Экономическое развитие Самарской губернии. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Экономическое развитие Самарской губернии.

2018-01-28 527
Экономическое развитие Самарской губернии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сельское хозяйство. Важнейшим следствием реформы 1861 г. стали изменения в сельскохозяйственной сфере Самарской губернии. Положение крестьян осложнилось необходимостью выкупать собственную землю у помещиков, отбывать за нее повинности, платить оброк и одновременно заниматься сельским хозяйством. Однако трудности переживали не только крестьяне, но и помещики. Помещики-землевладельцы сосредоточились в северо-восточных районах губернии. Эти помещики и испытывали наибольшие трудности при переходе к новой стадии экономического и общественного развития – капитализму. Можно даже отметить, что помещики переживали этот переход гораздо тяжелее, так как во многих поместьях до реформы небыло производящего хозяйства, которое предстояло теперь создавать: покупать орудия производства, тягловую силу, нанимать работников. После реформы в распоряжении помещиков оказалось 1.457 млн. десятин земли. К 1877 г. количество помещичьих владений сократилось до 1.033 млн. десятин земли, а к 1905 г. - до 926 тыс. десятин. Таким образом, размер помещичьих владений сократился приблизительно в 1.8 раза. В основном эти земли перешли к купцам. В 2.2 раза увеличилось количество земель принадлежащих крестьянам, однако почти 100% купленной земли оказалось в руках зажиточного крестьянства. К бедняцким хозяйствам в Самарской губернии относилось 46.9% хозяйств (в целом по стране этот показатель был 50%). Бедняцким хозяйствам принадлежало 9% посевных площадей и 11% рабочего скота. Причем эти хозяйства не производили хлеб, а наоборот, покупали или арендовали до 10 млн. пудов зерна в год.

Крупных зажиточных крестьянских дворов было 72 тысячи (20.5%). Эти хозяйства производили 86% товарного хлеба и имели 62% рабочего скота, 90% сельскохозяйственных машин и 60% земли.

К середняцким хозяйствам относились 137 тыс. крестьянских дворов.

Крестьянские хозяйства Самарской губернии были обременены многочисленными налогами. В 1890 г. крестьяне должны были выплатить казне 6.769.700 рублей. На выкупные платежи приходилось почти 40%. Различные общественные сборы составляли 28% - 1.898.600 рублей. 13.4% приходилось на земский налог – 907 тыс. рублей. Прямые государственные налоги составляли около 13% - 856.500 тыс. рублей. Волостные сборы – 5.9%. Эти выплаты были непосильными для крестьян, поэтому уже в 1895 г. недоимки самарских крестьян составили 27 млн. рублей.

Мы говорили о том, что самарские крестьяне активно выходили в пореформенное время на дарственный надел. Расчет крестьян был довольно прост: получив дарственный надел, арендовать или купить пустующие земли в южных уездах (аренда – 9 копеек за десятину). Однако, после отмены крепостного права, арендная и продажная стоимость земли резко возросли. Если до 1860-х средняя цена продаваемой земли в Самарской губернии составляла 13 рублей, то уже в 1863 г. – 21.60 рублей. Поэтому основной формой приобретения земель в пользование стала аренда. Причем 71% всей арендованной земли принадлежал купцам, 21% - крестьянам, 8% - вся остальная аренда.

Самарская губерния не входило в число губерний с крупным дворянским землевладением. В Самарском уезде было сосредоточено 65% всего дворянского землевладения. Постреформенное развитие земельного рынка привело к существенному сокращению дворянских владений. В 1877 г. в Самарской губернии насчитывалось 1082 дворянских владения, а в 1905 г. – 810 владений. До 1905 г. основной причиной продажи дворянских земель было то, что дворяне не могли или не хотели переводить хозяйство на капиталистические рельсы. Покупателями выступали представители всех сословий: дворяне, купцы, мещане, крестьяне и Крестьянский поземельный банк. У купцов в 1877 г. – 261 владение, в 1905 г. – 527. Самарская губерния очень быстро заняла первое место в европейской части России по размерам купеческих землевладений. Крестьянские владения с 1877 по 1905 гг. увеличились вдвое и достигли 3049. Соответственно активно шел рост цен на землю: в 1877-1905 гг. стоимость десятины земли выросла в 5 раз.

