился с просьбой к христианскому правителю Абиссинии (Эфиопии) направить свои войска в Йемен, и в 534 г. абиссинская армия вторглась в Йемен и свергла царя-иудея и его приверженцев. Краткое правление христианского царя-химйарита сменилось абассинским господством. Абиссинцы не удовлетворились освобождением христиан и избиением иудеев, но стали всячески распространять в Йемене христианство.

Йеменский правитель Абраха приказал построить в городе Сана большую и очень красивую церковь с той целью, что и арабское, и неарабское население всей Южной Аравии обратилось в христианство, а сама Сана стала крупным центром христианской веры. Но местное население продолжало игнорировать построенную по приказу Абрахи церковь и продолжало посещать Мекку с паломничеством и совершать ритуальное хождение вокруг Ка‘бы. Разгневанный Абраха принял решение разрушить Ка‘бу с тем, чтобы народ обратился к его святыне. С большим войском, в составе которого был боевой слон, он двинулся в поход на Мекку. Ему преграждали путь ополчения арабских племен, но быстро терпели поражения и сдавались.

Оказавшись на подступах к Мекке, Абраха отправил ‘Абд ал-Мутталибу (деду посланника Аллаха, да благословит Аллах Его и Его род!) послание, в котором было сказано: «Мы пришли не для того, чтобы воевать, а лишь для того, чтобы разрушить Ка‘бу. Если вы не будете оказывать сопротивление, у нас не будет необходимости вас убивать». В ответ ‘Абд ал-Мутталиб сказал: «Мы тоже не хотим войны, и у нас нет на это сил. Это дом Аллаха и дом Ибрахима-халила[71]. Если Аллах пожелает, то сам защитит свой дом от вашего посягательства». Вопреки достигнутой договоренности, воины Абрахи захватили более двухсот верблюдов ‘Абд ал-Мутталиба и других жителей Мекки. ‘Абд ал-Мутталиб пришёл к Абрахе и попросил вернуть верблюдов, на что Абраха в удивлении сказал: «Я думал, ты будешь просить, чтобы мы не трогали Ка‘бу?!» ‘Абд ал- Мутталиб же, хотя и считал разрушение Ка‘бы страшным и невозможным злодеянием, всё же сказал: «Я господин лишь над этими верблюдами, а у Ка’бы есть свой Господин». Затем ‘Абд ал- Мутталиб вернулся в Мекку, а Абраха направился в сторону Ка‘бы, чтобы разрушить её. И вдруг все увидели, что несметные стаи огромных птиц абабиль летят в сторону армии Абрахи. В клювах у птиц камни, и когда эти птицы начали закидывать камнями армию Абрахи, практически никто из его воинов не уцелел. Это событие описывается в священном Коране в суре «Слон»[72]. Именно в этот год родился посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!). Этот год получил название год Слона.

 

Б) Политическая ситуация на Аравийском полуострове

Этнической основой и социально-политической структурой арабов был родо-племенной строй[73]. Историки делят арабов Аравийского полуострова на три класса:

 

1. Арабы-бедуины (кочевники)

Эти племена за много лет до появления ислама были уничтожены земными и небесными катаклизмами за неповиновение Аллаху.

 

2. Арабы ‘араба (горожане)

Это торгово-земледельческие племена, которые жили в Йемене и других областях Южной Аравии. Среди этих племён можно выделить племена аус и хазрадж, которые в период Ислама были самыми крупными племенами в Медине (Йасрибе). Оба племени возводили свою родословную к Йа‘рабу ибн Кахтану, пятому сыну Ноя (пророка Нуха). Когда в исторических источниках говорят об арабах до ислама, то, как правило, имеют в виду именно арабов ‘араба.

