Структурно-функциональный анализ содержания обществознания — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Структурно-функциональный анализ содержания обществознания

2018-01-28 580
Структурно-функциональный анализ содержания обществознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Структура теоретического знания. Соотношение фактов и теории - одна из актуальных проблем обществознания. Основное содержание курса представляет собой:

·Изложение понятий высокой степени обобщения;

·Объяснение закономерностей социального развития;

·Рассмотрение научных гипотез, концепций.

Роль данных компонентов теории с точки зрения компетентностного подхода – возможность использования ее элементов для изучения и анализа социальной реальности и фактов истории. С этой точки зрения мы можем определить теорию как особый вид человеческой деятельности, направленный на получение истинного знания о природной и социальной реальности. Теория – необходима как инструмент научного познания и одновременно является ее результатом. Теория – интеллектуальная, логическая проекция реальности, но ей присущи свойства не присущие не одному из ее объектов. Можно определить теорию как динамическую систему абстрактных объектов.

Структура теории:

·Совокупность утверждение и понятий (базис теории);

·Логико-методологические принципы построения исследования(типологии, классификации);

·Концептуальные установки – парадигмы.

В современном научном познании значение теории велико, так как освоение действительности осуществляется не за счет эмпирического анализа фактов, а за счет конструирования на базе уже имеющихся теоретических знаний. Эти модели выступают в качестве гипотез, подтверждаются теоретически и в дальнейшем преобразуются в схемы определенной предметной области. Любая наука связана с предметной областью как определенным сегментом реальности, которую изучает и так же областью применения теории, которую объясняет теория.

Таким образом, теория включает в себя:

·Эмпирическую основу, как совокупность фактов, подвергнутых теоретическому осмыслению;

·Теоретическую основу: аксиомы, постулаты, закономерности, как модель реальности;

·Совокупность логических и методологических принципов, регулирующих процесс создания теории;

·Совокупность теоретических положений (тезисов), систему их развертывания и обоснования.

Выяснив особенности теории, определим ее роль в социально-гуманитарном знании:

1.Социальные законы могут рассматриваться как закономерности, тенденции, отражающие повторяемость социальных процессов при определенной комбинации факторов общественной жизни;

2.Социальные закономерности отражают деятельность людей (но не жизнь конкретного человека);

3.Историчны: то есть их применения временна (рыночная экономика);

2. Теоретическое мышление и его особенности. Под теоретическим мышлением мы понимаем систему способов мыслительной деятельности по осмыслению процессов и явлений окружающего мира.

Теоретизирование может проходить двумя путями: создание и применение собственной теории, и применение готовой теоретической модели. При анализе социальной действительности теория выступает средством ее понимания, результаты которого отражаются в виде символов и знаков. В первом случае, объяснение происходит на основании готовых конструкций(символов), а во втором в результате рациональной интуиции, поиска объяснительных оснований и создания собственных символических форм. Мы можем применять в системе обществоведческого образования и ту и другую форму теоретизирования (соответственно I и II концентры).

В процессе интеллектуальной деятельности, связанной с теоретизированием, необходимо придерживаться определенной структуры:

·Целеполагание и планирование;

·Постановка проблемы и выдвижение гипотезы;

·Установка связей между эмпирическим и теоретически уровнем;

·Рефлексия по поводу логичности процесса.

3. Социальные факты и особенности их отбора на уроке обществознания. Социальные факты – это объекты реальности и средства познания. Философия трактует факт как непосредственные данные о явлениях, действительность которых установлена. В обществознании мы используем: социальные факты (явления социальной жизни, а так же единичные факты, имеющие большое воспитательное значение); исторические факты (типичные явления и процессы).

Функции фактов на уроке:

·Приводятся для обоснования теории;

·Конкретизируют теорию после изложения ее основ;

·Показывают возможности применения теории;

·Приводятся для повышения мотивации;

·Приводятся для полноты сведений об изучаемом объекте.

Социальный факт – отправная тока познания, основа для ведения понятий. Причем это процесс двусторонний: можно идти от фактов к теории (индукция), или теорию применять к анализу фактов (дедукция).

4. Принципы взаимодействия теории и фактов в обществознании: Эмпирический и теоретический материал в научном познании составляет диалектическое единство. В преподавании обществознания здесь главный принцип – возростосообразности. В основной школе постепенно увеличивается доля теоретических знаний, формируются базовые понятия: сначала с опорой на социальный опыт, далее более емкие понятия раскрываются через более простые.

В рамках компетентностного подхода наша задача - обеспечить применение теоретических знаний в эмпирических ситуациях.

Можно выделить группы специальных умений в этом направлении:

·Объяснять социальные факты с теоретических позиций;

·Оценивать социальные факты с заданных позиций;

·Иллюстрировать, подтверждать или опровергать теоретические позиции с помощью эмпирических данных;

·Планировать деятельность по решению познавательных проблем;

·Выполнять творческие поисковые задания.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.