Процесс перехода России на капиталистические рельсы затрагивал крестьянские хозяйства. В постреформенный период наблюдался рост сельского населения и, как следствие, размельчение наделов в результате семейных разделов. Число крестьянских дворов к 1905 г. (имеются ввиду помещичьи крестьяне) увеличилось на 14%.

Вторая половина XIX в. характеризовалась активным переходом сельского хозяйства на рыночную основу. В Самарской губернии встал характерный для всей страны вопрос о трех возможных путях развития капиталистического хозяйства: капиталистический, отработочный и смешанный. В губернии насчитывалось 224 помещичьих имения. В 61 имении хозяйство велось с применением наемной рабочей силы – капиталистический путь развития. 60 помещичьих хозяйств отдали всю землю в аренду. 103 хозяйства применяли отработочную систему. Процесс дифференциации в сельском хозяйстве шел полным ходом. Наша губерния ничего уникального собой не представляла и была типичным примером смешанного пути развития. Северные и центральные уезды губернии выбрали прусский путь развития хозяйства, южные уезды, где был высок процент немцев-колонистов, - американский, фермерский путь развития.

В Самарской губернии бурными темпами развивалась зерновая специализация. На черноземных почвах Поволжья выращивали высокосортную пшеницу белотурку. Этот сорт становится одним из самых популярных в Европе. Как раз к этому времени и этой пшенице относится рассказ об английской королеве, которая на завтрак кушала булочки только из муки, произведенной из белотурки.

Сельское хозяйство губернии почти полностью перестроилось на выращивание пшеницы, которая превратилась в монопольную агрокультуру Самарской губернии. Из сельскохозяйственной сферы исчезает одна из крупнейших отраслей первой половины XIX в. – производство сала. Считается, что это связано с утерей рецепта консервации. Перестает так же производиться в рыночных масштабах кожи и овчины.

Потребности в пшеничном производстве привели к резкому увеличению посевных площадей в Самарской губернии. В течение второй половины XIX в. посевные площади, занятые пшеницей-белотуркой выросли с 2 млн. десятин до 6.6 млн. десятин. Развитие товарного производства пшеницы повлияло на интенсификацию сельского хозяйства: 1) произошел отход от залежной системы землепользования и господствующей формой с 1870-х гг. становится трехполье, 2) начинается активная механизация сельского хозяйства. В Самаре был построен завод по производству сельскохозяйственной техники и открыт ряд фирм, продававших импортную сельхозтехнику и паровые двигатели. Кроме того, самарские землевладельцы закупали большое количество сельскохозяйственных машин заграницей.

Параллельно развитию товарного производства пшеницы начинается формирование остальной инфраструктуры. То есть быстрыми темпами развивается мукомольное производство, которое к 1896 г. выдавало продукции на 5.200 млн. рублей (мука разных сортов, крупы). В общем объеме промышленного производства Самарской губернии мукомолье составляло 39.1%. Нашим мукомолам принадлежал своеобразный рекорд: к концу XIX в. наша мукомольная промышленность занимала одно из первых мест по уровню механизации производства, а большая часть крупных мельниц была паровой.