 

3. Арабы муста‘араба (‘аднанийян)

Эти арабские племена через ‘Аднана и еще несколько поколений возводят свою родословную к пророку Исма‘илу (мир ему!). Племя курайш является одним из этих племён. Отсутствие единой культуры и общей идеологии между этими племенами, отсутствие удобных дорог и способов связи, а также ограниченность экономических источников стали причинами обособленности племён друг от друга и отсутствия единой государственной власти и политического порядка на Аравийском полуострове. И кочевые, и оседлые арабы находились во власти родо-племенной традиции. Оплотом этой традиции были три принципа: родословная (насаб); знатное происхождение (хисаб); ревностная защита своего племени или рода (‘асаб). На основании принципов насаб и хисаб, все люди должны были знать свои корни и сохранять преданность своему роду и племени. На основании принципов ‘асаб и ‘ирак, все должны были содействовать укреплению своего рода и племени. Любые связи и отношения жертвовались во имя сохранения единства плоти и крови племени. Все это приводило к тому, что члены племен становились ограниченными, воинственными, преданными исключительно своему племени людьми (то есть, своего рода родо-племенными националистами), а их вожди получали абсолютную, тираническую власть.

Обусловленная тяжелыми природно-климатическими условиями пустыни воинственность арабов и их родо - племенной национализм являются причинами основных разногласий и постоянных междоусобиц между арабами (ахл ал-‘араб). Зачастую даже небольшая стычка между двумя представитеями разных племён могла привести к кровопролитной межплеменной распре, жертвами которой становились сотни, а то и тысячи человек.

Если не считать йеменские цивилизации Сабы и Мираба, которые к моменту возникновения ислама уже практически прекратили существование, во всей остальной Аравии, и особенно в Хиджазе не было никаких признаков цивилизации и государства. Среди арабов шли беспрерывные межплеменные расприи, личность была бесправна, общественная жизнь находилась в упадке.

 

В) Культура и традиции арабов

В арабской среде весьма похвальными считались такие качества, как верность договору, смелость, щедрость, гостеприимство, красноречие, хорошая память и уважание к поэзии и поэтам. Они оказывали положительное влияние на систему ценностей жителей Аравии. Любое пренебрежение этими ценностями обнажало духовный и культурный кризис общества и становилось причиной раздоров и войн.

Поэзия, бывшая самым высоким проявление арабской культуры, черпала вдохновение из родо-племенных представлений и предрассудков, а потому зачастую была такой грубой и кровавой, что, можно сказать, с острия ее меча капала кровь. Главными темами этой поэзии были восхваление либо унижение какого-нибудь рода или племени, либо его вождя, призыв к совершению грабительского набега, призыв к возмущению и бунту, мрачные воспоминания о прошлом, плотская любовь, вино и охота. Все это просто кричало о печальном закате арабской литературы.

Каждый год избранные касыды вышивались на шелковой ткани, иногда даже золотыми нитями, и вывешивались на Ка‘бе. Это было высшей наградой для поэта. Однако даже эти касыды были лишены всякого духовного содержания[74]. Верность своему племени, безусловная поддержка своих солплеменников во всех их деяниях, равнодушие к угнетению, расовая и этническая сегрегация, резкое противопоставление арабов неарабам являются другими примерами культурного упадка в Аравии.

Разврат и греховность людей дошли до такой степени, что перестали порицаться обществом. Люди потеряли всякий стыд. Убийство и грабеж, воровство и насилие, гнёт и несправедливость стали обыденными явлениями в жизни арабов, и зачастую они даже кичились этими своими «достоинствами».

Низкопоклонство, погоня за материальными радостями, тотальное господство предрассудков и суеверий, древних мифов и легенд, тоже свидетельствовали о культурном упадке и интеллектуально-мыслительном вакууме.

Даже среди лучших племен (курайш) число грамотных людей было ничтожно, и это ясно свидетельствует о кризисе мысли и объясняет многие слабости арабской культуры того времени.

 

 

Г) Положение женщин и семейные отношения

Несмотря на то, что на протяжении всей истории женщина всегда – в той или иной форме и в соответствии с разными социально-культурными обстоятельствами – сталкивалась с грубостью и жестокостью, всё же отношение к женщине как к вещи, которую можно было купить и продать, характерно, прежде всего, для доисламской истории Аравии. На Аравийском полуострове судьба женщины целиком и полностью зависела от воли мужчины. Мужчина мог обращаться с женщиной как хотел, мог убить ее или продать, поменять или купить. Женщина в большинстве жизненно важных ситуаций была абсолютно бесправна.

Мужчина мог стремиться к тому, чтобы быть честным, благородным, щедрым и демократичным, но из-за приоритета происхождения и крови все его благородство не уходило за пределы рода.

Многоженство не было обусловлено ничем, вплоть до того, что мужчина мог быть женат хоть на десяти свободных женщинах. Это угрожало правовой и семейной безопасности женщины. В ходу были различные виды брачных отношений (издивадж) между мужчиной и женщиной, среди них можно назвать такие, как: садак, мут‘аа, има, макат, шагар, рахат, мубадила, мушарикат-и ухтайн, истибза‘, та‘виз, иджбари и т.д[75].

Хотя у арабов и был запрещен кровосмесительный брак с матерью и сестрой, но брак с супругой отца (издивадж-и макат) не был запрещен законом. Есть много свидетельств того, что после смерти отца его старший сын мог, по желанию, объявить о притязании на вдову отца (но не собственную мать) как часть своего наследства (для этого ему было достаточно набросить покрывало ей на голову). После этого он мог либо сам жениться на ней, либо отдать ее в жены кому-то другому, мог пользоваться ее махром, и мог, по желанию, запретить ей вступать в брак с другими мужчинами, а после ее смерти завладеть ее имуществом[76]. В айатах 19 и 22 суры 2 («Женщины») осуждается этот вид брака.

Как утверждается в Коране, многие арабы считали, что рождение девочки – это большой позор[77], и некоторые из них даже заживо закапывали младенцев женского пола[78]. И если отец оставлял дочь в живых, то считал раннюю смерть счастьем для нее.

У арабов доисламского периода было принято говорить тому, у кого рождалась дочь: «Да защитит вас Бог от этого позора, соберет ее пожитки и сделает ее могилу домом ее жениха». Один арабский поэтот по этому поводу говорил: «Для отца, имеющего дочь и оставившего ее в живых, есть только три зятя: дом, под сенью которого он ее оставляет, муж, который ее возьмет и могила, которая ее скроет, и при этом могила является лучшим из трех зятьев»[79].

Возможно, кто-то возьмется утверждать, что постыдный обычай убиения девочек, как и отношение к женщине как к вещи, были в большей степени характерны для кочевых арабов, а среди оседлых арабов распространены не были, да и беспокойство арабов-кочевников по поводу рождения дочерей было связано не с тем, что женщины не имели социальной и правовой ценности, а исключительно потому, что они не могли защитить женщин и детей в обществе, где царили разврат и насилие. Кто-то скажет, что в арабском обществе женщины занимали высокое положение, и тем отличались в лучшую сторону от многих других народов, что ещё за несколько тысяч лет до Рождества Христова арабы в Сабе избрали своей царицей женщину по имени Билкис, а в Хирре – дочь Лукмана ибн Мунзира. И что пресвятая Хадиджа (мир с ней!) имела очень высокое и привилегированное положение среди арабов в Мекке.

На это мы ответим, что, к сожалению, имеется огромное число свидетельств и доказательств распространенности этого антигуманного явления, в том числе среди арабов Мекки. В частности, посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) в первом же договоре с йасрибцами (в двенадцатом году с начала пророческой миссии) взял с них слово, что они не будут закапывать заживо своих родившихся девочек[80]. Рассказывают также, что Кайс ибн Асим, когда принял ислам, пришёл к Пророку (да благословит Аллах Его и Его род!) и покаялся в том, что до принятия ислама закопал заживо восемь своих дочерей, а теперь раскаялся в этом и просит наказания. Посланник Аллаха сказал, чтобы он освободил восемь рабов. Кайс сказал: «У меня много верблюдов». Посланник Аллаха сказал: «Если хочешь, вместо этого принеси в жертву восемь верблюдов[81]».