Уже к концу 1870-х гг. в губернии насчитывалось 273 предприятия по обработке продуктов животноводства: салотопни, бойни, мыловарни, свечно-сальные и свечно-восковые производства, кожевенные, клеевые, суконные, воскобойные, овчинные, шорные. 171 предприятие по обработке растительных продуктов: крупчатые, поташные, крахмальные, маслобойные, солодовенные, канатные, пивоваренные, винокуренные, водочные. 130 предприятий по обработке полезных ископаемых. 12 предприятий смешанного характера. Всего насчитывалось 586 заводов и фабрик, 74.3% из которых занимались переработкой продукции сельского хозяйства. Общий объем производства достигал 6.2 млн. рублей. Наиболее развитыми в промышленном отношении городами были: Бугуруслан – 24 предприятия и Бузулук – 18 предприятий. В целом в 1870-х гг. в Самарской губернии преобладала переработка продуктов животноводства, среди предприятий этой сферы ведущая роль принадлежала салотопенным заводам – 63 предприятия с выработкой продукции на 2.3 млн. рублей.

В 1880-х гг. картина меняется. На первый план выдвигается мукомольное производство и крупорушная промышленность. Объем крупчатого производства в 1882 г. составил 2.8 млн. рублей. Это связано в первую очередь с процессами в местном зерновом производстве и развитием транспортной структуры губернии. В дальнейшем процесс принимает характер концентрации производства и капитала, то есть происходит сокращение числа мелких предприятий при росте выпуска продукции. Уже в 1899 г. осталось всего 112 заводов и фабрик, а производство продукции выросло до 20 млн. рублей. Характерной приметой самарской промышленности стали крупные паровые и водяные мельницы, которые к началу XX в. производили муки крупчатки на сумму в 14 млн. рублей – 62% всего промышленного производства в Самарской губернии.

Тормозилось развитие самарской промышленности отсутствием современной транспортной инфраструктуры и, главным образом, отсутствием железнодорожной связи губернии с центральными районами России. Этот вопрос начинает решаться в 1874 г., когда был утвержден устав АО Оренбургской железной дороги. Это АО было зарегистрировано в СПб и брало на себя обязательство за три года построить ж/д линию Оренбург-Батраки и в течение 86 лет эксплуатировать эту ж/д линию, а затем передать ее государству.

В Самаре первый паровоз появился 12 августа 1875 г. Окончание строительства состоялось в 1877 г. Линия Оренбур-Батраки в сутки пропускала 3 состава – 2 товарных и 1 пассажирский. Эта дорога очень быстро себя окупила. В первый год по ней было перевезено 24 млн. пудов груза. Однако, нормальное функционирование ж/д было невозможно без моста через Волгу. Мост начал строиться в 1877 г., сразу же после окончания строительства ж/д. Мост был построен за три года. Просуществовал он до 1980 г., перенеся три реконструкции. Одновременно было начато строительство ж/д вокзала в городе Самара. Проект вокзала был предложен СПб архитектором Рошфором.

Развитие ж/д инфраструктуры продолжало развиваться: в 1886 г. начинается строительство Самаро-Уфимской ж/д, построенной на линии Кинель-Уфа. Это строительство было закончено в 1888 г. В этом же году начинается строительство линии Уфа-Златоуст. В связи с этим строительством встал вопрос об участке Оренбург-Батраки. Этот вопрос был решен в пользу государства и с 1893 г. перешел в казенную собственность. Вообще с этого года вопрос о строительстве частных железных дорог был закрыт, и все строительство контролировалось государством. Ж/д Самара-Златоуст насчитывала 1.4 тыс. верст путей, 93 паровоза, 98 пассажирских и 1376 товарных вагона.

Строительство ж/д способствовало быстрому развитию губернии. Со станции Самара было отправлено 8.6 млн. пудов различных товаров, принято 11 млн. пудов. В целом по рельсам и воде в Самару в 1896 г. прибыло 9.6 млн. пудов хлеба, отправлено 2.4 млн. пудов хлеба. Самарская пристань принимала до 1 тыс. судов в год. В 1897 г. в Самару прибыло 956 судов с 14 млн. пудов груза, а отправлено 1491 судно с 19 млн. пудов груза. Из этой тысячи судов в год 862 судна были паровыми. Важную роль играла торговля лесом – в 1897 г. к пристани прибыло 190 плотов.