Да, в священном Коране упоминается царица Савская и благословенный период ее царствия, но также говорится и о том, что рождением дочерей считалось у арабов стыдом и позором, причем даже в самой Мекке. Всевышний Аллах называет важнейшим условием обращения женщин в истинную веру отказ от убиения новорожденных дочерей (сура 60:120?). Из этих айатов следует, что обычай убивать новорожденных девочек существовал даже среди мекканской аристократии, тогда как ислам оказывался наиболее гуманным миропорядком, а его Пророк (да благословит Аллах Его и Его род!) предоставил женщинам право участвовать в общественных договорах в ту эпоху, когда нигде в мире женщины таким правом не обладали[82].

Ещё более грустным явлением, чем принудительный брак и убийство новорожденных, был развод, который нес на себе печать деспотических традиций и был далек от справедливости, морали и гуманности. У такого развода не было ни предварительных шагов, ни условий, ни правил. Мужчина имел полное право без всяких на то причин легко разорвать брачный союз, не привлекая свидетелей и не оставляя женщине никаких средств существования. В доисламской арабской среде был распространен тип развода под названием зихар,заключавшийся в уподоблении жены матери или сестре и переводе ее тем самым на положение запретных женщин. Развод айила означал развод по одному лишь клятвенному заявлению мужа об отказе от жены и подразумевал развод без содержания. Дирар – это чередование нескольких разводов талак и возвращений руджу‘.

Резюмируя вышесказанное, можно однозначно признать, что до ислама арабские женщины не имели никаких прав, и обращение с ними было крайне негуманным, несравнимы с тем угнетением, которое порой испытывают женщины в наши дни.

 

Д) Экономическая ситуация на Аравийском полуострове.

Основными экономическими занятиями арабов были скотоводство, земледелие и торговля драгоценными камнями. Некоторые племена жили за счет средств, получаемых от паломников, направляющихся в Мекку, особенно в праздники. Кроме того, существовали, конечно, грабеж и воровство, работорговля и торговля под проценты, азартные игры и разные мошеннические операции, включая обвешивание. Среди некоторых племён основным источником жизни были грабежи и нападения на торговые караваны. Священный Коран неоднократно указывает на эти источники сущестования племен[83]. Наиболее благоприятные были периоды сезонных ярмарок, которые устраивались в определенных местах в определенные месяцы, это способствовало укреплению торговых связей с другими городами и провинциями. Одна из важнейших ярмарок – Указская – собиралась ежегодно около Мекки. Язычники проводили эти мероприятия под аккомпанемент музыки, веселья и поэзии.

В то же время добывать средства к существованию на Аравийском полуострове было очень тяжело. Имам ‘Али (мир ему!) говорит:

«Господь послал Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!), чтобы тот напугал людей и донес до них повеление Аллаха. В те времена вы, арабы, имели самые ужасные обычаи. Вы спали среди твердых камней и ядовитых змей. Вы пили тухлую воду и питались чем придется. Вы проливали кровь друг друга, разрывали связь с близкими и постоянно воевали» (Хутба 26)

 

Е) Религиозная ситуация

Основными элементами религиозного мировоззрения арабов доисламского (языческого) периода были поклонение многочисленным местным божкам и идолам, сочетавшееся с поклонением природным явлениям. Вера в джиннов, духов, поклонение луне и звездам, а особенно звезде Шу‘ара-йе йамани, были распространены среди многих племен[84]. Число идолов накануне пророческой миссии доходило до трехсот шестидесяти. Если идол имели антропоморфную форму, он носил название санам. Если объект поклонения не имел какой-то особой формы, то относился к категории васан. Такими объектами могли быть камни, дома и деревья. Помимо идолов, почитавшихся в отдельных племенах (таких, как Сува‘, Вадд, Йагус, Йа‘ук, Наср), существовали также божества, популярные среди всех племен Аравии. Такими были Лат, Манат и богиня ‘ Узза [85]. Антропоморфное божество Хубаль, статуя которого хранилась внутри Ка‘бы, также было весьма почитаемым у всех арабов. Обряды поклонения, хождение вокруг Ка‘бы, паломничество на гору ‘Арафа и пребывание там под сенью веры в единого всемогущего Бога, находящегося на небесах и не запрещающего поклонению другим божествам, были частью религиозной жизни арабов в доисламское время. Часть арабов, не примыкая к иудеям и христианам, воздерживалась от поклонения идолам и называла себя последователями религии Ибрахима (Авраама) и Исма‘ила (мир им!). Такие люди назывались ханифами [86].

Иудаизм и христианство были распространены в Наджране и в Йасрибе, а в районе Хира встречались последователи манихейства и зороастризма[87]. Иудеи и христиане, которые по разным причинам нашли прибежище на Аравийском полуострове, использовали любую возможность для пропаганды и распространения своей веры. При том, что многие обряды и установления этих религиозных систем были еретическими и противоречивыми, они иногда находили отклик у местных арабских племен. Большая часть мифов, суеверных обычаев и предрассудков была позаимствована арабами из христианской и иудейской традиций[88]. Йа‘куби насчитывал в мировоззрении арабов более восьми основополагающих религиозных идей, важнейшими из которых были политеизм (ширк) и вера в рок или судьбу (дахрийат)[89].

Имам ‘Али (мир ему!) о вере арабов до ислама говорит следующее: «Вы, о сонм арабов, пребывали в наихудшей религии… идолы у вас были прочно утвержденные и в злодеяния свои вы были облеченные»[90].

«Всевышний Аллах назначил на пророческую миссию Мухаммада (да хранит его Аллах и приветствует!) тогда, когда люди на земле имели различные религии и убеждения, были в разногласии и не понимали друг друга. Некоторые из них представляли Бога творением, другие вообще отрицали Его, другие поклонялись вместе с Ним и другими Богам. Но он, придя в мир, наставил их на истину, и вывел их из невежества и заблуждения»[91].

 

(В качестве дополнительных сведений:

Исторические предшественники единобожия: политеизм и идолопоклонничество

 

Политеизм (многобожие) и идолопоклонничество (язычество) свойственны древнейшим цивилизациям и обществам. В священном Коране говорится об отношениях первого пророка единобожия Ноя (Нуха) с его языческим народом. По приказу Аллаха Нух стал проповедовать единобожие своему народу, поклонявшемуся идолам (Вадду, Сува‘, Йагусу, Йа‘уку, Насру), однако никто ему не верил. В отчаянии Нух обратился к Господу: «О, Господин мой, я призывал свой народ ночью и днём, но мой призыв увеличивал только их бегство… И yxитpилиcь oни вeликoю xитpocтью и cкaзaли oни: «He оставляйте никaк вaшиx бoгoв, нe ocтaвляйтe никaк Baддa, и Cyвa‘, и Йaгyca, и Йa‘yкa, и Hacpa!»[92]. Таким образом, позиции многобожия в давние времена были очень сильны, и в этом нет никакого сомнения. Даже теперь, несмотря на все усилия пророков, распространение знания и повышение интеллектуального уровня людей, значительная часть человечества продолжает поклоняться идолам! Однако здесь встаёт вопрос: что появилось раньше – многобожие или единобожие?

Некоторые социологи, включая Огюста Конта, были убеждены, что люди изначально были многобожниками, но затем постепенно перешли к единобожию и вере в единого Бога. Таким образом, многобожие появилось раньше, чем единобожие, а единобожие развилось из многобожия[93].

С точки зрения священного Корана, единобожие не только не является результатом развития многобожия и идолопоклонничества, но многобожие является ересью и заблужденим, которое возникло в связи с затруднением людей найти ответ на мучившие их вопросы. Все или большинство последователей зороастризма считают Заратуштру пророком единобожия, а теорию дуализма (противостояния Ахура Мазды и Ахримана) считают идеей Мани.

На основании того, что сказано в священном Коране о многобожниках, идолопоклонниках, звездопоклонниках и ангелопоклонниках, можно понять, что в глубине


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.