Помимо создания АО для строительства ж/д, в Самарской губернии действовало еще несколько АО, созданных в СПб. В 1871 г. в СПб было образовано АО Сызранско-Печерской асфальтовой и горной промышленности. В 1881 г. это АО было переименовано в АО Сызранского асфальтового завода. Под руководством этого АО в конце XIX в. функционировало 4 асфальтовых завода, вырабатывавших 1 млн. тонн асфальта и 100 тыс. тонн гудрона. Заводы обеспечивали асфальтом все Среднее и Нижнее Поволжье, их продукция шла на Урал и в Сибирь.

В 1875 г. принимается решение о строительстве в селе Тимашево сахаро-рафинадного завода. Строили его три года. По сравнению с другими заводами этого профиля, наш завод был наиболее механизированным. Производство базировалось на привозном сырье с Украины, поскольку сахарную свеклу в Самарской губернии не выращивали. В 1893 г. было основано АО Богатовских сахарных заводов. Эти сахарозаводчики решили не завозить сахарную свеклу с Украины, а выращивать свою, местную. Этот завод был первым в губернии, работавшим на нефтяном топливе. И тимашевские, и богатовские заводы были основаны на сезонном производстве: начинали работать в октябре и заканчивали в апреле (работали местные крестьяне).

В 1880 г. было открыто одно из крупнейших самарских предприятий – ЖПЗ. Основателем завода был фон Вакано, привлекший иностранный капитал. Завод представлял собой целый комплекс зданий. Наш завод обладал монопольным правом на выпуск жигулевского пива. От завода был построен самый благоустроенный пивной зал в провинциальной России – ул. Алексеевская-Красноармейская., куда пиво подавалось по трубопроводу с завода. На заводе работало 300 человек, а концу XIX в. – 500 человек. Завод был крупнейшим в Самарской губернии, потому что, не смотря на бурное развитие промышленности, среднее число рабочих на предприятиях составляло около 50 человек.

Во второй половине XIX в. в Самарской губернии наблюдается аграрное перенаселение. Как результат – появление массы безработных, что незамедлило сказаться на положении рабочих. На городских мельницах рабочий день начинался в 4 часа утра и заканчивался в 8 вечера. Швейные мастерские работали с 6 утра до 8 вечера. Пивоваренный завод работал с 6 утра до 5 часов вечера. Выходной день был один – воскресенье. Средний месячный заработок составлял 10 рублей, а рабочий в среднем по России получал 13 рублей 40 копеек.

Самара в это время окончательно закрепляет за собой славу крупнейшего торгового центра Поволжья. В Самаре строятся многочисленные хлебные пристани, амбары, зернохранилища. Было построено специальное здание Хлебной биржи на Хлебной площади (сейчас больница №6). Ежегодно из Самары вывозилось в 1880-х гг. 60 млн. пудов хлеба, в первой половине 1890-х гг. – 93 млн. пудов. 53% хлеба продаваемого в Самаре оставалось для внутреннего потребления, 47% шло на экспорт. Для организации и упорядочения хлебной торговли, для обеспечения хранения и быстрой перевозки хлеба была создана система элеваторов, которые были расположены по берегам реки Самарки. На берегах Волги элеваторов небыло, поскольку она вскрывалась ото льда в 20-х числах апреля, а Самарка в первых числах. На Самаре был построен специальный затон, где зимовали хлебные баржи. После вскрытия Самарки баржи сразу же вставали под погрузку и к моменту вскрытия Волги были готовы к отправке. На СПб хлебную биржу волжские хлебные баржи приходили первыми. Это было очень выгодно, поскольку цены на зерно были ранней весной очень высоки. За счет этого первого рейса волжские купцы получали очень высокие прибыли. В среднем за навигацию, самарские баржи с хлебом совершали 5 рейсов в СПб.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.